Точка опоры. Обретение Креста Господня как точка опоры

27 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

– Сегодня, 27 июля 2018 года, память мучеников Кирика и Иулитты. Также память преподобного Никодима Святогорца, который написал замечательную, душеполезнейшую книгу о непрестанном принятии Святых Христовых Таин. Эта книга есть в Интернете, попробуйте найти ее, скачать и изучить. Маленькая книга, но действительно душеполезнейшая, в которой преподобный Никодим Святогорец собрал обоснования полезности регулярного, частого причастия, исходя из заповедей Господа Христа, из апостольских правил, постановлений Соборов и изречений святых отцов. 

Почему я хочу сегодня вспомнить мученика Кирика и мать его Иулитту? Потому что еврей Иуда (впоследствии патриарх Кириак) помог царице Елене найти Животворящий Крест в Иерусалиме. Поэтому тема сегодняшней передачи – «Обретение Креста Господня как точка опоры». 

Вы знаете, дорогие братья и сестры, что все, что сегодня напоминает нам о Христе на Святой Земле, все святые храмы, поставленные на евангельских местах, – все это благодаря усилиям святой царицы Елены, которая приложила немало сил для того, чтобы найти эти места и обозначить их храмами. И даже если храмы впоследствии разрушались, то какая-то часть основания оставалась, а в основании была мозаика, иллюстрировавшая то евангельское событие, которое происходило на этом месте. Поэтому сегодня, когда вы будете на Святой Земле посещать евангельские места, вы увидите в основании храмов частицы мозаики царицы Елены, что свидетельствует о подлинности этого места. 

Когда многие места, связанные с земной жизнью Спасителя, были обозначены, царица Елена решила найти Животворящий Крест. Многие современные люди бегут от своего креста, а царица Елена искала его, стремилась обрести крест как залог спасения в вечности. Но прошло более трехсот лет с момента распятия, кресты были где-то спрятаны, свалены в цистерны, куда собиралась дождевая вода. Весь Иерусалим покрыт пещерами, цистернами и ходами, куда сливается дождевая вода, которая потом используется для питья. На месте Голгофы было построено языческое капище, храм Венеры. Царица Елена разрушила этот храм – искала Голгофу, искала Крест. Тогда ей подсказали, что некий еврей по имени Иуда точно знает место, где был сокрыт Животворящий Крест. Царица Елена призвала Иуду, попросив рассказать ей об этом, но он отказался ей говорить. Тогда его подвергли заключению, пыткам, но он не говорил. В конце концов все-таки он вынужден был признаться, и по его признанию был найден Животворящий Крест. 

Когда раскопали древнюю водную цистерну и достали весь мусор, на ее дне, под Голгофой, нашли три креста (на двух казнили разбойников, на третьем – Христа). Но не знали, как определить – какой Крест Спасителя. Неподалеку шла похоронная процессия в Иосафатову долину (главное еврейское кладбище). К покойнику стали прикладывать по очереди три креста, и он воскрес из мертвых, когда приложили третий крест. Так решили, что это тот самый Крест, на котором был распят Господь. Животворящий Крест. 

Вместе с покойником воскресли души всех людей похоронной процессии. Воскресла душа царицы Елены… Впоследствии Иуда стал ревностным христианином, патриархом Иерусалимским, и принял мученическую смерть за Христа. 

Именно обретение креста делает человека бессмертным. Крест – это компас, навигатор души человека, который показывает ему дорогу любви, дорогу в вечность, земной курс на Царствие Небесное. Дорогие братья и сестры, помните, что то, что мы называем крестом, – это наш путь стяжания благодати Святого Духа. Об этом пути замечательно сказал преподобный Шота Руставели в своей бессмертной поэме «Витязь в тигровой шкуре»: «Что кому дано судьбою – то ему и утешенье: пусть работает работник, воин рубится в сраженье». Поэтому дай Бог каждому из нас найти свой крест, обрести его и бережно хранить. 

Также я говорил о преподобном Никодиме Святогорце. В своей удивительной душеполезнейшей книге о непрестанном причащении Святых Христовых Таин он говорит, что причащаться надо непрестанно, постоянно, ежедневно, по мере сил и возможности, минимум еженедельно. Об этом сказано в заповедях Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Два раза об этом Господь говорит; первый раз о крещении: «Кто не крестится от воды и Духа Святого, не войдет в Царствие Небесное»; и второй раз о Причастии: «Кто не принимает Тело и Кровь Христа, не войдет в Царствие Небесное». Господские заповеди. Божия молитва: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». 

Хлеб наш насущный (духовный) даждь нам днесь, ежедневно. К этому призывает нас Христос – к непрестанному причастию. К этому призывают нас апостольские правила: второе, восьмое и девятое. Суть их в том, что человек, который находился на Божественной литургии и не причащался, отлучался от Церкви как учиняющий церковное бесчиние. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если ты недостоин причащаться каждый день, то недостоин причащаться и раз в году. Если ты недостоин причащаться, то ты недостоин войти в храм. Как ты можешь входить в храм, если ты недостоин Причастия? 

Конечно, вы скажете, что в наше время это правило изменилось, время изменилось. Да, конечно, сейчас никого не отлучают от Церкви, но ведь эти апостольские правила тоже никто не отменял. «Святая святым!», «Горе имеим сердца!» – возгласы священника. Люди говорят: «Я не чувствую себя святым, я не могу это принять». Но ведь Свят только один Господь по природе, по Своему определению. Человек становится святым по таинству Святого Крещения, восстанавливая образ и подобие Божие. А поддержание этой святости – это постоянное, непрестанное причастие. И святыми мы становимся не потому, что мы стали святыми и пришли к Христу, а потому, что по грехам мы к Нему пришли и стремимся к поддержанию той святости, которую получили в таинстве Крещения и не сохранили. 

«Святая святым!» «Горе имеим сердца!» – восклицает священник на Евхаристическом каноне, воздевая руки вверх. Православные люди – это небопарные орлы, которые вздымаются высоко в духовную высь. «Небопарный орел» – так называли святых подвижников; орел, парящий высоко в небе. На орла не нападает ни одна птица, никто не смеет приблизиться к орлу, кроме ворона, который иногда подбирает момент, вцепляется в спину орла и клюет его плоть. Орел никогда не сбрасывает ворона, он поднимается в небопарную высь («Горе имеим сердца!»), высоко в небе для ворона наступает кислородное голодание, и он замертво падает с орла... Именно через приближение к Богу мы освобождаемся от наших невидимых воронов, от бесов, которые нас порой облепляют и проклевывают. 

Поэтому, дорогие братья и сестры, преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский оставили нам замечательное наследие – душеполезнейшую книгу о непрестанном причащении Святых Христовых Таин. 

Божие благословение да пребудет со всеми вами! Аминь. 

Записала Нина Кирсанова

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать