Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 36

23 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. 

– Сегодня с протоиереем Алексием Ладыгиным, настоятелем одного из самых любимых и самых красивых храмов Москвы, мы продолжаем разговор о Псалтири. Отец Алексий, я не случайно сказала, что храм преподобной Евфросинии Московской является одним из самых красивых и самых почитаемых в Москве, это действительно так. И хотя он сравнительно молод, особенно по сравнению с храмами в Центральном округе, где храмы и некоторые монастыри стоят даже с XIV века, за такое короткое время он стал одним из самых любимых, и мы с Вами видим это на примере прихожан, постоянно прибывающих.

Недавно на телеканале «Союз» прошел фильм, в котором Вы принимали участие, о Вознесенском монастыре, и многие даже воспринимают этот храм как некое духовное продолжение Вознесенского монастыря, а его, как известно, строила преподобная Евфросиния Московская. И действительно, такое ощущение, что преподобная Евфросиния и этот храм построила, здесь она матушка… Такое ожидание, пока не восстановится Вознесенский монастырь!..

– Конечно, мы знаем, что храмы прославлены не своими стенами и даже не внешней красотой, а теми святыми, которые почивают в них и в честь кого они освящены. В наш храм люди, в первую очередь, идут к преподобной Евфросинии – получить у нее благословение и утешение в своих проблемах, трудностях и скорбях. В переходный этап нужно было, чтобы имя преподобной вернулось в наше общество, и именно благодаря строительству храма раскрылся ее образ. Так как чтобы построить храм, нужно сблизиться со святой, и сближение произошло за счет горячей молитвы и за счет того, что стали узнавать о ней.

Мы были удивлены ее жизнью, нам хотелось этой информацией поделиться со многими, и мы делились: через печатные источники, через страницы Интернета, через радио, телевидение, через все доступные программы. Очень много людей узнали о преподобной, открыли для себя этот замечательный образ, который не только крепок и силен духовно, но и является собирательным образом настоящей русской женщины. Поэтому народ потянулся к преподобной, чтобы получить от нее молитвенную поддержку, утешение и научиться у нее настоящему подлинному житию: не только гражданскому, но и духовному.

– Спасибо большое, отец Алексий. Перейдем к рассмотрению 36-го псалма.

– 36-й псалом очень обширный, красивый, назидательный, и самое главное, жизненный, потому что очень многие задаются вопросом: почему те, кто не ходит в храм, не соблюдает заповеди Божии, благоденствуют здесь, на земле, а те, которые рядом с Господом, исполняют заповеди Божии, не имеют возможности жить широко и иметь столько благ и удовольствий, как те, которые не только не имеют никакого отношения к Господу, но и ведут совершенно вольную жизнь в разрез с заповедями Божиими? И этот псалом отвечает на все эти вопросы и недоумения словами святого псалмопевца Давида. Святые отцы говорят, что мы не должны в первую очередь заботиться о земном, а должны заботиться о вечном. Хотя и в земной жизни мы видим, как все изменяется у людей, и никто, конечно, не может заглянуть в душу и сердце человека: чем они исполнены, какими переживаниями, какой молитвой, а может быть, даже сильным и очень горячим покаянием.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Удивительные слова, с которых начинается этот псалом: не ревнуй лукавнующым, то есть не подражай тем людям, которые живут неправедно. И не нужно завидовать тем, кто творит беззаконие. Все это настолько временно! И они приобщаются к этой временности. Как трава скоро высыхает и различные злачные растения, так и жизнь человека неправедного может быстро расцвести, но так же быстро и увянуть. Увядание происходит буквально на глазах. Мы очень часто встречаем таких людей. Например, один человек, будучи богатым, был неверующим, а когда стал не бедным, но простым среднестатистическим человеком, сказал: «Я однажды был богатым, больше не хочу, потому что это тоже приносит массу разочарований, всякого рода заботы и досаждения, без которых можно совершенно мирно, тихо и спокойно жить». А другой человек говорит, что не нужно столько богатства, потому что, имея в доме двадцать телевизоров, одновременно смотреть их не будешь.

– Двадцать шуб не наденешь.

– Да, и двадцать шуб не наденешь, а сохранить их очень тяжело. Мне одна женщина сказала: «Столько шуб имею, что мне приходится хранить их в специальных морозильных камерах, и хранение обходится дороже, чем сами шубы». Поэтому все относительно. И не нужно смотреть на человека богатого, и особенно беззаконного, который неправедным трудом добывает себе состояние.

Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Здесь тоже очень хорошие слова псалмопевца Давида, который уже обращается к тем, кто не имеет богатства. Он говорит: «Твое богатство вечное. Уповай на это вечное богатство, потому что жизнь очень коротка, временна, она очень быстро проходит. А богатство вечное мы можем получить только за счет того, что будем творить добрые дела. Именно такие люди будут населять землю. И Господь таким людям будет посылать прошения сердца их». Конечно, прошения у всех разные, но Господь всех слышит и всем помогает. Не случайно Он сказал: «Просите, и дастся вам», чтобы мы имели особое общение с Господом.

Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. Какой путь к Господу? Путь через исполнение заповедей Божиих и через молитву, которую человек праведный должен творить. Конечно, путь Бога к человеку пролегает через сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Мне сердце твое». Человек, живущий в правде, всегда должен открывать для Господа свое сердце.

И изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Здесь понятно: ты будешь чистым и светлым, а самый яркий, чистый свет – в полдень. В полдень мы никогда не включаем свет в своих домах, потому что полуденный свет озаряет все и проникает в самые потаенные уголки.

Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Здесь призывается повиноваться Господу. Это значит исполнять заповеди Божии, отступить от всего плохого, злого, что предлагается в этом мире, и делать то, что заповедовал нам Господь. И умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Человек должен обязательно стремиться повиноваться Богу, то есть уйти от пути неправедного. Повиноваться Богу – значит исполнять заповеди Его. Тогда человек получает благословение Божие. Здесь псалмопевец Давид призывает, что не нужно уподобляться человеку, творящему законопреступление. Нужно обязательно сочетать и молитву, и исполнение заповедей Божиих. Повиноваться Богу человек может только тогда, когда ум его наполнен молитвою и благодатью, которую Господь дает через молитву. Не уподобляться человеку, творящему законопреступление, – значит не уподобляться человеку, который нарушает заповеди Божии.

Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. Конечно, мы видим на земле и праведных, и неправедных, и бедных, и богатых. И среди богатых тоже есть праведные люди. Но здесь говорится именно о лукавнующих и о тех, кто нарушает закон (законопреступники). Конечно, они не наследуют землю. И псалмопевец Давид говорит, что они не наследуют землю. Но здесь нужно понимать землю не ту, на которой мы живем, а вечность. Такие люди в вечность не войдут. Даже если они здесь будут благоденствовать до определенного времени, то за всю свою неправду дадут полный ответ в вечности.

И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши. Псалмопевец Давид говорит о том, что о грешном человеке исчезает память, о нем долго не помнят. Помнят о человеке праведном, помнят о человеке, который творил добрые дела, помнят о тех, кто созидал некую духовную мудрость и делился этой мудростью с другими. А злого человека не помнят, о нем забывают, и даже можно не найти место его погребения. А за могилой праведного человека будут ухаживать даже чужие. О таком человеке всегда сохраняется память из рода в род.

– Вы, конечно, имеете в виду среднестатистического человека. Конечно, есть грешники, о которых мы помним: Наполеон, Гитлер. Наполеона вообще называли в открытую антихристом в то время. Думаю, что Гитлер сродни этому определению.

– Псалмопевец Давид и в других псалмах тоже будет говорить о тех людях, которые творили беззакония. Но помнить надо не их, а то зло, о котором говорится в назидание другим, чтобы они не уподоблялись им, потому что это зло будет разрушать, а не созидать. И имя будет не положительное, а отрицательное. Никакой живущий на земле человек не только не хочет, но даже и не помышляет о том, чтобы его помнили через зло.

– Тем не менее сколько появляется, к сожалению, в нашей стране таких организаций, которые чуть ли не делают своими кумирами Наполеона или Гитлера. Надо всегда понимать, что такое зло, к сожалению, бывает притягательным для неокрепших душ.

– В них больше выискивают (пытаются найти) какие-то положительные стороны, через это пытаются обелить их и идти за ними, потому что нравятся, может быть, какие-то националистические идеи, которые сегодня не являются приоритетными, но для некоторых являются привлекательными. Однако о таких людях псалмопевец Давид говорит, что их души все равно пойдут во ад. Поэтому даже если какая-то память о них и сохранится…

– Память сугубо отрицательная…

– …то все равно Вечный суд будет совершен над ними. Ведь почему мы рассуждаем о месте? В Священном Писании (Новом Завете) Господь говорит: «Пойду и уготовлю вам место, у Отца Моего обителей много». Если в вечных обителях Отца Небесного есть место для каждого человека, то в аду места нет, там «каша», там все будут (выражаясь образным языком) «кипеть в одном котле». Язык Священного Писания раскрывает нам глубочайший смысл: если места им не будет, значит, в первую очередь, им не будет места в вечности у Отца Небесного. А в аду «места» нет: там все находятся «в одном котле».

Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Здесь говорится о кротких, людях терпеливых. Кроткий человек тот, который сам не раздражается и других не раздражает, старается не гневаться, старается довольствоваться тем, что Господь ему посылает, потому что на самом деле для жизни человеку много не надо. И вот такие люди наследуют землю. Опять же мы должны помнить, что не эту землю, хотя таких людей Господь очень любит и благословляет. Но будет новое небо, будет новая земля; как говорит святой апостол Петр, сия же земля «огню блюдома»… И в вечности будут находиться уподобляющиеся этой величайшей добродетели – кротости, о которой Господь сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»; и насладятся о множестве мира. Самое главное, что кроткий человек, не имея богатства, имеет внутренний мир, покой. Мы говорили о богатом человеке, который был богат, но не имел спокойствия. Сейчас он имеет все необходимое для жизни, имеет достаток, и вместе с этим у него есть и мир в душе. И он уже не имеет того беспокойства, которое было раньше, когда он был богат: как все будет происходить, как сохранить бизнес, куда вложить средства и так далее. То есть человек, имеющий богатство, не имеет покоя.

Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго. Грешный человек не любит добродетель, не любит праведного человека и всячески стремится причинить ему какое-то зло. Но Господь всегда удержит человека беззаконного и защитит человека праведного, как бы «Господь посмеется над ним», потому что не даст совершить зло против праведного.

Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Здесь как раз псалмопевец Давид говорит: пусть они не думают, что «извлекут мечи свои, напрягут свой лук и все сделают для того, чтобы убить праведного человека», который является обличением. Хотя он ничего не говорит, но своим видом обличает человека, который живет неправедно. Как бы они ни направляли стрелы, лук и меч свой на человека праведного, Господь направит их мечи против них же самих, потому что Господь всегда защищает человека праведного.

Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Мы с вами уже говорили, что на самом деле человеку много не надо, но если это богатство неправедное, оно никогда не принесет человеку ни пользы, ни утешения. Лучше, если ты будешь иметь все необходимое, но пребывать в мире, покое и тебя не будет обличать твоя совесть.

Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Здесь говорится о том, что Господь поддерживает человека праведного. И если он не имеет большого достатка, то имеет все необходимое. И даже когда наступают трудные времена в жизни, Господь все равно не оставляет такого человека: Он всегда его пропитает, даст ему все необходимое, и пищу, и воду – в дни, когда бывает голод или другие трудности, потому что Господь всегда заботится о Своих людях.

Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Как дым появляется и тут же ветром уносится в сторону, так же грешные и беззаконные, хоть и живут богато, но появляются и исчезают. В 90-е годы особенно много было таких людей, которые на непонятных деньгах становились богатыми: кто-то за счет того, что создавались бандитские группировки, кто-то за счет того, что была возможность получить государственное имущество. Где многие из них оказались? Уже в мире ином, в каком месте – один Господь ведает, но люди исчезли как дым. Они жили богато, ходили в рестораны, могли себе позволить кататься на дорогих машинах…

– Пей, веселись душа…

– … А на следующий день их уже не было: их убивали, в них стреляли, и каждый день криминальная хроника говорила об убийстве того или иного человека. Вот эти слова вечные и останутся вечными.

Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго. Здесь говорится о том, что без Бога ничего нельзя в этой жизни, но Господь исправляет стопы всякого человека и по пути направляет. Господь очень любит праведников, Господь помогает им, подкрепляет их.

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы. «От юности до старости, – говорит он, – я не видел праведника, который был бы оставлен Богом». Семени eго просяща хлебы, то есть и дети праведного человека тоже никогда не имели нужды в чем-то, но всегда имели все необходимое в своей жизни. Потому что праведник живет по другим законам, и дальше псалмопевец говорит об этом.

Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет. Тот человек, который праведно живет, творит добрые дела, всегда обращает внимание на нищего и убогого, он всегда получает благословение от Господа, и дети его также благословляются.

– Если я правильно поняла Вашу мысль, мы иногда удивляемся: человек вроде так себе, ничего особенного, а все у него в жизни получается. Можно предположить, что его родители были праведные люди? Он сам вроде из себя ничего не представляет, а у него все хорошо складывается в жизни. А мы удивляемся: «Надо же!»

– Потому что это некое духовное наследие, которое передается детям. Если мы заботимся о земном наследстве, оно очень быстро уходит, а когда заботимся о духовном, это остается как благословение от Господа.

Псалом очень удивительный: здесь всегда восхваляется праведный и, конечно, порицается тот, кто нарушает закон Божий. В конце псалмопевец говорит очень хорошие слова: Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него. Утешительные слова для того человека, который живет праведно и стремится в своей жизни исполнять заповеди Божии. Господь такого человека подкрепит. А тот, кто живет неправедно, хотя и получает богатство в этой жизни и вроде бы имеет полный достаток, пусть боится наказания в этой жизни и Страшного суда в будущей.

– Благодарю сердечно, отец Алексий, за то, что Вы не оставляете без внимания телеканал «Союз», нашу программу и уже несколько лет безвозмездно трудитесь во славу Божию, во славу Церкви и в помощь нашим телезрителям. От Вашего имени и по Вашему благословению я хотела бы еще раз пригласить наших телезрителей в храм Евфросинии Московской вместе с детишками. В храме есть что посмотреть: памятник Дмитрию и Евдокии с детьми, закладной камень сквера в честь преподобной Евфросинии Московской, замечательные фрески.

И конечно, службы в храме старомосковские: неторопливые и очень красивые. И если в Московском Кремле мощи Евфросинии Московской есть, но подойти к ним практически невозможно (они практически всегда закрыты, надо проявлять какую-то решительность или приходить на большие патриаршие службы), то храм Евфросинии Московской, где есть часть ее мощей и часть ее монашеского пояса, открыт всегда. Так что к преподобной можно всегда прийти, поклониться, попросить ее о чем-то и приложиться к мощам.

 

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать