Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

23 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3


– Сегодня архимандрит Мелхиседек, настоятель Покровского храма в Ясеневе, продолжает отвечать на вопросы наших зрителей.

Первый вопрос: «В каком случае причастие бывает в осуждение? Из-за страха быть осужденным не могу причаститься уже несколько месяцев. Помогите!»

– Я считаю, что это крайность – жить без причастия из-за мысли, что вдруг что-то случится. Если человек находится в конкретном смертном грехе, зная это, не оставляет его, пребывая в нераскаянном смертном грехе, тогда он причащается себе в осуждение. А если это так называемые повседневные грехи, то мы как раз и причащаемся ради того, чтобы вкусить, как сказал Иоанн Богослов, хлеб жизни. Отцы ваши в пустыне ели манну и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Мы ради этого и приобщаемся хлеба жизни – Тела и Крови нашего Господа, во исцеление души и тела. Мы же не какие-то еретики, безбожники; только в случае, если находимся в смертных грехах, причастие нам в суд и во осуждение. Поэтому, если мы обыкновенные, среднестатистические христиане и обыкновенные грешники, но грешники кающиеся и надеющиеся на милость Божию, то именно с такими мыслями мы должны приступать к причастию.

Но есть еще одна крайность, и не дай Бог когда-нибудь так подумать. Например, в великие праздники Вознесения, Троицы я иногда спрашиваю человека: «А чего ты не причащался?»  Отвечает: «А я не готов». – «В каком смысле?» – «Я должен настроиться, прочитать правило». Я говорю: «Это правильно. А ты когда-нибудь говоришь себе, что готов к причастию?»

– Мы никогда не бываем готовы.

– Вот, не дай Бог сказать, что мы готовы. То, что мы не готовы, – это объективно, мы это понимаем.

– Батюшка, под словом «готовы» мы понимаем, что прочитали правило, посетили вечернее богослужение и попостились хотя бы денечек.

– Мы должны помнить слова Господа: «Даже если сотворите все, повеленное вам, скажите: мы рабы неключимые, потому что сделали то, что должны были сделать». Но на самом деле мы не сделали даже то, что должны были сделать. Поэтому, с одной стороны, мы делаем все, что нам заповедала Церковь в отношении Святого Причастия, но все равно ставим большую запятую: «Господи, но да будет милость Твоя на мне грешном». Потому что все равно мы причащаемся  и очищаемся только по милости Божьей, а не потому, что готовы и на нас снизошла благодать, так как мы все прочитали и сделались правильными, а если что-то не дочитали, то неправильные. Дух дышит, где хочет, и не мерою Бог дает Духа. То есть все прочитаешь, а окажешься с минимальной благодатью. А другой человек не смог быть на всенощном бдении, потому что у него было круглосуточное дежурство, например в больнице, утром после суток он прибежал к чтению Евангелия, а во время работы старался хоть кратко произносить имя Божие. Так вот, он, пришедший в одиннадцатый час, со скромностью скажет: «Господи, уж я точно не готов», но, понимая, что другой возможности у него не будет, с благословения батюшки, с радостью и в надежде на милость Божию причастится.

Я хотел, но не мог, – это одно. Другое дело, когда ты мог, но не хотел, когда должен был исправить свой грех, но не исправил, когда мог его не делать, а делал. Вот тогда это во осуждение.

Поэтому тому человеку, который задал вопрос, советую подготовиться, как положено по уставу Церкви, и, в надежде на милость Божию, причащаться. Мне, кстати, вспомнились слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что если человек будет грешным и как бы черным из-за своих грехов с макушки до пят, но с чувством всеокаянства и всенедостоинства будет стремиться причащаться Святых Христовых Таин, то постепенно он будет очищаться, просветляться, убеляться от этой черноты и в конце концов спасется. Вот для чего нам хлеб жизни, вот для чего Святая Церковь, вот для чего Евхаристия, вот для чего литургия – чтобы мы становились другими. И Церковь не для того, чтобы нам было лучше, а чтобы мы сами были лучше.

Мы должны приходить в Церковь не как в бюро добрых услуг, а жить Церковью и приходить в нее ради одного – чтобы меняться самим, а не для того, чтобы менялась жизнь вокруг нас. Мы не можем поменять обстоятельства жизни, но мы можем поменять отношение к обстоятельствам. Поэтому мы должны становиться святыми – вот для этого Церковь, для этого причастие. Как сказал апостол Павел: Сия есть воля Божия – святость ваша. Вот к чему мы должны стремиться. Без причастия наша жизнь, наше очищение, исцеление и преображение невозможны, поэтому надо преодолеть это заблуждение.

– Спасибо большое, батюшка, очень интересный ответ.

Следующий вопрос: «Преподобный Арсений Великий просил Бога указать ему путь ко спасению и услышал голос с небес: “Бегай людей и спасешься”. Он оставил все и ушел в пустыню. А как нам, живя в миру страстей, среди людей, спастись?»

– Очень просто. Мы тоже, живя в миру, можем исполнить благословение, данное Арсению Великому: «Бегай людей и спасешься». Каких людей бегать? Злых людей. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Каким образом? Поменьше сидите в Интернете, поменьше смотрите телевизор, кроме каналов «Союз» и «Спас», это и будет ––– убегать от людей нечестивых. По-моему, Иоанн (Шаховской) однажды сказал, что никто бы не хотел, чтобы его дом посетили гангстеры, воры, ругатели, уличные женщины. Но когда ты включаешь телевизор, они вваливаются в твой дом. Вот и смотрите, бегаем мы людей нечестивых или сами к ним бежим?

Поэтому всех призываю и всем советую: поменьше Интернета, поменьше телевизора, поменьше всякой ерунды, потому что это все выхолащивает, и уже не хватает времени ни на главу Евангелия, ни на три строчки святых отцов, ни на вечернюю молитву.

Кстати, относительно вечерних молитв: участились случаи, когда люди пропускают молитвы. Советую, как это делается в семинарии в Троице-Сергиевой лавре, где я учился, и как это делается во всех монастырях, читать вечерние молитвы сразу же после ужина. Вы не можете найти время для вечерних молитв? У вас нет сил на вечерние молитвы? А у вас есть время для ужина? Силы для ужина есть? Есть. Так пусть вечерние молитвы будут «пристегнуты» к ужину, пусть они идут одним блоком. Мы же находим время для ужина.

– Врачи советуют уже не ужинать.

– Старец Амвросий говорил: «Гордый, как поздний ужин, никому не нужен». Поэтому советую, друзья, читайте вечерние молитвы сразу же после ужина. Даже не надо ничего убирать, не надо мыть посуду – сначала прочитайте молитвы, хотя бы привыкните читать сначала краткие молитвы.

– У каждого есть любимые молитвы в вечернем или утреннем правиле, которые близки и которые понимаешь.

– Пусть так.

– Лично у меня есть некоторые молитвы, которые я не могу постичь, правда. А есть молитвы, например Иоанна Златоуста, Макария Великого, которые очень близки.

– Святитель Феофан Затворник, Вышенский советовал: если вы чего-то не понимаете, что-то до вас не доходит, иногда поступать так: отведено у тебя для вечерних молитв 15–20 минут, закрой молитвослов и помолись 15–20 минут той молитвой, какой хочешь. Хочешь, читай несколько раз «Отче наш», или «Помилуй меня, Боже», или 90-й псалом, любой акафист, Иисусову молитву – что хочешь, только молись именно это отведенное время. Если ты читал вечерние молитвы 15 минут, то 15 минут помолись любой молитвой. После этого попробуйте кто-нибудь сачковать!

У отцов есть выражение: молись как хочешь, только молись. Почему? Потому что молитва – это собеседование с Богом. Молитва – это дыхание души. А внимание – душа молитвы, – где нет внимания, там нет души. Молитва – душа души. Поэтому мы сами себя этого не должны лишать. С этим мы разобрались – будем все-таки последовательно закручивать духовную гайку.

– Батюшка, поверьте, сегодня ехала на запись программы и размышляла как раз о том вопросе, который задал телезритель (что называется, на одной волне):  «Отец Мелхиседек, почему некоторые батюшки не рекомендуют чтение Ветхого Завета, дабы не смущать неокрепшие души?»

– Дело в том, что если человек еще не знает Евангелия, не знает апостольских посланий, не вникал в них, а сразу начинает с чтения Ветхого Завета, тем более без толкований... А вообще, если начинать читать Ветхий Завет, то по «Закону Божьему» Серафима Слободского, где выстроена вся ветхозаветная и новозаветная канва, потому что иногда бывает сложно разобраться. Например, люди начинают читать о некоторых грехах, о которых еще и не слышали. Поэтому сначала укрепимся в Новом Завете, почитаем толкования святителя Феофана Затворника; есть сейчас и много других замечательных пособий. Библейская история, даже семинарские учебники доступны в Интернете. Поэтому начинаем с них как с пособия для изучения Ветхого Завета: ведь, чтобы, к примеру, разобраться с машиной, мы не лезем ремонтировать двигатель, не прочитав инструкции.

– Или, например, прежде чем принять лекарство, мы обязательно читаем инструкцию, изучаем, как его принимать: перед едой, после или во время еды. Сразу же не глотаем.

– Хотя если человек будет с верой, любовью и упованием просить Господа получить всякую пользу от чтения Священного Писания, думаю, какие-то мнимые соблазны пройдут мимо его глаз и ушей, и будет только одна польза. Но самое главное – разумевать читаемое. Кстати, относительно Ветхого Завета у Серафима Саровского есть такое мнение, что христианин, прочитавший хотя бы один раз в жизни Библию (Библия – это и Ветхий и Новый Завет, слово «библия» переводится «книги»), сподобится сугубой благодати Божьей. То есть Серафим Саровский даже призывает к тому, чтобы мы были знакомы и с Ветхим, и с Новым Заветом.

Мало того, откуда такие святые? Почему Серафима Саровского любит и знает весь православный мир? Если посмотреть на его жизнь, то что было у него вместо Интернета и телевидения? Как человек заполнял свое время? Почему у нас телевизоры, айпады, планшеты? От уныния: человеку нечего делать, он пытается заполнить этим пустоту.

– Так сколько есть прекрасных книг!

– Но мы сейчас не об этом. Серафим Саровский за неделю прочитывал Новый Завет: понедельник, вторник, среда, четверг – по евангелисту; пятница, суббота, воскресенье – Деяния апостолов, апостольские послания и Апокалипсис. И так по кругу.

– Я читала, что некоторые святые отцы советовали зимой – не знаю, правда, почему, – читать Ветхий Завет. Может быть, зимой дни короче и люди проводили больше времени дома?

– Это говорилось во времена, когда люди жили сельским хозяйством. У нас же сейчас работа что зимой, что летом, и у всех людей круговерть неимоверная. А тогда был цикл, связанный именно с сельским хозяйством, когда летом у людей вообще не было времени, а зимой становилось больше.

Из жизни отца Даниила Сысоева известно, что Великим постом он успевал прочитывать весь Ветхий Завет. Собственно, Великим постом и в церкви читается Ветхий Завет (в другое время из Ветхого Завета читается только Псалтирь). У него была большая любовь к Священному Писанию, и именно этому он уделял время Великого поста. Кстати, литургия Великим постом совершается только в среду, пятницу, субботу, воскресенье. В понедельник, вторник, четверг литургии нет, может быть, поэтому было чуть больше времени?

С другой стороны, надо хотя бы по чуть-чуть, но читать, пусть это будет полстраницы или глава. Кстати, кто-то из отцов советовал (и я сам так делаю): пусть книги, которые ты хочешь прочитать, будут разложены и открыты. Потому что, когда они лежат стопкой, книгу из стопки еще надо вытащить, открыть, да еще найти нужное место. Поэтому пусть книги будут открыты. Знаете, у меня на кухне одна книга открыта, в келье – другая, в кабинете – третья, и я заметил – помогает!

– Батюшка, последую Вашему совету. У меня есть много книг, которые хочется почитать.

– У епископа Игнатия (Брянчанинова) есть такое выражение – правилу маленькому, но исполняемому постоянно, нет цены. Так и в любом деле. Кто-то из великих пианистов сказал: если я не играю один день, то я это слышу; когда не играю два дня, это (что что-то не то) слышит моя жена; когда я не играю неделю, слышат уже слушатели. То есть если не играть хотя бы день, уже слышится некая некачественность.

– Думаю, многие готовы задать такой вопрос: «Дочка ходит на танцы второй год. С недавних пор преподаватель стала требовать, чтобы дети снимали с себя цепочки с крестиком, а я учу ребенка крест не снимать. Перед выступлением преподаватель сказала, что если дочка не снимет крест, то она ее не выпустит на сцену».

Буквально недавно я была в Акатове, в Александро-Невском женском монастыре. До революции при нем была гимназия, и сейчас там возобновлена православная женская гимназия. Когда мы делали фильм об этом монастыре (он скоро выйдет), я как раз нашла такие слова Иоанна Кронштадтского: «Прежде учите детей своих не пению, не танцам, не игре на музыкальных инструментах, а прежде учите закону Божьему, молитвам и благонравию». Это в размышление. Какие удивительные слова Иоанна Кронштадтского!

– Это суть нашей жизни.

– Что ответить маме? Мы знаем, что перед операцией снимают крестики и во время спортивных соревнований.

– При рентгеновских исследованиях, МРТ... Если бы со мной было такое, я бы, конечно, выбрал не танцы. Надо понять, чем руководствуется преподаватель. Есть вещи, которые связаны с конкретной безопасностью. Но какая безопасность в танцах, я немножко не понимаю.

– Кстати, в православной школе в Акатове девочек тоже учат танцам, но они крестики не снимают.

– Поэтому спрашивается: для чего это делается – чтобы не смутить кого-то? У нас сейчас всеобщая толерантность. Если преподаватель пытается не смутить кого-то тем, что у детей христианские православные кресты, тогда тем более этого не надо делать. Если проблема в безопасности, то непонятно, какая это безопасность. В общем, вопрос очень смутительный.

– Знаете, я сейчас вспоминаю, как наша очень известная спортсменка по фигурному катанию (забыла ее фамилию), по-моему, чуть ли не олимпийская чемпионка, когда выезжала на лед, всегда крестилась и целовала крестик, крестик у нее всегда был. Я помню этот кадр.

– Еще есть такой пример. Знаменитый Федор Емельяненко выходит на ринг с деревянным крестом, заранее позиционируя себя как православного христианина. Но есть правила ММА...

– То есть выходит он с крестом, но потом его снимает.

– Да, выходит, показывает и потом снимает, потому что это единоборство. Чтобы не задушиться и прочее. Но сначала он себя позиционирует: ребята, я христианин, а потом все остальное.

– А Шойгу помните? Проезжая через Спасские ворота, он снимает головной убор и крестится.

– Что интересно, Федор Емельяненко не задумывается ни о каком мнении, кто на него как будет смотреть, ни об оскорблении каких-то религиозных чувств... Поэтому пусть мама поговорит с преподавательницей и спросит, что это за требование.

– Да, почему такое требование, с чем оно связано. Если с безопасностью, то пусть объяснит.

Батюшка, увы, программа подошла к концу. Я прошу Вас благословить наших телезрителей и сказать добрые слова.

– Мне сегодня пришла замечательная духовная телеграмма, где были такие слова: жизнь любит тех людей, которые не ноют по мелочам, а умеют по мелочам радоваться. Дай Бог, чтобы этих мелочей и поводов к радости в вашей жизни было больше. Храни всех Господь!

– Спасибо большое, отец Мелхиседек! Я утешу наших телезрителей, наверное, только тем, что у нас впереди, как Вы сказали, лето, и летом мы ответим на все остальные вопросы.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 29 сентября: 03:00
  • Суббота, 29 сентября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы