Точка опоры. Любовь и страх как точка опоры

1 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

– Сегодня 1 июня 2018 года, начало лета. И я хочу назвать сегодняшнюю передачу «Любовь и страх как точка опоры».

Когда Господь создал первого человека Адама и показывал ему райский сад, Он предложил ему некий план духовного развития – стать садовником райского сада: ухаживать за деревьями, общаться с Богом, созерцать Бога, приблизиться к Нему, достигнуть состояния обожения, чтобы дальше перейти на новый духовный уровень. Райский сад – это ясли вечности. Показывая Адаму древо познания добра и зла, Господь сказал ему: «От сего древа плодов не вкушай, ибо в час, в который вкусишь, смертью умрешь». Адам был бессмертным, а Господь говорил ему о смерти. Адам был безгрешным, потому что жил в саду Божественной любви, но в этот момент появилась первая заповедь. Послушаться Бога или не послушаться, для того чтобы проявить свою любовь к Богу? Это вовсе не значит, что древо познания добра и зла было плохим, в раю не могло быть плохих деревьев. Возможно, в свое время Адаму и можно было бы по Божьему благословению вкусить этих плодов, только Господь знает ответ на этот вопрос. Но главное, мы видим, что уже в райском саду проявляются две силы, две дороги: любовь и страх.

Господь предложил Адаму пойти дорогой любви и объяснил, что если он свернет с этой дороги, то встанет на дорогу страха. Сатана не властен над человеком; в райском саду он проявлялся через змея – через земную тварь. Еве змей сказал: «Попробуйте эти плоды и будете как боги, сразу, быстро. Вам не надо будет работать в этом саду, вы сразу достигнете состояния обожения и перейдете на новый уровень». И когда Ева послушалась змея и вкусила этот плод, у нее нарушилось доверие к Богу, она встала на путь страха, на путь смерти, в этот момент исчезло ее бессмертие. И Адам по совету жены также вкусил этот плод, и в этот момент было нарушено подобие Божие и образ Божий, было потеряно доверие к Богу, исчезла любовь к Богу и любовь к себе.

Но было возможно все восстановить – опять встать на путь Божественной любви. Для этого следовало сказать: «Господи, прости нас, мы не хотим идти дорогой страха. Помоги нам, прости нас, помилуй нас». Адам попытался спрятаться от Бога в райском саду. Он ведь не мог не понимать, что невозможно спрятаться от Бога, но все-таки стал прятаться. У него уже изменилось сознание, началось духовное безумие – попытка спрятаться от Бога.

Скажите, когда люди пьют, курят, принимают наркотики, разве они не пытаются спрятаться от Бога под «наркоз» патологических зависимостей, как бы спрятаться от Бога в адском саду? Адам пытался спрятаться в райском саду, а люди – в адском. Голос Бога – это совесть. Когда совесть начинает мучить человека, он пытается уйти под «наркоз» греха. Собственно говоря, это и сделал Адам, когда Бог его прямо спросил: «Вкушал ли ты плодов?» Не просто совесть, а Сам Господь спросил! И Адам дерзко ответил Создателю: «Женщина, которую Ты мне дал, дала мне яблоко». А Ева сказала: «А меня искусил змей». По их словам получилось, что Господь не любящий Отец, а все подстроил специально, для того чтобы искушать Своих созданий. И в этот момент ушла любовь, они перестали видеть Бога, перестали видеть райский сад и оказались в смертном земном пространстве.

Когда мы посещаем храм, у нас всегда есть две дороги: Божественная любовь, которая поднимает нас над землей, и страх, который может удерживать нас от греха. Две духовные дороги: икономия – путь Божественной любви, и акривия – жесткий путь борьбы со страстями.

Один из самых великих аскетов православия авва Исхирион в Древнем патерике так обозначил ответ на вопрос о духовном делании. Когда ученики спросили его: «Авва Исхирион, что вы, отцы, духовные наставники этого века, привнесли в мир?» – святой Исхирион ответил: «Заповеди Божии мы опять сделали образом жизни, своей жизнью утвердили их в мире, как бы восстановили любовь к Богу, любовь к ближнему и любовь к себе. (Помните первую заповедь – возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, крепостию и разумением своим, и ближнего своего, как самого себя? – Прим. о. Г.Г.). Мы восстановили ви́дение рая на земле. Мы восстановили Царство Божие на земле как прообраз Царства Небесного в вечности. Мы научились сами и учим других людей жить как у Христа за пазухой. А те, кто придут после нас, сделают вдвое меньше нашего. А потом придут люди, которые не приумножат ничего духовного в этом мире, но если они останутся людьми, сохранят в себе те человеческие начала, которые заложил в них Господь, то получат вдвое больше нашего в Царствии Небесном».

Почему же изменился вектор аскетических подвигов? Потому что аскезой современного мира становится все возрастающее зло: человек, проходя по дорогам мира, имеет великий соблазн поддаться этому злу, и его аскетический духовный подвиг – не стать хуже, чем он был. Святые отцы, живущие в благодатные времена, пытались приумножить благодать Святого Духа, а для современных людей, согласно заповедям святых отцов, главное – не стать хуже. Потому что величайшим подвигом для современного человека является сам приход в храм на Божественную литургию. Если внимательно расспросить человека, пришедшего на Божественную литургию, легко ли ему было прийти (особенно тех, кто находится в самом начале духовного пути), он скажет: как только я собрался в храм, все мои мысли вздыбились и некий внутренний голос сказал: «В другой раз сходишь». Потом в доме прорвало трубы с водой, спустило колесо в машине, невозможно было войти в храм... Вот это и есть аскеза современного времени.

Раньше люди шли в храм легко и с радостью, а для современных людей приход в храм является преодолением невидимого зла, которое не пускает их в храм. Им иногда трудно находиться на литургии, хочется убежать, уйти. Потому это духовный подвиг. В наше время надо из братской любви благодарить людей за то, что они пришли на Божественную литургию, понимая, какие духовные трудности они преодолели. Несомненно, если в человеке восстанавливается образ и подобие Божие, то прийти в храм ему будет не только легко – он прилетит туда на крыльях любви к Богу, и ветер радости – Господь будет всегда наполнять его душу. Но я говорю о тех людях, в которых нарушены образ и подобие Божие. Какой величайший подвиг, какая величайшая аскеза в приходе таких людей в храм!

Важно только, чтобы они попали в храмы, где их будут любить, как Господь любил Адама в райском саду. Но храмы тоже могут быть храмами страха, где людей будут безмерно «грузить» покаянием в грехах. Такие храмы тоже могут выполнять исцеляющую функцию. Каков поп, таков и приход. Злых пастырей Господь попускает для того, чтобы они уводили за собой в ад злую паству. Мы сами выбираем храмы своей души, как бы храмы Первого Пришествия, где Господь – любящий Отец, и храмы Второго Пришествия, где Господь – праведный Судья. В храм можно приходить из любви к Богу как любящему Отцу, а можно приходить из страха, как к праведному Судье.

Я считаю, что обе эти дороги спасительны для человека, и то, и другое имеет место. Ведь даже Адаму нужны были и любовь, и страх. Потому и любовь, и страх являются точкой опоры. Но лично мне ближе дорога Божественной любви, потому что мы пока живем во время Первого Пришествия Христа, когда Господь является любящим Отцом. Но я также приветствую, поддерживаю и благословляю тех людей, которые приходят в храм из страха Божьего. Аминь!

Божье благословение да пребудет со всеми вами!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать