Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В нашей прошлой передаче я рассказывал о трех негативных, отрицательных, разрушительных, деструктивных видах любви: эросе – пылкой влюбленности с потерей критической самооценки, людусе – любви, основанной на сексуальном влечении и приводящей к внутреннему опустошению, унынию и депрессии, и мании, которая сочетает в себе эрос и людус.
Все эти три типа любви деструктивны, потому что они основаны на желании получить объект, в который влюблен человек, в свое обладание. В этом смысле человек хочет потреблять, но не отдавать. То есть это потребительская любовь; любовь, которая относится к разделу психических заболеваний (во всяком случае, может так закончиться, привести к психическим заболеваниям).
Сегодня я хочу рассказать о четырех видах любви позитивной, Божественной. Деструктивные виды любви приводят человека к гибели, а позитивные – приводят человека к Богу.
Первый вид позитивной любви – сторге: любовь-нежность, любовь-дружба. Люди, которые любят друг друга, являются партнерами, друзьями. В основе такой любви – теплые дружеские отношения, забота друг о друге, которая со временем перерастает в очень крепкие нежные чувства. Такая любовь может наступать после многих лет успешного брака.
Следующий вид позитивной, созидательной любви называется «филия» – платоническая любовь. Древнегреческий философ Платон называл филию единственным источником любви. Любовь ради любви, любовь-уважение, любовь-созидание, любовь-единомыслие, любовь, основанная на духовном притяжении, уважении, понимании. Такая любовь может проявляться к детям, к родителям, к супругам. Это безусловная, бескорыстная любовь, любовь в чистом виде, любовь жертвенная. И сторге (любовь-уважение, любовь-забота, любовь-нежность, любовь-дружба) и филия (платоническая любовь) основаны на самопожертвовании, на блаженстве отдавать.
Третий вид любви – агапе. Агапе – это сочетание эроса и сторге: негативного эроса – безумной влюбленности, которая превышает сексуальное влечение, и сторге – нежности. При таком сочетании возникает абсолютно уникальный вид любви. Агапе – это вечная любовь; любовь, которая никогда не проходит; любовь, которая помогает супругам взаимно вырастать и приближаться к Богу.
Агапе – это когда человек находит свою половину. Этот вид любви встречается чрезвычайно редко и является «самым счастливым». Агапе всегда жертвенна. Человек, который любит этим видом любви, не задумываясь отдаст жизнь за того, кого любит. Агапе может быть не только сексуальной любовью, но и любовью к друзьям, к Богу. Это самый важный, самый замечательный вид любви. Если мания является наказанием богов, то агапе – это величайший дар богов.
Четвертый вид позитивной любви – прагма – любовь прагматическая, любовь рассудочная, любовь по расчету. Прагма состоит из двух видов любви: из сторге и людуса, нежности и сексуального влечения. Нередко такой вид любви приводит к замечательной семейной жизни, то есть человек начинает свою семейную жизнь вроде бы по расчету, но постепенно расчет перерастает в дружеские отношения, которые при длительном развитии переходят в высшие виды любви. Прагма может перейти даже в агапе.
Для того, чтобы вы лучше представили эти виды любви, я приведу примеры из литературы. Я приводил такие примеры для деструктивных видов любви, а теперь приведу для позитивных. Сторге – любовь-нежность, любовь-дружба – была у Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны. Именно эта любовь давала А. С. Пушкину мощные силы, творческую энергию. Он сначала прошел дорогу эроса и людуса, а закончил тихой гаванью сторге, как бы по словам Иоанна Златоуста: «Жена – это тихая пристань и лечение человека от многих духовных недугов. Но если ты будешь ее волновать, то потерпишь опаснейшее кораблекрушение».
Филия и агапе – это диалог между Христом и апостолом Петром. Филия – это платоническая любовь, уважение, почтение, дружба. Агапе – это жертвенная любовь. Помните, когда Господь восстанавливает Петра в апостольстве (реапостолизация Петра после того, как он предал Христа), Он говорит ему: «Симоне Ионин! Любишь ли Меня? Паси овец Моих». И Он употребляет слово «агапе»: «Готов ли ты отдать за Меня жизнь?» А Петр отвечает Ему словом «филия»: «Господи, Ты знаешь, как я уважаю Тебя, как я Тебя почитаю, как Ты мне дорог». Господь говорит: «Но жизнь-то ты за Меня отдашь?» Петр отвечает: «Господи, Ты знаешь, как я дорожу нашими отношениями, Ты для меня самый дорогой в этом мире».
В третий раз Христос к нему обращается, уже не используя слово «агапе» (жертвенная, Божественная любовь), а употребляя слово апостола Петра, «филия» (платоническая любовь, любовь ради любви): «Когда ты был молод, то ходил, где хотел, а когда состаришься, то поведет тебя другой, куда не хочешь». Он как бы предрекает Петру мученическую смерть на кресте для восстановления агапе, чтобы все-таки прийти к высшей форме жертвенной любви. Петр это прекрасно понял и сказал Господу: «А он что?» – указывая на любимого ученика Христа, Иоанна Богослова, который имел несомненную агапе ко Христу в такой степени, что при жизни достиг бессмертия, потерянного первым человеком Адамом в райском саду. «Какое тебе до того дело, – сказал ему Христос, – если Я хочу, чтобы он пребывал, пока Я не приду?» И между учениками разнесся слух, что Иоанн Богослов никогда не умрет.
Пример прагмы, прагматической любви – это Татьяна Ларина в поэме «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Это «Капитанская дочка». Это «Ночь перед Рождеством» Николая Васильевича Гоголя, где Оксана влюбляется в кузнеца Вакулу. Сначала она влюбляется прагматически: «Он будет заботиться обо мне, помогать мне, его все уважают, он такой красивый, он хороший кузнец». Постепенно эта прагматическая любовь, основанная на выгоде и расчете, приводит ее в состояние сторге и агапе, к безусловной, жертвенной любви, когда ей уже не нужны туфельки царицы, за которыми она посылает своего возлюбленного, а нужен сам Вакула.
Все эти виды любви: сторге – любовь-нежность; филия – безусловная любовь ради самой любви, платоническая любовь; агапе – жертвенная любовь, которая никогда не прекратится; прагма – расчетливая любовь – являются высшими, созидательными видами любви и никогда не закончатся, никогда не прекратятся.
Размышления на эти темы мы продолжим в нашей следующей передаче. Божие благословение да пребудет со всеми вами!
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Красноярск. XVIII выставка-ярмарка «Сибирь Православная»
Екатеринбург. Концерт «Пробьет Победы час»
Нижний Тагил. Юбилейный Троицкий бал
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!