Точка опоры. О Причастии. Часть 4

11 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Воистину воскресе Христос! В трех предыдущих передачах «Точка опоры» я рассказывал вам о современном отношении Русской Православной Церкви к Святому Причастию, ссылаясь в первую очередь на Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенное им после богослужения во вторник Светлой седмицы, 10 апреля 2018 года, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Сегодня я подведу итог этим трем передачам. Сегодня будет четвертая, заключительная передача из цикла «О причастии Тела и Крови Христа». Для тех, кто не слышал, я еще раз кратко напомню вам выдержку из Слова Святейшего Патриарха Кирилла.

«Причащайтесь Тела и Крови Господних. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые – четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни. Причащаться нужно как можно чаще, не превращая это в некую привычку, в обычай, в безразличное отношение к Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Главное в подготовке – примиритесь с ближними, исповедуйте грехи и прочтите молитвы (по своему состоянию, сколько можете). Ведь иногда на людей возлагают неудобоносимые молитвенные правила, которые их отпугивают: “У меня нет ни времени, ни возможности все вычитать, как же я к Святой Чаше подойду?” Посоветуйтесь со своим духовным отцом, и разумный духовник скажет вам: “Прочтите молитвы, которые можете прочесть, но самое главное – примиритесь с ближними своими, искренне исповедуйте свои грехи и со знанием своего недостоинства приступайте к Телу и Крови Спасителя”. Ведь через Причастие мы действительно обретаем чувство Божественного присутствия в нашей жизни, а значит, укрепляем свою веру. И то, что сегодня кажется трудным – продолжительные молитвы, долгое пребывание в храме – вдруг становится легким, радостным, потому что с Богом все легко и все радостно».

Дорогие братья и сестры, все мы знаем, что есть понятие Первого Пришествия и Второго Пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. При Первом Пришествии Господь – любящий Отец, при Втором Пришествии – праведный Судья. Помните, дорогие братья и сестры, мы живем во время Первого Пришествия, когда Господь – любящий Отец. Помните: чем дальше уходит блудный сын от любящего Отца, тем больше любящий Отец любит блудного сына и блудную дочь. Когда человек делает один шаг навстречу Богу, Господь делает сто шагов навстречу человеку, Господь бежит на встречу с человеком! Вот наша встреча с Богом – это таинство Святого Причастия, когда восстанавливаются образ и подобие Божии. Именно на таинстве Святого Причастия разгорается потухающий костер человеческой души и ветер радости, Господь, наполняет душу человека.

В разные века христианства существовало разное отношение к причастию. Первохристиане много веков причащались каждый день, у них была практика запасных Даров, и когда человек не мог прийти в церковь, он причащался дома самостоятельно. Постепенно количество причастий уменьшалось, но еще вплоть до XVIII века в России люди причащались гораздо чаще одного раза в неделю, потому что один раз в неделю считается необходимым для выполнения заповеди Божьей, данной через Моисея, – шесть дней работай, седьмой отдай Богу.

И вот в XVIII веке царь Петр проводил переустройство России, изменял ее политическую систему, а Церковь была достаточно консервативной, и для того чтобы ослабить влияние Церкви на общество, он издал указ «О недопустимости отношения к Причастию как к аптекарскому снадобью». Представляете, до этого времени люди относились к Причастию как к аптекарскому снадобью для духа, души и тела. Ведь действительно, это благочестивый подход! Это не значит, что люди к этому безразлично настроены или это просто вошло в привычку, – нет, причастие не может войти в привычку, потому что прийти в Церковь всегда трудно, и приход человека в храм Божий на Божественную литургию – это всегда подвиг, который он совершает. И вот для того, чтобы осложнить людям возможность причастия, взяли жесткие молитвенные правила жестких аскетических монастырей XVIII века и перенесли их на общество. И люди были вынуждены в обязательном порядке – так от них требовали – выполнять эти правила.

Постепенно храмы начали пустеть до такой степени, что в начале XX века для того, чтобы заманить людей в храмы, было принято специальное постановление о говении – справка, которая выдавалась в храме. Если человек причащался хотя бы раз в год и получал справку, он получал послабление по налогам. То есть людей стали заманивать в храмы налоговыми послаблениями. Это фон, на котором развилась революция.

И как остров благодати любви Божьей, кронштадтский пастырь на острове Котлин противостоял этой системе. Тысячи причастников (от двух до пяти тысяч каждый день), двадцать Чаш, сто алтарников, которые помогали принимать Святые Дары, оставшиеся после причастия. И когда человек говорил: «Я не готов», святой праведный Иоанн Кронштадтский отвечал: «Я не спрашиваю, готов ты или нет. Стучится ли Господь тебе в сердце?» Человек говорил: «Но я не готов!» – «Еще раз тебя спрашиваю. В третий раз тебя спрашиваю, маловер!» Он трижды предлагал, трижды уговаривал, и никто не выдерживал. Вы представляете, что произошло с людьми! Они приходили к Чаше, но не причащались, говоря, что они не готовы.

Можете ли вы представить, что люди поехали послушать Христа? Перенесемся в евангельские времена: люди пришли на гору Заповедей блаженств, послушали проповедь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и не прикоснулись к Нему, чтобы исцелиться. Ведь все приезжали для исцеления, для прикосновения, а проповедь им приходилось слушать, и проповедь эта в корне меняла их жизнь! Понимаете, дорогие братья и сестры, Господь сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. И Он сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, и дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас».

Много людей, труждающихся, обремененных, которых может успокоить только Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос, на таинстве встречи с Ним – таинстве Святого Причастия. Я понимаю, что в разных храмах могут существовать разные подходы: икономия – мягкий подход, акривия – жесткий подход. Оба эти подхода имеют место. Я бы сказал, что для воцерковленных людей, которые много лет в Церкви, для монахов, для аскетов, подвижников, для пустынников, для тех, кто восстановил образ и подобие Божие, необходимо применять акривию – это хорошая дорога для людей, у которых образ и подобие Божии восстановлены. Но для всех больных, для всех грешников, для всех немощных, для невоцерковленных, для непонимающих и незнающих, но слышащих в сердце своем Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, следует применять икономию, дабы не ввергать души страждущих в стремнины отчаяния. Как говорит 121-е правило VI Вселенского Собора: «Применяйте к человеку икономию, дабы не ввергать душу страждущего в стремнины отчаяния».

Очень бы хотелось, чтобы все наши храмы Святой Соборной и Апостольской Русской Православной Церкви были храмами утешения, чтобы люди, приходящие в храмы, не были ввержены в пучину отчаяния, чтобы они не утонули в отчаянии. Все обременены, всем тяжело, и их надо утешить. Знаете, в нашем храме большой приход, но у нас все люди в состоянии радости, хотя приходят иногда в состоянии, прямо скажем, эмоционально весьма подавленном, расстроенном. И для того чтобы помочь преодолеть это состояние, задача пастыря – помочь приблизиться человеку к Богу. Пастырь – это проводник. Не посредник, а проводник. Посредник стоит между Богом и человеком, а проводник помогает человеку встретиться с Богом и исчезает в момент встречи, оставляя человека наедине со Спасителем – вот это является самым главным, это является архиважным! Когда человек стоит у Чаши и его не причащают, то он попал к посреднику, а когда стоит у Чаши и его причащают, он попал к проводнику. Человек принял Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и изменился духом, душой и телом. Изменилась не только его физиология, но и его духовное состояние, укрепилась его вера, ветер радости – Господь наполнил паруса его души.

Дорогие братья, идет светлый пасхальный период, давайте же мы все будем милосердным самарянином, давайте брать пример с Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и любить болящих, униженных и оскорбленных, и милость к падшим призывать! Как сказано в эпиграфе к роману «Тихий Дон»: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». Не будем загораживать Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от людей, и пусть ветер радости – Господь наполнит в этот светлый пасхальный период радостью всех православных христиан! Воистину воскресе Христос!

Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать