Таинства Церкви. О Евхаристии. Часть 5

2 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

 

- Прежде чем продолжить наш разговор о Таинстве Евхаристии, я хочу представить изделия, которые выпустило производственное предприятие «София», находящееся в вашем храме. Это очень оригинальные изделия, их приятно получить в подарок православным людям на именины или большие церковные праздники. Многие приезжают сюда специально, в церковную лавку «София», чтобы приобрести вашу продукцию. Думаю, на вашем предприятии трудятся серьезные духовные люди.

Хочу также обратить внимание на то, что у вас в церковной лавке есть иконы Казанской Божией Матери, в точности повторяющие икону середины XIX века, находящуюся у вас в храме в красивом окладе. И еще показать очень редкий образ Софии Премудрости Божией – это храмовая икона, совершенная копия той, что у вас в иконостасе. Как мы знаем, первые храмы на Руси посвящались как раз Софии Премудрости Божией.

- Храм Софии Премудрости Божией впервые был построен в Константинополе, нынешнем Стамбуле. Сейчас он переделан под мечеть, но тем не менее архитектура сохранилась. Как правило, храм Софии Премудрости Божией был кафедральным. Великий Новгород, Киев имеют храмы Софии Премудрости Божией. София Премудрость Божия – Второе Лицо Пресвятой Троицы, напоминающее нам, что Им все сотворено: «Вся Премудростию сотворил еси». «Словом Божиим Небеса утвердишася», и всё, что на Небе, на земле, - всё сотворено Премудростью Божией.

Москва, как столица нашей Родины, имеет два храма Софии Премудрости Божией. Тот храм, где мы с вами беседуем, архитектурно очень красив, выглядит замечательно. Думаю, это памятник не только России, но и всего мира. Но тем не менее он не выглядит как кафедральный собор.

Ничего в мире нет случайного. Каждого человека, вдумчиво относящегося к названию храма, оно должно наводить на мысль о величии творчества Божьего в нашем мире. Да, мир был создан из ничего, но не просто так он сотворен Словом Божиим и утвержден Премудростью Его.

- Перейдем к нашей беседе о Таинстве Евхаристии.

- Страшно приступать к теме Божественной Литургии. Сейчас мы подошли к сердцу этого Таинства – Евхаристии – Евхаристическому канону, в котором много великого и таинственного. Это основа Православной Церкви. Если бы не было Божественной Литургии, мир лежал бы во зле. Он и так лежит во зле, но тогда не было бы человеку никакой надежды на спасение, совершенствование его в этой жизни; страсти, бушующие в мире, поглотили бы каждого из нас.

Это центральный, сокровенный момент, который, с одной стороны, нам трудно осознать, но, с другой стороны, он реально действует в нашей жизни: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне». Это сопребытие каждый христианин чувствует и отмечает. Если бы подобного не происходило, многих людей не было бы в храме.

Богослужение ведется на церковнославянском языке, по особым канонам Церкви, и мы слышим монотонное чтение; священнослужители входят и выходят из алтаря и обратно. Почему все это происходит, для многих людей непонятно. Мы попытались в течение многих передач показать, что все действия носят глубоко символический, духовный характер. Но и этого недостаточно. Человек должен восчувствовать своей душой, что значит Причастие Святых Христовых Таин. Тело и Кровь Господни, входя в человека, не просто одухотворяют, если человек достойно причащается Святых Христовых Таин, то есть исповедовавшись, не скрывая ничего от священника, освободившись от грехов, став словно белый лист (может быть, даже более белый, чем лист бумаги). Подобно тому как сказано в Евангелии: во время Преображения Господь просиял такой белизной, что любой белильщик не смог бы выбелить такого белого цвета, в котором Господь Иисус Христос находился на Фаворе. Нет такого материала, это Божественный фаворский свет.

Когда человек искренне исповедуется, желает освободиться от своих страстей, душа человеческая убеляется, все те грехи, в которых он кается на исповеди, изглаживаются из его книги жизни. Только такая душа может не просто принять Тело и Кровь Христовы, но, соединившись с Телом и Кровью Господними, еще больше воссиять, более утвердиться во Христе, почувствовав в той или иной степени величайшую благодать, подаваемую каждому христианину во время Причастия Святых Христовых Таин. Если бы в жизни не было этого момента реального ощущения благодати, сорастворения Христу, то вряд ли кто приходил бы в православный храм. В той или иной степени каждый испытывает благодать Божию. Просветляется лицо, возгорается каким-то небесным светом, человек действительно чувствует вселившегося в него Бога. Наша цель – обожение, стяжание Духа Святого, подготовка своей души для того, чтобы соделать ее обителью для Пресвятой Троицы.

Мы приступаем к моменту, предваряющему кульминацию Божественной Литургии. Кульминация заключается в Причастии Святых Христовых Таин – это то, к чему мы стремимся, ради чего Божественная Литургия свершается. Хотя предваряется эта кульминация тоже кульминацией благодарения. Евхаристия – это благодарение Бога за то Таинство, которое совершается во время Божественной Литургии. Некоторые отцы называют ее вхождением в Царство Божие, в благодать Духа Святого. Не случайно алтарь назван Небом на земле. Ни один человек - с нашей точки зрения, может быть, случайно присутствующий в алтаре - не может там быть без благословения Божия. Механически это совершается через священников. Конечно, может прийти человек не в брачной одежде, но, как правило, люди, находящиеся в алтаре (прислуживают как помощники, служат как священнослужители), глубоко убежден, без воли Божией там не окажутся.

В моей жизни много примеров, когда человека порой уговариваешь прийти в алтарь. Думаешь, это нравственно высокий человек, такой чистый, верующий, стремящийся в Церковь, хорошо бы он прислуживал, а он почему-то не входит в алтарь. Говоришь: «Приходи, если желаешь, я благословлю тебя, введу в алтарь, и ты будешь помогать в этом великом служении, в Таинстве Пресвятой Троицы». Не идет. А другой человек, который, может быть, с точки зрения стороннего наблюдателя, выглядит менее достойным, находится в алтаре. Все это происходит по какому-то особому Промыслу и воле Божией.

Конечно, встречаются и недостойные люди, предстоящие во время Божественной Литургии. Духовный сын праведного Алексея Мечева писатель Добровольский во время Божественной Литургии увидел священника не у престола, а где-то в углу, черного и прикованного к стене, а перед престолом предстоял Ангел Божий. Но даже и в этом случае Господь так попустил, и в этом есть какой-то таинственный Промысл Божий, который нам с вами невозможно объяснить.

Мы видим, что иногда людей, являющихся первыми лицами в каком-либо проекте, служении, окружают, с нашей точки зрения, недостойные люди, но они окружают этого человека по его воле. И тем не менее каким-то образом осуществляют в большей или меньшей степени положительное продвижение проекта, возглавляемого им. По какой-то таинственной воле Божией, Его Промыслу есть и худые, и добрые люди в алтаре. Они, конечно, порой зависят от нас, священников, но бывает и иначе. Для нас, тех, кто избран в служение, пребывать в алтаре – это счастье, особая милость Божия. Я, например, думаю о многих священниках, искренне служащих, и о себе тоже, что без алтаря не мог бы жить. Потому что в какие-то особые моменты богослужения ты чувствуешь, что находишься не в этом мире, а рядом с Богом, в Его благодати, свете, любви, милосердии, долготерпении. Ты рядом с Тем, Кто, несмотря на жизнь, которую ты ведешь, желает твоего спасения, ожидает от тебя каких-то шагов. При этом, несмотря на твою греховность, Он облагодатствует тебя Своей великой, бесконечной любовью.

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать