Таинства Церкви. Ответы на вопросы

12 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). 

– Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Батюшка, пришел очень интересный вопрос, мне он понравился, и мне очень хочется лично услышать на него ответ. «Несвятые святые» в Вашей жизни – телезрители попросили Вас рассказать об этом. Я думаю, Вам есть о чем рассказать.

– Вопрос интересный и нравственно, и практически.

– Глубокий.

– Я думаю, что сегодня мы, наверное, сделаем презентацию будущей передачи, я подумаю, о ком бы я хотел рассказать.

– Хорошо, давайте.

– Это епископ Василий (Родзянко), матушка Сепфора, архимандрит Наум, архимандрит Кирилл, схиархимандрит Христофор, духовник Тульской епархии, протоиерей Леонтий, недавно почивший (жил в селе Нижние Прыски), отец Николай Гурьянов с острова Залит. Я имел счастье встречаться, немного общаться с этими людьми, задавать им практические вопросы. Поэтому, думаю, мы к этой теме вернемся. Но сейчас, с ходу, мне вспоминаются не только священники, архимандриты, но и простые миряне и простые поступки этих святых людей.

Однажды мы собрались в паломническую поездку по Золотому кольцу и выше, до Кирилло-Белозерского монастыря. Предполагалось очень интересное паломничество. Обращается прихожанка и говорит: «Батюшка, я хотела бы поехать». Я ей говорю, что как раз осталось еще одно место. Она спрашивает: «А можно я из Узкого (есть храм Казанской иконы Божией Матери в Узком) возьму свою подругу?» Я ей объясняю, что мест больше нет. Она говорит: «Как нет? Вот только недавно 45 мест было». Я объяснил, что все записались, что мест больше нет. И тогда она говорит: «А я записана?» Говорю: «Да, записана». – «А тогда можно она вместо меня поедет?»

Я подумал: вот это поступок! Вот это жест доброй воли! Вот это любовь к ближним! Помните слова: «Нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих»? Но здесь речь идет не только о каких-то чрезвычайных событиях, а о нашей повседневной бытовой жизни. Человек готов был уступить место другому, чтобы тот принял участие в очень хорошей, душеполезной поездке!

Я тогда сказал ей, что отвечу на этот вопрос попозже, постараюсь как-то все устроить. И молился, чтобы обязательно обе поехали. И так получилось, что примерно за неделю один человек отказался от поездки, приболел; и они поехали вместе. Я увидел: вот это человек! Вот это настоящее христианство, настоящее подвижничество в нашей жизни!

А вспоминая советы отцов, их мысли, на память приходят интересные практические вещи, полезные не только для священников, но, может быть, и для мирян. Когда я был командирован из Оптиной пустыни в Москву на подворье, я приехал к отцу Леонтию в Прыски. Отец Леонтий около 50 лет прослужил на одном месте, он пришел в 1961 году служить в храм села Прыски и почил в этом году. Я пришел к нему и говорю: «Батюшка, еду в Москву. Дайте три золотых правила молодому начинающему священнику». Он говорит: «Не забывай маленьких. Большие сами о себе напомнят». Кто знает, поймет, о чем идет речь. Не только священникам, но вообще нам всем нужно помнить простых людей, которые чуть-чуть, но приняли участие в нашей жизни.

Кстати, вспоминаю еще об одном несвятом святом – схиархимандрите Зосиме (Сокур), духовнике Донецкой епархии (ныне почившем), который тоже учил не забывать в молитвах о маленьких. Видите, один несвятой подхватывает слова другого несвятого. Однажды в проповеди он сказал: «В своей молитве обнимайте любовью своих воспитателей детского сада, своих учителей, преподавателей, врачей, с кем вы встретились на жизненном пути и кто принял какое-то участие в вашей жизни. Вспоминайте их, обнимайте их любовью, особенно во время Божественной литургии». Вот это как раз и есть те самые «маленькие» люди, которые хоть немножко, но изменили нашу жизнь – конечно, в добрую сторону.

Еще отец Леонтий говорил: «Бабушки любят послушных батюшек».

– Ничего себе! (Смеется.)

– Чтобы батюшки тоже не делали вид, что все знают, все понимают. А отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Когда придешь в храм, табуретку не передвигай в течение года». Он говорил, что ему этот совет достался от одного архиерея. И он вспоминал, как, придя в храм, увидел, что иконы расположены не так. На первом месте у алтаря должна быть икона Спасителя с правой стороны, икона Божией Матери, потом святые, а там ровно наоборот: икона Спасителя где-то на выходе, еще какие-то иконы... И что он начал предпринимать? Прошел месяц, и он по два сантиметра киоты стал двигать. Почему? Чтобы сразу не раздражить, чтобы люди не нервничали, жалел чужое самолюбие. С одной стороны, как настоятель, должен был это исправить, с другой стороны, нужно все делать с рассуждением, с тактом. Потому что люди привыкли, была какая-то традиция. И это правильно – жить в традициях, но, когда они не совсем верные, их надо менять постепенно; по живому рвать нельзя.

Еще вспоминается отец Иоанн (Крестьянкин) в связи с очень важным моментом в жизни. Когда я был в Оптиной пустыни, я у батюшки спросил, как несут послушание экономы. Такая суета: утром в храме помолишься и вечером, а день пролетает совершенно незаметно; замечаешь за собой, что время прошло без молитвы. Потому что огромная стройка, заботы, хлопоты. И он говорит: «Знаете, батенька, наша жизнь должна быть похожа на слоеный пирог “Наполеон”: тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра». Я спросил: «Батюшка, что такое тесто, а что – крем?» Он объяснил, что тесто – это наши труды, а крем – это наша молитва, и все перемежается: тоненький слой теста, тоненький слой крема. Потому что если наш торт будет состоять только из одного теста, он будет невкусный. Если наш торт будет состоять только из одного крема, он будет приторный, и мы не сможем его есть. Должно все чередоваться: тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. И представляете, Любовь Сергеевна, я так и не спросил у батюшки и до сих пор не знаю, что же такое пудра.

– А сами как думаете?

– У меня два варианта: смирение и любовь. Верх добродетели, верх совершенства (по словам апостола Павла) – любовь. А без смирения все труды и молитвы – без фундамента и без венца. Потому что все венчает смирение. Если ты со смирением трудишься, со смирением молишься, то Господь все даст. А труд и молитва ради одного – чтобы мы стали другими. Мы молимся и живем христианской жизнью не ради того, чтобы изменились обстоятельства нашей жизни. Тем более мы с Вами уже не молодеем, а стареем, поэтому у нас жизнь не налаживается, а потихонечку разлаживается во внешнем плане. Нельзя успех, здоровье или долголетие ставить во главу угла – во главу угла надо ставить жизнь с Богом. Кто-то из мудрых людей сказал: «Не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни».

Поэтому плоды, результат молитвы и трудов – это, конечно, любовь, это жизнь с Богом, жизнь по заповедям Божиим, чтобы рай и Царствие Божие были внутри. Вот ради этого мы проводим христианскую жизнь, а не ради того, чтобы у нас внешне была устроена жизнь. Мы об этом тоже молимся, и когда это случается, Бога благодарим. Когда этого не случается, Бога все равно благодарим, как нас учил Иоанн Златоуст: «Благодари Бога за скорби, и скорби минуют; благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все». Святые имели такое устроение души, что благодарили даже за то, чего не получали.

Кстати, вспоминается еще один несвятой святой, владыка Василий (Родзянко), который как раз говорил о пользе неисполненной молитвы. Многие люди должны благодарить Бога за то, что их молитвы и прошения не исполняются, потому что часто они бывают не вовремя и не на пользу душе. Он говорил: «Как же я благодарю Бога, что он не исполнил мои безумные молитвы: когда мне было три-четыре года, я помолился: “Господи, сделай так, чтобы у меня были такие же зубки, как у моей бабушки”, потому что завидовал ей, что она на ночь клала их в стаканчик. Какой же Господь милосердный, что не исполнил мою глупую детскую молитву».

Такие молитвы у нас: не вовремя, бестолковые, бездумные. Просим, просим... А вообще любая молитва должна заканчиваться словами: «Господи, не моя, но Твоя воля да будет». Да, я этого желаю, этого хочу, считаю, что мне это будет нужно, полезно... Мы не ошибемся, если будем просить, чтобы мы стали другими. Потому что, с одной стороны, должно быть желание человека, а с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что мы, как барон Мюнхгаузен, сами себя за волосы вытащить не можем.

Например, я молюсь, чтобы не быть раздражительным человеком; я этого не хочу, из-за этого переживаю. Но и чувствую, что если не будет помощи изнутри после таинства Исповеди, после Святого Причащения, то эта немощь, эта язва, этот недостаток так и будет сохраняться. Но когда человек раз, два, три, десять, сто раз просит Господа, делает акцент, что он не срастается с этим грехом, а от него дистанцируется (впадает в него и дистанцируется, впадает и дистанцируется), – за такую борьбу с призывом Господа, конечно, Бог будет давать силы следить за языком, за эмоциями, за чувствами, держать себя в руках, насколько это возможно. Постепенно все возможно.

Думаю, это будет преамбулой к нашей следующей передаче.

– Очень хорошая преамбула, мне очень нравится.

Отец Мелхиседек, как всегда, женщины присылают Вам «семейные вопросы» (так я их для себя называю): «Если муж не кормит семью уже полгода, что делать жене?»

– Очень просто: мужа перестать кормить. Есть специальное приспособление, которым пристегивают велосипед к тому или иному заграждению, чтобы его не украли. Вот так надо закрыть холодильник, и все. День не поест, два не поест...

– Батюшка, это Вы сейчас серьезно советуете или шутите?

– Конечно, шучу. Но это печально. Потому что глава жене – муж. В чем глава? Как говорит святитель Феофан Затворник, муж должен так о жене заботиться, что может с готовностью отдать за нее жизнь. Он потому и глава, что готов отдать за нее жизнь. Спрашивается, какой он глава в этом конкретном случае?

– Я так понимаю из вопроса, что жена уже начинает задумываться о разводе, скорее всего. Видимо, так стоит вопрос. Что Вы посоветуете?

– Сложно сказать, но скорее всего, здесь речь не о том, что он неспособный, больной.

– Да, об этом ни слова.

– Я про многие такие случаи знаю, слышал. Отвечу так. К примеру, у мужа есть высшее образование, его сократили на работе, и теперь он говорит: «Я за 50 тысяч работать пойду, а за 25 не пойду». И не идет на работу за 25 тысяч месяц, два, три, полгода. Но у него давно бы уже эти 50 тысяч были, только не за один месяц, а за два месяца... К сожалению, наблюдаешь, особенно в Москве, что, например, в такси (и на других, не очень востребованных работах) трудятся люди с Востока.

– Да, сейчас их очень много.

– Они получают копейки, с утра до ночи работают, ничем не гнушаются, за все берутся. Почему? Есть ответственность перед семьей, перед женой и детьми. У нас, к сожалению, мужчины уже как тюфяки; это печальная констатация факта. Дай Бог, чтобы этот случай был исключительный. Поэтому совет для мужа: не надо дожидаться каких-то венцов, что все будет так, как тебе нравится, и с такой зарплатой, как тебе хочется; надо браться за любую работу.

Мне понравилось выражение одного мудрого человека: для того чтобы что-то начать, не надо быть великим, но если ты начнешь – великое может совершиться. Сейчас человек рассуждает так: «Я пойду работать при условии...» – и загибает пальцы, называя эти условия: не пыльно, не дымно, постоянная зарплата, регламентированное время (и еще масса других условий может быть). А если работа не удовлетворяет одному из условий, тогда что? Полнейшая безответственность.

Сейчас женщины становятся (может быть, и были такими) сильными, самостоятельными, независимыми. Муж смотрит: о, у нее все получается. «Давай, детка, очень хорошо!» А еще бывают (что печально) и православные такие: «Я за тебя помолюсь»... Поэтому женщине, которая задала этот вопрос, дай Бог терпения. Нужно тактично сдвигать мужа с дивана. И урезайте рацион: хочешь мясо, колбасу – надо зарабатывать. А так – гречка, молоко; кстати, говорят, очень хорошее сочетание.

– Да, полезное.

– Как дети: на гречке, на молоке.

– Очень хороший совет, батюшка. Спасибо большое.

От учителей поступают вопросы: «Празднословие, пустословие, многословие. Каждый день каюсь в этих грехах, но уйти от них не могу, зачастую оправдывая себя спецификой учительской работы (я учитель русского языка и литературы). Но успокоения не нахожу. Как бороться с этими грехами? Не всегда удается избежать общения, даже нежелательного, а оно порой тянет и другие грехи. Благодарю Бога за каждую встречу с Вами».

– Иоанн Златоуст сказал: если увидишь двух женщин на улице, которые о чем-то очень увлеченно беседуют, будь уверен, они кого-то осуждают. Зрительница пишет, что не может избежать ненужного общения, а потом это общение ведет за собой другие грехи. Начинаем за здравие, заканчиваем за упокой. Здесь надо у Бога просить мудрости.

В Патерике есть такой пример: один говорит целый день, но приравнивается к молчальникам. Почему? Потому что не сказал ни одного праздного слова, все по делу, ради духовной пользы людей. А другой, молчальник, не сказал ни одного слова, но хуже празднослова. Почему? Потому что в мыслях своим собеседовал: с одним спорил, с другим препирался, третьего осуждал, и прочее.

Поэтому, если Ваша работа – работать языком... Что смелешь, то потом и покушаешь. Кстати, вспоминается еще одна история по этому поводу. В советские времена старосты храма порой были безбожниками.

– Они назначались, как правило, из райкомов.

– Назначались местной властью. Был такой случай: к архиепископу Саратовскому Александру (Тимофееву) (это архиерей, который рукоположил меня в диаконский сан и в сан священника в Троице-Сергиевой лавре, покойный ректор Московской духовной семинарии и академии) приходит такая «безбожная» староста и говорит: «Владыка святый, я батюшке Василию платить больше не буду. Он выходит после службы с крестом на проповедь и мелет, и мелет, и мелет. А там крестины, отпевание, венчание; надо деньги зарабатывать, а он мелет и мелет. Я решила ему зарплату больше не платить».

– Да, жестко. (Смеется.)

– Владыка слушал ее и говорит: «Раба Божия, в Священном Писании сказано: не заграждай рта у вола молотящего. Батюшка, может быть, и не то мелет, но рот же у него есть». Кушать-то надо! Поэтому пусть Ваша работа будет работой, а что сверх этого – рот на замок, надо деликатно от этих компаний уходить. Можно сказать: «Извините, я дневники не проверила».

– Или: диктант, домашнее задание.

– Надо: «Здравствуйте, здравствуйте, всех люблю» – и убегать. Как старцы учили: «Всех люби и всех беги». Поэтому желаю мудрости, чтобы разумно от этого уходить, пусть не будет ни одного лишнего слова. А самое главное, надо уметь в этих ситуациях быть не ведомыми, а ведущими. Если все-таки «зацепились языком», пусть не тебе «по ушам ездят», а ты предлагай тему, причем назидательную.

– Очень мудрый совет, спасибо.

– Нужно всегда уметь сказать: «Слушай, давай о чем-нибудь хорошем?» Пусть встреча состоялась и беседа неизбежна, но тогда надо дать ей другое содержание, и в этом должна быть настойчивость, решимость, твердость, чтобы быть не ведомыми, а ведущими.

– Знаете, у меня был однажды такой случай, и мне, кстати, было достаточно сложно, потому что женщины были даже старше меня. Они попросили меня отвезти их в один монастырь. Я это сделала, их очень хорошо принимал настоятель, и обедом накормил. А когда мы возвращались, сели попить кофе, естественно, начали молоть языком про жизнь монахов. И я им сказала: «Знаете, мы с вами из монастыря, вас так хорошо приняли, и столько благодати! Давайте не будем ни шутить, ни язвить на этот счет».

– И обнулять ту благодать, которую получили.

– И они меня поняли.

– Нет рыбы без костей, ничего нет без недостатков.

– Можно и нужно остановить. Надо набираться решимости... Батюшка, увы, программа подошла к концу...

– Но все впереди!

– Да, все еще впереди. Мы от всего сердца, от всей души надеемся, что Вы не оставите нашу программу и мы еще не один раз увидимся. Спасибо Вам большое!

– Христос воскресе! До новых встреч, дорогие братья и сестры!

Автор и ведущая Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать