Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вопрос телезрителя из г. Находки: «Отец Григорий, в одной из прошлых передач Вы говорили о том, что в сентябре этого года была защита Вашей докторской диссертации по богословию. Прошу подробнее рассказать о себе, своей научной работе, о том, как давно Вы занимаетесь научной деятельностью».
– Я закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии в 1979 году. Служил на подводной лодке в 19-й бригаде подводных лодок в бухте Малый Улисс в центре Владивостока. Был в трех аварийных ситуациях на трех разных подводных лодках. С 1981 года был старшим психоневрологом Тихоокеанского флота и начальником кабинета психоневрологии поликлиники флота. После демобилизации с Военно-морского флота СССР работал врачом-психотерапевтом в клинической больнице Академии Наук СССР в Санкт-Петербурге (в то время – в Ленинграде). В 1988 году на базе Академии Наук СССР под моим руководством был организован Международный институт резервных возможностей человека (как международная общественная организация), который я с тех пор и возглавлял. Институт занимался лечением зависимостей: самых разных болезней, связанных с алкоголем, курением, наркотиками, азартными играми. Можно сказать, что одними из первых в нашей стране – в то время еще в Советском Союзе, а впоследствии и в России – мы стали изучать и заниматься преодолением психологических зависимостей. За эти годы (порядка 28 лет со дня создания института) у нас было пролечено более 130 тысяч больных с разными зависимостями.
В 1993 году я защитил кандидатскую диссертацию по специальности «наркология» по психотерапии хронического алкоголизма в научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева в Ленинграде. В 2004 году во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию по духовно-ориентированной психотерапии героиновой наркомании. В 2005 году мне было присвоено звание профессора по кафедре медицинской психологии медицинской академии последипломного образования. В 2008 году Указом Президента Российской Федерации мне было присвоено звание «заслуженный врач Российской Федерации».
Так получилось, что занимаясь зависимостями, мне пришлось строить мост между медициной и Церковью. Я заметил, что люди, которые после медицинского лечения воцерковляются, имеют лучшие результаты, лучшее состояние ремиссии. Диссертация доктора медицинских наук была одной из опор под этим мостом между Церковью и медициной, а моя докторская диссертация по богословию «Грех как зависимое поведение» была второй опорой этого моста. Защита этой диссертации проходила в сентябре этого года в Москве в Общецерковной аспирантуре и докторантуре на заседании Общецерковного докторского диссертационного совета под председательством митрополита Илариона. В этой докторской диссертации я использовал весь свой опыт врача и весь свой опыт богослова, это было необходимо для того, чтобы все правильно проанализировать. На эту работу в 1992 году меня благословил Святейший Патриарх Кирилл (тогда он был митрополитом Смоленским и Калининградским). Под его руководством по его благословению мы проводили работу между Церковью и медициной в городе Смоленске, и тогда Святейший Патриарх благословил меня на написание этой работы. И когда 1 ноября этого года он мне вручал докторский крест в Москве, я ему об этом напомнил. Он улыбнулся и сказал: «Я Вас помню». Я сказал, что это вторая докторская, на что Патриарх ответил: «Я знаю». Поэтому фактически все, что я делал, я всегда делал по благословению священноначалия. И моя задача – построить этот мост между медициной и Церковью, потому что через преодоление медицинских болезней люди могут прийти ко Христу и тогда у них будет совершенно другое качество ремиссии, они будут жить на радость себе и окружающим, все у них будет получаться и жить они будут все лучше и лучше с каждым днем и во всех отношениях.
Вы можете задать мне вопрос, почему так получилось, что я стал работать вместе с Церковью? Дело было следующим образом: в 1988 году я учился у народного врача СССР Александра Ивановича Довженко, к которому меня направила Академия наук, для того чтобы мы могли внедрять его метод в институтах Ленинградского (в то время)научного центра. Александр Иванович был человеком верующим. Я тогда тоже был уже крещен (крестился в 1982 году). Крестил меня приснопамятный протоиерей Василий Бутыло – это был первый человек, который привел меня к Богу. Тогда же я познакомился с приснопамятным протоиереем Василием Лесняком, который потом стал моим духовным отцом. Проводя медицинскую работу, я заметил: бывает, что врач успешно пролечит человека, у него снимается тяга к алкоголю, восстанавливается радость жизни, но проходит несколько лет и человек опять возвращается к приему спиртных напитков.
Приведу такой пример: однажды ко мне пришел человек и сказал: «Я не пил после Вашего лечения 10 лет, а потом запил». Я спросил: «А почему Вы запили? У Вас был какой-то стресс, или что-то случилось в Вашей жизни, или может быть появилась тяга?» «Нет, – говорит человек, – тяги не было, 10 лет в шкафу стояла бутылка, и я ее не замечал, а тут прохожу мимо шкафа, и внутренний голос мне говорит: “Смотри, стоит бутылка”, я ничего не успел подумать, налил стакан и выпил». Я спросил у этого человека: «А Вам хотелось ли?» – «Не то, что не хотелось – еле затолкал». – «Так зачем же Вы это сделали?» – «А я сам не знаю». Вот если бы это был единичный случай, тогда это было бы еще полбеды, но случаи эти стали повторяться.
Приходит человек и говорит, что не пил 12 лет, пошел в лес на охоту (Пыталовский район Псковской области, на границе с нынешней Эстонией) и, будучи егерем, зная каждую тропинку, заблудился в своем родном лесу. Бывает такое измененное состояние сознания у человека, когда знакомый лес становится лесом незнакомым. Человек заблудился в этом лесу, вышел с оружием на территорию другого государства и был задержан пограничным нарядом. Конечно, это огромное чрезвычайное происшествие для данного человека, которое могло закончиться уголовным заключением (переход границы с оружием). Для того чтобы составить все документы, на границу был вызван начальник погранзаставы. И оказалось, что эстонский начальник погранзаставы –друг его детства, с которым они учились в одной школе и сидели за одной партой, просто две деревни были по разным сторонам границы: одна – эстонская, другая – российская. Но в то время границы как таковой не было, она была весьма условной. Эстонский начальник говорит: «Мы дело не заводим, это мой друг» и по этому поводу наливает ему стакан. Тот даже подумать ничего не успел, как выпил. Когда он выпил, его отпустили домой, никаких протоколов на него не составили. А вернувшись домой, он запил и три месяца пьянствовал, никак не мог остановиться.
Третий человек поехал в Америку, он не пил 7 лет. Ночью шел в подземном переходе в Нью-Йорке, на него напали и стали грабить. Он закричал: «Я русский». Те грабить перестали, достали бутылку «Московской» и предложили выпить. Он выпил, и после этого его отпустили. А уже потом он запил самостоятельно. Когда я все это начал анализировать, то пришел к выводу, что чего-то мы не долечиваем. Да, врач может помочь человеку с зависимостью: оказать неотложную медицинскую помощь, вывести из состояния запоя, снять острые проявления психоза за счет особого медикаментозного лечения. Можно даже снять тягу, но какая-то часть зависимости остается недолеченной. Мне пришла аналогия с солитером. Солитер – это паразит, гельминт, которым человек заражается от рыбы. Находясь в кишечнике человека, солитер иногда вырастает размером в несколько десятков метров. Когда его начинают выгонять, он выходит, выходит, а потом обрывается и через некоторое время опять отрастает. У меня возникло такое же ощущение: что медицинскими методами мы не можем долечить до конца, какая-то часть зависимости остается.
Анализ этой ситуации привел меня к изучению опыта Церкви. Современной научной психиатрии чуть больше 160 лет. Первая клиника психиатрии – это клиника Военно-медицинской академии, которую я оканчивал; это было первое учебное и научно-практическое учреждение психиатрии в дореволюционной России. А до этого много веков этой темой занимались священники. Я начал изучать опыт Церкви: как Церковь преодолевала эти зависимости, отношение к зависимости как к греху, как к нарушению Божиих заповедей, уходу от Бога. Мы с моим духовным отцом, приснопамятным протоиереем Василием Лесняком, вместе все это проанализировали, он тоже занимался лечением алкоголизма, но ему не хватало медицинских знаний, духовную часть он понимал, а медицинская была ему не совсем понятна, потому что раньше, наверное, не было такого количества зависимостей, какие появились сейчас. И мы решили объединить наши усилия. И когда врач и священник стали соработниками, от этого очень сильно выиграли все пациенты. Все дальнейшее время своей жизни, начиная с 1989 года(получается, уже 26 лет), я уже работал по выведению людей из зависимости вместе с Церковью. То есть врачи проводят медицинскую работу, потом те больные, которые хотят дальше продолжить лечение в Церкви – лечение души и духа, а не только тела –приходят в храм. У нас появилась уникальная возможность сравнить все результаты: одна группа больных, которые лечатся только медицински, а другая – медицински и церковно. То есть как бы два зарока – зарок медицинский и зарок церковный, зарок лечебный и зарок целебный. Была еще часть больных, которая лечилась только в Церкви. Собственно, анализ полученных результатов и послужил темой моей докторской диссертации по богословию.
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!