Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Тема сегодняшней передачи: «Покаяние как точка опоры».
Вот когда у нас нет этого – любви к Богу, к ближнему и себе, у нас нет покаяния. Вера в Бога начинается с доверия Богу и с верности Его заповедям. Грех – это недоверие к Богу, нарушение Его заповедей. Всякий раз, когда мы совершаем грех, нарушая Божии заповеди, мы проявляем недоверие Богу. Первый грех совершил Адам, когда не послушался Бога и самовольно вкусил плод от древа вечной жизни, и плод бессмертия превратился для него в плод смерти. Он сам его сорвал, потому это стало смертью. И он мог исправиться – покаяться, переменить свой ум, попросить прощения. Ведь Бог спросил его: «Вкушал ли ты плод от древа познания добра и зла?» – «Женщина, которую Ты мне дал, дала мне яблоко», – ответил Адам. А Ева сказала: «А меня змей искусил». Иначе говоря, вместо прощения и покаяния они обвинили Бога в несправедливости. Потеряв доверие к Богу, они потеряли любовь к себе, к творениям Божиим и к Самому Богу.
Собственно говоря, основой греха является своеволие. Основой греха является та духовная свобода, которая неизбежно уводит человека от Бога. Духовная свобода человека – это проявление недоверия к Богу. Если я доверяю Богу, то мне не надо духовной свободы, я понимаю, что Божий Промысл, который мне Господь приготовил, превосходит мыслимое и немыслимое для меня. Он несравненно, несоизмеримо лучше для меня. Это свет Царства Небесного. А свобода воли – это проявление недоверия, уход от Бога. И уход этот всегда в противоположную сторону. «Господь попускает» – так мы говорим. «Господь наказывает за грехи – поделом мне, по моим грехам все приходит». Это мы правду говорим. Мы говорим правду, только Бог здесь ни при чем – это результат нашего своеволия. Господь призывает нас: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А мы проявляем своеволие, мы считаем, что сами себя успокоим, что нам не надо никакой помощи. О Боге мы вспоминаем только тогда, когда нам что-то нужно. Мы не желаем жить по Его воле, мы вспоминаем о Нем тогда, когда надо нам. Как иногда дети вспоминают о своих родителях, когда им нужны деньги или какая-то другая помощь (как правило, материальная). Не потому, что мы соскучились и нам не хватает их родительской любви, а потому, что нам нужна от них конкретная помощь.
По сути дела, покаяние – это отказ от своей воли. Всякий человек, который живет по своей воле, является творцом своей судьбы. Судьба – это результат своеволия человека. Судьба бывает разная: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Хорошие поступки создают хорошую судьбу, плохие поступки создают плохую судьбу, но всякая судьба является в конечном счете уходом от Бога, недоверием к Богу. Жизнь по судьбе по своей воле противоречит понятию веры. Вера – это доверие к Богу, полное, безоговорочное, абсолютное, и верность Его заповедям. Легко выполнять заповеди Того, Кому безоговорочно доверяешь. И невозможно выполнить заповеди того, кому не доверяешь. То есть основой покаяния является отказ от своей воли, передача штурвала своей судьбы в Божии руки. Жизнь не по судьбе, а по Промыслу. Сколько бы люди ни каялись в отдельных грехах, грехи эти будут возвращаться. И воистину однажды такой человек воскликнет: «Воистину, Господи, каюсь я, каюсь! Но не изменяюсь. Я хочу измениться в чем-то конкретном, но не хочу передавать штурвал своей судьбы в Твои руки. Я хочу жить по судьбе, по своеволию, но просто отсеку какие-то грехи».
Основа покаяния заложена в отказе от своеволия, в полном доверии, в понимании того, что своей волей я открываю черный портал своей души, ведущий в бездну, во тьму внешнюю, где хаос, плач и скрежет зубов. И хаос этот наполняет всю мою душу. «Господи, забери штурвал моей судьбы в Свои руки, ибо сила Твоя в немощи моей свершается, я признаю личную немощь своей свободной воли. Я отказываюсь, Господи, от своей свободной воли, забери штурвал моей судьбы в Свои руки». Вот это будет основа покаяния. Основа восстановления доверия к Богу: невозможно доверять Тому, Кому мы доверяем отчасти: в чем-то доверяем, а в чем-то не доверяем. «Вот в чем-то возьми штурвал нашей судьбы, но вот сейчас дай-ка Ты мне его опять назад, я немножко скорректирую направление своего движения».
Вот почему у нас происходит возврат грехов: мы не доверяем Богу. Мы не понимаем того, что сила Божия в немощи нашей свершается. По слову апостола Павла, только признав свою немощь, мы сможем отказаться от своеволия. Всякая свобода воли есть дорога, уводящая от Бога. Божественная свобода состоит в том, что даже если мы отдали штурвал своей судьбы Богу, мы в любой момент можем взять его в свои руки и все испортить. А покаяние – это особая форма перемены ума, в результате которой мы добровольно, с радостью и любовью отказываемся от своей свободной воли, полагаясь во всем на волю Божию – прячем свою волю под щит Божественной любви, под покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Покаяние – это прекращение судьбы, это жизнь по Божиему Промыслу. Вот тогда произойдет изменение, вот тогда мы окажемся у Христа за пазухой. Как мы можем оказаться у Христа за пазухой, если все время выходим оттуда? Подумайте, братья и сестры, над этим и просите у Бога благодати покаяния, особенно перед Чашей с Телом и Кровью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во время таинства Святого Причастия. И Божие благословение да пребудет со всеми вами.
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!