Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 34

2 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. 

– Как всегда, наши телезрители с нетерпением ждут продолжения разговора о Псалтири – самой поэтичной, мелодичной и, наверное, самой загадочной книге Священного Писания.

– Действительно, это так. Книга удивительная, замечательная и таинственная! Каждый псалом отражает не только разные настроения псалмопевца, но и те переживания, которые испытывает любой человек, и даже, может, некие дерзновенные порывы, которые мы имеем в течение жизни, когда встречаемся с теми или иными трудностями и искушениями, посылаемыми нам для закаливания нашей души.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами после благостных предыдущих псалмов переходим к 34-му псалму, который наполнен особым смыслом. Этот псалом отражает не только трудное состояние псалмопевца Давида, в котором он оказался, когда находился в противостоянии с Саулом и царь Саул преследовал его, хотел его души и жизни, не только разные трудности бытового характера и внешние трудности по сохранению своей жизни, которые царь Давид испытывал, но и, что самое главное, его внутреннюю духовную боль.

Когда мы находимся в таком состоянии, каждый человек возлагает свою печаль на Господа, чтобы Господь ему помог. И в то же время каждый человек ищет правды Божией, говоря Богу о своей невиновности. Царь Давид не искал оправдания, но всячески искал помощи и защиты от Господа. И, конечно, как каждый человек в порыве тоски, он просит Господа о том, чтобы Бог наказал всех тех, кто неправедно гонит его, кто желает ему зла, кто наушничает царю Саулу, говорит о нем злое, настраивая царя на то, чтобы Саул преследовал псалмопевца. Давид не решает эти вопросы своей силой, своими возможностями, своими способностями или хитростью. Вся молитва, все обращения псалмопевца – ко Господу.

Псалом так и начинается: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В таком незлобии псалмопевец Давид все возлагает на Господа и просит Его, чтобы Господь Сам дал оценку лукавым поступкам тех, кто настроен против него и кто желает ему зла.

«Приими оружие и щит, и востани в помощь мою». Конечно, здесь применяется образный язык, потому что Господу не нужно никакое оружие и никакой щит. Господь Своим словом побеждает человека, обличая и вразумляя его. Но, как и везде, псалмопевец Давид использует образный язык. Псалтирь вообще многообразна и метафорична, и в то же время она имеет и буквальный, и таинственный, и криптологический смысл – здесь все очень сильно переплетено.

«Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». Здесь царь Давид просит, чтобы Господь излил меч Свой. Конечно, Господу это не нужно, но так как слово Божие льется как река, то многие толкователи говорят, что «изсуни мечь» означает «излей меч». И дальше псалмопевец просит Господа, чтобы Он не дал возможности им свободно делать то зло, которое они творят против Давида. Так как псалмопевец всегда подчеркивал, что он уповает на Господа, то и далее он говорит: «Скажи, Господи, душе моей, Ты спасешь меня, Ты избавишь меня от врагов, которые желают мне зла». В данном случае опять говорится о Сауле и всех тех, кто окружал его, о тех, кто имел и богатство, и войско, и всячески хотел смерти Давида, неправедно обличая его. При этом люди даже получали какое-то удовольствие, как будто были заняты благородным делом спасения царя и своего государства.

«Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Давид просит Господа посрамить всех тех, кто ищет душу его. Снова Давид возлагает свое упование на Бога и молит, чтобы все те, кто хочет лишить его жизни, посрамились, возвратились вспять, чтобы те мысли, которые они воспитывают в себе против него, были им в обличение. Мы еще раз говорим о том, что они всячески внушали Саулу, что Давид опасен, что ему надо отомстить и его надо уничтожить.

«Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Здесь псалмопевец просит, чтобы все их мысли против него были нестойкими, чтобы Господь разметал их Своей силой, как прах перед лицом ветра. Как прах не может устоять на поверхности земли, и любое дуновение ветра его развевает, и от него ничего не остается, так и царь Давид просит о том, чтобы мысли этих людей так же развеялись и чтобы Ангел Господень уничтожил их.

Как в Священном Писании говорится о том, что Ангел Господень поражал египетских первенцев, так и здесь Давид просит, чтобы Господь дал отмщение за их неправду, которую они творят против него, и послал Ангела Своего, который поразит их. Потому что у Давида не было такой возможности, все отвернулись от него, и только небольшое число близких людей поддерживали его и помогали ему.

На самом деле это не просто метафора, которую использует псалмопевец Давид. Мы должны помнить о том, что Ангел Господень и ангельский мир по благословению Божию всегда вступаются за человека. Мы не раз встречаем в летописях повествования о том, как войско Небесное вступилось за святого благоверного князя Димитрия Донского или святого благоверного князя Александра Невского. Ангел Господень всегда помогает праведным по Божиему благословению и вступает в битву, поражая всех врагов, которые хотят не просто богатства и жизни людей, но и побороть веру православную.

«Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их…» Здесь царь Давид просит, чтобы их жизненный путь или путь их дела был темным. Потому что, естественно, что если человек идет во тьме, то он ничего не видит и может себя сильно поранить. Псалмопевец молит, чтобы путь их был скользким, чтобы они не имели уверенности в своих ногах, но в то же время, чтобы Ангел Господень преследовал их и наказывал за то, что они неправедно поступают по отношению к Давиду, который не хочет им зла, но который все свое упование полагает на Господа. Как выше он сказал: Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Он не искал какого-то спасения от оружия, от воинов, близких, друзей, он всегда искал оправдание и защиту только от Господа.

Для чего все это дается нам? Мы тоже должны помнить о том, что мы не просто рассуждаем, какой хороший Бог и как правильно размышлял псалмопевец Давид. Ведь каждый из нас тоже попадает в такие странные ситуации, когда нас преследуют или не понимают, когда мы хотим избавиться от трудностей, в которых оказались. Мы всегда должны возлагать упование на Бога, потому что, как дальше мы увидим, псалмопевец Давид получил избавление от Господа. Мы не раз говорили и еще будем говорить, что вся Псалтирь и дана для того, чтобы родить в нас глубочайшую веру, которая поможет нам уповать на Господа и тем самым побеждать те испытания, которые будут встречаться на нашем жизненном пути.

«…яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей». Царь Давид говорит о том, что его без вины поносят и он никогда не хотел никому зла. Мы еще дальше будем говорить и в этом, и в другом псалме, что псалмопевец Давид не был зол. Он мог бы причинить зло, но никогда этого не делал, поэтому напрасно его враги расставляют против него сети.

«Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объмет и, и в сеть да впадет в ню». Здесь говорится о том, что злоумышленники расставляют против Давида свои сети, ведут против него военные действия, чтобы погубить его, говорят плохо про него, но сами впадут в эти сети, потому что напрасно расставляют их против него.

«Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его». Псалмопевец Давид – пророк, и он не говорит, что тогда его душа возрадуется, а он говорит, что так действительно будет и что Господь поможет ему, потому что Господь – помощник и защитник. И душа его будет радоваться, что Господь не отвернулся от него и что действительно Он никогда и не отвернется от него, но всегда поможет ему.

«Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его». Кого он здесь называет «крепльшими»? Так он называет тех военачальников, которые были рядом с Саулом, имели богатство и собственных воинов и которые хотели ему зла. Здесь говорится не о том, что у него ломит кости, потому что Давид молод и здоров, он физически крепкий и сильный, поэтому у него кости не могут ломить. Кости ломит от старости, когда плохая погода бывает. А здесь он говорит о том, что душа его внутренне сотрясается. У него болит сердце, у него все болит внутри, потому что он переживает о том положении, в котором оказался. При этом он себя называет нищим и убогим, потому что все отвернулись от него, а крепкие хотят погубить его. И, несмотря на то что он нищий и ничего не имеет, его хотят до конца расхитить, то есть отнять даже то, что он имеет. А что осталось у Давида? Только одна жизнь, больше у него ничего нет. И даже это у него хотят забрать.

«Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей». Здесь Давид говорит о том, что свидетельствующие против него говорят неправду, ложь. Они настраивают Саула против него, хотя не ничего видели и ничего не знают. Но его предупредили о том, что враги лжесвидетельствуют на него. Он ведь был не просто какой-то человек, помазанный на царство вопреки желаниям Саула, а был его зятем, тем человеком, который избавил его от Голиафа и изгнал из него злого духа, то есть это тот человек, который очень близок царю.

Супруга Давида предупредила мужа о том, что против него плетут такие козни, поэтому он бежит из дома, чтобы спастись, и это был для него правильный шаг. Он говорит о врагах как о лукавых людях, которые ложными свидетельствами ставят сети для того, чтобы сделать его бездомным, чтобы не было начала от Давида, чтобы у него не было продолжения рода и он бесславно окончил свою жизнь. Для ветхого человека было очень важным продолжение рода, чтобы кто-то из его рода увидел Мессию. А у Давида в этом особая роль, потому что он – воплощение того Мессии, Который явится именно из его рода. Поэтому на Давида возлагается особая роль, и враги его хотят, чтобы он был бесчаден и бесславен, как без добрых дел, так и без продолжения рода человеческого.

«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». Как спасается Давид? Ему тяжело, трудно, у него все внутри горит, он переживает – и тогда облачается во вретище. В те времена это означало быть нищим, не имеющим ничего, понимать, что он – никто, и приступить к посту. Обычно во время поста одевались во вретище и посыпали свою голову пеплом. И он говорит, что смирил свою душу постом и «молитва моя в недро мое возвратится», то есть у него была молитва не такая, как у нас сейчас. Мы молимся скоропоспешно, перекрестились, побежали, по дороге почитали. Наша молитва такая суетная и недостойная, что она пролетает как музыка, которая рвется и, услаждая нас, ничего не оставляет после себя.

А тут не просто молитва, а та молитва, которая возвратилась и дала результат. А как молитва возвращается? Она же не шарик и не мячик, от стены не отлетает, чтобы вернуться просто так. Молитва возвращается в наши недра с какими-то определенными плодами, с результатами. И результат молитвы царя Давида в том, что он получает от Господа то, что просил,

«Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся». Кому он угождал как ближнему и как брату своему? Конечно, так он угождал Саулу, для которого он был ближним, угождал ему, как родителям своим, и делал для него все благое, как для брата своего. А мы к брату своему обращаемся по-доброму, со всяким угождением. И он так же относился к Саулу, а теперь плачет, и сетует, и смиряется, потому что не получил от него ответной любви. Вместо этого Саул лицемерил, льстил и желал смерти Давиду.

«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими». Здесь Давид говорит о том, что он смирялся перед теми, кто находился вокруг Саула, и выказывал свое как бы недостоинство, хотя делал для Саула очень много. Почему он показывал свое недостоинство? Потому что когда достойный человек показывает свое смирение, тогда к нему возникает меньше зависти, а когда достойный человек, делающий очень много, показывает свою гордость, то зависть к нему возрастает. Давид всегда все делал со смирением, но все равно окружающие Саула завидовали ему, хотели ему зла и, как львы, скрежетали на псалмопевца, чтобы причинить ему боль и страдание.

«Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою». Здесь Давид просит Господа, чтобы Он увидел, что происходит в его жизни, и избавил его от злодеев, которые, как львы, ищут его единственную жизнь и хотят его уничтожить.

«Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя». Здесь говорится о том, что Давид исповедует и прославит Господа в великой Церкви и перед людьми, которые – как толкуют святые отцы выражение «людех тяжцех» – были в то время язычниками, но впоследствии примут святое крещение и также увидят ту милость, о которой мы сейчас говорим.

Мы не должны забывать, что псалмопевец Давид – пророк. Он говорит не только для настоящего и чуть впереди идущего времени, но и для грядущих времен, и не только для ветхозаветной Церкви, но и для новозаветной. И здесь Давид убежден, что Господь всегда помогает, а человек, который не теряет упования и надежды на Господа, будет прославлять Его милость, потому что она обязательно будет явлена ему.

– Поэтому пророк Давид – это христианский святой. Хотя иногда спрашивают, как мы можем прославлять пророка Давида в новой христианской Церкви, если он жил во времена Ветхого Завета.

– С нами поспорят и иудеи, и мусульмане, которые его также почитают, но я думаю, что тот, кто служит Богу, будет для всех иметь вечное начало, потому что его слова не могут быть далеки от человека, ищущего Бога. Да и для любого человека, потому что тут такие глубокие переживания, которые каждый человек рано или поздно испытывает в своей жизни.

«Да не возрадуются о мне враждующий ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима». Здесь Давид обличает тех льстецов, которые напрасно враждуют против него, потому что псалмопевец обращается всегда за помощью к Богу, а Господь никогда не посрамит уповающих на Него.

«Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши». Здесь очень хорошо обличаются военачальники и сильные мира, окружающие Саула, которые радовались тому, что они преследуют Давида, используют различные хитрости, в разные стороны посылают своих людей, чтобы найти его, и каждый раз, когда они причиняли Давиду какое-то горе, они говорили себе, как им от этого хорошо и как хорошо, что они это сделали.

«Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в стыд и срам велеречующии на мя». Псалмопевец говорит, что ему очень тяжело и сложно, и просит Бога, чтобы Господь не отступил от него, чтобы его враги не увидели его срамоту и чтобы они не говорили, что испытывают благое и радостное в своей жизни, когда видят его трудности. И в то же время Давид просит Господа, чтобы эти «велеречущие», которые ходят горделиво, впали в стыд и срам за то, что неправедно поносят его и радуются злу, которое желают ему причинить.

«Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей». Здесь Давид говорит о том, что он весь день учится правде Божией, потому что Господь защитит всех тех, кто желал псалмопевцу блага и избавления от несчастий, и даст им радость и веселие, а Давид получит избавление, и тогда язык его будет весь день прославлять Господа.

Мы никогда не должны забывать, что в этом псалме Давид и молится, и печалится, и просит наказания у Господа, и даже проклинает, как говорят некоторые толкователи, всех тех, кто желает ему зла. Но, несмотря на то что текст написан жизненно, святые отцы призывают нас ни в коем случае не желать зла своим близким, так как это все-таки ветхозаветное правило, а молиться о них так, как молился Давид.

– Это удивительный псалом, напоминающий многие жизненные ситуации, в которые попадает человек на протяжении всей своей жизни. Спасибо большое, отец Алексей!

 

Автор и ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать