Точка опоры. Ответы на вопросы телезрителей. Выпуск от 1 мая

1 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседы с доктором мед. наук, священником Григорием Григорьевым.

 

В предыдущей передаче я рассказал, как крестился и как пришел к Богу и сегодня продолжу отвечать на ваши вопросы. Уже когда я учился в Военно-медицинской академии и когда служил на флоте, я очень много читал. Со мной всегда было Евангелие, ставшее настольной книгой, и мне очень нравилось его читать. Также везде по дорогам жизни меня сопровождала икона Николая Чудотворца. Почему именно она? Вспоминаю пятый курс Военно-медицинской академии. В 1978 г. я поехал в гости к отцу, который в то время проживал в городе Пскове, и мне устроили экскурсию по старым псковским храмам. Многие из них были закрыты, и вот помню, вечером на закате солнца меня привели в храм Николы со Усохи. Это название буквально означает храм Николы Чудотворца посреди болота (усоха). Этот ныне действующий храм находится в историческом центре Пскова и сейчас возвращен Русской Православной Церкви. А тогда он был совершенно пустой. Нам открыли двери, я стоял там и молился как мог, своими словами. Мы зажгли свечки, и стало как-то очень хорошо и радостно. Ночью, когда я заснул, увидел бездонное небо и лик Николая Чудотворца. Я проснулся, и было такое ощущение, что он благословляет меня на дорогах морских путей. Поэтому в память об этом событии я все время ношу с собой его икону. Евангелие и эта икона всегда были со мной на подводной лодке.

Несколько слов хочу сказать о своем духовном отце, приснопамятном протоиерее Василии Лесняке. Удивительный был батюшка, который был очень известным человеком в Питере. Одно время он был ключарем Александро-Невской Лавры, также он занимался разными молитвами, в том числе отчиткой бесов, такое было у него послушание от правящего архиерея. Однажды его вызвал уполномоченный по делам религии и говорит ему: «Отец Василий, почему Вы занимаетесь мракобесием?» Он удивился и отвечает: «Напротив, я как раз занимаюсь борьбой с мраком и бесами.» - «Нет, Вы выгоняете бесов, и это мракобесие». Отец Василий тогда сказал уполномоченному: «А что, бесы на меня пожаловались?» После этого отца Василия сразу вывели за штат и в ссылку на Охтинское кладбище. У него был духовный отец, приснопамятный протоиерей Владимир Шамонин, один из очень известных послереволюционных питерских старцев. А у протоиерея Владимира Шамонина духовником был преподобный Амвросий Оптинский, поэтому отец Василий считал, что он как бы происходит оттуда, из Оптиной пустыни. У него был необыкновенный дух любви. Я его вспоминаю как духовника - он никогда меня не ругал, все время хвалил, иногда так похвалит, что неудобно становится, и хочется оправдать высокое доверие отца Василия и не огорчать его. Мы вырастали в любви отца Василия. Он очень рано начал болеть, у него уже с тридцати лет начались инсульты-инфаркты, прожил он всего 67 лет, но оставил огромный след. Отец Василий умер в 1995 г. Незадолго до его кончины мы с ним выступали в Петербургской духовной академии. Ученый секретарь академии сказал, что, когда Н.С. Хрущев захотел сделать Россию атеистической и показать в СССР по телевизору последнего попа, то начать укоренение атеизма хотел именно с Ленинграда, сделать город трех революций зоной атеистического воспитания населения. Но уполномоченный по делам религий был все же человеком умным и написал письмо в ЦК КПСС, где указал, что не может быть Ленинград центром атеистического воспитания населения. Во-первых, здесь существует всенародная память о Ксении Петербургской и Иоанне Кронштадтском, которым поклоняется вся страна, и их могилы являются святыней для русских людей. Вторая причина - Ленинградская православная духовная академия является духовной школой, известной во всем мире, и в ней проходят подготовку священнослужители со всего мира. А третья причина - пастырское служение протоиерея Василия Лесняка. Вот такая всенародная любовь была у этого дивного человека. До сих пор во все трудные минуты своей жизни я обращаюсь к отцу Василию, стараюсь с ним говорить. Ведь духовный отец никогда не уходит, он так и остается с нами, просто находится в невидимом мире. Пока мы с вами в видимом мире, но жизнь проходит быстро, и я надеюсь, что наступит такое время, когда удастся с ним встретиться и поговорить уже напрямую.

Возвращаясь к моему приходу к Богу. В то время я читал очень много произведений Ф.М. Достоевского. Когда учился в Военно-медицинской академии, меня не устраивало, что «я умру, меня закопают в землю, меня съедят черви, и на могиле вырастет лопух». Так говорил Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети»: он был атеистом и декларировал это. Только Базарова это устраивало, а мне от этого было как-то тоскливо, хотя я и понимал, что, наверное, так и будет. То есть то атеистическое воспитание, которое мы получили, говорило об этом, но казалось бессмысленным. Если нет Бога, жизнь становится бессмысленной. Изучая Достоевского, я нашел такой момент в дневниках писателя. «Федор Михайлович, а что Вы будете делать, - говорит ему некий оппонент, - если Вам докажут, что Христа нет?» И Достоевский отвечает: «Я останусь с теми, кто в Него верит». Меня это так поразило! Ну как же, ведь докажут, что нет, а он останется с теми, кто в Него верит? Я сначала этого не понял, но подумав, пришел к выводу, что без веры человек не может реализоваться как личность, и, если бы Бога не было, Его надо было бы выдумать. Вера дает человеку новые неиссякаемые силы, даже головной мозг человека, его организм без веры не работает на полную мощность, а всего на 5% - так считают многие выдающиеся врачи-нейрофизиологи. Сами стены Военно-медицинской академии, где я учился, были пронизаны верой таких выдающихся отечественных врачей, как академик Иван Петрович Павлов, Николай Иванович Пирогов. Достоевский сказал, что русский человек без веры превращается в негодяя, а Пирогов: «Всякий неверующий человек есть подлец. И таким подлецом я был до 37 лет». С одной стороны, было атеистическое воспитание, а с другой стороны, сами стены давали вот эту веру. Те, кто погружались в изучение медицины, в устройство человека, понимали, насколько прекрасно и совершенно создан храм духа - тело человека. Таким образом, можно сказать, что подготовка в Военно-медицинской академии способствовала фундаменту веры.

Сейчас я мог бы сказать, что всегда был верующим человеком, потому что в моем детстве, среди озер и лесов, Господь был всегда со мной, просто я не всегда Его осознавал... Уже много позже как-то мы с моей мамой, Дарьей Васильевной, разбирали наши детские рисунки. Все детство мы рисовали храмы, и один из моих любимых был Троицкий собор, неподалеку от которого я жил, и церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала, про которую знал, что вроде ее построили на деньги алкоголиков, и все эти таинственные обстоятельства были для меня притягательны. Я помню залитые солнцем ступени заколоченного Троицкого собора, как бабушки кормят голубей. Светлые, яркие воспоминания. В три года мама записала мое первое устное детское стихотворение: «Мир, мир золотой, ты на небе, а не на земле». Если все это сложить, то я могу сказать, что, конечно, всякий человек является верующим от рождения, потому что душа по природе христианка, как сказал философ Тертуллиан, просто мы невнимательны. Если бы наблюдали за собой, каждый день видели огромное количество доказательств Бытия Божия.

Телезритель просит рассказать о моем увлечении рыбалкой. Все апостолы, ученики Христовы, за исключением Иуды, были галилейскими рыбаками. Галилея была самой, если можно так выразиться, бросовой областью Иудеи. Галилеянин - кто-то вроде бомжа, все ее жители были бедными людьми, а апостол Иуда происходил из царского рода, и у него был свой дворец в Иерусалиме. И вот Господь сказал этим рыбакам: «Я сделаю вас ловцами человеков». Я потом очень много думал, почему Он выбрал их апостолами? В рыбаках нет лукавства, именно рыбалка с лукавством несовместима: рыба либо клюет, либо нет, либо ловится, либо не ловится. Это тяжелый труд, и от него никогда не разбогатеешь, но и с голода не умрешь. Тот, кто хорошо ловит рыбу, будет и хорошим ловцом человеков. Так Господь и сказал ученикам: «Бросьте свои сети, я сделаю вас ловцами человеков». Наверное, если сравнивать с их служением, то и меня Господь вел через озера, через рыбалку, а потом дал миссию - приводить людей к Богу через исцеление от пьянства, от наркотиков. Приводить их в храм для покаяния, объяснять, что недостаточно одного только медицинского лечения и что очень важно в процессе движения к Богу восстановить с Ним отношения, понять, что ты не являешься сиротой. Важно, чтобы блудный сын пришел к Отцу, и тогда Отец выйдет навстречу, и изменится вся жизнь.

Сейчас, конечно, я иногда бываю на рыбалке, хотя у меня очень мало времени для этого. Недавно удалось пройти по весенним речкам с удочкой, половить щук на живца. Весна в этом году холодная, затяжная, но трех щук все же поймал. Я был очень доволен, потому что поймал их на тех местах, где ловлю каждый год. Для меня это было очень важно, ведь дело не в рыбе. А зимой я ставлю жерлицы. В основном я ловлю щук, ну а если удается поймать побольше, мы делаем котлеты и угощаем весь приход, так что в нашем приходе в Юкках мы нередко и фаршированную щуку делаем, и щучьи котлеты. Кстати говоря, щука является самой полезной по составу веществ среди всех пресноводных рыб, в ней вся периодическая таблица Менделеева. Когда у меня появляется один-два свободных дня, я стараюсь провести это время на рыбалке: в это время лучше всего молиться, когда ты остаешься наедине с природой, с озером, с небом и с Богом.

Божие благословение да пребудет со всеми вами. Христос воскресе!


Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать