Таинства Церкви. Ответы на вопросы

9 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– В нашей сегодняшней программе архимандрит Мелхиседек, настоятель Покровского храма в Ясеневе, продолжает отвечать на ваши вопросы.

Первый вопрос: «Поделитесь, какие книги Вы обычно читаете». Вот такой интересный вопрос.

– Очень люблю святителя Феофана Затворника, епископа Игнатия (Брянчанинова), оптинских старцев; из современных – отца Иоанна (Крестьянкина), старца Паисия. Из светской литературы очень люблю читать автобиографии или биографические книги, особенно из серии «Жизнь замечательных людей», потому что там всегда показаны нюансы человеческой жизни, подвиг людей, их стремление к исполнению целей. Подвиг жизни простых людей, которые стали замечательными, многих из нас, конечно, назидает. Кстати, даже к вере меня во многом повернула книга из серии «Жизнь замечательных людей» об Альберте Швейцере. Это музыкант, богослов и врач, который перед Первой мировой войной уехал в далекую Африку, в провинцию Габон, и там организовал первую больницу. Потом у него была масса последователей. Конечно, у него был особый религиозный взгляд на жизнь, но его альтруизм, самоотверженное служение зародили во мне, тогда еще маленьком мальчике, стремление в чем-то ему подражать. Поэтому сначала я выбрал медицину, а потом уже и священническое служение. То есть советую читать книги серии «Жизнь замечательных людей» подрастающему поколению и иногда почитывать не очень подрастающему.

Из духовной литературы, конечно, бесценны книги старца Паисия, оптинских старцев, игумена Никона (Воробьева). Но и новые книги наших современников тоже надо читать, например, из греков – книги митрополита Афанасия Лимассольского. В общем, надо быть как пчела: брать от всего понемножку...

– Я обычно несколько книг сразу читаю.

– Ну и правильно.

– Следующий вопрос: «Можно ли мирянину заменять утренние и вечерние молитвы молитвой Иисусовой? И как вообще посоветуете молиться при недостатке времени?» А я бы сказала: не при недостатке времени, а при нашей лени. Время-то у нас есть, но мы то устали, то неохота...

– Старец Силуан Афонский был экономом монастыря, в котором было три тысячи монахов. И сейчас этот Пантелеимонов монастырь благополучно служит людям, Церкви и Богу. Однажды эконом другого монастыря говорит отцу Силуану: «Знаешь, я молюсь только утром и вечером, когда бываю на богослужении, а в течение дня – одна суета». А отец Силуан ему отвечает: «А у нас так не бывает. Бога любить никакие дела не мешают».

Что такое молитва? Разговор, беседа с Богом. Что надо для беседы? Желание. Если нет желания, тогда беседа не состоится. Вы правильно высказали мысль, что если будет желание, найдутся средства и возможности. В этом плане святитель Феофан Затворник, Вышенский (которого, как я упомянул, люблю читать и перечитывать) говорил, что мы должны брать пример из светской жизни. Посмотрите, юноша влюбился в девушку и девушка влюбилась в юношу, – что у них происходит? Он встает – и думает о ней, работает – и думает о ней, идет на учебу – и думает о ней, учится – и думает о ней, во время обеда думает о ней, пока вечером они не встретятся. Им ничто не мешает думать друг о друге. В те времена, когда писал епископ Феофан, телефонов не было, а сейчас вообще между ними будет постоянное общение: sms, mms. Почему? Потому что есть связь, есть духовная и физическая ниточка.

Поэтому прежде всего нужно молиться о том, чтобы в сердце появился огонек любви к Господу, тогда все встанет на свои места. Кто-то из мудрых людей сказал: когда Бог на первом месте, все остальное – на своем. Но когда действительно возникли какие-то особые обстоятельства: не услышали будильник, вызвали на работу, тогда дело не в количестве молитв, а в их качестве. Встань перед иконой хотя бы на одну минуту и от души скажи Господу: «Господи, благослови начать день. Господи, помоги, не оставь» – и дальше своими словами. Можно Иисусову молитву сказать несколько раз, но от души. Потому что книга ценится не за количество страниц, а за содержание. Поэтому, если не получается молиться полностью, пусть будет кратко, но от души. И конечно, многие знают, что есть правило Серафима Саровского. Поэтому, когда обстоятельства действительно не позволяют, тогда пусть будет это так. Самое главное – никакого формализма. Самое главное – это должно быть от души и по любви.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что мы должны знать, что первый признак помрачения ума, помрачения души – леность к службе, леность к молитве. Поэтому, если мы находим время на многое другое, то и на молитву должны находить. Многие люди говорят, что у них нет сил читать вечерние молитвы. А ужин ты пропускаешь? На ужин есть силы? Если есть силы на ужин, тогда к нему можно тут же присовокупить и вечерние молитвы, хотя бы половину. Если ты пришел с работы и у тебя нет сил поужинать, тогда ложись в кровать, тогда это на самом деле по немощи. Но если поужинать силы есть (мало того, во время ужина мы эти силы получаем), а на молитву нет, тогда это просто какая-то духовная поврежденность.

– Следующий вопрос: «Нужно ли осенять себя крестным знамением, проезжая в транспорте мимо храма?»

– Академик Павлов, лауреат Нобелевской премии в области физиологии (это он разделил рефлексы на условные и безусловные), был при этом старостой одного из московских храмов. Однажды он ехал по революционной Москве в трамвае и перекрестился. А рядом ехал матрос, который, глядя на него, сказал: «Экая серость!» – на лауреата Нобелевской премии!

– «Темнота!»

– Да-да, по-моему, даже эти слова. Поэтому не надо этого стесняться. В Писании есть такие слова: «Если кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном...» Когда люди задают мне подобный вопрос, я их спрашиваю: «Вы на улице видели, как юноши с девушками целуются?» – «Да». – «А с пивом видели?» – «Да». – «С сигаретами видели?» – «Да». – «Они стесняются?»

– Не стесняются.

– Господь и говорит: «Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми ангелами». Они не стесняются на людях это делать, а мы почему должны стесняться? Вы увидели это и получили облучение со знаком «минус». А когда люди увидят, как мы крестимся, может быть, получат облучение со знаком «плюс». Поэтому надо поступать по расположению своей души, но стесняться этого не надо. Люди творить зло не стесняются, а ты не должен стесняться любить Господа. Поэтому, у кого есть эта мера исповедания, по этой мере и надо жить. Надо молиться о том, чтобы была твердость духа, и помнить эту заповедь. Если у тебя возник помысел перекреститься, это мысль от Бога. А может быть, с кем-то завяжется разговор? А может быть, этому человеку надо было, чтобы ты оказался рядом? Так что не надо стесняться своей веры.

– Следующий вопрос: «Подскажите, как и в каком возрасте начинать говорить с ребенком о Боге? С чего начать разговор? И какие простые молитвы нужно говорить ребенку, чтобы он просил помощи у Господа?»

– Начинать надо с самого простого: «Господи, помоги», «Господи, подскажи», «Господи, сохрани», «Господи, не остави», «Господи, вразуми». С каких пор? Просто ребенок должен видеть молитву матери и отца. Вы читаете молитвы, а он у вас на руках, или в коляске, или в кроватке. То есть в доме должна быть атмосфера молитвы, все это должно быть естественно. Не смотреть по возрасту и не смотреть по часам. Мы должны вести христианский образ жизни, должны молиться, тогда все будет совершенно естественно и для ребенка. Старец Паисий как раз об этом и говорил: «Надо чаще говорить Богу о детях, чем детям о Боге». Когда у тебя будет христианское настроение, это все передастся твоим детям. Если этого нет в практической жизни, как ты тогда все это передашь? Нельзя научить тому, чего не делаешь сам.

Ребенок – это продолжение родителей. Кто-то сказал: не ругайте своих детей, это ваше отображение. Поэтому что было заложено, то большей частью и получили. Апостол Павел так и говорит: «Сеющий доброе, пожнет доброе; сеющий злое, пожнет злое; сеющий щедро, пожнет щедро; сеющий скупо, пожнет скупо». Мы сами должны являться примером. Один из мудрых людей сказал: слова назидают, но лишь дела влекут. Поэтому слова, не подкрепленные жизнью, будут большей частью пустым звуком. Но даже если ты сам что-то не делаешь, говорить и вразумлять надо. Потому что отрицательный пример тоже пример. Один говорит: «Что вы на меня ругаетесь? Я хороший отрицательный пример». Поэтому об ошибках тоже надо говорить, чтобы человек хотя бы теоретически об этом знал.

– Следующий вопрос – своего рода просьба о помощи, вразумлении, совете: «Моя двоюродная сестра была крещена в детстве, но взрослой перекрестилась в старообрядческой Церкви, где ей сказали, что если при крещении в Православной Церкви ее не окунали, а только поливали водой, то ее крещение вообще недействительно. Как ей сказать, что это неверно? И насколько страшный поступок – перекрещивание в старообрядческой Церкви?» Женщина переживает за свою сестру.

– Что случилось, то уже случилось.

– Батюшка, она же все равно остается крещенной в православии?

– Остается, конечно.

– То есть она просто сама себя отлучила на какое-то время от Православной Церкви?

– Большую глупость сотворил человек. Большая путаница произошла в ее голове. Мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». Ни при каких обстоятельствах никто никогда у нас перекрещиваться не должен. Ей кто-то что-то наговорил, поманил, наобещал какую-то чушь. Мы, православные люди, крещены в православии, и нам не надо никаких новых поисков. Один из святых сказал: «Тот, кто, обретши истину, доискивается еще чего-то, ищет лжи».

– Может, она и не поняла, куда пришла? Зашла случайно в церковь, сказала, что ее в детстве поливали, а ей ответили: давайте мы вас покрестим.

– Может, человек хочет все сделать наилучшим образом. От количества попавшей воды на голову человека благодать не уменьшается.

– И не увеличивается.

– Да, и не увеличивается. Сейчас почти в каждом храме есть большие купели, в которых крестят полным погружением. Баптистерии есть во многих храмах. В двух храмах в Ясеневе, Петра и Павла и Покровском, где я являюсь настоятелем есть замечательные купели для взрослых людей. Поэтому взрослый человек, если захочет, обязательно найдет такие храмы.

Но если выясняется, что в детстве крещение проходило как-то особенно. Вот я, например, несколько раз крестил младенцев в кювете, когда они находились под колпаком. Как это было? Я наливал воду себе в ладошку и три раза осторожно поливал на голову младенца – потому что свободна была только голова, – подставляя полотенце. Спрашивается: он крещеный? Он был крещен вот таким образом. Ни о каком полном погружении при крещении страха ради смертного речь не шла. Потом, когда многие из младенцев поправлялись, выходили из больницы, таинства Крещения и Миропомазания дополнялись воцерковлением: мальчиков заводили в алтарь, девочек ставили перед иконами иконостаса, и читалась молитва воцерковления.

Поэтому в данном случае то, что было совершено с человеком второй раз, просто недействительно. Человек уже был один раз крещен, а два раза родиться нельзя. Поэтому свою глупость эта женщина потом должна исповедовать священнику в храме, и он примет решение, каким чином принять ее обратно в Православную Церковь. А молиться за нее сестре надо, надо подсказывать, направлять; ей надо через покаяние обратно воссоединяться с Православной Церковью.

– Похожий вопрос: «Ели в детстве крестили на дому, то нужно ли сейчас совершать таинство Миропомазания?»

– Конечно, нужно.

– Даже если человек уже причащался?

– Из вопроса непонятно, кто крестил на дому? Потому что по каким-то чрезвычайным обстоятельствам крестить на дому мог священник, и если крестил он, то он и миропомазал на дому. А если это были чрезвычайные обстоятельства, например, младенец задыхался, у него была высокая температура, и было принято решение крестить мирянским чином, тогда понятно, что никакого миропомазания не было. Поэтому здесь надо разбираться.

– То есть даже если человек причащался, все равно нужно миропомазывать?

– Конечно, это надо восполнить. Миропомазание могло не произойти, если крестил мирянин в каких-то чрезвычайных обстоятельствах. Хотя какие сейчас могут быть чрезвычайные обстоятельства? Знаю, что были такие духовники, старцы, которые благословляли православных медсестер крестить младенцев в роддоме в случае, если они были близки к смерти, и потом за них молиться. Если младенцы выживали, то их родителям сообщали, что были чрезвычайные обстоятельства, ребенок был близок к смерти, поэтому совершили такое таинство. Таких судеб очень много было по жизни. Вот так православные медсестры помогали детям уйти в вечность рожденными для Господа в таинстве Крещения.

– Следующий вопрос. Я думала, что в 90-е годы такие вопросы исчезли, но они до сих пор актуальны. «Как Церковь относится к медитации? Считается ли грехом прослушивание музыки для медитации?» Я не знаю, как это вообще можно слушать, уж извините меня за такую прямоту.

– Если этот вопрос задает человек, далекий от Церкви.

– Батюшка, человек смотрит нашу программу.

– Нужно прекращать всякую медитацию, это просто чушь какая-то. Я немножко об этом слышал. Американский проповедник говорит: «Ты счастливый. Ты счастливый. Ты счастливый. Ты здоровый. Ты здоровый. Ты здоровый. Ты великий. Ты великий. Ты великий. Ты сытый. Ты сытый. Ты сытый...» Ну как сытый? Пока ты не пообедаешь, ты сытым не будешь. И великим не будешь только из-за того, что ты 150 раз об этом сказал.

– Ума не прибавится.

– Да. Поэтому, наоборот, переходите на нашу короткую молитву: «Господи, сохрани! Господи, вразуми! Господи, помилуй!» Это будет в 250 раз лучше, чем эта ваша ерунда.

– Следующий вопрос: «Моему сыну четыре года, он отказывается носить крестик, надевает только в церковь, а приходя домой, сразу снимает. Как приучить его носить крестик, не снимая?»

– В четыре года такой выбор – в церковь ношу, потом не ношу? Как взрослый человек уже поступает. Спрашивается, а что до четырех лет было? Это, конечно, огромная проблема, потому что в четыре года он уже делает выбор!

– Такой маленький человек – четыре года, и уже делает выбор!

– Тогда непонятно, почему он в церковь носит крестик, то есть понимает, что надо, и вдруг тут же снимает и не носит... Родители, конечно, что-то уже упустили. Что тут может быть? Его укоряют в детском саду или что-то ему физически мешает?

– Да, надо разобраться.

– Вспоминаю, когда я в первый раз в жизни надел крест в 17 лет (потому что семья была неверующая). Тогда было принято носить крест на цепочке. Я купил цепочку от «Софрино» и, представляете, не мог ее и два дня проносить. Просто я никогда никакие цепочки не носил, и было некомфортно. Я подумал: хорошо, если не цепочка, тогда что? Взял простую нитку, с ниткой нормально, но она тонкая, рвется. Тогда выбор пал на сутаж, шнурок, и до сих пор ношу крестик на шнурке.

Поэтому надо понять, в чем причина. Может, ребенок просто не может объяснить, может, ему чисто физически некомфортно, тогда физическую причину надо убрать. Может быть, духовная причина – его кто-то уничижает, смеется, может быть, у него окружение такое – в песочнице одни мусульмане играют. Дети есть дети, вдруг между ними был какой-то конфликт? Что вдруг крестик стал ему мешать? И родителям нужно подумать о том, что было упущение, потому что если бы он с младенчества носил крестик, ничто ему не мешало бы и дальше его носить. Пусть мать и отец сугубо молятся за эту ситуацию.

– Вопрос: «Является ли лицемерием, когда мы приходим на исповедь, раскаиваемся, например, в гневе, но проходит десять минут, и снова согрешаем этим грехом, даже если внешне не показываем этого?»

– После исповеди может пройти тридцать секунд – и опять тот же самый грех. Дело в том, что это наша жизнь. Мы же руки моем постоянно, по несколько раз в день, и никто из нас никогда не сказал: «Не буду мыть руки: это лицемерие перед Министерством здравоохранения, которое призывает к чистоте. И зубы чистить не буду, потому что не хочу поддерживать иностранного производителя Colgate». Мы всегда стараемся поддерживать себя в чистоте, независимо от того, сколько раз в течение дня нам придется коснуться каких-то загрязненных поверхностей, предметов, и мы будем делать это всю свою жизнь. Так и каяться будем всю свою жизнь.

Наш наместник архимандрит Венедикт (Царство ему Небесное) часто повторял такую фразу: «Гайка нашей духовной жизни должна не раскручиваться, а закручиваться». Поэтому пусть по миллиметру, но ты с гневом борешься. Пусть по миллиметру, но ты борешься с унынием, с завистью, ложью, с блудными и нечистыми помыслами. Пусть по миллиметру, но гайка закручивается. Иначе, если она по миллиметру будет раскручиваться, твоя духовная машина может улететь на большой скорости в кювет, когда ты потеряешь колесо. Как водители всегда чрезвычайно следят за гайками в своей машине, так и мы будем следить за своими духовными гайками.

– Следим за собой, за своими мыслями, за своими чувствами, за своими словами, о чем Вы, батюшка, всегда нам говорите.

– И почаще помешиваем кашу в нашей голове, чтобы она не пригорела.

– Спасибо большое, батюшка! Благодарю Вас, что Вы с нами уже столько лет, что не покидаете нашу программу, наших телезрителей. Сегодня Вам пришло очень много поздравлений с днем рождения.

– Спасибо всем, кто поздравил с днем рождения! Мир всем, братья и сестры!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать