Таинства Церкви. О Таинстве Причащения (Евхаристии). Часть 1

21 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

- Мы продолжаем разговор о самом насущном и важном, что затрагивает сердца, души, помыслы, чаяния всех православных христиан. Во время Великого поста все стараются как можно чаще причащаться. За каждой Божественной Литургией мы слышим возглас священника: «Придите, ядите». Но у каждого священнослужителя разное отношение к тому, как должен причащаться православный человек, как готовиться к Причастию, как часто причащаться? Однажды я приехала в Рязань, и на службе батюшка мне говорит: «Исповедуйтесь». Я ответила, что исповедуюсь с радостью, но не могу причащаться, так как недавно была у Причастия. Батюшка спросил: «Когда вы причащались?», - а я отвечаю: «Две недели назад». «Две недели – это много. Если вы ничего не ели, то исповедуйтесь и причащайтесь, а потом уже прочитаете каноны». А в Москве мне говорили, что так нельзя. Какое Ваше мнение по этому поводу?

- Как в школе есть первый класс, второй, третий, есть девятый, десятый, так и в Церкви -  не может быть одного общего подхода и единообразия, потому что жизнь христианина индивидуальна, и унифицировать все очень сложно, но попробовать разобраться в этом необходимо. Мы пережили наследие советских времен. Тогда мало было храмов и священников. Будучи много лет в священническом сане, я только сейчас стал понимать, почему в наших приходах, даже в Москве, причащались постами и в двунадесятые праздники, а практики частых причащений не было. Даже не было практики причащения на Рождество и Пасху. Казалось бы, апофеоз Великого поста, Рождественского поста, Рождество Христово, Пасха, а люди не причащаются. Причащались накануне Рождества, в Великую субботу и Великий четверг. Было мало священников и очень много людей, поэтому не могли так часто всех исповедовать и причащать. Сейчас храмов стало больше, открылись семинарии, академии, выпускающие большое количество священнослужителей. Появилась возможность больше внимания уделять людям, народ стал читать книги и понимать, что Святое Причастие – это центральное место нашей жизни.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Литургия, Евхаристия – это ось мира, вокруг которой все крутится». Какое глубокое внутреннее богомыслие. «Я думаю, - говорил святой Иоанн, - что небо дождит и пшеницу произрастает только ради одного - чтобы совершалась Божественная Литургия. Все мироздание живет вокруг Литургии. Всякий день, который я провел без Литургии, считаю потерянным в моей жизни». И мы знаем из его практики, что он каждый день служил и причащался. Поэтому на иконах изображают праведного Иоанна Кронштадского с Чашей, что выражает его личное благочестие, священническую практику, которой он придерживался, и показывает отношение Церкви к Таинству Святого Причащения. Люди об этом читают, вникают в писания святых отцов, которые к этому призывают. Но прежде всего об этом нам говорит святое Евангелие: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь смерти не узрит во век» (Ин.6:53—57).

В дни перед Рождеством Христовым в храмах поют потрясающий тропарь: «Древо Жизни в вертепе процвело от Девы, Ее чрево стало мысленным Раем, и мы никако да умрем, но будем живы. Христос рождается прежде падший восставити образ». То самое Древо жизни, о котором Господь сказал еще в Раю, что вкушающий от него смерти не увидит вовек. Христос приходит в этот мир, воплощаясь, чтобы принести Древо жизни, сделать его доступным каждому христианину. Сегодня все ищут эликсир бессмертия, какие-то таблетки, различные приемы нетрадиционной медицины. Человек бесконечно беспокоится о своем здоровье, как будто он бессмертен телом. У нас бессмертная душа, но тело же немощное и тленное. А оказывается, эликсир бессмертия нам дарован Христом – это Святое Причастие. «Древо Жизни в вертепе процвело от Девы…» Три раза в день мы питаемся, поддерживаем свое тело, но душа также нуждается в питании. Ее питие, пища, ее жизнь – это Святое Причастие.

Частое причащение безо всякой подготовки – это тоже одна из крайностей. Русская Православная Церковь придерживается практики индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Как тело может умереть, если не питать его, так и душа человека, который редко причащается, не получает пользы. Причастие без всякой подготовки или с пренебрежением не является духовным подходом. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «Всякий человек да рассуждает, когда ест Тело Христово и пьет Кровь Христову». «Ядущий и пиющий без рассуждения – в суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29).

Когда у меня спрашивают, сколько дней нужно поститься перед Причастием, я отвечаю примерно следующее: если человек причащается редко, например, только в двунадесятые праздники, а то и два раза в году: на Рождество и Пасху, - пусть немножко потрудится и подготовкой для него станет четыре дня поста. Человек, который причащается чаще – раз в месяц, раз в три недели – пусть постится в пятницу и субботу. Есть люди, которые причащаются каждую неделю или за каждой Литургией. Например, сотрудники храма, певчие, алтарники – они все время находятся при храме, на богослужениях. Священник возглашает: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», - а никто не приходит. «Верою и любовию приступите», - а никто не приступает. Если человек чувствует желание причащаться на каждой службе, есть у него к этому тяга, стремление – почему бы и нет. Тогда спрашивается, как ему быть с постом? Постоянно поститься? Можно пойти навстречу человеку, так как он и так все время находится в подготовке, в храме, - отцы благословляют постный ужин накануне Причастия.

Когда речь заходит о беременных, больных, престарелых, то можно сказать, что состояние, в котором находятся эти люди, само по себе является постом. У них в силу разных причин (болезней, беременности, преклонного возраста) появляется масса ограничений, безропотное терпение которых является великой добродетелью и своеобразным постом.

В книге «Святой Варсонофий Великий и Иоанн Пророк» описывается интересный момент. Старцу задают вопрос: «Отче, во время поста я как разбитое корыто. Что делать?». Старец отвечает: «Если и семь раз в день будет человек есть по немощи, то не согрешит, если не будет роптать и не оставит самого главного – благодарности Богу». Не накладывать на себя во время болезни пост, а с благодарностью принять посланные Богом испытания и не впасть в ропот, уныние и отчаяние - это и требуется от больного.

- Недавно снимали фильм о храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Там служат единоверцы. Это Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Единоверцы - это старообрядцы, поминающие патриарха, находящиеся в лоне Русской Православной Церкви. За ними очень интересно наблюдать. В храме идеальная тишина. Во время Причастия нет суеты, толкотни. Как им это удается, ведь там тоже есть дети, но все молчат? А у нас батюшка Чашу выносит, и те, кто не причащается, уходят поболтать. В храме гул, шум, ропот. Совершается Таинство, нисходит благодать Святого Духа, поэтому ты, даже если не причащаешься, должен стоять благоговейно, молиться и впитывать в себя благодать. Насколько у единоверцев все идеально в плане поведения молящихся в храме? Как нам достичь такого благоговения?

- Это хороший пример, который обличает наши недостатки, встречающиеся в некоторых храмах. Не могу согласиться, что это происходит везде. Такое поведение, наверное, можно увидеть в храме, в котором больше «захожан», чем прихожан. Порой люди приходят, не понимая, куда они пришли. Сейчас рассуждают, нужны ли Основы Православной культуры, Воскресные школы для детей и взрослых. Они для всех нужны. Кто-то сказал: «Русь была крещена, но не просвещена». Православные телеканалы «Союз», «Спас», «Радость моя», а также журналы, газеты работают сейчас над духовным просвещением людей.

Был такой интересный случай. Приходит человек в церковную лавку, обращается к сотруднице и говорит:
- У меня супруга заболела, хотел бы о ней сугубо помолиться. Как это сделать?
- Надо поминовение заказать.
- Поминовение? Так ведь она еще живая!
- Поминовение бывает и о здравии, и об упокоении. Вам нужно о здравии.
- А что для этого надо, чтобы сугубую молитву прочитали?
- Давайте закажем сорокоуст, чтобы в течение сорока дней о ней возносилась сугубая молитва особым образом.
- Сколько?
- Сорок дней молятся.
- Я не пойму, она что, столько болеть будет?!
- Да нет, может быть, она быстрее выздоровеет – на все воля Божия, просто особая молитва будет за нее возноситься в течение сорока дней.
- Ладно, хорошо. Но мне надо домой сходить, потому что у меня столько денег нет.

Лавочница вообще ничего еще про деньги не говорила, не называла никакой суммы.
- Почему вы решили, что у вас столько денег нет?
- Но вы же сказали, что это «золотоуст»!

Послышалось человеку, что сорокоуст – это «золотоуст». Решил он за золотом сходить, чтобы о своей любимой супруге помолиться. Если таких людей во время службы больше, то человек стоит и вообще ничего не понимает, что в храме происходит. Он начинает то одного спрашивать, то другого.

Мы должны учиться благоговейному поведению в храме, беседовать с прихожанами, объяснять и всей общиной устанавливать в храме молитвенную атмосферу. Евхаристия, Святое Причастие – это не только твое личное дело, но жизнь всей общины, всего прихода. Если что-то мешает этому благочестию, общей молитве, то каждому нужно наводить порядок на своем месте, где он находится.

- Недавно стою в храме, входит мужчина, от которого сильно пахнет табаком. Я не удержалась и сказала: «Простите меня, но лучше бы перед входом в храм не курить». Правильно ли я поступила, сделав замечание?

- Человеку, зашедшему в храм впервые, говорить такое бесполезно. Если бы он пришел во второй, третий раз в храм, то, посмотрев по сторонам, принюхавшись, почувствовав особую атмосферу, он бы сам все понял. Так же, как и женщине в брюках, зашедшей в храм в первый раз, бесполезно о чем-то говорить, а зимой и вообще не надо. Наше отношение, порой неловкое и некорректное, не совсем уместно. Я бы протянул ему конфетку, мятную жвачку. То, что нужно воздерживаться от курения, когда идешь в храм, чтобы не создавать неудобство людям, человек сам поймет, когда станет со временем постоянным прихожанином храма.

У нас в храме есть служба консультирования. Увидев, что пришел новый человек, люди из этой службы могут подойти, пообщаться, подсказать. Во всем должно быть рассуждение: в поведении, разговорах, причащении. Думай, кому сказать, как, когда и какие из этого будут последствия. Тема Святого Причастия – это дело жизни. Поэтому тот, кто причащается редко, должен подумать о том, что надо чаще вкушать Хлеб Жизни, Эликсир бессмертия - Тело и Кровь Господа. Тот, кто причащается часто, должен стараться не потерять благоговения, чтобы принятие Святых Христовых Таин не стало обыденным делом, привычкой, повседневностью.

Когда нас рукополагали в священники, сказали: «Служите так, как будто это ваша первая и последняя Литургия». Если мы будем так относиться к Святому Причащению, как будто это наше первое и последнее Причастие: с любовью, подготовкой, благоговением, страхом Божиим, - то все это будет служить только во спасение души и тела. А всякому причащающемуся Бог в помощь! Об этом надо ревновать, молиться, готовиться к этой Встрече с Самим Богом. Своей Святыней, Телом и Кровью Христовой Он будет нас пронизывать, питать, просвещать, убелять.

Преподобный Серафим Саровский однажды сказал: «Если человек будет грешен и по своим грехам черен от макушки до пят, то постепенно, ревнуя о Святом Причастии, будет убеляться, просвещаться, омываться и, в конце концов, спасется». Вот как преподобный относился к Святому Причастию. Вот, что оно делает с кающимся человеком, ревнующем об исполнении заповедей, исправлении. Без Святого Причащения это невозможно, а причащаемся мы только по одной милости Божией. Один из наших авторитетнейших духовников отец Валериан говорил: «Кто бывает достоин Святого Причащения? Тот, кто осознает себя всецело недостойным приобщиться Святых Христовых Таин, потому что все мы причащаемся только по великой милости Божией». Бог всем в помощь!

- Слова, которые произнес отец Мелхиседек в конце программы, относятся не только к священникам, но и ко всем нам, потому что все мы должны входить в Церковь, как будто в первый раз или в последний присутствуем на Божественной Литургии.

 

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать