Таинства Церкви. Ответы на вопросы

3 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Батюшка, в прошлый раз я не успела задать Вам один вопрос. Честно говоря, он меня немножко повеселил (в хорошем смысле слова), я подумала: надо же, отцу Мелхиседеку, монаху, женщина такие вопросы задает! Но тем не менее... Женщина пишет, что у нее семеро детей, она много чего не успевает и просит Вас, батюшка, помочь ей составить план дня таким образом, чтобы она успевала все.

– Составлю, хорошо. За такого человека можно только порадоваться. Дорогая телезрительница, дело в том, что Вы все в своей жизни уже успели. Семь детей!

– Это удивительно!

– Старец Нектарий Оптинский, тоже монах, говорил: «Служение женщины семье – это служение Святой Троице». Вот так очень высоко он оценил. На самом деле это очень большие и честь, и ответственность, и огромный труд, и даже подвиг. Однажды святителю Феофану, Затворнику Вышенскому, тоже одна женщина сетовала, что только готовка, стирка, пеленки, как она выразилась, одна только мирская суета, и он ответил этой женщине: «Вы – жена, мать, хозяйка; в исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о воспитании чад своих, уподобляются мученикам. А потому и я говорю вам: и вы ожидайте венца мученического».

– Удивительно!

– Матери, сердобольно заботящиеся о воспитании чад своих, уподобляются мученикам. Поэтому семь детей, да еще в наше время: без хозяйства, без земли, без домов, без частной собственности, в малогабаритных квартирах – можно себе представить, какой это огромный труд!

– Правда, женский подвиг уже в наше время.

– Когда ко мне приходит молодежь (уже не молодежь, лет около тридцати), я иногда спрашиваю: «Ребята, а чего у вас детей нет?» Невоцерковленные люди говорят: «Знаете, мы хотим для себя пожить». – «Как для себя?» – «Вот так, для себя хотим пожить». Я говорю им: «Так вы живете против себя, а не для себя». Потому что наша жизнь состоит не только из детства, юношества и зрелого возраста, но еще из очень большого периода старости. Кто-то из мудрых людей сказал: за долголетие мы расплачиваемся старостью. Что такое старость? Это немощь, это довольно сложное состояние болезненности и прочее. Если после сорока лет человек еще не знаком с аптекой, то это очень удивительно, особенно по нашим временам.

Так вот, дети – это не роскошь, а средство передвижения в старости (есть такая китайская пословица) и чем больше таких средств, тем гарантированнее старость. И люди, которые заранее не заботятся о передвижении в старости, живут как раз против себя, а не для себя; что посеют, то и пожнут. Как сказал апостол Павел: «Сеющий щедро щедро и пожнет, сеющий скупо скупо и пожнет». Поэтому мы только преклоняемся перед этим человеком.

– Да, удивительная женщина! Я тоже была удивлена: уже семь детей!

– Еще святитель Феофан сказал: не расстраивайтесь, что вы не можете в полноте совершить все, что вы хотите относительно христианской жизни (особое молитвенное правило, чтение Евангелия, святых отцов). Когда семь детей – это понятно. Но он говорит: вы в своем служении можете уподобляться священникам и даже монахам. Женщина задает вопрос: «Это невероятно. Каким образом? Я не отхожу от мартеновской печи» (как выразилась матушка одного священника). Святитель Феофан говорит: предположим, вы начали готовить обед, варить борщ. Скажите: «Господи, благослови!» Когда варите, скажите: «Господи, помоги!» А когда закончите варить, скажите: «Господи, благодарю!» И так дело, начатое с Богом, продолжающееся с Богом и закончившееся благодарением Бога, будет не суетой, а богоугодным служением, подобно богослужению.

Ничего себе! Всего несколько молитв. Возможно это? Возможно. Что такое молитва? Возношение ума к Богу. Что для этого надо? Ничего, только желание и любящее сердце. Помните, как однажды старец Силуан Афонский сказал: «Любить Бога никакие дела не мешают». Подумать о Боге ничто не мешает. Поэтому, дай Бог, чтобы Вы были «на волне» с небом, а небо будет с Вами.

– Батюшка, я хотела Вам задать вопрос от телезрительницы, которая пишет о своих отношениях с мужем. Но когда Вы начали отвечать, я поняла, что надо немножко перестроить порядок и задать вопрос от пожилого телезрителя. Он спрашивает: как пережить одиночество в старости? Что делать, если дети живут в других городах и даже других странах?.. Вы частично уже начали отвечать на вопрос этого телезрителя.

– Конечно, можно только посочувствовать этому положению. Но мы должны знать, что одиночество и уединенность – это разные вещи. Можно одиночество превратить в уединенность, а можно уединенность превратить в одиночество. Важно, с каким расположением человек живет. Многие стремились к одиночеству, чтобы иметь возможность быть уединенным в Боге, чтобы ничто не мешало вести духовную жизнь. Скорее всего, человек, который задал этот вопрос, страдает именно от того, что рядом нет близкого человека, нет конкретной помощи, и он мучается от старческой немощи. А что тут сделаешь? Куда деваться?

– Дети, наверное, помогают материально, если они в других городах и даже странах. Может, они на заработки поехали?

– Давайте предположим, что не помогают. У нас миллионы таких пенсионеров, которые живут только на одну пенсию, может быть, живут одни. И конечно, в этом плане помогает уединенность в Боге. Если нет этого стержня веры, понимания, что в конце концов все закончится жизнью с Богом... Свой жизненный крест надо донести до конца. Мы несем крест, крест несет нас.

Наша жизнь подобна пианино: там есть и белые, и черные клавиши, и невозможно сыграть нормальную мелодию только на одних белых клавишах, не коснувшись и черных. Надо до конца претерпеть ситуацию, которая есть, потому что это как раз тот крест, который несет каждый человек. У одного – одиночество, у другого – многодетность (это тоже крест), у третьего денег столько, что не знает куда девать. Недавно одного губернатора посадили на тринадцать лет, и ему пятьсот миллионов рублей надо выплатить государству. Оказывается, большие деньги тоже до добра не доводят. А другие не понимают, как жить на пятнадцать тысяч в месяц. Но – живут, и выживают.

Поэтому ситуация сложная, и должен быть внутренний стержень, и, конечно, должен быть фундамент веры. Мы не будем говорить о том, почему дети оказались так далеко и почему от них нет реальной помощи – это тоже, наверное, следствие прежней жизни.

Я вспоминаю свое посещение Ташкента в 1991 году. Мне рассказали про обычай не только Ташкента, не только Узбекистана, а вообще всего Востока: последний мальчик в семье, то есть младший сын, дохаживает родителей.

– Он остается дома во всех обстоятельствах, да?

– Он уезжает. Но когда приходит день и час (звонок, телеграмма: «приезжай»), где бы он ни был, что бы он ни делал, он приезжает. А братья и сестры помогают ему, чтобы он достойно доходил своих родителей. И дом (или квартира) достается младшему сыну – тому, кто дохаживает родителей.

– Хороший обычай.

– В этом плане нам с мусульман, восточных людей надо брать пример. И не только в этом. Запрет на алкоголь, определенное воздержание тоже достойно подражания. И конечно, рождение всех детей, которых дает Господь; понятия абортов на Востоке, насколько мне известно, просто не существует. Это тоже великое дело и правильное отношение к жизни, к самим себе, к своим собственным детям, дарованным нам от Бога.

– Обещанный вопрос от телезрительницы: «Я вышла замуж. Молилась о даровании хорошего мужа. Муж оказался хороший, но пьющий. С этим смирилась, молюсь. Женаты третий год, но не могу понять его поведения...» Я не буду все читать, потому что очень много написано. Но суть заключается в том, что он уехал к себе на родину в Татарстан под предлогом лечения от запоя. Второй месяц они общаются по телефону, он не помогает, она одна, скучает, унывает. «И не пойму: нужна я ему или нет. Он говорит, что нужна. А если бы нужна была, то не ехал бы и помогал. Получается безответственность мужа по отношению к жене. Как мне быть? Как относиться к его поведению?..» Вот такой вопрос. Батюшка, и ведь все семейные люди Вас спрашивают.

– Эти вопросы были, есть и будут. Особенно жены часто бывают недовольны мужьями. С такой ситуацией сталкивались и оптинские старцы. К старцу Амвросию пришла подобная вопросительница и тоже жаловалась на мужа: одно, другое, третье, десятое. А перед этим к нему приходило несколько вдов... Кстати, я интересовался статистикой: в 1914 году в России на тысячу браков было три развода.

– Но они уже были, уже начались.

– А сейчас на тысячу браков шестьсот разводов. За сто лет количество разводов увеличилось в двести раз. Так вот, старец Амвросий рабе Божией, которая своего мужа ругала, сказал: «Знаешь, не то беды, когда во ржи лебеды, а вот то беды, когда ни ржи, ни лебеды»...

Она же пишет: муж хороший, но пьет. Вот это и есть та самая лебеда. Слава Богу, что он хоть плохонький, но есть. Понятно, недостатки, но у кого их нет? Хорошо, хоть есть что исправлять. Живут три года. Потихонечку как-то притретесь, потом могут быть изменения к лучшему. Молитва, сочувствие, соучастие...

– Да, она же вымаливала мужа. Надо продолжать молиться…

– ...вовлекать его в семейную деятельность, приучать к маленькой ответственности, идти навстречу во всех обстоятельствах жизни. Пытаться убрать из жизни причины, по которым он пьет, устроить на работу. Потому что женщина – она же шея: куда повернет, туда голова и посмотрит.

– Так он уехал в Татарстан, на родину.

– Сложно сказать, почему он уехал, непонятно. Но он там всего два месяца, может, действительно будет лучше. То есть отчаиваться, расстраиваться, переживать не надо. Самое главное, надо Бога благодарить за все, что есть. Может быть, эта ситуация для Вас была как раз самая лучшая. Потому что есть такой небольшой духовный секрет. Святые отцы говорят: Бог по жизни посылает нам таких людей, таких родных и близких, через которых может быть уврачевана наша гордыня. Что значит «может быть уврачевана»? Если ты пойдешь этим путем, если ты проглотишь эту горькую таблетку, она начнет действовать. Если ты будешь без конца ее выплевывать через ропот и недовольство, ситуация останется, а лечения никакого происходить не будет. Потому что всякого человека терпит Господь (кто-то из святых отцов сказал), но не терпит ропотника.

Поэтому благодарите Бога, что есть муж, есть шансы на исправление. Надо вникать в его жизнь, надо помогать и вместе выкарабкиваться из этого болота. Старец, отец Иоанн (Крестьянкин), с которым я имел счастье быть знаком, отвечал одной женщине. Она писала: «Я сейчас духовный человек, я пришла к вере. Евангелие, молитвослов, Церковь... Для меня открылся иной мир. А вот мой муж, к сожалению, как был бездуховным человеком, как жил без веры и без Церкви, так и продолжает жить. И я про себя подумала: а нужен ли мне такой брак и такой муж – безбожник (но не активный)?..» И старец отец Иоанн пишет: «Как погибали, так вместе, а как спасаться, так одна? Нет, извольте терпеливым отношением к своему мужу и добрым примером привести и его к Церкви, к истине и к покаянию».

– Как мудро!

– Так и здесь. Живут всего три года. Я думаю, что потихонечку все устроится. Тем более что женщина смотрит телеканал «Союз», слушает «Радонеж», смотрит «Спас». Потихонечку все устроится с Божией помощью.

– Интересный вопрос: «Что можно сказать маме ребенка, которая видит препятствия в причастии младенца в том, что там присутствует вино и оно может вызвать аллергическую реакцию?»

– А что у нас в жизни не может вызвать аллергическую реакцию?

– Да все что угодно.

– И «Агуша», и кефир, и баночки со смесями, и сам воздух в Москве или в Челябинске. Дышать скоро будет вредно. Но мы дышим, мы едим, мы пьем в надежде на то, что все будет благополучно. Тем более что одна капля ничего не решает.

– Да, младенцу же капельку дают, чуть-чуть.

– Совершенно верно. Мне кажется, что это просто внутреннее и внешнее искушение, которое стало, как кажется, непреодолимым препятствием для таинства Причащения. Думаю, что все это просто надо отбросить.

– Да, искушения всегда бывают.

– Конечно. А потом, мы больше получаем в таинстве Причастия, о котором Сам Господь сказал: «Я есть Хлеб жизни. Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Я думаю, Господь знал и естество младенцев, и естество тела и крови, и естество вина. Если бы было полезно только одной водой причащать, если бы Он сказал: пейте воду... Но Господь установил это таинство. Думаю, здесь такую прямую взаимосвязь устанавливать не стоит, потому что все действует совсем по-другому.

– В продолжение и развитие темы. Я читала, один человек был очень болен, у него была открытая форма туберкулеза (это было до революции). И он, чтобы никого не искушать (хотя знал, что не может нанести вред), причащался последним. Но, пишет автор, он не учитывал того, что потом оставшееся Причастие потребляют священники. И никто не заболел туберкулезом, хотя у него была уже открытая форма... Люди идут на причастие, мы же не знаем, кто с какими болезнями, тем не менее…

– Благодать Божия покрывает многие вещи, поэтому все действует совсем по-другому. Это не значит, что мы должны пренебрегать. Литургией называется общественное служение. Если ты болен гриппом, пневмонией или еще какой-то инфекцией, то понятно, что нужно посидеть дома. Если болезнь затянулась, можно батюшку пригласить на дом. Но не причащаться под предлогом того, что из-за вина вдруг может быть какая-то реакция на мой организм или организм ребенка, – надо эти сомнения отбросить в сторону.

– Вопрос: «Как убедить тяжко больного человека советского воспитания, потомственного врача, не боящегося смерти, поверить во Христа и принять крещение перед уходом в иной мир? Как молиться о некрещеных, но очень совестливых людях в дни их тяжелой болезни? Как их поддержать духовно? Какую книгу посоветовать для чтения?»

– В этот момент вспомнились слова старца Паисия (там речь шла о детях, но это одно и то же): надо чаще говорить Богу о детях, чем детям о Боге. Надо чаще молиться с переживанием за этого родного и близкого человека, который находится на пороге смерти, чаще Богу говорить о нем, чем ему о Боге.

И еще вспоминаются слова старца, отца Иоанна (Крестьянкина). Он говорит, что между нами существует духовная связь. Если бы старец пожил чуть-чуть дольше, он мог бы использовать такое выражение, как духовный Bluetooth. Духовная беспроводная связь существует. Так вот, отец Иоанн (Крестьянкин) советовал: сами читайте главу из Евангелия и заканчивайте молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй (имя), даруй ему телесное здравие, душевное спасение и просвети его светом Евангелия Твоего». Это тоже будет действовать. А если человек захочет, как-то его уговорить: «А ты не хотел бы, чтобы я тебе Евангелие почитала? Это же все-таки книга жизни, это великая книга...» Потихонечку, вот такими разговорами. Потому что если слово Божие человека не коснется, то как тогда другая книга коснется?.. Начать надо с Евангелия.

– Часто спрашивают как раз о некрещеных. Как за них молиться? Я знаю, что о некрещеных можно и на проскомидию записки подавать? Или я ошибаюсь?

– Нет-нет, о некрещеных нельзя. Это уже как раз участие в таинствах Церкви, это только члены Церкви. Но есть домашняя молитва. И о некрещеных как раз можно читать Евангелие. «Спаси, Господи, и помилуй (называем имя; «раба Божия» уже не говорим, потому что непонятно, чья раба; раб тот, кто живет по воле господина). Даруй ей телесное здравие, душевное спасение и просвети ее светом Евангелия Твоего». То есть домашняя сердечная молитва никому не запрещена. Наоборот, все, что делается с любовью, Господь принимает.

Поэтому нужна сердечная молитва за этих людей и, конечно, свой добрый пример. И мы не знаем последние минуты жизни людей. Как говорит апостол: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Будем надеяться, что в последние дни и минуты своей жизни даже и такие люди призовут имя Божие, потому что вы сердечно за них переживали и молились.

– Спасибо, отец Мелхиседек. Я думаю, Ваши слова – большое утешение близким этих людей.

– Будем надеяться на милость Божию.

– Я Вас сердечно благодарю за беседу, увы, она, как всегда, очень быстро завершилась. А завершать не очень-то и хочется. Осталось очень много вопросов, но мы на них будем отвечать в следующих программах. И ждем, как всегда, новых вопросов от наших зрителей.

– Всего доброго! До новых встреч!

Ведущая и автор Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать