Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 10

5 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы. Отец Владимир, мы с Вами всякий раз, начиная нашу программу и объявляя разговор о Божественной литургии и, если так можно выразиться, о самой сакральной ее части, ходим всегда кругами, вокруг да около. Начнем сегодня разговор?

– Попробуем. Мы действительно ходим вокруг да около, потому что это такая глубокая тема, к которой в каком-то смысле даже страшно прикасаться своей бездуховностью, своим непониманием, своим хотя и пытливым разумом, но еще не могущим понять те духовные богатства, которые заложены в таинстве Евхаристии.

Я хотел бы кратко подвести некий итог предваряющим беседам о Евхаристии (у нас их было уже несколько, а я всё никак не приступлю к таинству). Во-первых, Евхаристия – это благодарение. Мы благодарим Бога за все те милости, которые Он оказал нам, за ту Кровную Жертву на Кресте (это мы приносим бескровную жертву) за род человеческий, за искупление первородного греха. Мы переживаем все эти события во время Божественной литургии и Евхаристии, и перед нашим духовным взором проходят и рождение Христа, и Его жизнь, и Его трехлетний подвиг служения с 30-летнего возраста, когда Он пришел в совершенный возраст и по иудейским законам уже мог становиться учителем. Он начинает учить людей, к которым Он пришел. «Пришел к своим, и свои Его не приняли», – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. И благодаря тому, что не приняли свои, не приняли евреи, мы с вами стали христианами. Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что если бы иудеи приняли, то это такой народ, который как ветхозаветную религию хранил в недрах своего государства, в недрах своего народа и не подпускал никого к своей религии, так он, наверное, относился бы и к христианскому благовестию, ко Христу и к этой истинной новозаветной религии и никого бы не подпускал из мира языческого. И мы, собственно, и оставались бы язычниками не только в том понимании, как народы, говорящие на разных языках, но оставались бы язычниками и по сути, потому что не знали бы истинного Бога, поклонялись бы идолам в образе человеческом или в образе животных, поклонялись бы своим страстям и золотому тельцу.

Мы переживаем всю историю проповеди Христа с самого начала, с 30-летнего возраста. Мы переживаем не только проповедь, но переживаем и окончание этой проповеди (ради окончания пришел Господь Иисус Христос), потому что никто из человеков, каким бы святым он ни был, не мог совершить этого подвига искупления человечества от первородного греха. Только Сын Божий, воплотившийся в человека, принявший на Себя всю полноту человеческого естества, то есть и душу, и тело человеческое, совершил этот подвиг искупления. Венец этого подвига – это распятие на Кресте вместе с разбойниками. И к разбойникам причтен.

И смотрите, как интересно замыкается этот цикл человеческой истории: снова дается возможность всем нам вместе со Христом выйти из рабского состояния (не говорю о Христе, что Он в рабском состоянии, потому что Он был Сыном Божиим, но тем не менее и Сыном Человеческим), до которого дошел человек. Когда творились небо и земля, всё было сотворено для человека, и последним актом творения был человек в лице Адама и Евы, он царствовал над миром – над миром земным, над миром животных и растений; он был бессмертен в своей сущности не только по душе, но и по телу. Но, к сожалению, не послушавшись Бога, отступивши от послушания Богу вместе с дьяволом, человечество стало смертным, стало пребывать в страстях, в грехах, и не было возможности, потому что закрылись врата в Царствие Божие, стать тогда, в ветхозаветную историю человечества, насельником Царствия Божия, снова восстановиться в своем царском достоинстве. Мы падали всё ниже и ниже. И как сказал один из святых, что даже у самого святого человека в мире его святость будет уподоблена грязному рубищу в очах Господа. Вот ради того, чтобы нас снова вывести из этого рабского состояния, из состояния смерти не только плоти (а это тоже важная составляющая в целокупной человеческой жизни), но и из состояния смерти души, Христос пришел, проповедовал Царствие Божие, которое уже приблизилось, был распят на Кресте вместе с разбойниками и дал нам возможность из рабского состояния (потому что Он открыл врата в Царствие Божие, искупил первородный грех человеческий, ставший стеной между человеком и Богом) снова восходить в царское достоинство, которое подобало бы нам всегда нести в себе, в своем сердце, в своей жизни и в жизни Царствия Божия.

– Отец Владимир, скажите, а чем в таком случае отличается это рабское состояние, о котором Вы сейчас говорили, от такого понятия, как раб Божий? Ведь когда мы говорим раб(а) Божий(я), мы не вкладываем отрицательного смысла в это словосочетание.

– Здесь отличие сразу же видно, несмотря на схожесть слов и понятий: раб Божий – это человек, который служит Богу. А рабское состояние человека, находящегося в грехе, – это не служение Богу, а служение страстям и уничижение своего человеческого достоинства не только в очах Божиих, но и в очах друг друга среди людей.

Возвращаюсь к тому, о чем я говорил. Господь дал нам эту возможность, при этом Он оставляет нам в помощь не только заповеди Божии, которые мы в себе должны развивать, исполняя их, не только 10 заповедей Божиих, но и заповеди блаженств: это есть ступени к совершенству и к развитию человеческой личности. Я все время говорю об этом: это уму непостижимо, поэтому апостол и говорит: «Для язычников слово о Христе юродство есть». Почему? Да потому что нас, христиан, должны узнавать по свойству любви. «Любите друг друга, как и Я возлюбил вас», – говорит Христос. Он говорит: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих и гонящих вас». Это юродство с точки зрения обычного человека, даже христианина. Я встречал таких христиан, которые недоумевали: «Как можно полюбить человека, который, может быть, тебе ничего плохого не сотворил, но творит что-то нехорошее, а уж тем более если творит тебе? Как можно полюбить этого негодяя?»

– Это справедливый вопрос, батюшка. Вопрос закономерный, естественный.

– Это справедливый вопрос с человеческой точки зрения, а с христианской для нас этого вопроса быть не должно: мы должны быть последователями Христа и сделать всё возможное, чтобы стать безумными ради Христа, то есть возлюбить ненавидящих и гонящих нас.

– А в чем должна выражаться эта любовь?

– Сейчас я скажу. Святитель-мученик митрополит Серафим (Чичагов), когда сетовали на то, что советская власть такая-сякая, гонящая нас, истязающая нас (митрополита то сажали, то выпускали, потом расстреляли), говорил своим близким: «Дети мои, что вы так сетуете, негодуете на советскую власть? Она нас, не желающих спасаться, вталкивает во врата Царствия Божия». Вот это святое понимание. Это святое понимание, во-первых, Христа, Который, вися на Кресте, испытывая тяжкие муки и страдания, говорил, обращаясь к Богу-Отцу: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Первомученик Стефан говорил: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, перед смертью, когда его расстреливали, тоже говорил: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Вот христианская любовь, вот исполнение той безумной, с человеческой точки зрения, заповеди, которую невозможно понять человеческим сознанием, но которую мы должны осуществлять в этой жизни, следуя за Христом, следуя Его любви, потому что солнце светит и над злыми, и над добрыми так же, как и дождь идет и над злыми, и над добрыми. И всеми благами жизни мы если не в равной степени, то во всяком случае тем, что дает этот мир, природа, сотворенная Богом, пользуемся в одинаковой степени. Вот такой должна быть жизнь христианина.

И Христос, кроме заповедей Божиих, оставил в помощь нам еще литургию и Евхаристию, для того чтобы мы имели возможность стать сопричастниками Его жизни хотя бы отчасти, стать сопричастниками Царствия Божия, стать сильными, преисполненными Духа Святого. Главная наша задача сводится к одной единственной цели – стяжанию Духа Святого. Об этом говорил и Господь: «Просите прежде всего у Бога-Отца Духа Святого, и Он даст вам». И мы каждый день произносим молитву «Царю Небесный…прииди и вселися в ны…», потому что без Духа Святого мы несильны, без Духа Святого мы валяемся, как свиньи, во грехе, в грязи греха. Только с Духом Святым мы можем освободиться, стряхнуть с себя хотя бы отчасти всю грязь и стать истинными последователями Христа. Христос оставляет животворящую нас Евхаристию и говорит: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне». Это воистину величайшая жертва, и за это мы благодарим Господа; не только за тот подвиг искупления первородного греха человеческого (конечно, и за это в первую очередь), но и за ту Евхаристию, которая служится ежедневно в нашей Православной Церкви и которою мы можем причащаться столько, сколько захочет наша душа, соответственным образом подготавливая себя к Причастию молитвенными правилами и нежеланием более грешить.

– Значит ли это, что все, кто причащаются, кто приступают к Святым Христовым Таинам, спасутся? Например, протестанты говорят, что достаточно одной веры. Мы знаем их главный постулат: веруешь – и больше ничего не надо, вы обязательно спасетесь.

– Безусловно, вера – это составляющая нашего спасения. Но без Причастия, без приобщения к жизни Христа через Его Тело и Кровь спастись, я думаю, невозможно. Я по своему опыту чувствую, что если бы я не причащался, если бы я не стремился к тому, чтобы исправить свою личную жизнь, душевную, духовную жизнь, то без Причастия не достиг бы ничего и уже давным-давно ощущал бы дно, а может, летел бы в бездонную пропасть греха и отпадения себя от Бога. Евхаристия поэтому и переводится на русский язык как «благодарение», благодарение за то, что Господь из тьмы греха, из пожизненного плена греха вдруг, как апостолу Петру, тонущему в море, протягивает нам руку и спасает от гибели, от потопления в этом житейском море. Только чувство благодарности мы должны испытывать во время Божественной Евхаристии. Исповедь раздельна от Евхаристии. Во время Исповеди мы можем плакать о своих грехах, расстраиваться о том, что они нас травмируют, искажают в нас образ и подобие Божие, а во время Евхаристии мы должны радоваться, и если слезы, то только слезы благодарного человека за то, что ты был приговорен к пожизненному заключению – и вдруг тебя выводят из этого пожизненного заключения в этот мир, наполненный светом и любовью.

Теперь, наверное, мы перейдем к тексту Божественной Евхаристии, которая совершается и участниками которой мы бываем. Я очень сожалею о том, что священники читают тайные молитвы (молитвы таинства, поэтому они названы тайными) про себя и народ Божий слышит только отрывочные возгласы священника и не понимает, что же такое происходит, какими глубочайшими смыслами наполнена Евхаристия, ведь всё в ней развивается последовательно и по своему логическому смыслу. Я печалюсь о том, что мы служим при закрытых царских вратах. Кажется, сейчас обсуждается вопрос о возможности служения при открытых царских вратах, и тогда народ Божий действительно будет вместе с предстоятелем, служащим Божественную литургию, полностью участвовать в этой Божественной литургии, а главное – в Евхаристии. Но, как бы то ни было, смиримся с тем, что мы находимся сейчас в зависимых в некотором смысле рамках, смиримся с тем, что люди в недостаточной степени понимают таинство, хотя сейчас можно приобрести любую духовную литературу, даже служебники, и следить по ним за ходом евхаристических молитв, прочитывать их вместе со священнослужителями, таким образом проникаясь смыслом Божественной Евхаристии.

Итак, мы приступаем к Божественной Евхаристии. Хотя времени остается совсем немного…

– До конца передачи осталось совсем мало времени. Я думаю, мы приступим к беседе о Евхаристии уже точно в следующей программе, а сейчас ответим на вопросы. Вы обещали телезрителям порассуждать на тему о том, как же все-таки можно любить человека, который тебя обижает. «Любите врагов ваших». Они же разные могут быть. Например, для меня может быть личным врагом человек, который хулит Христа, может быть личным врагом человек, который обижает моих друзей, и может быть личным врагом человек, который лично меня обижает. Разница есть. Любовь к ним должна быть одинаковой или как: к тому, кто хулит Христа, явный Его противник и ненавистник, и к человеку, который лично меня оскорбляет, но любит Христа?

– Начнем с хулителя Христа. Те мучители, которые убивали христиан в разные времена (первых христиан и в советское время), кто они были? Ненавистники Христа. И мы видим святых, как они их прощали и понимали, что эти люди находятся в глубочайшей болезни – болезни слепоты, глухоты и безумия. «Рече безумец в сердце своем: нет Бога». Если хотите, это отношение врача к больному, у которого, предположим, на всем теле расположены язвы. Нам с вами не очень приятно взирать на эти болезненные язвы на человеческом теле, если они открыты, а врач должен возлюбить, и он любит такого человека, и желает его исцелить вне зависимости от этого безобразного образа болезни, который человек на себе несет. Вот так же святые относились к хулителям и гонителям Христа и к себе тоже: как к людям больным. И они молились Богу, потому что только в Божией власти их исцеление: «Прости им, ибо не ведают (то есть они настолько слепы духовно, разумно), что творят», настолько они больны. Думаю, что на первую часть вопроса я ответил, а ответ на вторую и третьи части, наверное, отложим до следующей программы.

– Большое Вам спасибо, отец Владимир.

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:30
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать