Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 26

30 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

 

- Прежде всего я хотела бы поблагодарить вас, уважаемые телезрители, за высокую оценку нашей программы. Во время путешествий, съемок фильмов во многих храмах Московской области я обязательно встречаю православных христиан, прихожан этих храмов, которые постоянно смотрят нашу программу. Они просят меня передать поклон и благодарность священникам, принимающим участие в нашей передаче, что я с большим удовольствием и делаю: я благодарю протоиерея Алексия Ладыгина, настоятеля храма в честь преподобной Евфросинии великой, княгини Московской, за участие в нашей программе.

Алексий Ладыгин, протоиерей

- Сердечно благодарим за то внимание, которое уделяют нам наши телезрители. И все те передачи, которые Вы, Любовь Сергеевна, делаете, замечательны, потому что они открывают Божественный мир и через них наши православные христиане из разных регионов могут общаться с батюшками, слышать их размышления, рассуждения об очень важных духовных вещах, а это в настоящее время дорогого стоит. Ведь хотя современный человек получает много информации, среди этого многообразия мало что бывает для него полезным, и то, что можно увидеть и услышать в передачах, которые выходят на телеканале «Союз», является и спасительным, и мудрым.

Любовь Акилина

- И, по сути, телеканал «Союз» стал тем самым общественным телевидением, о необходимости которого постоянно говорят. Конечно, у нас есть «Общественное телевидение», общероссийский канал, но когда я смотрю его программы, то прихожу к выводу, что телеканал «Союз» более глубокий и разносторонний по своему содержанию. Да простят меня мои коллеги, но это действительно так! Причем он на самом деле создается на народные деньги, на пожертвования наших телезрителей и всех тех, кто неравнодушен к судьбе такого общественного православного телевидения. Большое им за это спасибо!

Алексий Ладыгин

- В чем заключается смысл существования общественного телевидения? Наверное, в том, чтобы быть ближе к народу. И опять же можно покритиковать общественное телевидение: оно становится таким схоластичным, документальным и чисто телевизионным, но не народным. Вот здесь-то как раз телеканал «Союз» и является народным телевидением, потому что он говорит о жизни людей, о жизни регионов. Такое можно увидеть через приходскую жизнь, через жизнь людей из разных городов, сел и деревень. И в этом, конечно, большое достижение телеканала «Союз». Вы знаете, до сих пор никто не может показать подлинную жизнь нашей глубинки, а здесь мы можем все это посмотреть и сделать определенные выводы, увидеть лица - ведь то, чем живет человек, всегда отражается у него на лице.

- Спасибо, батюшка! Мы продолжаем разбирать Псалтирь, и тема нашей программы - 26-й псалом.

- С Божьей помощью, дорогие братья и сестры, мы уже поговорили о 25 псалмах, действительно стараясь проникнуть в глубину размышлений, переживаний и молитв святого пророка и псалмопевца Давида. Псалом 26, о котором сегодня пойдет речь, тоже очень глубок по своему содержанию. Часто мы говорим о том, что царь Давид пишет псалмы в основном по поводу своих ранних очень глубоких переживаний, которые были на грани жизни и смерти: когда его преследовал Саул, когда Господь избрал его. Мы знаем, что это избранничество псалмопевец заработал и своим трудом, и терпением, и стремлением исполнить закон и следовать во всем воле Божией. И всегда переживания царя Давида связаны именно с тем, что ему довелось испытать: пришлось прятаться, убегать, жить среди язычников, народа неверного, что не поощрялось в те времена (почему - мы еще будем об этом говорить).

В 26-м псалме говорится о том, какие горести и трудности может испытывать человек, где и в чем он должен искать опору в своей жизни и на кого надеяться. Псалмопевец Давид, испытавший большие трудности, говорит о том, чтобы мы не надеялись «на князи и на сыны человеческие, в них же несть спасения» и «всяк человек ложь», потому что понимает, что могут предать самые близкие, даже родители могут оставить тебя, и только Господь всегда будет с тобой. И царь Давид делает упор на то, что каждый человек должен уповать на Господа.

Вот какими словами начинается псалом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» Псалмопевец Давидговорит, что Господь дает силу, просвещает человека, ограждает его Своим Божественным светом, дает ему видение того, как нужно поступать в том или ином случае. Если Господь с тобой, если Он тебя ведет, то никого уже в жизни не надо бояться. Только нужно искать, чтобы Бог был с тобой, чтобы Он освятил и просветил твои очи, чтобы они видели, куда тебе идти, что делать и как возможно решить то, что происходит с тобой.

«Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Здесь псалмопевец Давид говорит: «Я никого не боюсь и не страшусь. Мне не страшно, потому что Господь защитит меня, Он дает мне возможность жить, вся моя жизнь находится в руках Божиих». Мы неоднократно в этом убеждаемся, когда читаем в Священном Писании о великом Божьем промысле для каждого человека, о Его покровительстве и защите каждого, что даже и волосы все сочтены у нас и без воли Божией ни один из них не может упасть с нашей головы. Вот какова защита и попечительство Господа о каждом из нас! Но это происходит тогда, когда человек живет с Богом, уповает на Него, исполняет заповеди Божьи. Он находится в руках Божиих, и ему нечего бояться: ничего в его жизни без воли Божией не произойдет, и Господь никогда не оставит такого человека. Этот псалом дает очень крепкую надежду и упование любому из нас на то, что в нашей жизни не будет случайных происшествий, - только надо быть с Богом. А если мы не живем с Господом, то тогда надо всего действительно бояться, и ты можешь подвергнуться любым испытаниям, потому что Бог оставляет тебя и ты один на один выходишь на битву со всем злом, неправдой, со случайными обстоятельствами жизни.

«Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша». Псалмопевец говорит о том, что приближаются к нему те, кто хочет причинить ему зло, лишить его жизни, но эти враги падут, потому что царь Давид никогда не уповал на человеческие отношения, он всегда искал Бога. И Господь помогал ему, заступался за него, и пророк знал, что его Защитником является Бог, поэтому с Ним всегда была победа и над врагом, и над Саулом, и над внутренним недругом - над врагом рода человеческого, который также смущал псалмопевца, пытаясь внушить ему мысли, которые могли привести его к унынию, но он их отгонял своим упованием на Бога. Тогда, когда это упование было у него, все враги его были побеждены: и видимые, и невидимые.

«Аще ополчится на мя полк (полком раньше называлось целое войско), не убоится сердце мое». Тут псалмопевец Давид подчеркивает: «Я не испугаюсь, даже если на меня ополчится целое войско, потому что за мной стоит Господь. А если Бог меня ведет, если Он со мною, то ничто не может причинить мне вред, даже целое войско». «Аще востанет на мя брань...». Если полк представляет видимых врагов, то брань - это уже невидимое войско. Брань бывает внутри нашего сердца. А когда борют нас враги, одолевают нехорошие мысли, мы смущаемся, то в любом случае «на Него аз уповаю», то есть всегда, как бы ни было нам страшно, у нас должно быть упование на Господа, Который никогда не посрамит того, кто обращается к Нему. Почему мы говорим о Псалтири? Почему мы призываем к тому, чтобы человек ее читал и этим укреплялся? Потому что псалмопевец Давид говорит каждому: «Даже если у тебя какие-то жизненные трудности, если на тебя восстают люди (даже если это будет целый полк!), то пусть не боится твое сердце, и ты сам не смущайся, не унывай и не веди в одиночку внутреннюю брань, а обязательно уповай на Господа, обратись к Нему, и Он тебе поможет». Царь Давид нам говорит о том, что мы должны знать, где искать эту защиту и упование, и действительно верующий человек понимает, что Господь Своих чад никогда не оставляет.

Царь Давид говорит и о том, что если Господь помогает, согревает теплом и Своей любовью ограждает от всякого зла, то его сердце будет всегда находиться рядом с Богом. А самое любимое и достойное место, где псалмопевец хотел бы пребывать, - это, конечно, храм Божий: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни во вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». Нет места прекраснее, утешительнее, теплее и радостнее, чем храм Божий, потому что здесь Господь облегчит твою душу, вселит надежду, откроет путь, по которому тебе нужно идти, и ты пойдешь по нему уверенно. Поэтому человек должен больше всего хотеть пребывать в доме Господнем. И тут заключается ответ псалмопевца Давида для каждого человека, живущего в современном мире и желающего избежать многих бед: если ты хочешь быть победителем зла, скорби, болезней и трудностей, то должен любить бывать в храме Божием. Если же у тебя нет такой любви, проси, чтобы Господь открыл ее твоему сердцу и чтобы в нем закрепилось желание пребывать в доме Господнем.

«Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя». Псалмопевец Давид объясняет, почему он так хочет жить в доме Господнем, почему тот больше всего дорог ему и почему близка его сердцу красота дома Божия: потому что Господь защищает и помогает. Невзирая на всех врагов, на безвыходную ситуацию, в которой царь Давид оказался, Господь все равно помогает ему, «поставляет его на камень», то есть делает его выше других - на камень вставал военачальник для того, чтобы все его видели и слышали и знали о высоте его положения, о той чести, которую он имеет. И как раз Бог дал все это псалмопевцу, и он благодарен за это Господу.

«И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви». Это тоже удивительные слова. Что значит «вознесе главу мою на враги моя»? Мы понимаем, что с поднятой головой ходит тот человек, который уверен, ничего не боится и у которого совесть чиста. А у того, кто испытывает печаль, трудности, голова опущена: скорби приковывают его к земле, и он уже не смотрит на небо, находясь в печали. Псалмопевец Давид говорит, что он уповает на Бога, и Господь помогает ему и дает возможность ходить с поднятой головой. Пророк говорит: «Пою и воспою Господеви», - то есть в жертву Богу он принесет те хвалы и славословия, которые будут исходить из глубины его сердца.

«Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя». Давид просит Господа услышать его голос и помиловать его. Господь может и не принимать от нас славословия, если мы их приносим Ему по гордости своей и тщеславию. А если человек приносит их с любовью и смирением, то, конечно, его услышит Господь. И хотя мы не всегда бываем чисты, не всегда живем в правде и не всегда исполняем заповеди Божии, но наше сердце настолько хочет славословить Господа, что мы просим, чтобы Господь явил нам Свою милость, услышал нас и принял наши славословия, потому что приносим их с большой любовью и благодарностью к Нему.

«Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу». Псалмопевец Давид говорит: «Лицо мое взыщет лица Твоего, Господи. Я буду славословить лицом к лицу Твоему, потому что настолько ликует мое сердце, оно настолько наполнено любовью и благодарностью и так чисто, что мне не стыдно смотреть на лицо Твое, Господи, потому что я от всей души воздаю Тебе благодарение. Хочу славословить Господа лицом к лицу!»

«Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже Спасителю мой». Здесь псалмопевец Давид говорит: «Все упование, вся надежда моя только на Тебя, Господи! Мои славословия светлы и чисты. Господи, я полностью уповаю на Тебя, и вся моя жизнь находится в Твоих руках. Без Тебя я ничего не значу, поэтому не отврати лица Твоего, не оставь меня одного, не гневайся на меня, Господи. Хотя я порой, может, и не достоин милости Твоей, но будь мне Помощником. Вся моя жизнь и мое спасение в руках Твоих». Это действительно оченьглубокие слова, потому что псалмопевец Давид не мыслит своей жизни без Бога. Он не хочет уповать на свои силы, на друзей, на свои возможности и положение. Он всю жизнь уповает только на Господа, и ему страшно становится от того, что Господь может отойти от него, отвратить, отвернуть лицо Свое от него, ведь тогда не на что ему будет уповать и у царя Давида не будет сил противостоять всем неправдам, всем беззакониям, всему тому злу, которое его окружает.

«Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя». Псалмопевец Давид говорит здесь о том, что Господь никогда не оставляет того человека, который на Него уповает. Даже родители могут оставить своего ребенка. И отец, и мать отвернулись от царя Давида, когда на него восстал Саул. А Господь никогда не оставляет Своих, и мы неоднократно читаем об этом в Священном Писании. «Аще мать забудет свое отроча, то Я никогда не забуду вас», - говорит Господь. Если даже мать может впасть в какое-то забвение и забыть о своем чаде, то Господь никогда о нем не забудет.

«Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради». Псалмопевец Давид обращается к Господу, чтобы Он научил его исполнять заповеди, весь тот Закон, который Им дан человеку, потому что только исполняя его можно получить благодать от Бога.

«Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Здесь, конечно же, псалмопевец Давид говорит очень глубокие слова. Мне бы хотелось в конце нашего размышления подробнее остановиться на них. «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Почему сказано «потерпи Господа»? Потому что, как говорят толкователи, Господь не сразу дает нам то, что мы просим, и человек в терпении должен ожидать то, о чем он просит Бога. Слова «потерпи Господа» означают именно это: ждать в терпении.

- По сути, это значит: потерпи самого себя. Верно?

- Да. Господь не сразу дает милость. Он обязательно даст ее, но ты должен ожидать этого, молиться и не отступать. Многие говорят: «Я просил у Бога, а Он мне ничего не дал!» А Господь испытывает сердце человеческое, ведь если оно укрепляется в таком терпении и любви к Богу, то Господь обязательно посылает просимое.

- Большое спасибо, батюшка! Удивительный псалом, который нас действительно призывает к тому, чтобы себя потерпеть, потому что мы очень часто хотим получить все и сразу. Особенно в современном мире, когда средствами массовой информации просто навязывается то, что человек должен получать все и тотчас. Нет, ничего сразу не бывает: все доброе добывается только терпением и трудом, и потому я искренне желаю всем в терпении, в труде, по вашим молитвам получить милость от Господа.

 

Ведущая: Любовь Акилина
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать