Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 35

9 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. 

– Сегодня мы продолжаем разговор о Псалтири. Я надеюсь, что наши телезрители приготовили свои книги и вместе с нами читают Псалтирь. Ждем, батюшка, Ваших интересных размышлений.

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы будем говорить о 35-м псалме. Он очень глубокий, очень интересный и приближен к нашей жизни, потому что вместе с псалмопевцем Давидом мы также испытываем многие трудности, беды, искушения от тех коварных людей, которые хотят нам зла.

Этот псалом имеет преднаписание: «В конец, отроку Господню Давиду». Очень нежно Псалтирь называет Давида отроком Господним. Отроком можно назвать только того человека, который, как отрок, имеет чистое и светлое отношение к своему благодетелю и всегда готов творить доброе, сохраняя верность Богу. И Давид всегда творил добрые дела по отношению к близким, потому что имел страх Божий в своей душе, в сердце, всегда стремился исполнять заповеди Божии. Конечно, он делал это потому, что его любовь была направлена к Богу, а через это и к ближним, которые окружали его. И даже когда ему кто-то делал зло, Давид никогда не мстил человеку, только жаловался Богу: «Я-то не мщу, Господи, а мне злое творят, злое хотят мне сделать». Поэтому здесь Давид называется отроком.

В то же время преднаписание «в конец». Толкователи говорят о том, что этот псалом говорит о конце всех тех, кто применял хитрость и коварство против царя Давида. Псалмопевец обличил их и умолил Господа, чтобы Он совершил Свой суд и правду над ними. Поэтому уже был виден конец их коварства и конец их жизни, потому что, как правило, Господь лишает жизни тех людей, которые творят неправду в нашей земной жизни.

Итак, псалом начинается такими словами:

«Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очимаeго». Каждый человек имеет совесть, которая говорит ему, чт о он делает неправильно, потому что совесть – голос Божий в человеке. И ты будешь отвечать пред Богом за свою неправду, которую ты делаешь. Но Саул подумал:«Если я буду делать неправду и выдавать ее за правду, тогда я не буду отвечать перед Богом, и никто не знает, что я мыслю именно неправедно против праведного человека. Поэтому никто меня не обличит, в том числе и Господь, Который не узнает моей неправды, потому что эта неправда внутри меня самого». Вот так он обманул себя.

«Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети». Он ульстил себя, то есть он себе льстил, себя убедил, а потом не стал разбирать это беззаконие, чтобы возненавидеть его, чтобы победить его внутри себя, побороться с ним, а просто убедил себя и сказал, что это беззаконие – правда. Поэтому он утвердился в неправде и восстал против Давида.

«Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова». Поэтому уже и уста его стали говорить беззаконие, и он не захотел говорить правду о Давиде, но говорил ложь. Причем мысли его были настолько постоянными, что он никогда не изменял их. Более того, он даже на ложе своем мыслил об этом. То есть настолько он себя возбудил и убедил в этом, что даже не мог спать,и во время сна, в тишине, когда успокаиваются все человеческие чувства, сам организм, он не мог успокоиться и всякую сочинял неправду и беззаконие на Давида и затем все это воплощал.

«Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак». Здесь псалмопевец Давид обращается к Богу, потому что правда Господня выше гор земных, она достигает до облак, и истина Божия достигает такой высоты.

«Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи». Здесь Давид говорит о том, что правда и милость Бога настолько безграничны, что человеки и скоты спасеши, Господи. Даже бессловесную тварь спасает Господь. Сейчас очень многие обращены к животным. «Правмир» даже выпустил календарь, где каждый месяц – фотография известного батюшки с котом. Это, конечно, немножко протестантское отношение к скотине и бессловесной твари, так мы можем дойти до венчания и причащения кошечек и собачек.

Когда мы внимательно прочитаем строчки псалма, то поймем, что Господь всем благодетельствует и дает Свою милость.Один из толкователей сказал, что скотами здесь называется языческий мир, но не потому, что они не имели уст или не имели разума, а потому, что они жили согласно инстинктам, как живет скотина, то есть не имея никакого закона Божиего внутри себя и не живя по Божиему закону. И вот даже этим людям, не имеющим веры, Господь все равно благодетельствует и дает Свою милость: посылает им дождь, освещает и согревает их солнцем, питает их от плодов земли, которые Он благословляет. И таким людям Господь дает Свою великую милость.

«Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятисяимут». Господь всякому человеку дает Свою милость, и сыны человеческие, которые ищут ее, всегда получают. Господь никого не оставляет без милости Своей.

«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я». Здесь Давид делится с нами: какую милость дает Господь, сколько дает милости… Он дает возможность веселиться сердцу человеческому, потому что вино веселит сердце человеческое. Тук – это масть (благовонная мазь, масло, елей), то есть Господь дает достичь определенного состояния, определенного положения в жизни. И напояет человека сладостью, то есть делает жизнь настолько приемлемой, что никто и умирать не хочет. Мы, хотя и испытываем многие трудности от жизни, все равно получаем сладость жизни, и нам не хочется умирать, не хочется уходить из этой жизни.

«Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет». Здесь очень глубокое повествование о том, что Господь имеет источник жизни. Мы очень часто в наших церковных песнопениях называем Господа словами из псалма Начальником жизни нашей, то есть положившим начало жизни. Об этом должен помнить каждый человек, который пользуется этой жизнью и при этом говорит: «Я не верю в Бога, я не признаю Бога»… Значит, ты не признаешь Того, Кто дал тебе начало жизни, Кто положил начало вообще всей жизни на земле, в том числе и каждого конкретного человека. Или говорят: «За что я должен благодарить Бога?» За дачу, за клячу, за большую квартиру, за поездки за границу... Конечно, в первую очередь мы должны благодарить Бога за нашу жизнь.

– Расскажу забавную вещь: на одном из федеральных каналов недавно сказали, что мы все, оказывается, марсиане и что жизнь случайна. Почему марсиане? Жизнь случайно залетела к нам с Марса: какая-то песчинка с кометой упала (или метеорит упал), отсюда и пошла жизнь человеческая. Кто-то хочет быть произведенным от обезьяны, кто-то –от камушка…

– Террористы, которые все взрывают в мире, наверное, хотят что-то создать, чтобы от их взрывов что-то получилось. Это самая глупая версия, потому что взрыв не может родить жизнь. Взрыв – это всегда разрушение, уничтожение самой жизни. Где бы взрыв ни произошел – на земле или в космосе, – это всегда уничтожение. От взрывов спутников в космосе ничего не создается, они тут же падают и подлежат утилизации, дальнейшему уничтожению.

Я хочу сказать о том, насколько начинаешь ценить жизнь…Мы несем послушание при больницах (17-й наркологической, 64-й городской). И когда посещаешь больных, которые находятся в тяжелейшем состоянии, у которых не действуют руки, ноги, только тогда к тебе приходит трезвость и ты начинаешь думать о том, что твоя жизнь действительно в руках Божиих. Насколько ценно, когда ты утром встал, твои руки и ноги работают. Тогда ты вспоминаешь Господа – Источника живота, Источника и Начальника нашей жизни, положившего начало жизни и поддерживающего ее в человеке. Мы понимаем: если Господь не даст нам Свое благословение, руки и ноги будут парализованы, и голова, и язык даже может не говорить – вот в каком бедственном состоянии мы можем находиться.

В то же время Господь заботится и о нашей вечной жизни, о продолжении нашей жизни не только на земле, но и в вечности. А для этого мы должны к чему-то стремиться в жизни. И об этом удивительно пишет псалмопевец.Он говорит: во свете Твоем узрим свет. Что значит во свете Самого Господа увидеть свет? Святые отцы говорят, что здесь говорится о Христе, через Христа мы увидели б о льший свет: мы увидели свет Отца и свет Святого Духа. Когда в беседе с учениками Филипп говорит: «Господи, покажи нам Отца Своего», Господь отвечает: «Кто видел Сына, тот видел и Отца». То есть Божественный свет Бога Отца открывается через Христа, Сына Божьего. И кто не верит в Иисуса Христа, тот никогда не увидит полноту Святой Троицы, никогда не увидит Божественного света. Вот почему важно верить в Господа Иисуса Христа, приступать к таинствам, особенно к таинству Святой Евхаристии, потому что только через Господа мы видим полноту Божественного Фаворского света и через это приобщаемся к нашему Богу во всей полноте.

Вот такой удивительный псалом. Мы еще не дошли до конца псалма, но какую глубину он открывает нам! Сначала Давид начал говорить о тех, которые живут неправедно, которые хотят неправды. Затем псалмопевец очень тонко переходит к славе Божией, к милости Божией, которую Господь являет.

Он видит все злые помыслы, Он знает, о чем помышляет беззаконный человек. Поэтому, когда человек творит неправду, эта неправда обличает его и приводит к поражению. Потому что истина Божия и милость Божия выше всякой тайны, всякой неправды, и она направлена на спасение человека.

Милостью Божией пользуются все: и те люди, которые находятся в вере, и те, которые находятся в неверии. Талмудисты, невзирая на то, что имели перед глазами Псалтирь Давида, говорили, что милость Божия распространяется только на избранный народ: по отношению к избранному народу нужно соблюдать все законы, все заповеди, но по отношению к человеку, находящемуся в язычестве,не надо соблюдать никакие законы. А псалмопевец Давид, назидая людей и ветхозаветной религии, и тех, которые сегодня живут в иудаизме, много-много лет назад сказал: «Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи».Человеки и скоты … Естественно, о скотах мы не говорим, потому что они не вечны, их душа в их крови, она имеет не вечное начало, а материальное. Прав толкователь, который говорит о человеках, которые сейчас не имеют крещения, а тогда не имели отношения к избранному народу. Но Господь спасает всех. Вот какова любовь Божия!

Почему Господь спасает всех? Потому что Он милостив, Он дал начало жизни всему живому, и скотам в том числе. Поэтому Бог хочет, чтобы человек жил не только этой земной жизнью, но и имел продолжение в вечности. Но тогда, как говорит апостол Павел, будет новая земля, новое небо и новые люди. Какие новые люди? Не будет создан новый человек, а будет обновленный человек, обновленный самой Божественной природой, своей верой. Только он будет пребывать на этой земле вместе с Господом.

«Во свете Твоем узрим свет». Эти словавошли в церковные песнопения, которые поются в наших храмахза литургией,за вечерним богослужением. Кто изучает Псалтирь, вчитывается в нее, тот начинает понимать и богослужение. Многие говорят: «Переведите на русский язык, мы ничего не понимаем в службе». Можно не переводить, а просто почитать Псалтирь, тогда вы все поймете сами. Когда начинаешь вчитываться в Псалтирь, богослужение открывается очень ярко.

– Те, кто говорят о переводе на русский язык, просто не хотят себя утрудить изучением церковнославянского – основы нашего языка. Хотя изучают по восемь иностранных языков и среди них такие сложные, как китайский, японский, арабский, – чего только не изучают! А родной церковнославянский – боятся себя утрудить…

– Это очень сложно, потому что связано с духовным становлением человека, поэтому здесь враг рода человеческого всегда помешает, а там – подтолкнет.

– Прекрасен наш церковнославянский язык.

– Не только прекрасен, он спасителен. Потому что открывает глубину духовной жизни человека и наполняет ее богослужебным смыслом.

«Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем». Здесь псалмопевец Давид просит о Божественной милости уже не ко всем живущим, а именно к тем, которые «знают Тебя, почитают Тебя», которые живут в законе Божием. Потому что знающий и любящий Бога исполняет Его заповеди и творит правду всем сердцем, то есть его не нужно принуждать, как-то назидать, наставлять, заставлять, он все равно будет исполнять закон, потому что он знает Бога. У того, кто знает Бога, закон Божий всегда живет в сердце, он ничем не заглушен, он всегда будет поступать по тем заповедям, которые Господь оставил человеку.

«Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене». Мы привыкли просить у Бога: «Дай мне, Господи, только блага, только хорошего, только правду, избавь меня от беззаконных, от тех, кто наказывает, избавь меня, Господи, от нищеты земной…»

– Естественные желания…

– А здесь Давид, наоборот, учит нас, что мы должны молиться, чтобы Господь избавил нас от греха, от неправды, в которые мы можем впасть. Мы не только можем быть материально бедны, несчастны, мы можем идти в одну ногу с грешниками, с неправедными. Тогда мы отойдем от истины, и наша земная жизнь изменится, и вечность от нас отвернется, будет для нас недостижима. Поэтому Давид говорит: Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене.

Что такое нога гордыни? Вспомним пророка Илию из Священного Писания, который обличал и говорил: «Что вы хромаете на обе ноги?» А можно хромать на одну ногу. Если ты будешь иметь ногу гордыни, хотя другая нога, может быть, и будет желать ступать на правый путь, но нога гордыни не будет давать, и ты будешь всю жизнь хромым. Если ты даже наполовину впускаешь в себя гордыню… А гордыня – это не один порок, это матерь пороков, это воплощение всего зла, которое человек может творить. От гордыни все грехи: немирность, злоба, зависть, презрение, любодейство. Все грехи питаются гордыней, которую человек взрастил в себе. Поэтому, если мы не хотим погибнуть, мы должны бегать ноги гордыни – этой хромоты, духовного уродства, которое приходит вместе с гордыней.

Почему рука грешнича? Если человек творит какое-то дело, то, естественно, совершает его руками. Здесь говорится о греховных делах, которые человек может сделать. Поэтому псалмопевец Давид просит Господа, чтобы Он не дал ему ногу гордыни и руку неправды.

«Тамо падошавси делающии беззаконие…» Тамо – там, в том месте, в таком состоянии – падошавси делающии беззаконие. То есть люди, которые пребывают в таком состоянии, будут творить беззаконие и впадут в неправду, которая погубит их.

И заключает Давид этот псалом очень глубокими словами: «…изриновени быша, и не возмогут стати». С печалью и болью он говорит, что такие люди изриновени, то есть будут отвергнуты, и не возмогут встать. Когда мы не сможем до конца оправдаться? На Страшном Суде Христовом. Поэтому мы должны молиться не только о своем земном благополучии, о благополучии своих родных, но должны молиться и о том, чтобы Господь не попустил нам быть вместе с грешниками, быть в таком состоянии, от которого мы затем не сможем оправдаться. Потому что земная жизнь пройдет очень быстро, но у верующего человека есть вера в глубочайшее будущее загробной жизни. И если не идти путем этого будущего, зачем жить на земле? А если мы верим в будущее, значит, мы должны просить Бога о том, чтобы Господь спас нас от гордыни и от руки, делающей беззаконие, чтобы в нашей жизни не пребывала никакая правда, чтобы мы имели оправдание в вечной будущей жизни.

– Вы сейчас задали телезрителям вопрос: для чего мы живем? Даже в советское время, если мы вспомним, люди всегда задавали себе этот вопрос. Даже песня была: «Если ты, человек, так бесследно уйдешь, – для чего ты живешь?..»Хотя и Бога отняли у русских, все равно душа человеческая – христианка, и люди задавались этим вопросом: для чего мы живем?

– В то время это переводили хотя бы в какую-то идею. Я бы сказал, чтобы народ не остался без вечности, идеей прикрывали вечный смысл жизни человека. Но удивительно то, что сейчас совершенно по-другому устраивается жизнь: только материально прекрасно и«развлечено». У нас развлекаются все: ходят в наушниках, никто не отказывает себе в том, чтобы выпить, покушать, повеселиться и сотворить те дела, которые приносят какое-то утешение. Это не обязательно какие-то низменные грехи. Например, сейчас все играют: и стар и млад. Я не могу себе представить, чтобы я взял планшет и начал играть в какую-либо игру…

– Жалко на это время…

– Я вспоминаю монахиню Нонну, которая сейчас немножко болезнует. Однажды она попросила меня разобрать ее библиотеку и лишние книги, журналы, которые она уже прочитала, отвезти в наркологическую больницу. И вот я столкнулся с тем, что она, находясь уже порядка двадцати пяти лет на пенсии, все эти книги и журналы (в том числе советские) прочитала: они все изрисованы пометками, с подчеркиваниями, с закладками. Когда я к ней приходил, она всегда говорила: «Как я люблю читать! Я очень этим утешаюсь. Мои любимые книги, их у меня много, но они такие любимые…» Я думал, что она так говорит, может быть,ради «красного слова», а увидел – действительно, масса прочитанных и духовных книг. У нее хранятся фотографии батюшек, епископов, патриархов: она любовалась образами духовенства. Конечно, этот человек идет в вечность, и вечность его примет с радостью.

– Благодарю Вас сердечно за очень содержательную, серьезную, поучительную беседу. И благодарю Вас за то, что на протяжении уже многих лет Вы вместе с телеканалом «Союз» и с нашими телезрителями. Мы очень благодарны Вам за это, спасибо!

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка:Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:30
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать