Таинства Церкви. Ответы на вопросы

7 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– В сегодняшней передаче мы продолжаем беседу с архимандритом Мелхиседеком, который отвечает на вопросы.

Батюшка, очень хороший вопрос. Знаете, он мне так понравился, душу согрел и меня саму напомнил.

– А у нас нет плохих вопросов.

– Есть вопросы, которые навевают воспоминания и чем-то напоминают тебя саму... Подросток четырнадцати лет пишет о том, что он верующий, ходит в храм, постится. А родители не верят и не ходят в храм. Как ему поститься и объяснить им, что он – верующий человек, а не фанатик?

– Ситуация, конечно, уникальная. Обычно родители не могут своих детей привести к Богу. Но чтобы дети, помимо родителей, пришли к вере – это, конечно, уникальная ситуация. Но это напомнило мне мою юность. Получилось так в моей жизни, что Господь к вере, как Павла, развернул в пустыне; и повернул глаза совсем в другую сторону: открылась вечность, смысл, Евангелие, вера. И в семнадцать лет, живя в неверующей семье, я пришел к вере. Кстати, интересно, но в нашей семье всегда был обычай, который пришел, наверное, еще из деревни. Потому что мама из Владимирской области: Муромский район, деревня Новые Котлицы. Там был храм в честь зачатия Иоанна Предтечи. Было сто домов, и на эти всего сто домов был храм.

– Село.

– Село Новые Котлицы. По воскресеньям никогда не работали: не готовили, не убирались, не стирали.

– Это мама помнит?

– Нет, я помню. Мы так жили. В субботу был хозяйственный день, то есть целый день уборка, стирка, готовка, а в воскресенье – ноль. А почему? Хранили заповедь: шесть дней работай, а седьмой – Господу Богу твоему. Куличи на Пасху всегда святили. И помню, где-то в серванте стояла икона (наверное, еще из деревни). В доме икон не было, и только одна стояла в серванте, что напоминало о прошлой вере в нашей семье. Но разговоров, конечно, никаких не было. И я тоже с этой ситуацией столкнулся. И тоже называли фанатиком, и тоже в отношении меня готовились какие-то разные кардинальные меры. Но что получилось? Наступал как раз первый тогда в моей жизни Рождественский пост.

– Сколько Вам лет было?

– Семнадцать. Сразу после школы в руки попалось Евангелие, мне дал почитать мой друг Игорь Лепешинский, теперь он протоиерей, благочинный Рузского района; это мой пожизненный благодетель. Он тогда был верующим человеком, мы с ним вместе учились. Нет ничего в жизни случайного. Он тогда был чадом отца Дмитрия Дудко (покойного, приснопамятного), потом и я стал ездить в Гребнево. И вот так, потихоньку, сложилась судьба.

– Вы в Гребнево ездили к отцу Дмитрию?

– Да, когда он там служил... Так вот, относительно поста. Я тогда сказал, что сам буду готовить: гречка есть, отварю, с луком разжарю. Раз это сделал, два сделал, три – мама посмотрела, что я все-таки буду настаивать на своем, и начала готовить уже сама. То есть неприятие было, но не так, чтобы...

– Немножко, наверное, другая ситуация у молодого человека. Он спрашивает, как же ему поститься. Давайте дадим совет, подумаем.

– Наверное, это сложно будет в такой семье, когда всё наготовили, наварили. Тем более в четырнадцать лет он сам ничего не зарабатывает. Поэтому пусть это будет ограничение пищи в самом количестве. Нести эту ситуацию в доме, когда ты за свет, а люди против, – это уже и есть то самое жало в плоть; хотя бы это перенести. Поэтому упор в посте пусть будет не столько на еду, сколько на то, чтобы не потерять мирность, чтобы твоя вера не разрушала человеческих отношений с ними. Я думаю, что со временем его любовь, его вера, его молитва о родных и близких, о матери с отцом развернет их в сторону веры. Только не идти на какой-то конфликт.

– Батюшка, еще поступают вопросы, касающиеся оптинских новомучеников. Мы в одной из программ уже начали об этом говорить, но все равно продолжают писать. Наверное, людей это очень волнует. Пишут, что к ним в молитвах обращаются, что очень помогают. И спрашивают: что мы, миряне, можем сделать для их канонизации?

– Я хочу сообщить радостную новость о том, что недавно от братии Оптиной пустыни в Комиссию по канонизации были посланы документы и они приняты к рассмотрению. Существует определенный алгоритм, определенный порядок подготовки документов. Один из них (и один из основных) – это свидетельства благодатной молитвенной помощи по молитвам к новомученикам. Есть сайт в Интернете www.optina.ru, где целый раздел посвящен этому. Поэтому ревнующие об этом люди, разбирающиеся в компьютерной технике, присылайте свои воспоминания на электронный адрес Оптиной пустыни. Они будут обрабатываться, накапливаться, осмысливаться, редактироваться. Эти свидетельства тоже будут теми каплями, из которых сложится ручеек, а потом – та река, которая «мельницу» канонизации запустит.

Мы недавно читали житие Марии Египетской. Житие начинается со слов Священного Писания, с притчи: «Тайну царя хранить похвально, а чудеса Божии возвещать достодолжно». Это есть наш долг – не скрывать чудеса Божии. Это вовсе не будет какой-то нескромностью, это не будет рассказ только о вас самих, это будет рассказ о Божием присутствии в нашей жизни; и это обязательно надо делать.

Помните, по притче в Евангелии: десять прокаженных исцелил, а один только возвратился воздать славу Богу... Вот эти воспоминания и рассказы, даже вообще не связанные с той или иной канонизацией, когда что-то чудесное произошло в твоей жизни по помощи Божией, – людям это расскажи, чтобы Бога вместе с тобой поблагодарили. Это должно делать. Случилось что-то – обязательно расскажи: «Знаете, какой милостивый Господь!..» Или: «Знаете, как Матерь Божия помогает!..» Или как помогает Серафим Саровский, Матронушка, Сергий Радонежский...

А многие говорят: «Ой, чтобы не сглазить». Сглазить помощь Божию невозможно; надо благодарить. Кстати, у Исидора Пелусиота есть потрясающие слова: «Благодарность – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями. Благодарность приемлющего подвигает дающего к новым благодеяниям». То есть в нашей жизни должна быть всеобщая благодарность.

Один из проповедников сказал: «Христианская вера начинается не с того момента, когда отец научит своего сына читать молитву “Отче наш”, а когда он своего сына научит благодарить мать и Бога за вкусно приготовленный обед». То есть сначала человечность, а потом святость. Не может быть никакой святости, никакого христианства там, где нет никакой человечности; все с этого должно начинаться. И главный признак человечности – это благодарность. Поэтому надо благодарить за все. Нам кажется, что это мелочь, но это не мелочь. За звонок, за привет, за эсэмэс, за обед, за ужин, за доброе слово – за все надо благодарить.

– Следующий вопрос. Человек не пишет, сколько ему лет, но подозреваю, что это вопрос молодого человека.

– Жениться собрался?

– Нет. «Можно ли молиться вечерним правилом, слушая молитву в наушниках?»

– В исключительных случаях.

– И для чего это, скажите.

– Давайте так. Можно ли молиться во время работы? Можно и нужно. А можно ли во время молитвы работать?

– Можно?

– Конечно, нет. Если время посвящено молитве, то ни о какой работе речи не может идти. Но когда человек помолился и принялся за работу и пытается во время работы продолжать молиться – это похвально.

Поэтому, может быть, у этого человека были какие-то исключительные обстоятельства, ему срочно нужно было сделать какую-то работу, но он пытается в то же время слушать молитвенное правило. Но вечерние и утренние молитвы – это, конечно, время особое, поэтому в это время никаких наушников и других дел быть не должно. Но когда человек едет в метро и убивает огромное количество времени в дороге, уж пусть лучше слушает в наушниках Псалтирь, Евангелие, святых отцов, любой молитвослов. Это похвально, что человек в этот момент старается заполнить ум, голову, душу, чтобы духовная жизнь все-таки продолжалась.

Кстати, в этом особенность нашего XXI века: кто-то слушает рок или рэп в наушниках, а кто-то – Псалтирь.

– Знаете, у меня однажды был такой забавный случай. Еду я в метро и думаю: «Интересно, что же все-таки народ читает?» В советское время читали хорошие книжки, поверьте. Поворачиваю голову направо – Евангелие человек читает. Поворачиваю голову налево – молитвослов открыт. Думаю: «Ничего себе!»

– Что же это за ветка такая?

– Серая ветка, от станции метро «Чертановская» до станции «Боровицкая». Я не шучу, это правда. Думаю: «Вот это да!» Представляете, как здорово! Значит, не все у нас потеряно.

– А говорят, что у нас не Святая Русь...

– Вернемся к вопросам. Бытовой семейный вопрос. Мы с Вами договорились, что все равно на эти вопросы Вы будете стараться отвечать, поскольку к Вам очень много на исповедь ходит и семейных людей и Вы, в общем-то, хорошо представляете жизненные ситуации. Пишет наша телезрительница, которая уже тридцать лет живет с мужем; и тридцать лет свекровь лезет в ее жизнь, манипулирует, как ей кажется, ее мужем. Что ей делать? Она пишет: «Я уже просто в отчаянии, не знаю, что мне делать».

– Слушайте, ну это святой человек! Тридцать лет с мужем прожили, да еще и со свекровью! Этой женщине памятник надо ставить при жизни. У нас сейчас в России на тысячу браков семьсот разводов, причем половина из них – в первый год жизни. Если у этой женщины хватило ума, сил и душевных качеств тридцать лет прожить со свекровью, то ей осталось совсем немножко потерпеть. У нее хватило и такта...

– Была мудрость. Она пишет, что постом все обострилось... Но постом, мы знаем, все обостряется.

– Тогда вот что я посоветую; я и на проповедях об этом говорю. Возьмите стандартный лист бумаги, три фломастера разного цвета и напишите одно и то же слово: доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. Приклейте этот лист магнитиком на дверь холодильника, и пусть все на это смотрят: вы, свекровь и муж. И когда вдруг возникнут какие-то проблемы – подвести к этой надписи. И самой почаще обращать внимание на эту надпись. Почему? Потому что с доброжелательностью можно решить все, без доброжелательности нельзя решить почти ничего. Поэтому доброжелательности, терпения и мудрости желаю этой замечательной женщине, которая тридцать лет прожила со своим мужем и со своей свекровью.

– Я тоже, знаете, удивлена. Если такая свекровь, как она пишет, то надо действительно большую мудрость иметь.

– А свекрови, конечно, лезли, лезут и будут лезть...

– Да, это старо как мир.

– А еще авва Дорофей говорит (и вообще нам всем полезен этот алгоритм духовных действий): видишь надвигающуюся волну – поднырни. Если начнешь бороться с волной, – она тебя откинет. Поднырни... Вот пусть она подныривает, когда будет надвигающаяся волна. Волна прошла – голову подняла, вздохнула. Волна не идет одна за другой, передых между волнами есть, и вот в этот передых делай вздох поглубже. Потом опять поднырни. А иначе просто снесет назад, на камни.

– С другой стороны, отец Мелхиседек, мы помним слова апостола, когда он обращается к родителям: «Родители, не раздражайте своих детей». То есть родителям надо научиться быть терпимее к собственным детям.

– Конечно, такт надо иметь. Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей. Еще что можно? Пусть она плачется мужу. Есть же такая русская пословица: ночная кукушка всех перекукует. Поэтому, используя свою женскую мудрость и рассудительность, на ушко пусть ему почаще плачется, чтобы в нем найти...

– … сочувствие, жалость.

– Сначала сочувствие, потом поддержку, а потом защиту. Потому что это долг мужа – защищать жену. Поэтому он маме своей тоже может на ушко шепнуть: «Мамуль, давай мы потихонечку разберемся». То есть она должна защищаться с помощью мужа.

Мне рассказал мой родственник, как его воспитывала бабушка. Ему лет двенадцать было, она говорила: «Женька, если захотят тебя обидеть, ты не поддавайся». Вот интересная житейская мудрость. «А ты в нос дай»; «А ты борись»; «А ты ответь». А вот тут интересно: не поддавайся; это гораздо тоньше и гораздо мудрее. Давайте мы об этом совете в своей повседневной жизни задумаемся. То есть война не нужна; чтобы все время смиряли – тоже не нужно. А не поддаваться – это где-то посредине.

Поэтому когда-то надо некую твердость и решительность проявить, чтобы люди понимали свое место; понимали, что муж и жена – это одно целое и не надо сюда вклиниваться, потому что это не по-божьему. Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Поэтому каждый должен знать в этой ситуации свое место. И мать сына должна отпустить, он – не ее: он в первую очередь – муж жены, а уже во вторую очередь – сын матери.

– Отец Мелхиседек, очень просят Вас сказать хотя бы несколько слов о том, что такое богослужение мирским чином. «Планируется ли Церковью издательство богослужебной литературы, по которой можно будет служить, например, обедницу мирянским чином?» Видимо, есть еще такие поселения, где нет храмов, нет священников. Я думаю, поэтому такой вопрос задают.

– Дело в том, что этот чин уже есть. И эта книга уже есть, она именуется «Часослов». Там есть вечерня, полунощница, утреня, час первый, шестой, девятый и изобразительны, которые и называются обедницей. То есть при невозможности посещать богослужение, если какая-то командировка или какое-то поселение, где нет храмов, тогда по молитвослову (у кого есть такое желание) можно читать часы и ту же обедницу. Сокращенный порядок вечерни и утрени есть в Часослове. Так что эта богослужебная книга давным-давно издана. А чтобы специально готовили какую-то богослужебную книгу для мирян, чтобы совершать богослужение мирянским чином, – об этом я никогда не слышал.

– Это не нужно.

– Такая книга уже есть, она именуется «Часослов».

– Можно найти в Интернете.

– Конечно, набрать только одно слово: «Часослов». И на церковнославянском, и на русском языке – пожалуйста, молитесь.

– Может быть, действительно люди имели в виду это для себя, когда нет такой возможности.

– Кстати, у многих святых отцов есть такой совет, когда нет возможности посещать богослужение. Или, например, задержались с престарелыми родителями, ухаживали за ними, потому что они в этом нуждались, и пропустили всенощное бдение. В таком случае всенощное бдение можно заменить Иисусовой молитвой или чтением Псалтири, чтением канонов, акафистов. Как заменить? Очень просто. Всенощное бдение начинается в 17 часов, заканчивается в среднем в 20 часов (чуть раньше или чуть позже), и ты это время посвятил бы богослужению в храме. Такое же время посвяти домашней молитве, и это будет твое участие во всенощном бдении, если у тебя не будет возможности посетить богослужение. А какой молитвой заменить? Любой молитвой от души и сердца. Необязательно это должно быть все то, что было в церкви; мы в этом сами до конца не разберемся. Поэтому можно Иисусовой молитвой заменить, Псалтирью. Самое главное, чтобы время было проведено в молитве такое же. Можно заменить даже чтением Евангелия, лишь бы была посвященность ума Богу; это будет самое главное. Что такое молитва? Это возношение ума к Богу.

– Осталось три минуты. Как быстро время летит! Ощущение, что я только начала вопросы задавать, а уже пора завершать программу. И все же один вопрос очень просят задать, он касается страховки. Везде пишут, что нельзя страховаться. Что же делать: страховаться или не страховаться?

– Что такое страховка? Страховка – это касса взаимопомощи. Заплатил десять рублей, и если что-то случилось – на тысячу вернулось. А если не случилось, то слава Богу, что не случилось.

– Тем не менее возражают. Говорят: «Мы должны надеяться на Бога, а вы страхуетесь; значит, не надеетесь на Бога». С другой стороны, если мы не застрахуем машину (а сейчас есть обязательное страхование), тогда мы просто передвигаться не будем.

– Конечно. Мы живем в правовом поле, поэтому, например, машину мы не можем не застраховать. А вот дом в деревне, например, никто не обязывает страховать: хочешь – страхуй, не хочешь – не страхуй, это твое дело.

– То есть никакого предательства Спасителя здесь нет?

– Греха в этом нет. Почему? Например, страховка дома в деревне – десять тысяч рублей в месяц. Если ничего не случилось, – твои десять тысяч кому-то пригодятся, ты можешь считать это взносом в кассу взаимопомощи. А если случилось, твои десять тысяч превращаются в миллион. Поэтому в чем здесь проблема? Если ничего не случилось, значит, ты эти деньги подарил. Кому подарил? Тем людям, которые этими деньгами когда-то воспользуются. Дай Бог, чтобы ни с кем никогда ничего не случилось. Я думаю, это обыкновенная житейская ситуация.

– Батюшка, очень не хочется с Вами прощаться, расставаться. Замечательные вопросы, замечательные ответы. Я всегда испытываю большое удовольствие от наших программ, от наших встреч. Большое Вам спасибо! Я думаю, что мы встретимся с телезрителями уже после Пасхи.

– Да. И я всем пожелаю великой радости – радости Светлого Христова Воскресения! Как один из наших поэтов сказал: «Бессильно зло; мы вечны, с нами Бог!» С наступающим великим праздником Воскресения Христова, дорогие братья и сестры!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать