Таинства Церкви. Ответы на вопросы

24 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Как всегда, очень много вопросов. И на этот раз очень много вопросов бытовых,  очень личных и очень сложных. Я думаю, что сегодня у нас будет возможность ответить на эти вопросы и утешить наших телезрителей. Просто создается ощущение, что людям иногда даже не с кем посоветоваться. Это немного горько, потому что нас смотрят православные люди, и, казалось бы, должен быть и круг православных людей, которые понимают и помогут. Нет, получается, что не всегда так.

 Первый вопрос: «Меня крестили в 15 или 16 лет, было массовое крещение на реке. Помню, что батюшка окунал крещаемых, потом я стояла перед священником, он надел на меня крестик, сказал, чтобы я сходила на исповедь и причастие, что состоялось спустя 25 лет. Я совершенно не могу вспомнить, было ли совершено таинство Миропомазания. Являюсь ли я крещеной и что делать с вопросом миропомазания?»

– Безусловно, крещеной Вы являетесь, в этом нет никакого сомнения. Тут немного путаный вопрос, единственное сомнение в том, было ли совершено таинство Миропомазания. Дело в том, что скорее всего оно было, но в нашей Церкви есть такое понимание: если есть какое-то сомнение, лучше его снять. Поэтому, даже в отношении крещеных людей, если вдруг существует какое-то сомнение, в Церкви есть такая формула: «Аще не крещен, то крещается раб Божий (или раба Божия)...» Потому что многие люди, особенно те, которые родились в предвоенное или послевоенное время, сомневались, крещены они или нет. У нас были такие случаи, обращались с такими недоуменными вопросами. То есть если крещен, то это таинство не повторяется, а если человек не был  крещен, тогда совершается таинство Крещения с такой формулой.

Поэтому можно подойти к своему приходскому священнику или  благочинному; может быть, еще живы свидетели того самого крещения – священники, тем более что это все было около двадцати пяти лет назад. А если не остались свидетели, тогда подойдите к своему священнику или благочинному, объясните эту ситуацию. И, может быть, когда поговорите подробнее, что-то выяснится относительно миропомазания. А если нет, то смогут дополнить таинство Крещения таинством Миропомазания. Но скорее всего в этой суматохе, когда была масса крещений, и в силу молодости Вы не смогли это запомнить. Все-таки это раз в жизни бывает, и из-за волнения, может быть, что-то было забыто. Но лучше объяснить это все приходскому священнику. Недоумения в церковной жизни, конечно, должны сниматься, поэтому никогда не стесняйтесь задавать вопросы. Глуп тот человек, который думает, что сам все решит. У старца Паисия есть такое выражение: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг». Возник вопрос – его надо решить.

– Следующий вопрос: «Являюсь ли я крестной, если непосредственно в крещении младенца (мальчика) участие не принимала, но была записана в свидетельство о крещении? Конечно, записали с моего согласия, но на тот момент я совершенно ничего не понимала, огласительные беседы не проводились».

– Конечно, этот случай исключительный; крестные должны принимать непосредственное участие в таинстве Крещения. Но здесь согласие было дано, дружба с семьей есть, попечение и желание быть в этой духовной дружбе есть. И понимание, которого не было на тот момент, сейчас пришло. Есть такая замечательная восточная пословица: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». Сделать доброе дело никогда не поздно, исправить положение никогда не поздно, покаяться никогда не поздно, изменить к лучшему свою жизнь никогда не поздно.

Кстати, вспоминается история со старцем Амвросием. Приезжает одна раба Божия в Оптину пустынь (Великим постом была в паломничестве) и говорит: «Батюшка, каюсь: на вокзале какая-то торговка подсунула пирожок, и я половинку съела, а он оказался мясной». Старец спрашивает: «А дальше что было?» –  «А дальше я вторую половинку доела». –  «Да, интересно. За первую половинку, о которой ты не знала, Бог простит, а за вторую, когда сделала грех добровольно, тебе уже епитимья. И надо в этом покаяться, исправиться и измениться».

Так и здесь. Не знали – это одно, но теперь-то знаете, как сделать. И теперь поправьте свое положение. Не надо быть как та женщина, которая один раз сделала неправильно и в таком же русле продолжила дальше. Нет, никогда не поздно сделать доброе дело. А что такое крестная? Она берет на себя ответственность о христианском воспитании своих крестников, насколько это будет возможно и насколько будет желание этого доброго соработничества и доступ к нему. Когда тебя не слушают, когда тебя никто не спрашивает, никто не воспринимает – это одна ситуация, одно положение. А когда ты ленишься быть в этой семье, общаться, молиться, дарить книги, выводить в храм, интересоваться духовной жизнью своего крестника – тогда это другое дело, тогда человек, конечно, отвечает за свою нерадивую жизнь. И наоборот, чем больше у человека крестников, тем больше Господь дает ему шансов делать святое дело в отношении большего количества людей.

Мне очень понравилась цитата дня, я вам всем ее рекомендую. Недавно мне пришло по почте высказывание отца Иова (Гумерова) из Сретенского монастыря: «Старайтесь благоугождать Богу ласковым отношением к людям. Вы этим угождаете Богу». Мы хотим каких-то больших подвигов, каких-то больших дел, а это дело (ласковое отношение) мы можем осуществлять по нескольку раз в день. Не проходите мимо великого дела – благоугождения Богу через ласковое отношение к людям. То же самое в отношении своих крестников. Вы же этим благоугождаете Богу: попечением о их душе, духовном состоянии. Это честь. Господь дает честь человеку – послужить Ему в деле христианского воспитания души.

– Пришел вопрос, на который я не нашлась бы что ответить. Нам предлагают тему для беседы – «Об искушениях в церкви». Человек сам ищет искушения – или как? (Смеется.)

– Про добро в церкви знаю, а про искушения... Человек, который ищет искушения, всегда их найдет, а самое главное искушение – много вижу, много слышу и много говорю того, чего не надо. Есть такой интересный момент. Однажды митрополиту Антонию Сурожскому заметили: «Вы знаете, столько стало младенцев в храме, что мешают богослужению, мешают благочестивому течению литургии». И он сказал: если бы вы по-настоящему молились, то не замечали бы детей. Это не значит, что не надо обращать внимание на обстановку в храме; поскольку нет настоящих молитвенников, надо жалеть и средних людей, которые еще только на пути к молитве. Поэтому, конечно, за детьми надо следить, определенный порядок соблюдать.

Я сейчас передал самую основную, главную мысль: если ты внутри себя, тогда то, что происходит снаружи, не будешь замечать. А если Царство Божие внутри тебя, то какая разница, что происходит снаружи? Кстати, кто-то из мудрых людей сказал: «Когда корабль плывет по воде, он не тонет; когда вода начинает попадать в корабль, тогда он начинает тонуть». Поэтому то, что происходит внутри тебя, гораздо важнее того, что происходит вне тебя. Самое главное – не пропускать воду в корабль. Зло вокруг нас, но оно не должно проникать в нас и тем более не должно исходить из нас. Поэтому надо перед этим молиться: Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Мы идем в церковь ради одного: не потому, чтобы нам стало лучше, а чтобы мы стали лучше. Вот это самая главная цель нашей христианской жизни. Не для того, чтобы нам стало лучше: чтобы никто не чихал, не кашлял, не мешал, чтобы все было благолепно, великолепно… Да, это все прекрасно, это все должно быть, но самое главное то, чтобы мы менялись в церкви. Она существует ради этого. А если кто ищет чисто внешнего, то, к сожалению, ничего идеального мы не найдем.

– Это правда. Вот тяжелый вопрос; давайте как-то поможем нашей сестре по вере: «Очень давно заболела, теперь на инвалидности, с работы попросили уволиться, чтобы не платить деньги, на другую не берут. Мама не понимает, проклинает. Нет ли греха в самоубийстве, если отчаяние и нет никаких перспектив, постоянная нужда, друзья отвернулись в неблагополучии? Почему самоубийство в такой ситуации грех, а не наилучший вариант?»

– Это, конечно, очень тяжелое положение. Лукавый так захватил голову, что даже мысль о самоубийстве кажется каким-то выходом. На самом деле это страшный финал, который может быть в результате отчаяния. Не дай Бог этого тому, кто написал этот вопрос. Я готов принять в этом участие. Поэтому найдите контактный телефон нашего храма, мы по возможности до конца вникнем в эту ситуацию. Но самое главное – эту мысль о добровольном прекращении жизни выкиньте вообще из головы. То есть это крючок, который дьявол подкинул, а на самом деле это очень большой грех, потому что человек навсегда остается без Бога. Это страшно. Ведь есть близкие, знакомые, маленькой бедой Бог избавляет нас от большей.

Блез Паскаль однажды сказал: «Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо». Иоанн Златоуст говорит: «У Бога пользы больше, чем наказания». Может быть, эти стесненные обстоятельства жизни каким-то образом подвигнут к тому, чтобы началась работа души, чтобы появился какой-то взгляд на себя, свои слова, мысли, ошибки, свое поведение, свое внутреннее духовное состояние. То есть всегда у каждой ситуации есть две оборотные стороны. Поэтому обязательно подумайте о том, почему такие обстоятельства жизни. И еще: может быть, даже не было никаких духовных причин к этому, может, просто такое экономическое положение в стране. Есть такое понятие: под лежачий камень вода не течет. Значит, надо тоже мобилизоваться, искать выход, обзванивать знакомых, близких, родных.

– В социальные службы обязательно обращаться.

– Конечно.

– Есть центр социальной защиты населения, мы делали фильм о нем.

– То, что мама проклинает, – эти слова тоже страшные. Но дыма без огня не бывает. Может быть, тоже были какие-то поводы со стороны человека, который задал этот вопрос, а их также надо убирать из своей жизни. Кстати, старец Паисий говорит о родителях: «Сделай так, чтобы тобой были довольны твои родители, – и тобой будет доволен Бог. Если тобой недовольны твои родители, тобой недоволен Бог». Здесь не говорится о какой-то обоюдности, что вы тоже должны быть довольны родителями. Нет, здесь дано право и какой-то конкретный Божий закон, что яйца курицу не учат. Им дано право быть над нами, но нам не дано право быть над родителями. Здесь какой-то духовный закон: «Чти отца твоего и мать, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». Может, с этим тоже связана какая-то глубокая первопричина, почему такое невезение в семье.

Мало того, она сказала, что мама ее постоянно проклинает. Надо взглянуть на себя, может быть, в этом есть какой-то ключик к этой загадке, что все так не клеится. И поэтому, может быть, какая-то первопричина есть в самом человеке, а эта ситуация попущена ради того, чтобы внутри себя что-то изменить: эгоизм, самость, гордыню, невнимательность, нелюбовь, недоброжелательность, а может быть, какое-то зло, ненависть по отношению к родительнице. А из этого возникли все те проистекающие следствия, но причина была, может быть, эта. Я не берусь судить, но течение самого вопроса немного подсказывает, что так могло быть. Поэтому через исправление себя и могут исправиться обстоятельства жизни. Когда исправимся мы. Кто-то сказал: «Ты хочешь изменить обстоятельства твоей жизни, а Бог хочет изменить тебя. И вот это главное надо понять: в чем все-таки неправость нашей внутренней жизни. Она есть у каждого человека, поэтому дай Бог понять до конца, что же все-таки произошло, но начать надо с себя, мне так кажется.

– Спасибо, батюшка. Я думаю, что телезрительница нас слышит, слышит и Ваши пожелания, и предложения помощи. Надеюсь, она найдет возможность связаться с храмом. Будем надеяться, что все-таки все у нее управится.

– Да, но мысль о самоубийстве надо из головы выкинуть раз и навсегда и никогда с этой мыслью не собеседовать. Это совет всех святых отцов: с греховной мыслью мы даже не собеседуем, мы даже не рассматриваем ее, даже не принимаем к рассмотрению вариант исполнения, реализации заведомо страшного греха.

– Не первый раз приходит вопрос, который касается отца Василия (Рослякова). И сейчас пишут телезрители, которые живут не в Москве. Они пишут о том, что они его знали,  любят, очень почитают и что хотели бы встретиться с Вами. Они готовы сюда приехать, обменяться какими-то воспоминаниями, и я думаю, что в конечном итоге опять встанет вопрос о канонизации убиенных на Пасху монахов.

– Пожелание такое: пусть те телезрители, кто задал этот вопрос, организовываются в соцсетях, собирают какую-то группу, назначают любой вечер, и мы встретимся. Но не только с ними, а со всеми теми, кто любит и знает Оптину и хочет что-то еще раз услышать о жизни наших братьев, убиенных на Пасху 1993 года: иеромонахе Василии, иноке Ферапонте и иноке Трофиме. Вы организовывайтесь, а мы ваше предложение с радостью поддержим; от вас организация, а от меня деятельное участие. Так что давайте вместе соберемся. А до этого читайте книгу «Пасха красная» и другие, которые рассказывают о наших братьях с той или другой стороны. Поэтому читайте, вникайте и берите для своего внутреннего примера образ их жизни, насколько это возможно в реалиях мирской жизни.

– Еще один сложный, тяжелый вопрос в связи с участившимися авариями на дорогах, которые всегда бывают очень страшные. Вопрос такой, я бы даже сказала, актуальный: «Три месяца назад моего мужа сбила машина, он умер, виновные скрылись с места ДТП. Я осталась одна с двумя маленькими дочками. Виновницу (это женщина) в итоге нашли, я написала заявление о привлечении ее к уголовной ответственности, а теперь мучаюсь, правильно ли я поступила. Может, не надо было писать заявление? Чего я добьюсь, если ее посадят? У нее тоже есть дети. А свекровь моя, наоборот, настаивает, чтобы дело довели до конца. Как мне быть?»

– Здесь надо различать умысел и неосторожность. Старец Амвросий говорил: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?» Если эта женщина была похожа на Багдасарян, с которой наше телевидение носится до бесконечности, она уже главная героиня, – это одно. То есть тем, к чему человек шел, и закончилось. Человек хотел нарваться на неприятность и на нее нарвался, если создавал опасность ДТП, и в конце концов это случилось. Если это случай исключительный, если это неосторожность, если там не было превышения скорости, не было алкоголя...

– Но она уехала с места ДТП... Бывает, что человека можно еще спасти.

– Это плохо, что так произошло. Это неправильно, потому что никто не хотел бы, чтобы с ним поступили  так же. Правильно Вы сказали, можно же было какую-то реальную помощь оказать.

– Потому что иногда счет на минуты идет.

– Да, понятно, что если ее посадят, это тоже ничего не даст, но человек сам тоже должен проявить раскаяние и должен засвидетельствовать это перед семьей, должен идти на переговоры, высказывать свои пожелания, идти на примирение. Если это есть, то это можно услышать, в это можно вникнуть, а если человек никаким образом не реагирует, как идет, так и идет, тогда и у вас пусть как идет, так и идет. Уголовное дело завели. Если со стороны, причинившей такую скорбь, никаких движений нет, если нет никакого раскаяния, сожаления, тогда она предается в руки Божии, в руки правосудия. Но если есть раскаяние, сожаление, если там дети, если именно несчастный случай, без каких-то грубых нарушений, то,  думаю,  тут можно будет пойти навстречу, потому что мужа не вернешь, а еще одна судьба поломается... Я думаю, что это все-таки не злостный какой-то нарушитель, тем более женщина. Самый аккуратный водитель – это, конечно, женщина.  Поэтому, думаю, здесь можно пойти навстречу, если есть такое движение, такая просьба и такое стремление, желание со стороны, причинившей эту боль семье.

– Следующий вопрос: «В молитвослове есть Богородичная молитва, написано, что ее нужно читать 150 раз. К тому же в Дивеево, когда идешь по Канавке, тоже 150 раз необходимо прочитать Богородичное правило. Почему именно такое количество: сорок, сто пятьдесят раз? А если я вдруг, идя по Канавке, ошибся и прочитал его не 150, а 160 раз, что в этом случае произойдет?»

– Если прочитать 160 раз, это будет двойная благодать. (Смеется.) Дело в том, что это некий порядок, некая дисциплина, но у нас же есть еще и внутреннее расположение.  Святитель Феофан Затворник говорил: мы читаем правило (утренние, вечерние молитвы), привыкли к нему, это дисциплина. Мы должны быть в этом благодатном облаке традиции Церкви. Но если вдруг у вас возникло какое-то духовное расположение остановиться вниманием на тех или иных словах молитвы, которые вас привлекли и задели, и если вы этими словами промолитесь все правило (например: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей... Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою») и будете их читать все пятнадцать минут (то время, за которое читается правило), то вы совершите этим свое право. Самое главное, чтобы это было от души.

Иногда бывают такие ситуации, что невозможно 150 раз прочитать положенное правило на Канавке. Например, уезжает автобус, но человек успел прочитать двадцать-тридцать раз. Какая разница? Человек с любовью к Божией Матери это произнес. Не получилось сорок раз, прочитал тридцать восемь – количество Господь с нас не спросит. Мы должны придерживаться правила, но самое главное – оживотворять его духом внимательной, покаянной молитвы, а Господь за цифры не спросит, Он спросит за расположение души. Поэтому «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Вот правого духа всем от всей души желаю.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 декабря: 03:00
  • Суббота, 22 декабря: 13:00
  • Суббота, 29 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы