Точка опоры. Оскудение духа любви. Часть 1

7 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с доктором мед. наук, священником Григорием Григорьевым.

Наиболее актуальная тема, которую мы вывели из ваших вопросов: «Оскудение духа любви».  Мы не говорим, что дух любви исчез из наших церквей: есть много замечательных храмов в нашей Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Но во многих письмах видно, что людям сегодня, как никогда, не хватает духа любви.

У многих людей воцерковление происходит от их проблем, от осознания своих грехов. Они прочитывают большое количество литературы, для того чтобы лучше разобраться в своих грехах. Иногда это знание приводит людей в некое депрессивное состояние, когда человек начинает считать себя хуже всех на свете. И конечно, от такого состояния оскудевает дух любви. Ведь Господь сказал своим ученикам: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». То есть если у нас, православных христиан,  нет любви между собою,  что тогда говорить о других людях? И если у нас нет любви между собою - мы не ученики Христовы. Господь сказал апостолам и всем людям: «Ищите прежде Царствия Божия, и всё остальное приложится вам».

Преподобный Серафим Саровский сказал, что есть три вида капитала: денежный, чиновный и духовный. Если для человека главным является духовный капитал, то ни деньги, ни чины, ни что другое ему не повредит.

Недавно я закончил работу над богословской книгой, которая называется «Грех как зависимое поведение», аддиктивное поведение (аддикция - зависимость).  Говоря другими словами: «Грех как наркомания». Всякий человек, совершающий грех, его раб.  Как нам преодолеть это? Только одним путем: нужно, чтобы в нашей душе жил Господь, тогда в ней не будет места греху.

Душа человека как костер, если костер горит, то «комары» внешних мыслей отлетают от человека, и в душе у него мир, покой радость и свет. А он гаснет, то невидимый мир зла наваливается на нашу душу.  «Ад» по-гречески – «хаос». И когда хаос проникает внутрь нас, мы страдаем. Голос Бога можно услышать только при внутренней тишине, а хаос препятствует этому.

Так почему же оскудевает дух любви? Наиглавнейшая Божья Заповедь говорит: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею мыслию своею, всею крепостью своею, и ближнего своего как самого себя». Можно понять эту заповедь так: если мы не будем любить себя, то не полюбим и ближнего, тем более не полюбим Бога. Многие современные люди не понимают, что значит любить себя.

Вспомним еще раз слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Небесного, и всё остальное приложится вам». Духовный приоритет поиска Царства Небесного должен быть основным в жизни человека. Все мы понимаем, что никакие добрые дела, ни наши попытки праведной жизни, ни что-то иное не приведет нас в Царствие Небесное. Потому что сколько бы мы ни делали добрых дел, их все равно мало, и попасть туда мы можем только по великой Божией милости.

Если мы возьмем любую молитву Причастного правила, то первая половина этой молитвы будет посвящена тому, что «я, Господи, приступаю к Телу и Крови Христа, но недостоин, не могу приблизиться, осуждение себе получаю, но ты, Господи, милостив и человеколюбив, помилуй меня, грешнаго». Мы спасемся по Божией любви. Бог может все и каждому человеку желает спасения, даже далеко ушедшему от Него. Может быть, чем дальше человек уходит от Бога, тем больше Бог желает ему спасения, как любящий отец желает спасения больному ребенку. Но Он и не может заставить человека стремиться войти в Царствие Небесное. Поэтому,  можно сказать, что, если мы туда не попадем, то лишь потому, что не очень этого и хотели.

Ведь прежде всех в Царствие Небесное вошел благоразумный разбойник. И отнюдь не за свои добрые дела, но потому что, находясь рядом со Христом, воскликнул: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». «Ныне же будешь со мною в раю», - ответил ему Господь. Когда мы подходим к причастной Чаше с Телом и Кровью Христа, разве мы не являемся теми же разбойниками, которые встречаются с Богом? Ведь это Тело и Кровь Христа! Разве мы не можем уподобиться тому разбойнику, который был распят рядом с Ним, и по его примеру искренне воскликнуть: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Много веков подряд первые христиане причащались каждый день. В древние времена была такая практика - человек один раз в неделю ходил в храм, это считалось обязательным: «шесть дней работай, седьмой отдай Богу», принимал Тело и Кровь Христа, получал запасные Святые Дары на всю неделю и ежедневно причащался дома после подготовительных молитв. У человека всегда были с собой Крест, Евангелие и запасные Дары, особенно, когда он уезжал в дальний путь. Это делалось и потому, что Церковь находилась под великим гонением, а Божественная литургия служилась по ночам, за это могли казнить.

Сегодня храмы открыты, и можно причащаться, если у вас есть такое благословение, довольно часто. По крайней мере, раз-два раза в неделю и более, кому позволяет время и возможности. В больших городах служба специально проводится в 7 или 8 утра, чтобы люди успевали на работу. Но мы очень изменились по отношению к первохристианам. У них воистину был дух любви. Они так любили Бога, что встречались с Ним каждый день в Таинстве Святого Причастия. А это значит, что они любили и себя: желали спасения себе и своим ближним.

 

Расшифровка: Марина Дмитриева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать