Проблемы экологии

29 декабря 2009 г.

АИ: Недавно в Копенгагене прошла международная конференция ООН, посвященная теме изменения климата. И сегодня я хотел бы посвятить эту передачу проблемам экологии.

ИС: Владыка, часто слышатся такие упреки в адрес Православной Церкви, что по вопросам экологии, по вопросам охраны окружающей среды, нет каких-то ярких высказываний со стороны Церкви. И если о нравственности, об отношении людей друг к другу, о биоэтических каких-то вещах Церковь все время говорит, то вот об экологии как-то от Православной Церкви не очень слышно слов. Что на это можно ответить?

АИ: Я думаю, что это не совсем правильное мнение, потому что Православная Церковь достаточно много говорит об экологии. Достаточно сказать, что в основах социальной концепции Русской Православной Церкви есть целый раздел, посвященный проблемам экологии, где говорится и об изменении климата, и о многих других экологических проблемах современного человека. Патриарх Варфоломей Константинопольский регулярно выступает на тему экологии, проводит симпозиумы, участвует в круглых столах, которые посвящены этой теме. Наш Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался на экологические темы. И в частности, когда он говорит о нравственных вопросах, он нередко затрагивает такую простую тему – почему, например, мы не можем, каждый из нас, в своей квартире навести порядок? Вот я много раз с ним путешествовал, и когда он встречается с людьми, он говорит ведь не только на богословские темы. Как правило, он говорит на нравственные темы, а иногда даже и бытовые, и житейские. И вот я помню, как, кажется, в Белоруссии, выступая перед молодежной аудиторией и отвечая на вопрос, почему вообще у нас все так плохо, почему у нас всюду беспорядок, он сказал очень простую вещь — что порядок нужно наводить, прежде всего, у себя: в своей квартире, в своем доме, в своем саду. Ведь мы сами загрязняем окружающую среду, а потом мы жалуемся на то, что происходит глобальное загрязнение или потепление климата.

ИС: В известном произведении Михаила Булгакова сказано, что «разруха в головах у человека». То есть, по сути дела, наша христианская позиция согласна с этим, да?

АИ: Все начинается с одного человека и с того, что человек не воспринимает природу, не воспринимает окружающую среду как сферу своей ответственности. А второй момент — это то, что люди воспринимают природу исключительно потребительски: как можно ей воспользоваться? И совершенно забывают о том, что природу надо также и защищать.

ИС: Владыка, ну вот у нас есть репортаж о том, как проходила эта конференция ООН, о которой вы сказали вначале. Давайте посмотрим, как это было.

Сюжет. Экологический саммит в Копенгагене.

АИ: Нужно начинать с самих себя, а потом уже жаловаться на сильных мира сего, на всякие там фабрики и заводы. Хотя, конечно, ответственность руководителей больших предприятий за окружающую среду очень велика. И здесь уже должны вступать в действие какие-то механизмы контроля, в том числе и международного контроля.

ИС: Владыка, западные «зеленые» они все время апеллируют в том числе и к Священному Писанию. Например, они любят приводить слова из первой главы книги Бытия: «Обладайте землей, владычествуйте над рыбами, птицами, зверями» и так далее. Все-таки у нас в Церкви редко можно услышать проповедь, которая апеллирует вот к этим словам. Почему это так?

АИ: Ну почему же редко. Как раз у многих святых отцов говорится о том, что человек был изначально поставлен Богом как господин и царь природы. И что эта заповедь «возделывать рай» призывала человека к сотворчеству, то есть Бог создал этот мир, а человек должен был его усовершенствовать своими трудами на основе того материала, который изначально создан Богом. А человек вместо того, чтобы стать сотворцом Богу, сотрудником Бога в этом благоукрашении земли, отнесся к земле потребительски, то есть, он думает только о том, как бы выжать из земли побольше, а отдать поменьше. Но ведь земные ресурсы не бесконечны. Вот человечество выжимает, выжимает из земли природные ресурсы, нефть и так далее, а ведь рано или поздно это все будет заканчиваться.

ИС: Есть такая мысль — и часто ее от православных можно услышать — что все равно мир движется к концу, все равно будет конец света, второе пришествие Христово. Чего о нем заботиться? Нужно спасать свою душу и не думать о том, что обречено все равно огню и исчезновению.

АИ: Да, но мы же не знаем, когда наступит конец света. А если мы рассчитаем, допустим, что осталось 50 лет, а пройдет еще 500 лет — что будут делать наши потомки? Я думаю, что это какой-то безответственное и даже несерьезное отношение, потому что это напоминает известную фразу «после меня хоть потоп». В общем, на мой век хватит, а дальше пускай следующее поколение заботиться о самих себе. Но такая идеология, как мы знаем, ни к чему доброму не привела. Мы должны не только на свой век защитить землю, но еще и оставить ее нашим потомкам в пригодном состоянии.

ИС: Владыка, если говорить об экологических проблемах, остается ли до сих пор столь актуально в масштабах всего человечества заповедь «плодитесь и размножайтесь»? Ведь уже сейчас людей на земле больше шести миллиардов. А ученые подсчитали, что прокормить земной шар может не более девяти миллиардов человек. Что тут можно сказать?

АИ: Ну, во-первых, ученые бывают разные. Считают они по-разному. И все эти научные гипотезы о том, что грозит перенаселение земли, что надо срочно останавливать рождаемость, как правило, бывают очень тенденциозные. А часто их просто, этих ученых, простите, кто-нибудь проплачивает для того, чтобы они сделали такие расчеты и написали то, что нужно заказчикам по каким-либо причинам. Тезис о перенаселении земли — это только тезис, это гипотеза. Есть страны, действительно, где очень большое население. Скажем, Китай и Индия. Для этих стран, может быть, встанет или уже стоит проблема перенаселения. Но для земного шара стоит не столько проблема перенаселения, сколько правильного и рационального использования природных ресурсов. Потому что на самом деле земля может прокормить очень большое количество людей, если они будут пользоваться умеренно земными благами, если они не будут загрязнять окружающую среду, если они будут бережно относиться к природным ресурсам. Вот еще один пример. Скажем, есть городской транспорт, а есть личный транспорт. Комфортнее и удобнее ездить на личном транспорте. Но когда количество личного транспорта в том или ином городе превышает возможности этого города, то образуются такие пробки, что в итоге люди пересаживаются на метро, потому что доехать на метро за полчаса оказывается быстрее, чем пробираться на машине через пробки за три часа. Значит, уже сама жизненная ситуация учит людей, что иногда стоит пожертвовать личным комфортом для того, чтобы, скажем, не занимать столько места, чтобы пользоваться тем же транспортом, которым пользуются другие люди. То есть, речь идет о рациональном и умеренном использовании того, что дает нам земля и того, что дает современная техника. Я думаю, что если люди этому научатся, то еще многие и многие миллионы и миллиарды людей смогут спокойно жить на этой земле.

Сейчас, дорогие телезрители, давайте посмотрим репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

Сюжет. Центр для детей с синдромом Дауна. Нижний Новгород.

Первый в Нижнем Новгороде инновационный центр по работе с детьми с синдромом Дауна «Сияние» расположился при храме Сергия Радонежского. Для родителей такое соседство особенно важно.

Ирина Дашенькина, член Нижегородской областной общественной организации «Сияние»: « С батюшкой одним разговаривала. – „Ну за что мне такое наказание?“, — „Девушка, это вам не наказание. Понимаете, это Божьи дети! У них такой дар они не знают, что такое плохо, что такое хорошо – они всех людей любят“.

Ребенок с синдромом Дауна может появиться в любой семье – здоровье и образ жизни родителей не имеет значения. Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. От детей с таким диагнозом обычно советуют отказаться: говорят, что необучаемы. Наука доказала — это не так. Способности этих детей можно и нужно развивать. Кате Забураевой всего 1 год и 10 месяцев, но за 6 занятий –, а они проходят каждую субботу – малышка многому научилась.

Наталья Забураева, мама Кати Забураевой: „Мы научились „мяу“ говорить, потом собачка „аф“ — у нас проходят занятия с кошками, собаками. Потом и мячик, аппликации они здесь делают, учат, но все те же занятия, которые проходят детки в детском садике“.

Пока центр объединяет 15 семей. А в нижегородской области их более ста. Всем им необходима поддержка – и друг друга, и специалистов, и священников.

Игорь Балабанов, клирик Нижегородского храма во имя св. прп. Сергия Радонежского: „Главное то, что общение родителей со священнослужителями, друг с другом помогает преодолеть одиночество. Наверное, то, что люди начинают понимать, что можно жить, это нормальные дети“.

ИС: Владыка, с одной стороны, по-моему, нельзя не порадоваться за нижегородских православных, которые такое замечательное дело у себя сделали при церкви. А с другой стороны, есть вопрос от нашей телезрительницы: „Как может Бог посылать детям такие испытания, неизлечимые болезни, в чем они виноваты“?

АИ: В Евангелии от Иоанна есть рассказ о слепорожденном, который сидел у дороги. И когда Иисус и ученики проходили мимо, то ученики спросили: «Кто виноват, он или родители его, что он родился слепым»? То есть в самом вопросе уже предполагается некая вина: или вина этого человека, или вина его родителей. На что Христос отвечает: «Не виноват ни он, ни родители его. А это для того, чтобы на нем была явлена слава Божия». И я думаю, что эти слова Христа они дают ключ к пониманию того, почему иногда люди рождаются с врожденными недугами, врожденными болезнями.

ИС: Простите, владыка, этого человека Христос исцелил.

АИ: Да.

ИС: А вот этих детей — их же никто не исцеляет, они так и живут больными.

АИ: Я как раз хочу вам сказать о том, что слава Божия проявляется не только в чудесах, не только в исцелениях. Слава Божия проявляется и в болезнях тоже. Слава Божия проявляется во всем том, что Бог посылает человеку. А вот как человек отвечает на то, что Бог ему посылает, как человек переносит страдания. Если рядом с нами страдающий человек, то это значит, что слава Божия должна быть явлена через нас, через наше сострадание, через наше соучастие. Матери, которые, скажем, отказываются от детей с таким врожденным синдромом Дауна или с другими врожденными физическими пороками, делают определенный нравственный выбор, за который они несут ответственность перед Богом. Те люди, которые не отказываются от таких детей, но которые любят их так же, как они любили бы здоровых детей — эти люди совершают нравственный подвиг. И через подвиг этих мам, этих батюшек, которые работают с такими детьми — через это все является слава Божия.

Дорогие братья и сестры, на этой неделе, 1 января, память удивительного святого — преподобного Ильи Муромца. Человека, который родился с врожденной болезнью ног, но который был исцелен и потом стал не только святым, но еще и былинным героем. Давайте посмотрим наш православный календарь, посвященный этому святому.

Календарь. Илья Муромец.

Илья Муромец — не просто былинный богатырь. Он — русский святой, прославленный в чине преподобных.

В селе Карачарово, где, как мы помним, родился этот герой, до сих пор живут его потомки. Они носят фамилию Гущины. К сожалению, церковь, которую Илья собственноручно сложил из бревен после своего чудесного исцеления, полученного от калик перехожих, не дошла до наших дней. Зато дом наших современников-Гущиных стоит ровно на том месте, где жил богатырь.

После своего сверхъестественного выздоровления Илья прожил не очень долго — он умер примерно в возрасте 50 лет. Но за отведенные ему 17 «полноценных» лет он успелпрославиться ратными подвигами и принять монашеский постриг. Скончался преподобный около 1188 года.

Нетленные мощи святого находятся пещерах Киево-Печерской Лавры. В советское время останки Ильи Муромца исследовали в целях «антирелигиозной пропаганды». Но с удивлением обнаружили, что данные жития, да и многих былин — подтверждаются!

Для средневекового человека Илья Муромец обладал огромным ростом — 177 см. На его теле обнаружены следы многочисленных ранений – порезов меча, уколов копья. Подтвердились и сведения о том, что первую половину жизни святой не мог ходить — человек, похороненный в пещерах, имел заболевание позвоночника… Память преподобного Илии Муромца совершается 1 января по новому стилю.

АИ: Дорогие телезрители, наша переда подходит к концу. Я хотел бы напоследок напомнить вам слова апостола Павла из послания к римлянам. «Утешайтесь надеждою. В скорби будьте терпеливы. В молитве постоянны». Храни вас всех Господь!

Сайт программы

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать