Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 8

12 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

Сегодня мы продолжим долгожданные беседы о Евхаристии с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией.

Недавно я вернулась из Пятигорска и Минеральных Вод: там смотрят, любят нашу программу, кланяются, передают сердечное спасибо за передачи с Вашим участием, за то, что так серьезно, обстоятельно мы разбираем Евхаристию – таинство таинств Русской Православной Церкви. Конечно, я рада, видя серьезность и даже некоторую научность, с которой Вы подходите к разговору о Евхаристии, что наша программа пришлась по сердцу нашим телезрителям. Большое Вам спасибо от всех наших телезрителей, от всех Кавказских Минеральных Вод.

– Мы уже в который раз приступаем, но никак не можем вплотную или изнутри рассмотреть тему Божественной Евхаристии (Благодарения). Безусловно, это сложная тема, и мне все время боязно приступить к ней, несмотря на то что гораздо больше символических моментов до Евхаристии и вообще во всем строе богослужения, чем во время Евхаристии. Но это настолько глубокая тема, что боишься оказаться слишком неглубоким, а рыть в глубину опасаешься, потому что весь этот пласт невозможно будет поднять, объять, прочувствовать, осмыслить и пересказать. Тем не менее я хочу еще раз возвратиться к началу Евхаристии, да простят меня за это все видящие нас.

– Судя по отзывам наших телезрителей, я думаю, они будут только рады. Они говорят, что очень хорошо, что Вы так тщательно, подробно разбираете Божественную литургию, потому что многие вещи они просто не знали, а теперь более осмысленно приходят на Божественную литургию и более осмысленно воспринимают то, что там происходит. Они не знали, что так много символизма в Евхаристии.

– По всей видимости, я буду повторять свои мысли, свои чувства, свое видение. Безусловно, это не мое видение, а основанное на толковниках Божественной литургии, но мое чувство им соответствует. Так как я все время «топчусь» перед вступлением в тему о Божественной Евхаристии, наверное, будут повторы.

Я еще раз хочу подчеркнуть радостность этого события – Евхаристии (Благодарения). Мы находились в плену темных сил, врата в Царствие Божие для каждого из нас были закрыты. Священное Писание прямо говорит об этих фактах: «И сошла душа его (допустим, праведного Иакова) в преисподнюю». Конечно, мы не можем точно знать, что такое преисподняя, но это место упокоения, где находились души, но они не были там мучимы дьяволом (если речь идет о праведниках). Они находились в каком-то месте, которое не было облагодатствовано даже их святостью и праведностью.

– То есть это лоно Авраамово? Что это такое?

– Царствие Божие было закрыто, а лоно Авраамово – это образ Царствия Божиего, где душа человеческая уже не испытывает никакой скорби, а только одно блаженство от сопребывания рядом с Богом любви, насыщающим души человеческие Своей благодатью. А преисподняя – это темное, мрачное место, даже само это слово не вызывает у нас никаких хороших ассоциаций. Господь Иисус Христос совершил подвиг искупления человека от первородного греха и снова открыл врата в Царствие Божие. Собственно, сама Божественная Евхаристия это есть, как сказал кто-то из богословов, вхождение в Царствие Божие, ведь алтарь – это Небо на земле, и мы, священнослужители, находимся во время Божественной литургии на Небе, и вместе с нами приближаются к этому алтарю прихожане, ведь все призваны к царственному священству, все могут оказаться в равном достоинстве. Алтарь в какой-то степени открыт для прихожан, и мы видим, в особенности при архиерейском служении, что совершается в алтаре, мы становимся не только соучастниками, но и членами Божественной службы на Небе.

– Кстати, телезрители спрашивают, почему во время архиерейского богослужения практически всегда открыты царские врата, а когда служат обычные священники, то большей частью закрыты? Чем это объяснить?

– Это можно объяснить только схемой установления наград для священнослужителей. Допустим, я награжден Патриаршим указом правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской. То есть это богослужебная награда. А есть награда, когда священник как бы наравне с архиереем служит с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Это разрешение может быть в двух видах: с открытыми вратами до Херувимской или до «Отче наш». У архиереев это автоматическая награда в силу их сана: они всегда служат с открытыми царскими вратами.

Участники богослужения не в алтаре, а в храме как бы тоже входят, и не только мыслью, но и душой, и сердцем, и молитвой, в Царство Святой Троицы, ведь Божественная литургия – это таинство Пресвятой Троицы, таинство Царства Божиего, в котором участвуют три лица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог рождает и благословляет Своего возлюбленного Сына и по молитве Сына Божиего, Иисуса Христа, Бог посылает Духа Святого. Дары, которые перед Евхаристией вносятся во время Херувимской в алтарь и становятся на престол Божий, уже готовы к освящению, к преложению, то есть к изменению своего свойства и вещества, ведь это пока только хлеб и вино, а во время Божественной литургии верных это станет Телом и Кровью Господа.

– В связи с этим еще один вопрос, который телезрители тоже часто задают: «Некоторые православные совершают земной поклон и когда выносится хлеб и вино, еще не облагодатствованные в Святые Дары, и также кладут земной поклон перед Чашей, когда это уже Тело и Кровь Христа. Есть ли разница и правильно ли класть земные поклоны перед Чашей, которая выносится, когда это только приуготовление к Евхаристии, или нужно ограничиться поясным поклоном?»

– Я думаю, что лучше всегда совершать поклоны правильно, хотя существуют еще более твердые и сугубые правила в Православной Церкви, но всегда правильнее поклоняться Дарам, которые еще не пресуществлены во время возгласа «Благодарим Господа». Эти Дары еще хлеб и вино, и во время священнического возгласа, произносимого в Евхаристическом каноне, мы можем поклониться Дарам, которые через несколько минут станут Телом и Кровью Господа. Но, конечно, мы всегда обязательно кланяемся после преложения: в заключение этого преложения мы кладем земной поклон уже перед Святыми Дарами.

Возвращаясь к нашему разговору, Евхаристия есть Благодарение потому, что врата в Царствие Божие были закрыты, а сейчас открыты, и если должны у нас быть слезы, то только слезы радости, потому что Господь открыл нам Царствие Божие. Это подобно тому, как если бы меня осудили на пожизненное заключение (а дьявол этого очень хотел, когда соблазнял Адама и Еву) и вдруг приходит какой-то высокопоставленный чиновник или даже глава государства и освобождает от заключения. Какой радостью при этом мы можем преисполниться! Каким благодарением в отношении не только поступка, но и самого главы государства, который освободил меня от пожизненного плена, какой благодарностью может переполниться мое сердце! Безусловно, эта благодарность на всю жизнь должна остаться в сердце человека. И вот этот момент мы переживаем: Господь через Божественную Евхаристию, через это таинство Царствия Божиего все время нам напоминает, что Он вывел нас из плена ада, что Он каждый день приглашает на таинство Святой Троицы, Божественной Евхаристии.

Я еще раз уточню важный момент во время богослужения, когда дьякон говорит, обращаясь к народу Божиему: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». То есть мы должны с добрыми сердцами подойти к этому таинству. А что такое добро? Это то, что не помнит никакого зла, в добре есть прощение, милость, любовь, поэтому только добрые сердцем, добрые душой могут участвовать в этом великом таинстве. Почему говорится «станем»? Потому что это призыв к тому, чтобы стать добрыми, к тому, чтобы, предположим, имея до сих пор негодование на кого-то, раздражение, непрощение и многое другое, что может касаться человека, с которым враждуешь, я в этот момент уже никогда не возвращался к своему ветхому человеку, стал добрым по отношению к этим людям, как Царь, который простил раба, задолжавшего ему 10000 талантов, хотя хотел продать его вместе с семьей и ввергнуть в темницу, пока он не отдаст всего долга. Доброта должна быть, любовь должна всегда царствовать над всеми нами, потому что Бог есть Любовь.

– Но мы умудряемся, подходя к Чаше, перессориться друг с другом из-за того, кто быстрее подойдет.

– К сожалению, это печальная практика. Но мне кажется, что во многом это зависит от священника, который совершает Божественную литургию. Наверное, нужно ввести какой-то воспитательный момент: допустим, опираясь на слова преподобного Серафима Саровского, говорившего, что причащаться могут только те люди, которые пришли к чтению Апостола и Евангелия, я объявляю нашему приходу, что к Причастию могут подойти только такие люди, о которых говорит преподобный Серафим – опоздавшие и не пришедшие к апостольскому и евангельскому чтению к Чаще не подходят. Эта воспитательная мера подтянула наш приход, и уже многие стремятся попасть к апостольскому и евангельскому чтению.

Я думаю, что мы, священники, должны говорить народу Божиему: «Если вы перед Причастием вступили в конфликт друг с другом, были раздражены и не простили, то извольте не причащаться Святых Христовых Таин». То есть в таком состоянии не стоит причащаться тем, кто хотел это сделать. Я глубоко убежден, что эта мера нужна, для того чтобы люди подходили к Причастию в мире, единомыслии и любви. «Станем добре, станем со страхом…» «Начало премудрости – страх Господень». Что такое страх? Мы, люди несовершенные, должны и наверняка в какой-то момент (может быть, не во время литургии или этого возгласа) испытываем страх перед Богом, когда находимся в каких-то пограничных состояниях, в состоянии SOS, на грани жизни и смерти, понимая, что у нас такие отягчающие душу грехи, что мы не сможем перейти из этой жизни в другую благополучно, и душа преисполняется страхом перед Богом. Страшно разорвать отношения с Богом неправильными поступками и т.д.

Почему в притче говорится: «Начало премудрости – страх Господень»? Потому что через страх мы постепенно приходим к почитанию Бога, Его всемогущества, всетворчества, понимаем, что от Него зависит наша жизнь и смерть, наше спасение или погибель. Ведь Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: «Без Меня не можете ничего сотворить и сделать». То есть ни с одной человеческой страстью мы никогда никаким образом не сможем справиться. Апостол Иоанн Богослов, носитель Духа Святого, так же, как и все апостолы, но в более яркой степени говорит в одном из своих посланий, что совершенная любовь изгоняет страх Божий. Но когда наступает эта совершенная любовь человека к Богу? Только тогда, когда Господь вселится в человека, когда сотворит в человеке обитель, когда человек познает это, а святые люди реально познавали, когда в них входил Бог и начинал царствовать и жить в их душе. А если Он живет в душе человека, то какой может быть страх в этом явлении любви, в этом наполнении души человеческой совершенной любовью?

Мы стремимся любить друг друга, стремимся нести эту любовь всем людям, но она человеческая, не Божественная, а Божественная та, которая вселилась в человека, та, которая говорит устами апостола Павла: «Меня ничто не может разлучить с Богом: ни широта, ни глубина, ни высота». Это с одной стороны, а с другой, тот же апостол Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». Вот что такое изгнание страха Божиего! Эти святые люди, познавшие то, что стали носителями Бога, уже не имели никакого страха перед людьми, перед духами злобы поднебесной, потому что стали чадами Божиими и находились, находятся и будут находиться под Его всемогущественной защитой и милующей любовью.

– Скажите, мы сможем хоть как-то дотянуться до этой любви, даже до той, которую испытывал Ваш духовник, ныне покойный о. Иоанн (Крестьянкин)? Вы говорили, что он был само воплощение любви. Вы говорили об о. Серафиме (Тяпочкине), об этих наших удивительных старцах. Ну хоть чуть-чуть скажите, что надо сделать?

– Я думаю, что, во-первых, нужно молиться, просить, умолять Господа, ведь мы иногда не обращаем внимания на слова, сказанные в Евангелии от Луки (немного их перефразирую): «Разве есть среди вас отец, который не сделает то-то и то-то? Так и вы просите у Отца Небесного Духа Святого, и Он даст вам», поэтому преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Хула на Духа Святого заключается в том, что некоторые люди думают, будто невозможно стяжать совершенной любви».

Спасибо Вам, отец Владимир.

– Храни вас всех Господь!

– Я благодарю всех, кто был сегодня с нами, смотрел программу «Таинства Церкви». Еще раз хочу поблагодарить тех, кто постоянно смотрит нашу передачу, сердечно благодарю за хорошие отзывы о ней, за добрые слова, сказанные в адрес священников, участвующих в этой программе. Прошу ваших святых молитв о наших батюшках, которые бескорыстно и честно трудятся вот уже несколько лет на благо нашей программы и телеканала «Союз». Благодарю вас и за теплые слова, которые вы высказываете в мой адрес, хотя, как я полагаю, не совсем их заслужила, потому что всего лишь задаю вопросы. Спасибо всем, жду вас каждую субботу в программе «Таинства Церкви».

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:05
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать