Таинства Церкви. О Евхаристии. Часть 3

7 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

- Божественная Евхаристия - Таинство Таинств. Эта настолько тонкая, глубокая тема, что человеческий язык не в состоянии передать весь сакраментальный, мистический спектр Божественной литургии, о которой, как мне кажется, очень трудно сказать правильное, глубокое слово. Поэтому я с трепетом приступаю к разговору о Божественной Евхаристии. Но прежде  хотел бы поздравить всех православных христиан, всех людей, которые осознают себя русскими, с праздниками Рождества Христова, Новолетия и Крещения Господня.

На празднике Крещения Господня хочу остановиться подробно, потому что мы сегодня будем говорить о Евхаристии. У него есть и второе название – День просвещения. Обычно в этот день древняя Церковь крестила в купели крещения взрослых людей: тех, кто прошел катехизаторскую школу, изучил основы православной веры – Катехизис, отчасти Священное Писание и чуть-чуть Ветхого Завета. «Чуть-чуть» – потому что, как говорил преподобный Серафим Саровский, к Ветхому Завету возможно и нужно приступать только тем людям, которые уже свободно умом плавают в волнах Нового Завета.

Также этот праздник назван Богоявлением, потому что в этот день Сама Пресвятая Троица явилась миру во время крещения пришедшего во плоти Второго Лица Пресвятой Троицы – Сына Божиего, Господа Иисуса Христа.

Как мы помним, Иоанну Предтече, который был вызван Богом из пустыни, где он скрывался на протяжении тридцати лет, был глас от Бога: «На ком увидишь Духа Святого, сходящего в виде голубя, тот и есть Мною посланный Сын Божий». Иоанн Предтеча засвидетельствовал, что видел Духа Святого, сходящего в виде голубя на главу Господа Иисуса Христа. Бог Отец явился во гласе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».  Таким образом Сама Пресвятая Троица явилась в этот день. И я поздравляю всех с этим чудным и пресветлым праздником Богоявления Господня.

У нас есть четыре особенно чтимых праздника. Все двенадцать праздников почитаемы, но самый главный из них – это Пасха Христова. Мы будем отмечать ее в этом году двенадцатого апреля, поэтому пост на Петра и Павла будет несколько длиннее: он зависит от ранней или поздней Пасхи. На втором месте в нашей Православной Церкви стоит Рождество Христово,  а в Католической Церкви оно стоит на первом месте.

- И сейчас приобретает какой-то маркетинговый смысл: все стремятся бегать по распродажам, делать подарки. Мне кажется, смысл праздника в Западной Церкви уходит.

- Да, все внимание обращается на внешнюю сторону. В каком-то смысле этот же недуг присутствует и у православных, и вообще в нашем Отечестве. Вот сейчас перед Новым Годом, Рождеством все пришло в бурное движение: все ищут подарки, елки, украшения. Тем не менее Рождество – второй по величине праздник. Потом Троица, когда мы особым образом украшаем храм зеленью, березками, цветами. День, когда совершилось не только схождение Святого Духа на учеников и апостолов, но также и явление Святой Троицы. Этот  праздник назван также Днем рождения Церкви, потому что именно с этого времени Божественная литургия стала совершаться повсеместно. И четвертый из самых почитаемых – светлый праздник Богоявления, Крещение Господне.

Евхаристия –тоже Богоявление в прямом смысле слова, то есть вхождение в тайну и Таинство Пресвятой Троицы. В храме, где я являюсь настоятелем, иконостас немножко укорочен для того, чтобы люди, народ Божий, полноценно участвовали в Божественной литургии, чтобы была связь народа со священником-предстоятелем или со священниками, окружающими престол: когда люди видят священнослужителей, им легче участвовать в молитве. Когда врата заграждают священство и тех, кто прислуживает в алтаре, народу становится непонятно, что же там происходит. А для нас, священников, которые поражены теми же человеческими немощами, возникает соблазн побеседовать во время богослужения – что неправильно. При низких царских вратах уже особенно не побеседуешь: неудобно перед народом Божиим - волей или неволей сосредотачиваешься на молитве.

Эта связь, единение народа Божиего со священником, подчеркивается и, как мне кажется, должна быть подчеркнута в церкви. Святейший Патриарх Кирилл на последнем епархиальном собрании говорил о народном пении во время Божественной литургии. Дело не просто в том, чтобы ответить на нужды людей, желающих участвовать в богослужении, но в понимании Святейшим Патриархом, что каждый член Церкви должен по возможности участвовать в богослужении.

- Прихожане должны петь вместе с хором или только то, что обычно – Символ веры, «Отче наш»?

- Петь все, что поет хор, начиная с ектении «Господи помилуй», «Аминь» и так далее, и все песнопения, которые совершаются во время богослужения. Божественная литургия мало изменяема, мало нового может быть в ней, кроме тропарей, кондаков и еще каких-то нюансов. Божественная литургия канонична, текст ее многие знают наизусть и могут участвовать в ней как хор.
Святейший Патриарх, понимая, что все должны участвовать в богослужении, призывал нас к созданию народных хоров, обучению народ песнопениям, которые совершаются во время Божественной литургии. Все это делается для того, чтобы богослужение стало понятнее. Кто-то из известных современных греческих богословов написал книгу «Вхождение». Вхождение куда? В богослужение, в храм, в тайну Пресвятой Троицы, в брак с Ней. Чувствуете, до какого уровня поднимает нас с вами Божественная литургия?

С чего начинается Евхаристия? Евхаристия – значит благодарение. Хочу остановиться на этом термине. Апостол говорит: «Всегда радуйтесь в Господе». Господь Иисус Христос совершил подвиг искупления первородного человеческого греха и открыл для нас врата в Царствие Божие – это же большая радость. Кто-то из богословов сказал: «На небе Христос заколается Богом Отцом, а на земле это торжество». Агнец Божий заколается ради нашего спасения, поэтому благодарением названо Таинство Евхаристии. Это праздник, это торжество Иисуса Христа здесь, на земле, это жизнеутверждение.

Во время Евхаристии часто можно видеть плачущих людей. Если это слезы от радости или от осознания того что немощный, греховный человек прощен Богом и милости у Господа нет числа – это одно состояние. А если уныние от грехов – неправильное состояние. Некоторые доходят до духовного безумия, думая, что есть какие-то грехи, которые Господь не может простить. Это не так. Надо идти на исповедь, надо покаяться, сказать: «Боже, милостив будь ко мне, грешному, я совершил такой-то и такой-то грех».

Каждая кафизма в Псалтири заканчивается молитвой к Богу, и в одной из них перечисляются разные страшные грехи. Но в этих молитвах чувствуется и надежда, что Господь прощает грехи. Нам нужно помнить, что первым гражданином Царствия Божия стал благоразумный разбойник. Несколько раз во время Великого Поста прославляем Марию Египетскую, блудницу, потому что она – пример покаяния и раскаяния, и этот подвиг покаяния прославляется Церковью. Нет такого греха, который не мог бы быть прощен Богом.

Можно плакать от радости, от благодарности Богу за то, что Он имеет такое бесконечное милосердие. Мы даже не можем осмыслить его во всей полноте. Представьте: я был бы приговорен и осужден на пожизненное заключение, а некто приходит и освобождает меня от тюрьмы и каторги. Неужели бы я не был благодарен ему? Господь пришел освободить нас от плена ада, от плена греха.

 

Ведущая: Любовь Акелина

Расшифровка: Лилит Мазикина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:30
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать