Таинства Церкви. О Евхаристии. Часть 4

14 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

 

— Великий Пост – самое благоприятное время для причастия. В этот период мы сугубо постимся, чаще молимся, посещаем храмы Божии, реже бываем в увеселительных заведениях, более усердно углубляемся во внутреннее содержание своей души. Поэтому в великопостные дни хотелось затронуть тему святого причащения, которое является важным краеугольным камнем в жизни каждого христианина. Когда мы с Вами рассуждали о том, что во времена советской власти многих священников упрекали в сотрудничестве, Вы сказали, что все это покрывается возможностью Церкви причащать людей.

—  Каждый будет отвечать за свои грехи и деяния, которые остаются на его совести, но священноначалие Русской Православной Церкви, многие священнослужители старались всеми возможными способами, иногда переступая через какие-то границы, сохранить Церковь и Божественную литургию, чтобы народ Божий имел возможность причащаться Святых Христовых Таин. Этот самоотверженный путь и труд священников должны оценить историки и богословы Церкви, рассудив, кто был прав, кто виноват. Иногда мы слишком преувеличиваем полномочия, но такова сущность человека, его духовное и душевное несовершенство. Даже у святых отцов бывали некоторые расхождения во мнениях, но это никаким образом не умаляет их святости.

—  Начинается Великий пост, но жизнь не заканчивается. Люди продолжают ходить на работу, в их жизни случаются праздники (именины, дни рождения, юбилейные даты). Как Вы считаете, нужно ли такие праздничные мероприятия, выпадающие на Пост, переносить на другое время, или же их можно отмечать и во время Поста?

—  Во время Великого поста мы отмечаем два великих праздника: Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Церковь не отменяет эти праздники, которые связаны со Спасителем, Пресвятой Богородицей и раскрывают нам духовное домостроительство и приоритет Церкви. День рождения – это дар Божий, о котором не нужно забывать. Может быть, не так роскошно, широко, но скромно можно отметить это торжество и возблагодарить Бога за тот дар жизни, который Он дал человеку, отмечающему свой день рождения. Мы не аскеты, не монахи, хотя, может быть, кто-то стремится к монашескому подвигу - всецело принадлежать Христу. В Псково-Печерском монастыре, например, именины монахов, иеромонахов, архимандритов, как правило, не отмечаются, только во время Литургического богослужения предстоятель кратко поздравляет именинника и преподносит ему просфору, никаких торжеств и застолий нет.

Но мы с вами живем в светском мире, и у нас несколько другие отношения, чем в монастыре. В эти дни, данные нам Богом, как особые дары, мы можем встретиться со своими любимыми, дорогими людьми и побыть во время скромного застолья друг с другом, поделиться своими духовными и не духовными впечатлениями, поддержать друг друга. Можно более глубоко христианизировать наши праздники. Я убежден, что христианин не будет пьянствовать, отмечая свой день рождения.

В двунадесятые праздники, выпадающие на постные дни, Церковью разрешено есть рыбу. Не знаю, насколько правильно я поступаю, но в день рождения или именины я разрешаю своим прихожанам вкушать рыбу, считая, что этот день - своего рода двунадесятый праздник для человека, ведь он касается дара жизни. Если это день рождения – жизни физической и душевной, а если именины, то духовной. Но ни молочной, ни мясной пищи в этот день вкушать непозволительно.

—  Столько веков совершается Божественная литургия, и люди причащаются. На протяжении всего этого времени мнения по отношению к причастию менялись. Некоторые священники говорят, что причащаться надо редко. В XVIII веке обязательным условием было причащаться раз в год в Великий пост, что фиксировалось в специальных книгах. Сейчас тоже встречаются священники, которые говорят, что причащаться надо не очень часто: необходимо тщательно готовиться, долго говеть. Есть другие священники (к числу которых относитесь и Вы), которые полагают, что причащаться надо часто. Какое мнение по этому поводу в современной Церкви? Ведь люди не знают, как правильно поступать, какому совету следовать. Сейчас Церковь пришла к какому-то общему знаменателю, или нужно причащаться так, как советуют наши духовные наставники?

—  Я благодарю Бога за то, что мы живем в такое время, когда в Церкви происходят серьезные, положительные, на мой взгляд, изменения в отношении взглядов на некоторые вопросы и проблемы. В частности, это касается причастия. Сейчас священноначалие вместе с архиереями стараются эту традицию выровнять, приблизив к традиции древней Церкви и пониманию того, что такое причастие и что такое Евхаристия, при этом не мешая пастырям в их духовничестве. Мы получили документ Предсоборного присутствия Церкви, связанный с вопросом причащения Святых Христовых Таин, в котором написано, насколько часто может причащаться христианин.

По большому счету, кто из нас достоин причастия? – Никто. Даже святые, отмеченные Богом, всегда считали себя недостойными принимать Святые Христовы Тайны. Тем более мы, обмирщенные люди. Но Евхаристия и принятие Святых Христовых Таин – это наша жизнь. Как мы принимаем пищу для поддержания жизнедеятельности своего организма, так же причастие поддерживает те животворные душевные и духовные силы, которые необходимы для борьбы с нашими страстями, похотями, обмирщением. Я глубоко убежден, что если бы по праву священнослужения у меня не было дара часто причащаться, то я давно находился бы в пропасти, валялся в грязи. Само причастие удерживает меня от головокружительного грехопадения. Я это ощущаю всеми клеточками своей души.

Понимание серьезности этого вопроса, безусловно, было в древней Церкви, жившей в языческом мире. Слава Богу, что современная Церковь, живя в неоязыческую эпоху, возвращается к древнему осознанию того, что такое Причастие в нашей жизни. Наше священноначалие старается сделать жизнь литургичной, благословляя частое причащение. Церковь видит, что в этом есть сила, которую дает Господь на противостояние современному языческому миру. Благодаря этому благословению священноначалия, мы из «сектантов» стали добрыми православными христианами и пастырями. Некоторые, кто придерживался традиции редкого причащения, перестанут нас считать сектантами, когда все придет к единообразию.

Преподобный Серафим Саровский, живший как раз в XVIII веке, на вопрос, как часто надо причащаться, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Но, безусловно, решение этого вопроса остается на усмотрении духовника, потому что мы совершаем разные неблаговидные поступки, за которые древняя Церковь отлучала от Причастия на много лет. Согласно традиции старцев (архимандрита Иоанна Крестьянкина и других), которой я придерживаюсь, если человек совершил смертный грех, то мы отлучаем его от причастия не на десять или пятнадцать лет, а лишь на сорок дней с чтением покаянных канонов, и после этого срока причащаем, если он воцерковлен. Невоцерковленного человека мы сразу допускаем до причастия, потому что ему будет очень трудно выдержать даже такую легкую епитимию. Он может больше не прийти в храм и умереть без причастия, а ответственность за это ложится на священников. Вне зависимости от того, как человек относится к причастию, оно дает ему жизненную энергию, ожидает он того или нет. Безусловно, если человек будет причащаться в полной нераскаянности, то причастие послужит ему в суд и в осуждение. Я рекомендую людям, которые редко причащаются Святых Христовых Таин, с истинным раскаянием в своих грехах подходить к Чаше Господней.

—  Недавно в интернете читала дискуссию священников и людей, имеющих отношение к издательской работе в Церкви, о подготовке к причастию. Речь шла о посте: поститься или не поститься. Один священник написал, что благословляет не поститься в субботу и вкушать мясо. Пост – это главное при подготовке к причастию?

—  Преподобный Серафим Саровский незадолго до своей кончины говорил о том, что очень многие беды совершаются в России потому, что русский народ перестает поститься. Пост – это божественное установление, которое передано нам через святых отцов. Но в Церкви есть такие понятия, как акривия и икономия. Акривия – это строгое следование канонам. Если мы пойдем по этому пути, то станем законниками. Поэтому, учитывая состояние сегодняшнего мира, старцы говорили о том, что мы должны поститься три дня. Я ссылаюсь на светлую память старцев архимандритов: Иоанна Крестьянкина, Серафима Тяпочкина, Тавриона Батосского. Отец Иоанн говорил, что в три дня поста входит среда и пятница, а в субботу человек, который желает причаститься Святых Христовых Таин, не должен вкушать мясной пищи. Примерно до шести часов вечера можно вкушать молочную и яичную пищу, а с шести часов нужно поститься. Вот так отец Иоанн и другие старцы предлагали поститься человеку перед причастием. Конечно, нужно выполнять молитвенное правило перед причастием. Архимандрит Тихон Шевкунов в книге «Несвятые святые» описал один интересный случай из своей жизни. Однажды он то ли не прочитал молитвы перед причастием, то ли едва прочитал. К нему подошел митрополит Варнава Чебоксарский и Чувашский и стал рассказывать о том, как важно читать молитвы перед причастием и что бывает с теми, кто не читает, обнаружив, таким образом, свою прозорливость. Поэтому важно подготавливать себя молитвенным трудом к причастию.

—  Если мы часто причащаемся, то часто постимся, соблюдаем правило. Не станет ли наш поход к причастию и чтение молитв механическим?

—  Все зависит от того, как человек относится к молитве. Если он понимает, что молиться нужно с усердием, стараясь не потерять внимания и сосредоточенности, такая молитва не превратится в механичное вычитывание. А для человека, который, как фарисей или законник, пытается исполнить правило ради правила, не углубляясь в смысл произносимых слов, молитва станет формально и не будет приносить духовной пользы.

—  Для младенцев и детей, причащающихся во время поста, есть какие-то особые правила перед причастием?

—  Мы не рекомендуем причащать младенцев, которые не вкушают твердую пищу, в среду и пятницу Великого поста, потому что в эти дни причащают Преждеосвященными Дарами. Вино, в которое мы опускаем Тело и Кровь Господню, не становится Кровью. Оно освящено Телом и Кровью Христовой, но это не Кровь. А младенцев нужно причащать Кровью Христовой. Великим постом их можно приносить к причастию в субботу, воскресенье и в праздники.

—  Кому позволительно иметь послабление во время Великого поста?

—  Больным людям, беременным женщинам и питающим грудью своих детей.

 

Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:30
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать