Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Мелхиседек, в начале нашей программы я хотела бы Вам передать поклон из Костромы.
– О! Несколько раз был в Костроме.
– Удивительный город! Он мне так понравился! Ипатьевский монастырь – просто чудо, сказка какая-то. Мне удалось побывать на службах в нескольких храмах, в том числе и в Ипатьевском монастыре, и в Анастасьинском женском монастыре. В монастырях, в храмах ко мне подходили радостные люди, даже плакали...
– Плакать не надо. Зачем?..
– Плакали от умиления, от радости. И просили: «Любовь Сергеевна, пожалуйста, передайте спасибо отцу Мелхиседеку, что ведет программу, отвечает на наши вопросы. Низкий ему поклон и многая лета».
– Это спасибо телеканалу «Союз».
– Мне, батюшка, так приятно всегда бывает! И я тоже благодарю всех наших зрителей за такие добрые слова, доброе к нам отношение и активное участие. Как всегда, очень много поступает к Вам вопросов, и Вы, батюшка, постараетесь на них ответить.
Первый вопрос (его, кстати, многие задают, а многих он смущает): «Дорогой отче, подскажите, нужно ли перед таинством Исповеди поворачиваться к прихожанам и, кланяясь всем, просить прощения? Эта традиция сейчас везде, во всех храмах. Но ведь, кланяясь прихожанам, мы поворачиваемся спиной и к алтарю, и к священнику...»
– Вопрос немножко сумбурный. Мы много раз поворачиваемся спиной к алтарю (например, когда подходим на помазание на полиелее). Когда совершается каждение всего храма, чтобы стоять лицом к священнику (или к диакону), который кадит, мы тоже иногда поворачиваемся спиной к алтарю. В этом проблем нет никаких; и греха в этом нет.
– Уходим из храма…
– Конечно. Это как бы надуманная проблема. А по поводу того, кланяться или не кланяться во время таинства Исповеди, – здесь надо немножко это дифференцировать. Когда на исповедь стоят твои близкие братья и сестры, члены общины, которых ты конкретно знаешь и которые знают тебя, с которыми у тебя, может быть, были какие-то недоуменные случаи, столкновения, тогда, глядя в глаза конкретно Маше, Ване, Сереже, ты говоришь им: «Братья и сестры, простите меня, пожалуйста». Это понятно. А когда многолюдные приходы, когда в субботу и воскресенье по нескольку десятков, а иногда и больше сотни исповедников и причастников (и мы этих людей вообще не знаем), то не надо превращать это в какую-то формальность. Во всяком случае, нельзя копировать всех. Если ты конкретно этих людей не знаешь, тогда что перед ними извиняться? А если ты знаешь этих людей, тогда это то же самое, как мы просим прощения в Прощеное воскресенье. Или как в монастырях заведено: на каждом вечернем богослужении братия друг у друга просят прощения.
– Но они друг друга знают.
– Да, это же конкретное братство, у них что-то было во время какой-то совместной деятельности, во время послушания. Поэтому, чтобы это не было каким-то фарисейством и формальностью, это должно быть применимо конкретно к ситуации, к той общине, в которой вы находитесь. А лучше всего просить прощения не тогда, когда вы на исповедь идете, не в последнюю секунду, а гораздо раньше.
Большей частью это будет формально, поэтому надо стараться, чтобы в Церкви было как можно меньше формализма. Потому миритесь заранее. Как сказал Федор Михайлович: легко любить все человечество и тяжело любить конкретного человека. Поэтому очень легко попросить прощения у всех, кого не знаешь, и очень тяжело помириться с тем, кого знаешь и кого обидел.
– Вопрос: «Встретила мнение у святителя Иоанна Златоуста, что женщине не стоит наряжаться, чтобы этим привлекать своего мужа, он должен любить ее за скромность. Получается, грех любое украшение внешности даже для мужа?»
– Я был в одной семье, которая в счастливом браке прожила тридцать пять лет. Я причащал маму на дому, и потом они попросили меня остаться на чай. Я остался и в разговоре спросил, сколько лет они в браке. Оказалось, тридцать пять. Все мы прекрасно знаем, какая это большая редкость в наше время безумных сожительств, которые называют гражданским браком. Молодежь абсолютно безответственно живет, а потом к тридцати пяти годам, когда собираются создать семью, уже ничего не получается, потому что столько уже накуролесили.
Поэтому мне всегда интересен корень, основание, фундамент, какая-то изюминка конкретной семьи. И жена рассказывает. Однажды был ужин, она подошла к зеркалу, начала подкрашиваться, а свекровь спрашивает: «Таня, а ты куда собралась?» Она отвечает: «Никуда. Леша должен прийти». Свекровь была удивлена: она думала, что женщина только на выход должна приводить себя в порядок, а тут жена старалась это сделать для своего мужа, любимого и единственного человека.
Я говорю для всех мужчин: женщина только одна должна быть – твоя собственная жена, все остальные – или сестры, или матери. И для женщины так же: только один мужчина – собственный муж, все остальные – или отцы, или братья. Поэтому если мужчина один, так ты для него и делай себя красивой, чтобы ему было приятно на тебя смотреть. Эстетика чтобы была во всем. Помните слова Чехова, что у человека все должно быть прекрасно? И лицо, и дела, и взгляд, и деяния...
Еще муж рассказал, что с работы он приезжал поздно: он был летчиком на гражданском самолете, график работы был сложный. И когда он приходил домой, то уже во время ужина засыпал. Тогда муж рассказал, что стала делать жена: она встречала его с остановки. Они шли 10-15 минут и разговаривали. Жена боролась за эти 10-15 минут общения со своим собственным мужем... Поэтому, думаю, красота и культура должны быть во всем.
Давайте так посмотрим. Мы приходим в храм – большей частью храмы благолепны. Пусть храм, может быть, не совсем новый, но все равно обязательно в нем чистота, порядок, аккуратность. Пусть икон немного, но они чистые, не заляпанные. Пусть не новый пол, не с мозаикой, но он чистый. Стены соответствующие. И ряса у батюшек не в заплатках; хорошее облачение. То есть мы должны брать пример из храма.
Поэтому греха в этом нет. Мало того, сейчас пастырская практика показывает, что нередко бывает как в русской пословице (она сбывается, это реальность нашей жизни): седина в бороду, бес в ребро. Много мужчин от сорока до пятидесяти пяти лет сходят с ума. Почему? Своя жена уже надоела, пополнела, потому что родила троих или четверых детей. А это «непонятное существо» молодого возраста – еще не рожала, худенькая, привлекательная. Тем более сейчас средства массовой информации, журналы...
– …навязывают определенный тип женщины, девушки.
– Конечно. И начинается (что греха таить) соблазн. Поэтому жена тоже за собой должна следить: за весом, одеждой, внешностью. Вроде бы это мелочи, но вся наша жизнь складывается из мелочей. Поэтому всем женщинам, православным христианкам, благословляю за собой следить, заниматься агрофитнесом. Потому что это тонкости семейной жизни; никто физиологию, эстетику, культуру и красоту не отменял. Душа идеальная – это прекрасно, об этом больше всего надо стараться думать. Но мы состоим из души и тела, поэтому про тело, про его благолепие забывать тоже не надо.
– Следующий вопрос: богослужебный устав и современный мир. «Возможно ли создание или редакция имеющегося устава для мирян? Ибо монашествующие лишены ряда забот (дом, семья, работа и так далее), которыми обременены миряне. Для последних и соблюдение устава, и заботы весьма несовместимы».
– Если мы сейчас придумаем или составим устав для мирян, то пройдет какое-то время – и мы должны будем составлять устав для детей, а потом для грудных младенцев. Сначала одно послабление, потом другое, потом третье… А потом получится такая молитва: «Весь иконостас моли Бога о нас».
У нас есть определенный устав: в какой мере он соблюдается, в какой мере не соблюдается – за это несет ответственность каждый настоятель, епископ, священник, митрополит. Но ориентир для нас есть, и есть из этого правила исключения. Есть такое понятие: «Аще изволит настоятель». Вместо десяти стихир – восемь, вместо восьми – шесть, вместо шести – четыре; это по обстоятельствам жизни прихода и прихожан. Но каждый понимает, что это исключение из правила и не делает исключение правилом. И не надо нас сейчас призывать к тому, чтобы мы исключения и жизнь по обстоятельствам вдруг превращали в какие-то правила.
– Батюшка, но Вы же сами говорили, и я это слышала собственными ушами. Вы призывали, кажется, перед Великим постом ваших прихожан не поститься как монахи. Вы говорили, что если написано «сухоядение», то это для монашествующих.
– Это было. Но мы же не говорим о том, что теперь это норма. Мы знаем, что в идеале это так. А мы в миру, поэтому для мирян мы рекомендуем то-то и то-то, но мы не можем сказать, что вот так – это законным образом; это наша рекомендация в частном порядке. Мы Великим постом, кроме среды и пятницы, ели все с маслом, это была рекомендация. Монашествующие на Афоне постятся строже. Когда мы скажем, что поститься с маслом – это правило, потом скажут: «Так, разрешили с маслом. А может, потом с рыбой? А может, с молоком и кефиром?» И пошло-поехало. Поэтому мы в исключениях и послаблениях каемся. А когда начинаем послабления вводить в норму и закон – это уже неправильно. Есть устав, он для нас является ориентиром. Все решает твой собственный духовник, настоятель храма, которому ты принадлежишь; делайте по совету и благословению.
А если мы сейчас отредактируем устав, который испокон веков, и создадим новый устав для мирян, то потом будет следующий устав для детей. И так эти сокращения пойдут до бесконечности. Поэтому ничего не надо править в уставах, а жить по тому уставу, который есть в вашем конкретном приходе, в монастыре. Они все очень сильно разнятся. Хотя бы соблюдайте тот устав, который в вашем храме. Мы даже устав храма не соблюдаем. Поэтому – не пропускаем богослужения, живем по советам настоятеля, в храм которого ходим. Хотя бы это соблюдаем, не говоря уже про общий устав, который мы именуем Типиконом.
– А насчет поста, что касается пищи, мы уже говорили, это не самое главное.
– Это очень индивидуально, потому что разные обстоятельства жизни.
– Да, одному – восемьдесят лет, а другому – двадцать.
– Конечно. Беременные женщины, военнослужащие. Нельзя всех под одно подогнать. Поэтому устав на всех не напишешь – один есть, а жизнь уже диктует свои уставы. Поэтому не надо еще писать узаконенный житейский устав.
– Своего рода продолжение предыдущего вопроса: «Отец Мелхиседек, для путешествующих готовиться к причастию как обычно? Или есть послабления?»
У нас ведь как: пять километров отъедем и уже путешествующие...
– Один студент Великим постом ходил в учебном заведении с первого этажа по пятый. Ректор его заметил и спрашивает: «А что, ты Великим постом гамбургеры-то ешь?» Он говорит: «А я путешествующий». С первого по пятый этаж...
Знаете, я заметил, что как раз-то во время путешествий и есть возможность помолиться и почитать. Почему? Я сам про себя говорю. Например, едешь в Оптину пустынь, это от Москвы двести восемьдесят километров. Вот сел в машину – и ты один, нет этих бесконечных дел, а есть возможность или диск включить, или почитать, если не трясет.
– Телефон есть.
– Любовь Сергеевна, все регулируемо. Если ты захотел исполнить монашеское правило или подготовиться к причастию, то время поездки потрать не на болтовню, а открой молитвослов.
– Житие святого можно почитать или историю монастыря.
– Конечно, это паломническое путешествие, ты уже не за кухонным столом, не за стиральной машиной, не возле плиты. Даже если едешь на поезде (я много ездил на поезде в свое время), проблем нет, было бы желание. Я считаю (и даже в этом убежден), что в путешествии даже больше возможностей, потому что тебя никто не дергает: ни семья, ни монастырь, ни послушание. А если ты сам за рулем и очень долго едешь, тем более: мы живем в XXI веке, сейчас есть флешки, в них можно столько закачать святоотеческих книг! Мы в свое время такого счастья не имели. Раньше путешествующие были с котомкой, в лаптях...
– Так они шли и молились...
– Я недавно был в усадьбе «Архангельское», в музее посмотрел кареты. Если себе представить: сотни километров на этом драндулете – все почки отобьешь!
– И как-то ездили.
– А в дождик как ездили? А в мороз?.. Вот карета или какая-нибудь бричка... А сейчас совершенно другие условия.
– Батюшка, хотите, открою Вам и нашим телезрителям небольшую тайну? Бывает, что я возвращаюсь после съемок очень тяжелых и дальних сильно уставшей: целый день снимаешь, говоришь, особенно если холодно или жарко... И думаю: «Нет, наверное, я уже вечернюю молитву не осилю». И включаю диск, где Вы читаете вечерние молитвы...
– … и засыпаю. (Смеется.)
– Нет. У меня несколько дисков, но я выбираю именно Ваш. И, наоборот, просыпаюсь. Так хорошо...
– Отцы и духовники говорят: молись как хочешь, но молись. Сидя, лежа; диск, телеканал «Союз» – как хочешь. Или как говорил наш наместник, архимандрит Венедикт (Царство ему Небесное), наш духовный отец: «Гайка духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, но не раскручиваться». Раз молитвы не прочитал, раз пост нарушил, раз в храм не пошел, два не пошел, не причастился, праздник пропустил – по миллиметру она раскручивается. А если ты понуждаешь себя последовательно на духовную жизнь, она по миллиметру закручивается. Вот так нам надо действовать и этим руководствоваться: лучше подкрутить, чем раскрутить. Пусть молитвы (вечерние или утренние) будут короткие по каким-то обстоятельствам, но они должны быть, чтобы не оставлять их совсем.
Это как еда: ты можешь совсем не есть, а силы откуда? Так и духовная жизнь: молитва, Евангелие, богослужение – это же все питает нашу душу. «Я не буду есть». Ну, можешь не есть. Чем это закончится? Не будет сил. Вот и выбирай! От еды же никто не отказывается. Почему? Потому что она конкретно дает силы. Поэтому и в отношении молитвы надо себя так ощущать: что ты просто теряешь силы. И, наоборот, когда молишься, их приобретаешь.
– Простенький вопрос, но актуальный, тем более сейчас пост идет. «Можно ли праздновать день рождения ребенка на несколько дней раньше, если он приходится на пост?»
– Конечно. Заранее отметили – и все. Например, если день рождения выпадает на будний день, можно собраться в воскресный день, когда свободны его одноклассники, друзья. Какие проблемы?..
– Следующий вопрос: «Почему во время молитвы в голову лезут ужасные мысли, просто оскорбительные?»
Вот у меня, например, не оскорбительные, но часто лезут мысли, касающиеся программ, текстов, съемок, истории монастыря и так далее. Я себя возвращаю...
– Любовь Сергеевна, Вы подвижница веры и благочестия, если в Ваш ум только такие мысли лезут. Иногда такая ерунда в голову лезет, что после этого надо читать определенные очистительные молитвы. У отцов есть такое выражение: «хульные мысли», «хульные помыслы». Еще и до такого доходит. Многие люди говорят, что даже перед причастием во время Евхаристического канона, в самые сокровенные моменты, такая чушь приходит в голову, что человек сам ужасается!
Что надо делать? Кто-то сказал: мы не можем запретить комарам, чтобы они садились нам на руку...
– Еще и клещам – это похуже.
– Одеваться надо соответствующе. Так вот, мысли иногда, помимо нас, вдруг внезапно возникают в нашем уме.
– Откуда эти мысли, батюшка?
– У отцов есть такое выражение: от естества и от лукавого. Например, человек выпил алкоголь. Мы читаем у апостола Павла: не упивайтесь вином, в нем есть блуд. Как это понять, что в вине есть блуд? Вино само по себе – обыкновенная еда, но оно может что-то провоцировать. Вот это от естества. Или когда переели, наелись мяса. Кто-то сказал: кто ест животную еду, у того иногда появляются и животные мысли. То есть все взаимосвязано. В аскетической жизни отцы это все заметили, и мы сами это замечаем. То есть иногда это бывает от естества.
Но в моменты молитвы, в моменты святого богослужения, в моменты домашней молитвы, когда появляется в голове невероятная чушь или мысли о многопопечительности, – конечно, это уже лукавый, потому что он ненавистник молитвы. Что надо делать? Еще сосредоточеннее, как говорил Иоанн Лествичник, заключай ум в слова молитвы. И я многим своим прихожанам рекомендую читать молитвы вслух и с выражением, чтобы работал язык, работали губы, чтобы уши слышали молитву, ум разумевал читаемое, а сердце, как говорил святитель Феофан Затворник, Вышенский, откликалось на разумеваемое. Поэтому то, что ты читаешь, надо разуметь, а сердце должно чувствовать. Поэтому надо себя молитвой разогревать. Иногда в этих мыслях нужно просто остановиться и усиленно помолиться совсем краткой молитвой: «Не соизволяю! Господи, помоги! Господи, сохрани! Изыди...» Перекреститься. То есть еще сосредоточеннее молиться до тех пор, пока эти мысли не уйдут. А если они не уходят, сосредоточиться и остановиться на краткой молитве.
– Спасибо большое, отец Мелхиседек. Увы, так быстро завершилась программа...
– У нас еще целое лето впереди.
– Да, лето впереди. И целая программа впереди, и мы продолжим отвечать на вопросы зрителей.
– Помощи Божией всем, дорогие братья и сестры, в борьбе за чистоту души!
– А я еще раз хочу поблагодарить жителей замечательного русского города Кострома за теплые слова в адрес нашей программы и отца Мелхиседека. Я батюшке все передала, как Вы слышали. Будем надеяться, что вы и дальше будете смотреть нашу программу...
– И присылать вопросы.
– Думаю, может быть, мы с батюшкой как-нибудь и посетим вместе этот замечательный город...
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!