Взаимоотношения религий

10 февраля 2010 г.

СЕМЕНОВ: Здравствуйте, дорогие друзья. Свои вопросы архиепископу Илариону, Председателю Отдела внешних Церковных связей Московского Патриархата вы можете присылать на наш сайт «VERA.VESTI.ru».

ВЛАДЫКА: На минувшей неделе состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Казахстан. Мы сегодня хотели бы поговорить об итогах этого визита.

СЕМЕНОВ: У нас есть репортаж о поездке Святейшего в Казахстан. Давайте сначала напомним нашим зрителям, как и что происходило.

СЕМЕНОВ: Владыка, ну вот чуть меньше года прошло с момента интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. И поездок он совершил очень много за этот год. Почему в первый же год в Казахстан?

ВЛАДЫКА: Патриарх по своей должности обязан посещать свою паству. Он должен знать, чем живет его паства, потому что Русская Православная Церковь — это не только Церковь России, это не только Церковь Украины, это и Церковь Белоруссии, Казахстана и других бывших республик Советского Союза. Кроме Грузии и Армении. Так вот, Казахстан – это огромная страна, где живет очень много православных людей, где они сосуществуют с мусульманами. И Патриарх должен, конечно, был посетить эту страну.

СЕМЕНОВ: Все-таки у этих поездок, владыка, есть существенная разница. Вот в чем она мне видится. Хотя и Украина и Казахстан, это с точки зрения христианства, канонические территории Русской Православной Церкви. Но Украина – это традиционно христианская страна. Казахстан – традиционно мусульманский регион. Носит ли деятельность Русской Православной Церкви в Казахстане миссионерскую направленность?

ВЛАДЫКА: Деятельность церкви всегда и везде носит миссионерскую направленность. Потому что миссия – это призвание Церкви. Христос создал Церковь для того, чтобы просвещать людей. Прежде всего, миссия нашей Церкви направлена на тех людей, которые являются ее прихожанами или ее потенциальными прихожанами. Например, на детей и молодежь, которые крещены, но, как говорится, не просвещены. То есть, они являются православными верующими по названию, но не являются таковыми по образу жизни. Таких очень много. И эти люди, прежде всего, являются или должны являться объектом миссии Русской Православной Церкви. В отношениях с другими христианскими конфессиями и с традиционными религиями. Мы здесь придерживаемся такой линии, что мы всячески должны избегать прозелитизма. Причем, это должно быть с обеих сторон. То есть, если речь идет о христианах и мусульманах, то мы не должны вести миссию в ущерб друг другу. Мы должны наших верующих призывать к братскому и мирному сосуществованию. И обязанность церкви в данном случае, не только проповедовать и защищать свое учение, но и следить за тем, чтобы эта проповедь не превращалась в какое-то агрессивное миссионерство, направленное на привлечение людей из других конфессий в лоно Православной Церкви. Мы ни коим образом не должны препятствовать тому, чтобы люди, которые осознали истину Православия, переходили в Православие. Но это всегда индивидуальные случаи. Это не должно стать какой-то миссионерской стратегией Церкви. Потому что, таким образом мы разрушим наши отношения с христианами других конфессий или с представителями других традиционных религий. Мы посеем вражду в нашем обществе и создадим неблагоприятные условия для жизни людей.

СЕМЕНОВ: При этом, владыка, очень часто приходится слышать о том, что в регионах, где вместе живут православные и мусульмане, мусульмане выглядят более религиозными людьми. Они быстрее возродили после конца советской власти безбожных вот лет свою веру. И в этом смысле часто приходится слышать упреки, что как раз православные отстают в миссионерском отношении от своих сограждан мусульман?

ВЛАДЫКА: Я думаю что, как есть номинальные православные, так есть и немало номинальных мусульман. То есть, те, которые считают себя мусульманами по рождению, по принадлежности к определенному этносу, но которые не исполняют или не в полной мере исполняют предписание своей религии. То есть, это, в конце концов, это общая проблема. Наверно это общая проблема всех религий, что люди себя идентифицируют с определенной религиозной конфессией, но не стоят свою жизнь в соответствии с учением этой религиозной конфессии. У мусульман можно кое-чему поучиться и нам, православным христианам. Например, тому, как они создают семьи. Тому, как в семьях мусульман много детей. А у нас, несмотря на то, что наша Церковь всегда призывает людей воздерживаться от того, что сейчас называется «планировании семьи», категорически выступает против абортов. Выступает против контрацепции. Несмотря на это, ведь аборты очень распространены, в том числе и с тех странах, где Церковь проповедует прямо противоположное. Значит, существует вот этот феномен, какого-то недостаточно серьезного, недостаточно вдумчивого отношения людей к тому факту, что они принадлежат к христианской Церкви. Они готовы, может быть, исполнять какие-то даже религиозные обряды, но когда дело касается реальной жизни, они оказываются неготовыми следовать заповедям Христа.

Дорогие братья и сестры, давайте теперь посмотрим репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе.

Сюжет. Купания в иордани

Крещенские морозы в этом году оказались особенно сильными. В регионах Западной Сибири — минус 47 градусов. В Москве в Крещенскую ночь температура была минус 20 – таких морозов в ночь на 19 января не было уже 20 лет. Но это не остановило желающих окунуться в прорубь: в столице набралось 30 тысяч отчаянных голов. Кое-где к иордани приходилось отстаивать трехчасовые очереди. Некоторые прыгали в воду, не дождавшись чина освящения.

Самую большую прорубь в Москве — 25 метров в длину, 4 метра в ширину, глубиной около двух метров — освятил епископ Егорьевский Марк.

Перепад между температурой воды — плюс четыре — и воздуха составлял почти 30 градусов. Потому шагнуть в воду не так страшно. А вот первые секунды после проруби, особенно для тех, кто нырял впервые, превратились в серьёзное испытание.

Желающих окунуться оказалось так много, что милиции приходилось сдерживать очередь на берегу Бездонного озера. Под весом людей мог провалиться лёд. Однако люди всё прибывали, они готовы были ждать своей очереди на морозе хоть до утра.

СЕМЕНОВ: Владыка, часто люди удивляются, когда слышат что, например, какой-то церковный православный человек в день Крещения, вот как мы сейчас видели, не купался в проруби. И считают, что человек таким образом не исполняет обязанностей своей веры. Что вы по этому поводу можете сказать?

ВЛАДЫКА: Купание в проруби ни коем образом не является догматом Церкви. Купание в проруби не предписывается Церковью. Это народный обычай. Церковь в день Богоявления и в канун этого праздника освещает воду. Совершается очень торжественный, очень благолепный чин освещения воды. Когда читаются молитвы, призывается Святой Дух. И вот эта святая вода, освещенная по молитве священника и всей церковной общины, становится, как в греческих требниках сказано, «Великой Святыней» — «Великой агиасмой». Верующие пьют святую воду во исцеление души и тела. Они окропляют святой водой свои жилища для отгнания всякого нечистого духа, окропляют ей вещи, например, новые, если приобретают и так далее. Погружаются в эту воду. У нас существует традиция купания в проруби. Я вот сам искупался в проруби в этот раз на Богоявление. Но я всегда говорю прихожанам в храме, что это могут делать, во-первых, только те, кто действительно уверен в своих силах и в своем здоровье, кто это делает, наверно, не один раз в год. По крайней мере, люди, которые каждое утро принимают холодный душ или как-то еще иначе себя закаляют. Потому что, в противном случае, это может нанести вред здоровью. Об этом предупреждают врачи. И я должен сказать, что Церковь полностью солидарна с врачами, которые говорят, что если уверенности в себе нет, то погружаться в прорубь не надо.

СЕМЕНОВ: Владыка, я хочу задать вопрос еще о святой воде от моих собственных. Мы в день Крещения окропляли наше жилище. И кошка пришла и стала лизать капли святой воды на полу. Дети интересуются, вот животным же нельзя давать святыню, а кошка лижет капли святой воды. Это пренебрежение нами святыни или нет?

ВЛАДЫКА: Это не такая святыня, которую нужно держать так, чтобы она не соприкоснулась ни с чем неподобающим. Это как дождь, как в Евангелие сказано, что «Господь посылает дождь на правых и виноватых». Точно также святая вода. Когда мы ею окропляем все вокруг себя, она попадает на все вокруг нас, включая наших домашних животных. А кроме того, я не думаю, что в кошке или в собаке есть что-то такое нечистое, от чего бы святыня такая, как святая вода, могла бы каким-либо образом оскверниться. Наоборот, я думаю, что если наша кошка или собака попала под струю святой воды, то может быть, это еще ей поможет. Мы, конечно, не знаем как — она нам не доложит об этом. Но кто ее знает?

Дорогие друзья, на предстоящей неделе мы будем праздновать Память святой мученицы Татьяны. Очень многие женщины в наших странах носят имя Татьяна. И святая мученица Татьяна традиционно считается покровительницей образования и образованных людей. Давайте посмотрим наш церковный календарь, посвященный этой мученице.

Календарь. Мученица Татиана

25 января 1755 года считается днем рождения МГУ. В день памяти святой мученицы Татианы — императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание».

Поэтому на территории Московского университета построили и храм в честь святой мученицы. А позднее стали считать день ее памяти днем студента.

Мученица Татиана родилась в древнем Риме в третьем веке. Это было время гонений, когда стать христианином означало почти наверняка подписать себе смертный приговор. Родители Татианы были богатыми людьми, при этом отец являлся тайным христианином. Дочери своей он также передал веру в Распятого и Воскресшего Богочеловека.

Святая была диаконисой – то есть, занималась в Римской Церкви помощью обездоленным, как сказали бы сейчас — социальной работой. После смены власти в Риме началась новая волна гонений на христиан, и язычники схватили Татиану, принуждая ее поклониться идолу Аполлона. После того, как мученица взмолилась Истинному Богу, произошло землетрясение. Часть языческого храма обрушилась, а идол пал к ее ногам. Но это не остановило мучителей. Татиану истязали несколько дней подряд. Использовав все средства, судья отправил святую на казнь. Вместе с ней отсекли голову и ее отцу-христианину.

Интересно, что, прославившись в Риме, особое почитание святая Татиана нашла именно среди Восточных христиан. В наши дни на Западе имя ее считается «русским».

ВЛАДЫКА: Дорогие братья и сестры, на этом мы заканчиваем нашу передачу. Я хотел бы напомнить вам в завершение слова из Библии: «Сын мой, от юности твоей предайся учению и до седин твоих найдешь мудрость». Всего вам доброго. Храни вас всех Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать