Таинства Церкви. О здоровье и медицине

26 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– С архимандритом Мелхиседеком, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, мы продолжаем отвечать на вопросы телезрителей.

В прошлой программе мы говорили о поведении в храме. Тема, кажется, простая, но, с другой стороны, мы с вами затронули вещи глубинные, духовные. Наверное, вопросы телезрителей, которые они задают и которые порой их даже мучают, – это очень важная составляющая программы; кажется, они не касаются таинств Церкви, а на самом деле впрямую связаны с ними.

Второй вопрос телезрителей касается здоровья. Сейчас идут такие тяжелые дни, когда многие болеют и начинают делать прививки. В последнее время я наблюдаю за многими своими друзьями, людьми воцерковленными, которые ведут духовную жизнь, читают духовные книги, ходят в храм, причащаются, исповедуются, но по мере воцерковления начали отходить от официальной медицины, считая, что официальная медицина – это скорее всего зло, скорее плохо, чем хорошо, и предпочитают лечиться народными средствами, гомеопатией или сочетают и то и другое. Давайте порассуждаем о том, как нам относиться к медицине, врачам, которые, как известно, даны нам Спасителем, и кто-то из наших старцев даже сравнивал служение врачей со служением Спасителя, потому что Спаситель исцелял людей, и врачи призваны к тому, чтобы лечить наше тело. Отец Мелхиседек, что нам делать, когда мы заболели: сразу пить травки или все-таки сначала пойти к врачу?

– Честно говоря, для меня этот вопрос очень неожиданный и кажется неактуальным, потому что, казалось бы, мы все знаем терапевтов, хирургов, отоларингологов, дерматологов, педиатров; мы не в каких-то джунглях живем. С одной стороны, может быть, не всегда есть такие успехи, которых нам хотелось бы, и мы начинаем искать альтернативу. Но, с другой стороны, надо же начинать с классики. Апостол Павел говорил: «Всё испытывайте, хорошего держитесь». Но отрицание современной медицины я слышу от Вас впервые.

– Сплошь и рядом.

– Что-то слышал, но в повседневном общении я таких примеров не вижу, даже среди священнослужителей. В свое время я имел счастье быть монахом в Троице-Сергиевой лавре и помню наших всероссийских духовников – архимандрита Кирилла (Павлова), который милостью Божией жив, и архимандрита Наума: и тот, и другой делали операции, когда в этом была нужда, тот и другой проходили лечение. Когда у них спрашивали относительно операции или лечения, никто из них не говорил о травниках, а речь шла о классической медицине или о каком-то сочетании, если вдруг она не давала желаемых результатов; но сначала – классическая медицина. А еще был такой совет относительно операций: выслушать мнение трех врачей, и если оно совпадает, тогда делать операцию. Даже сам батюшка духовник не брал это на себя, а советовал поступать так, как советуют три врача.

Или другой случай. Сейчас очень распространена такая болезнь, как рак, о которой еще один из старцев говорил: «Средство от рака под нашими ногами, оно очень простое. Но Бог его всем не открывает, только некоторым, потому что рак очень многих людей отправил в Царство Небесное». Вот живет человек, и Бог ему не нужен… Однажды, когда мы строили храм, мои помощники пришли к одному банкиру, говорили с ним о храме, жизни, о помощи. Помощница у него спрашивает: «А Вы в храм ходите?» Он говорит: «Нет, у меня всё есть». Вот такой подход: нам нужно что-то потерять, чтобы начать ходить в храм. Такое отношение. К сожалению, люди задумываются о вечности, душе, будущей перспективе, только выходя на финишную прямую, потому что рак – это финишная прямая, только растянутая во времени. И очень многие люди начинают именно с этого момента вести настоящую духовную христианскую жизнь, готовиться к рождению. Когда мне в слезах говорят: «Батюшка, помолитесь, у меня папа (мама, брат, близкий) умер», я поправляю: «Не умерли, а родились для вечности». И сразу у людей происходит перемена во взгляде, в мыслях. Мы же верующие люди, чаем «воскресение мертвых и жизни будущаго века».

Относительно рака есть две практики. Первая – начать во что бы то ни стало хвататься за жизнь и делать все возможное; другая (а я видел обе практики), поскольку это уже точный диагноз, то как идет, так пусть и идет. Я ни за одну, ни за другую практику, потому что не все к этому готовы. Например, с моим отцом была конкретная ситуация: я узнал от врача, что у него рак толстой кишки и рак предстательной железы, сразу два заболевания. Я спросил у врача: «Какая перспектива?» Врач пояснил, что если сделать операцию, года два проживет. «А если не делать операцию?» – «Года два проживет». Когда я сказал об этом своему отцу, у него пошла слеза, потому что на тот момент (за два года до смерти) у него еще не было такой воцерковленности. И он сказал: «После операции я буду весь в трубках?.. Как Бог даст, пусть так и будет». И Вы не поверите: он прожил два года, потихонечку угасал, последние полгода перед смертью причащался: сначала раз в месяц, потом раз в неделю, а перед смертью – почти каждый день. И он ни разу не употреблял наркотики, которые ему прописывали по его состоянию. Ему Господь давал силы, терпение, мужество, и он благороднейшим образом (будучи почти неверующим человеком до этого) подготовился к переходу в вечность. Это было удивительно. Я знаю и других прихожанок, которые, узнав о диагнозе, сказали: «Что будет, то будет», из храма уже не выходили и потихонечку угасли. Другие люди выбирают другой путь: операция, химеотерапия, облучение – весь тот круг, который сейчас у нас есть.

Поэтому если человек готов, можно отдаться на волю Божию, когда диагноз уже точный, «финишный». А когда это бронхит, грыжа, гипертония, когда это вещи поправимые (не говорю про аппендицит, когда вообще речи не идет – делать или не делать операцию), пока это не смертельный диагноз, надо со своей стороны делать все, что возможно, доверяясь врачам, которые среди нас. И я категорически против всякого шарлатанства.

– Да, кто сейчас лечит травами, неизвестно.

– Травки, иглоукалывание, костоправы: из десяти только один с образованием. Начинают лечить, даже не удосужившись сделать снимок, УЗИ…

– Или элементарный анализ крови.

– Медицина начинается с анализов, со сбора информации. Если человек начинает лечить, когда ему достаточно только на вас посмотреть, значит это шарлатанство. Все знает только невежда. Классика есть классика: анализы, УЗИ, рентгеновский снимок, если в этом есть необходимость, то есть сбор анализов – и только тогда постановка диагнозов. Оптинские старцы говорили: «Крайности – бесовские». Презрение к медицине, когда мы сами собираемся лечиться, – это крайность, а другая крайность, когда на каждый чих таблетка сюда, таблетка туда, горстями… «Ой, какое давление, какой пульс» – такая чрезмерная зацикленность на своем здоровье уже фобии.

– Причем при легкой простуде, недомогании действительно полезны травы, которые не наносят вреда, например ромашка, мята. А такая трава, как зверобой, очень серьезно действует на организм. Я знаю серьезных травников с медицинским образованием, которые говорят, что пить чай со зверобоем равносильно тому, что пить анальгин и прихлебывать чаем. Есть очень серьезные травы, которые могут нанести вред организму.

– Трава от слова «отрава». В маленьких дозах все может быть полезно. Но гарантированно должен быть специалист, поэтому мы идем в поликлинику. Не знаю, как сейчас, во всяком случае, раньше дипломы были некупленные.

– Будем надеяться, что еще есть врачи, которые учились.

– Поэтому нужно спрашивать у знакомых, друзей, кто у какого врача лечился, и уже по отзывам принимать решения. Но я не за крайности, чтобы лечиться только травами. Алоэ от насморка, как мама в детстве капала, – это пожалуйста. А если гипертония, сердце, аритмия, здесь надо чуть-чуть к себе серьезнее отнестись.

– И надо консультироваться с врачом по травам: что полезно, а что – нет. Когда мы покупаем травы, травяные сборы, читаем в аннотации, при каких заболеваниях они противопоказаны и что нужно консультироваться с врачом, потому что одни травы повышают гормоны щитовидной железы, а другие – уменьшают. А кто знает, что у вас со щитовидкой…

– Сейчас произошла оптимизация, реформа: сократили больницы, врачей, поликлиники. Я слышу это от прихожан храма, которые связаны с медициной. Реформы, конечно, страшные. И есть такая шутка: за недостатком лечебных средств уже занимаются психотерапией. А какая психотерапия? В одной больнице у главного врача с персоналом сейчас обсуждается вопрос, можно ли повесить такой баннер: «Тяжело в лечении – легко в раю». Поэтому слава Богу, что рай есть, и если даже врачи ошибутся и что-то не то отрежут, что-то не то пропишут, есть Кому потом поправить – Господь всех нас рассыпавшихся потом соберет. А если серьезно, то к своему здоровью, конечно, надо относиться по-серьезному и в руки всяких шарлатанов себя легкомысленно не вверять.

– Во всяком случае, уж если вы пошли к травнику, надо спросить у него диплом, есть ли у него хоть какое-то образование медицинское или «от ветра головы своея» он лечит.

Отец Мелхиседек, Вы только что сказали, что к своему здоровью надо относиться серьезно. Сейчас очень много фитнес-клубов, куда можно пойти заниматься для здоровья: дорожки, кардиозона, штанги, бассейн и прочее. В связи с этим очень многие из телезрителей спрашивают, насколько вообще полезно православному христианину заниматься спортом и как Церковь относится к спорту и физической культуре?

– Дело в том, что раньше здоровый образ жизни диктовался самими деревенскими условиями: нужно было косить, рубить, носить воду, окучивать, пропалывать, сажать, обрезать. Когда мы были в поездке в Грузии, экскурсовод нам сказал: «Перед лозой виноградарь в среднем в год должен поклониться 33 раза», то есть обрезать, окучить и т.п. И все это через поклон. Все было связано с физическим трудом. Я был на Афоне и однажды спросил у иеромонаха, чем он занимается зимой, когда нет паломников. Он ответил, показав на бензопилу, что обрабатывает деревья; откосы, дороги зарастают, и он приводит всё в порядок. То есть всегда в деревне был физический труд, не было нужды ни в фитнесе, ни в беговых дорожках, ни в поднимании штанги. То же самое на дачах. Человек без этого не может, мы все-таки рассчитаны на физические нагрузки.

Вопрос: как быть тем, кто не может воспользоваться фитнесом, потому что это дорого? Греческая практика подсказывает: на Афоне у монаха ежедневно от тридцати до ста земных поклонов. У мирян такой практики нет. Попробуйте делать ежедневно по 30 – 50 земных поклонов, и никакого фитнеса уже не надо. Это, с одной стороны, духовная молитва, а с другой – и физические упражнения.

Все мы понимаем, что здоровье – от Бога. Если есть возможность быть на свежем воздухе, особенно в субботу, воскресенье, нужно делать пешие прогулки хотя бы в течение часа. Японцы говорят, что для здоровья человеку в день нужно делать десять тысяч шагов, это приблизительно 5 километров. Молодые свою излишнюю энергию должны выпускать через футбол, хоккей, штангу, иначе они будут выпускать ее на других людей и на недобрые дела, потому что физические упражнения человека держат в тонусе для добрых дел. Поэтому Василий Великий говорил, что если бы Богу было угодно, Он нас создал бы еле дышащих и на одре лежащих… Неправильно поступают те, кто чрезмерным постом довел себя до такого состояния – «еле дышащий и на одре лежащий». Но Бог нас сотворил сильными с возможностью творения добрых дел, поэтому тот, кто питанием (он говорил про Великий пост) поддерживает свои силы в должной мере, поступает правильно, благоразумно и богоугодно. Вот какие силы у нас должны быть. То есть если мы занимаемся спортом, физкультурой, фитнесом и так далее, то это не для здоровья ради здоровья, а для здоровья ради служения. Если ты больную бабушку переворачиваешь на кровати, у тебя должны быть накачанные мышцы спины, пресса и ног. Если ты много ходишь (имеешь небольшое служение ходить за лекарствами для родных, близких или незнакомых людей), смотри за своими ногами. Вот для чего нужно здоровье. Все мы знаем поговорку «В здоровом теле – здоровый дух», в этом есть своя правда, истина. Но когда это уже является чрезмерным (а оптинские старцы говорят, что крайности – бесовские), то братья Оптиной пустыни о таких людях, для которых рельеф мускулатуры является самоцелью, сказали: «В здоровом теле здоровый бес». И в этом, думаю, есть своя доля правды.

Поэтому здоровьем заниматься надо, физические упражнения делать надо. В наших малогабаритных квартирах с кухнями в 6 кв. метров стояние у мартеновской печи для женщины, день и ночь кормящей мужа, детей, всю родню,– это тоже своя физкультура, своя нагрузка. Но я думаю, что в субботние и воскресные дни нужно выбираться за город, устраивать разгрузки и для детей: летом – велосипеды, самокаты, зимой – лыжи, санки. Я вспоминаю, что в детстве у нашей хоккейной огороженной коробочки во дворе стояла очередь, мы играли по полчаса; коробочки были полны. А сейчас благоустроенные коробочки пустые, потому что люди все выходные сидят либо перед телевизором, либо перед компьютером. Я поражаюсь! В Битцевском парке нет ни лыжников, ни детей с санками…

– Дети не играют в снежки.

– Это огромная крайность, когда людей не вытащишь на улицу. Мы, православные, все-таки в субботние и воскресные дни должны быть с детьми на природе. Старец Макарий говорил: «Приучайте детей к музыке – она воспитывает благородство чувств. А зеленый цвет и река успокаивают нервную систему». Зеленый цвет – это вся наша природа. То есть физическое восприятие природы, окружающего мира – то, что послал Бог, – действует на душу. Так же как действует телевизор и компьютер, перед которыми люди сутками сидят. О каком здоровье тогда может идти речь?

– Да, атрофируются мышцы.

– Поэтому у кого есть дача – все на дачу. И нужно обязательно поделиться плодами урожая с теми, у кого нет дачи, поделиться с Церковью, батюшками, которые окормляют вас духовно. Мы сегодня говорили о врачах, одной женщине-врачу подарили цветы, она сказала: «Спасибо, доктор – не лошадь, цветы не ест». И после этого стала принимать подарки морепродуктами. И еще сказала: «Доктор сыт – и больному легче». Поэтому батюшкам надо помогать: они окормляют, а их надо кормить.

– Можно еще войти в церковную ограду и посадить цветочки, убрать дорожки – вот и физический труд.

– Я Вас уверяю: на субботник не дозовешься. У себя на даче – всё в идеальном порядке, а храм где-то на втором месте.

– Сейчас нужды нет – зима, а весной давайте всех позовем.

– Здоровье от Бога, поэтому надо благоразумно к нему относиться, поддерживать его в тонусе и потом этим здоровьем делиться с родными и близкими. Апостол Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи слабых и не себе угождать». Я всегда говорю: «Лучше в доме престарелых служить, чем в доме престарелых жить». Поэтому тот, кто не хочет работать на других, будет работать на таблетки. Давайте, имея здоровье, будем этим здоровьем делиться с родными и близкими и с нашими братьями и сестрами.

– Спасибо большое, отец Мелхиседек. Желаем Вам доброго здоровья!

Желаю и вам, дорогие телезрители, и вашим близким доброго здоровья, не болейте, особенно в такое зимнее время, берегите себя для служения Церкви и Богу.

 

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать