Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Прежде всего я хотела бы поблагодарить вас, уважаемые телезрители, за высокую оценку нашей программы. Во время путешествий, съемок фильмов во многих храмах Московской области я обязательно встречаю православных христиан, прихожан этих храмов, которые постоянно смотрят нашу программу. Они просят меня передать поклон и благодарность священникам, принимающим участие в нашей передаче, что я с большим удовольствием и делаю: я благодарю протоиерея Алексия Ладыгина, настоятеля храма в честь преподобной Евфросинии великой, княгини Московской, за участие в нашей программе.
Алексий Ладыгин, протоиерей
- Сердечно благодарим за то внимание, которое уделяют нам наши телезрители. И все те передачи, которые Вы, Любовь Сергеевна, делаете, замечательны, потому что они открывают Божественный мир и через них наши православные христиане из разных регионов могут общаться с батюшками, слышать их размышления, рассуждения об очень важных духовных вещах, а это в настоящее время дорогого стоит. Ведь хотя современный человек получает много информации, среди этого многообразия мало что бывает для него полезным, и то, что можно увидеть и услышать в передачах, которые выходят на телеканале «Союз», является и спасительным, и мудрым.
Любовь Акилина
- И, по сути, телеканал «Союз» стал тем самым общественным телевидением, о необходимости которого постоянно говорят. Конечно, у нас есть «Общественное телевидение», общероссийский канал, но когда я смотрю его программы, то прихожу к выводу, что телеканал «Союз» более глубокий и разносторонний по своему содержанию. Да простят меня мои коллеги, но это действительно так! Причем он на самом деле создается на народные деньги, на пожертвования наших телезрителей и всех тех, кто неравнодушен к судьбе такого общественного православного телевидения. Большое им за это спасибо!
Алексий Ладыгин
- В чем заключается смысл существования общественного телевидения? Наверное, в том, чтобы быть ближе к народу. И опять же можно покритиковать общественное телевидение: оно становится таким схоластичным, документальным и чисто телевизионным, но не народным. Вот здесь-то как раз телеканал «Союз» и является народным телевидением, потому что он говорит о жизни людей, о жизни регионов. Такое можно увидеть через приходскую жизнь, через жизнь людей из разных городов, сел и деревень. И в этом, конечно, большое достижение телеканала «Союз». Вы знаете, до сих пор никто не может показать подлинную жизнь нашей глубинки, а здесь мы можем все это посмотреть и сделать определенные выводы, увидеть лица - ведь то, чем живет человек, всегда отражается у него на лице.
- Спасибо, батюшка! Мы продолжаем разбирать Псалтирь, и тема нашей программы - 26-й псалом.
- С Божьей помощью, дорогие братья и сестры, мы уже поговорили о 25 псалмах, действительно стараясь проникнуть в глубину размышлений, переживаний и молитв святого пророка и псалмопевца Давида. Псалом 26, о котором сегодня пойдет речь, тоже очень глубок по своему содержанию. Часто мы говорим о том, что царь Давид пишет псалмы в основном по поводу своих ранних очень глубоких переживаний, которые были на грани жизни и смерти: когда его преследовал Саул, когда Господь избрал его. Мы знаем, что это избранничество псалмопевец заработал и своим трудом, и терпением, и стремлением исполнить закон и следовать во всем воле Божией. И всегда переживания царя Давида связаны именно с тем, что ему довелось испытать: пришлось прятаться, убегать, жить среди язычников, народа неверного, что не поощрялось в те времена (почему - мы еще будем об этом говорить).
В 26-м псалме говорится о том, какие горести и трудности может испытывать человек, где и в чем он должен искать опору в своей жизни и на кого надеяться. Псалмопевец Давид, испытавший большие трудности, говорит о том, чтобы мы не надеялись «на князи и на сыны человеческие, в них же несть спасения» и «всяк человек ложь», потому что понимает, что могут предать самые близкие, даже родители могут оставить тебя, и только Господь всегда будет с тобой. И царь Давид делает упор на то, что каждый человек должен уповать на Господа.
Вот какими словами начинается псалом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» Псалмопевец Давидговорит, что Господь дает силу, просвещает человека, ограждает его Своим Божественным светом, дает ему видение того, как нужно поступать в том или ином случае. Если Господь с тобой, если Он тебя ведет, то никого уже в жизни не надо бояться. Только нужно искать, чтобы Бог был с тобой, чтобы Он освятил и просветил твои очи, чтобы они видели, куда тебе идти, что делать и как возможно решить то, что происходит с тобой.
«Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Здесь псалмопевец Давид говорит: «Я никого не боюсь и не страшусь. Мне не страшно, потому что Господь защитит меня, Он дает мне возможность жить, вся моя жизнь находится в руках Божиих». Мы неоднократно в этом убеждаемся, когда читаем в Священном Писании о великом Божьем промысле для каждого человека, о Его покровительстве и защите каждого, что даже и волосы все сочтены у нас и без воли Божией ни один из них не может упасть с нашей головы. Вот какова защита и попечительство Господа о каждом из нас! Но это происходит тогда, когда человек живет с Богом, уповает на Него, исполняет заповеди Божьи. Он находится в руках Божиих, и ему нечего бояться: ничего в его жизни без воли Божией не произойдет, и Господь никогда не оставит такого человека. Этот псалом дает очень крепкую надежду и упование любому из нас на то, что в нашей жизни не будет случайных происшествий, - только надо быть с Богом. А если мы не живем с Господом, то тогда надо всего действительно бояться, и ты можешь подвергнуться любым испытаниям, потому что Бог оставляет тебя и ты один на один выходишь на битву со всем злом, неправдой, со случайными обстоятельствами жизни.
«Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша». Псалмопевец говорит о том, что приближаются к нему те, кто хочет причинить ему зло, лишить его жизни, но эти враги падут, потому что царь Давид никогда не уповал на человеческие отношения, он всегда искал Бога. И Господь помогал ему, заступался за него, и пророк знал, что его Защитником является Бог, поэтому с Ним всегда была победа и над врагом, и над Саулом, и над внутренним недругом - над врагом рода человеческого, который также смущал псалмопевца, пытаясь внушить ему мысли, которые могли привести его к унынию, но он их отгонял своим упованием на Бога. Тогда, когда это упование было у него, все враги его были побеждены: и видимые, и невидимые.
«Аще ополчится на мя полк (полком раньше называлось целое войско), не убоится сердце мое». Тут псалмопевец Давид подчеркивает: «Я не испугаюсь, даже если на меня ополчится целое войско, потому что за мной стоит Господь. А если Бог меня ведет, если Он со мною, то ничто не может причинить мне вред, даже целое войско». «Аще востанет на мя брань...». Если полк представляет видимых врагов, то брань - это уже невидимое войско. Брань бывает внутри нашего сердца. А когда борют нас враги, одолевают нехорошие мысли, мы смущаемся, то в любом случае «на Него аз уповаю», то есть всегда, как бы ни было нам страшно, у нас должно быть упование на Господа, Который никогда не посрамит того, кто обращается к Нему. Почему мы говорим о Псалтири? Почему мы призываем к тому, чтобы человек ее читал и этим укреплялся? Потому что псалмопевец Давид говорит каждому: «Даже если у тебя какие-то жизненные трудности, если на тебя восстают люди (даже если это будет целый полк!), то пусть не боится твое сердце, и ты сам не смущайся, не унывай и не веди в одиночку внутреннюю брань, а обязательно уповай на Господа, обратись к Нему, и Он тебе поможет». Царь Давид нам говорит о том, что мы должны знать, где искать эту защиту и упование, и действительно верующий человек понимает, что Господь Своих чад никогда не оставляет.
Царь Давид говорит и о том, что если Господь помогает, согревает теплом и Своей любовью ограждает от всякого зла, то его сердце будет всегда находиться рядом с Богом. А самое любимое и достойное место, где псалмопевец хотел бы пребывать, - это, конечно, храм Божий: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни во вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». Нет места прекраснее, утешительнее, теплее и радостнее, чем храм Божий, потому что здесь Господь облегчит твою душу, вселит надежду, откроет путь, по которому тебе нужно идти, и ты пойдешь по нему уверенно. Поэтому человек должен больше всего хотеть пребывать в доме Господнем. И тут заключается ответ псалмопевца Давида для каждого человека, живущего в современном мире и желающего избежать многих бед: если ты хочешь быть победителем зла, скорби, болезней и трудностей, то должен любить бывать в храме Божием. Если же у тебя нет такой любви, проси, чтобы Господь открыл ее твоему сердцу и чтобы в нем закрепилось желание пребывать в доме Господнем.
«Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя». Псалмопевец Давид объясняет, почему он так хочет жить в доме Господнем, почему тот больше всего дорог ему и почему близка его сердцу красота дома Божия: потому что Господь защищает и помогает. Невзирая на всех врагов, на безвыходную ситуацию, в которой царь Давид оказался, Господь все равно помогает ему, «поставляет его на камень», то есть делает его выше других - на камень вставал военачальник для того, чтобы все его видели и слышали и знали о высоте его положения, о той чести, которую он имеет. И как раз Бог дал все это псалмопевцу, и он благодарен за это Господу.
«И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви». Это тоже удивительные слова. Что значит «вознесе главу мою на враги моя»? Мы понимаем, что с поднятой головой ходит тот человек, который уверен, ничего не боится и у которого совесть чиста. А у того, кто испытывает печаль, трудности, голова опущена: скорби приковывают его к земле, и он уже не смотрит на небо, находясь в печали. Псалмопевец Давид говорит, что он уповает на Бога, и Господь помогает ему и дает возможность ходить с поднятой головой. Пророк говорит: «Пою и воспою Господеви», - то есть в жертву Богу он принесет те хвалы и славословия, которые будут исходить из глубины его сердца.
«Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя». Давид просит Господа услышать его голос и помиловать его. Господь может и не принимать от нас славословия, если мы их приносим Ему по гордости своей и тщеславию. А если человек приносит их с любовью и смирением, то, конечно, его услышит Господь. И хотя мы не всегда бываем чисты, не всегда живем в правде и не всегда исполняем заповеди Божии, но наше сердце настолько хочет славословить Господа, что мы просим, чтобы Господь явил нам Свою милость, услышал нас и принял наши славословия, потому что приносим их с большой любовью и благодарностью к Нему.
«Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу». Псалмопевец Давид говорит: «Лицо мое взыщет лица Твоего, Господи. Я буду славословить лицом к лицу Твоему, потому что настолько ликует мое сердце, оно настолько наполнено любовью и благодарностью и так чисто, что мне не стыдно смотреть на лицо Твое, Господи, потому что я от всей души воздаю Тебе благодарение. Хочу славословить Господа лицом к лицу!»
«Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже Спасителю мой». Здесь псалмопевец Давид говорит: «Все упование, вся надежда моя только на Тебя, Господи! Мои славословия светлы и чисты. Господи, я полностью уповаю на Тебя, и вся моя жизнь находится в Твоих руках. Без Тебя я ничего не значу, поэтому не отврати лица Твоего, не оставь меня одного, не гневайся на меня, Господи. Хотя я порой, может, и не достоин милости Твоей, но будь мне Помощником. Вся моя жизнь и мое спасение в руках Твоих». Это действительно оченьглубокие слова, потому что псалмопевец Давид не мыслит своей жизни без Бога. Он не хочет уповать на свои силы, на друзей, на свои возможности и положение. Он всю жизнь уповает только на Господа, и ему страшно становится от того, что Господь может отойти от него, отвратить, отвернуть лицо Свое от него, ведь тогда не на что ему будет уповать и у царя Давида не будет сил противостоять всем неправдам, всем беззакониям, всему тому злу, которое его окружает.
«Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя». Псалмопевец Давид говорит здесь о том, что Господь никогда не оставляет того человека, который на Него уповает. Даже родители могут оставить своего ребенка. И отец, и мать отвернулись от царя Давида, когда на него восстал Саул. А Господь никогда не оставляет Своих, и мы неоднократно читаем об этом в Священном Писании. «Аще мать забудет свое отроча, то Я никогда не забуду вас», - говорит Господь. Если даже мать может впасть в какое-то забвение и забыть о своем чаде, то Господь никогда о нем не забудет.
«Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради». Псалмопевец Давид обращается к Господу, чтобы Он научил его исполнять заповеди, весь тот Закон, который Им дан человеку, потому что только исполняя его можно получить благодать от Бога.
«Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Здесь, конечно же, псалмопевец Давид говорит очень глубокие слова. Мне бы хотелось в конце нашего размышления подробнее остановиться на них. «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Почему сказано «потерпи Господа»? Потому что, как говорят толкователи, Господь не сразу дает нам то, что мы просим, и человек в терпении должен ожидать то, о чем он просит Бога. Слова «потерпи Господа» означают именно это: ждать в терпении.
- По сути, это значит: потерпи самого себя. Верно?
- Да. Господь не сразу дает милость. Он обязательно даст ее, но ты должен ожидать этого, молиться и не отступать. Многие говорят: «Я просил у Бога, а Он мне ничего не дал!» А Господь испытывает сердце человеческое, ведь если оно укрепляется в таком терпении и любви к Богу, то Господь обязательно посылает просимое.
- Большое спасибо, батюшка! Удивительный псалом, который нас действительно призывает к тому, чтобы себя потерпеть, потому что мы очень часто хотим получить все и сразу. Особенно в современном мире, когда средствами массовой информации просто навязывается то, что человек должен получать все и тотчас. Нет, ничего сразу не бывает: все доброе добывается только терпением и трудом, и потому я искренне желаю всем в терпении, в труде, по вашим молитвам получить милость от Господа.
Ведущая: Любовь Акилина
Расшифровка: Евгения Осипцова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!