Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вопрос Натальи из Витебска: «Отец Григорий, Вы являетесь деканом факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Расскажите, пожалуйста, по каким специальностям происходит у вас подготовка студентов?»
– Дорогая Наталья, Вы можете посмотреть всю эту программу на сайте Русской христианской гуманитарной академии (РХГА). Просто надо набрать в поисковике «РХГА», и появится вся информация. У нас есть несколько факультетов: факультет психологии, который я возглавляю, факультет богословия и религии, факультет культурологии, факультет иностранных языков. У нас есть бакалавриат, магистратура, аспирантура. На базе факультета психологии создан институт социального образования, который ведет подготовку специалистов для работы в Церкви (то, что мы называем дополнительное профессиональное образование и что раньше называлось ПТУ). Также на базе Русской христианской гуманитарной академии есть лицей, который готовит психологов и специалистов по иностранным языкам. У нас создана кафедра педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых Кирилла и Мефодия Московской патриархии на базе РХГА в Санкт-Петербурге (как бы кафедра ОЦАД в Санкт-Петербурге), где тоже ведется подготовка магистров по специальности богословие (теология). Выдается два диплома: государственный и общецерковный. Также с Общецерковной аспирантурой и докторантурой мы начинаем общую программу по набору аспирантов именно для подготовки и защиты кандидатских диссертаций в области богословия. Поэтому, пожалуйста, выходите на сайты, смотрите.
Что касается магистратуры по психологии, сейчас у нас две магистратуры: психологическое консультирование и психология зависимого поведения, то есть психология зависимостей, которую веду я. В ближайшее время мы надеемся открыть магистратуру по медицинской клинической психологии.
– Также Наталья спрашивает: «Отец Григорий, в каких еще учебных заведениях Вы преподаете?»
– Я уже сказал, что я декан факультета психологии и философии человека Русской христианской гуманитарной академии, заведующий кафедрой психологии в академии. Также я являюсь профессором церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии, профессором Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых Кирилла и Мефодия, профессором кафедры педагогики и теории образования Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова в Санкт-Петербурге.
– Петр из Казани спрашивает: «Отец, Григорий, как Вы понимаете апостольское служение?»
– Знаете, апостольское служение – это, несомненно, апостольская, евангельская проповедь. Когда Господь благословил апостолов, когда Он дал им дар исцелять больных, изгонять бесов, очищать прокаженных и даже воскрешать мертвых, они проповедовали правду о Царствии Небесном, правду о Мессии. А вот эти дары, которые они получили от Бога, были сопутствующими, они были не главными. Потом в День Троицы и Пятидесятницы на них сошла благодать Святого Духа, и они разошлись по всей земле и проповедовали Евангелие в духе любви. Евангельская проповедь всегда проводится в духе любви. Григорий Великий (Двоеслов) говорил: «Без особого благодатного дара Божественной любви слово евангельское не будет живым». Вот почему Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало». Потому что далеко не у всех проповедников слова Божия в достаточной степени присутствует дух любви, это чрезвычайно редкий апостольский дар и он превыше любого другого дара. «Из уст ваших потекут реки живой воды, – сказал Господь апостолам, – не думайте о том, что сказать: вы будете знать, Дух Святой будет говорить в вас». Дух Святой, дух любви. Без духа любви нет апостольского служения.
Еще Господь нам сказал: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву». Вот молитесь о нас, о священниках, епископах, молитесь о Святейшем Патриархе Кирилле, чтобы всем нам Господь дал духа любви, чтобы любовь у нас приумножалась. И тогда мы сможем обращаться к вам со словом Божиим в духе любви. А если таких проповедников мало, значит народ плохо молится. «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву».
– Сергей из Владивостока говорит: «Отец Григорий, почему Господь так много исцелял в субботу? Ведь это было искушением для иудеев. Неужели нельзя было выбрать какой-то другой день?»
– Дорогой Сергей! То, что Вы из Владивостока, для меня очень важно: я же там после Военно-медицинской академии служил на подводной лодке. И я не был там с 1984 года. Я думаю, Владивосток сейчас сильно изменился. У меня остались самые светлые, самые удивительные впечатления об этом городе, и я все же мечтаю там оказаться. Хотя, в силу моей реальной жизни, не так просто вырваться из той работы, которую мне приходится проводить сегодня, находясь именно здесь, на Северо-Западе России, в Санкт-Петербурге.
Когда Моисей дал иудеям десять заповедей Божиих, это были заповеди любви. «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею крепостию своею, всею мыслью своею, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя». Если человек любит себя, желает себе Царствия Небесного, живет в Царствии Божием на земле, как у Христа за пазухой, того же желает ближнему и благодарит Бога, то ему легко выполнить все остальные заповеди Божии. Не поклоняйся никаким другим Богам, не сотвори себе кумира, не произноси имя Божие всуе, шесть дней работай, а седьмой отдай Богу, почитай отца и мать, дабы дни твои на земле продлились, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не пожелай добра ближнего своего. Заповеди эти были как бы внешние, они регламентировали внешнее поведение человека в духе любви. Но постепенно народ, законоучители израильские заменили эти заповеди человеческими правилами: на каждую заповедь – более шестидесяти человеческих правил, в которых не было ни слова сказано о духе любви. Это происходило в разных религиях, в том числе в языческой религии в Римской империи, когда ритуал и обряд поклонения богам постепенно заменял самих богов. То есть о них люди забывали, а думали о ритуалах.
И вот иудеи настолько принимали ритуалы, в том числе ритуал субботы, что они пришли к такому столкновению, что в субботу даже исцелять никого нельзя. А Господь их обличал, исцеляя в субботу. Он обличал отсутствие духа любви в их правилах, в их вере, в их обрядах. Он это делал сознательно, для того чтобы привести их к покаянию. И кто-то действительно пришел к покаянию от этого обличения. А кто-то не пришел...
Поэтому когда мы в православии забываем о духе любви, то мы тоже превращаемся в некоторую пародию на духовных подвижников того времени. Вот именно поэтому исцеление в субботу говорит о том, что православный христианин может находиться в духе любви даже в субботу – он должен постоянно находиться в богообщении.
Отвечать на ваши вопросы я продолжу в наших дальнейших передачах. Божие благословение да пребудет со всеми вами!
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!