Таинства Церкви. День Святой Троицы. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

22 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем говорить о празднике Троицы. В прошлой передаче мы отвечали на вопросы, которые имеют большое значение для многих зрителей. Неправильно было бы считать, что наш канал смотрят только воцерковленные люди, которые разбираются во всех тонкостях церковной жизни. Нас смотрят и люди, которые только приходят в Церковь и хотят что-то понять. Батюшка, благодарю Вас за то, что Вы очень серьезно отвечаете на такие, казалось бы, мелкие вопросы, потому что, как известно, мелочей в духовной жизни не бывает.

Уже близится Петров пост, но прежде чем говорить о нем, все-таки хотелось бы поговорить хотя бы немного о празднике, который считается одним из самых главных праздников Церкви, – празднике Святой Живоначальной Троицы. Почему Живоначальной?

– Это праздник жизни. Об этом говорит даже цвет: мы украшаем храм зелеными березками, растениями; ризы священников зеленого цвета. На пятидесятый день после Пасхи апостолы (после вознесения Господа) находились в ожидании – Господь обетовал им, что на них снизойдет Дух Святой. Находясь все вместе (с Божией Матерью), они пребывали в молитве. Как сказано в Книге Деяний апостолов, в третий час дня (по древнееврейскому исчислению; по нашему исчислению времени это около 9 часов утра) апостолы услышали шум с неба – и в виде огненных языков Дух Святой сошел на каждого из них. Они озарились благодатью Святого Духа, и каждый из них стал говорить на различных языках, которых не знал раньше.

Пятидесятый день после Пасхи широко праздновался иудеями, это был большой праздник, в Иерусалиме было множество народа. И все удивлялись, что происходит с апостолами. А те пребывали в радости и благовестии Христовом – Господь чудесным образом дал такой дар апостолам: проповедовать слово Божие на языках тех народов, которые присутствовали тогда в Иерусалиме и окрестностях. Потому что апостолам предстояло, родившись Духом Святым, созидать Церковь, распространять слово Божие по всему миру. Поэтому этот праздник еще называется днем рождения Церкви.

Церковь действительно открывает нам совершенно новую перспективу – вечную жизнь. И вот это приобщение к вечности символично в пятидесятый день. Как и пятидесятый год у евреев тоже был особым, юбилейным, в котором, например, отпускались долги должникам, выпускались на свободу заключенные. В воспоминание этого дня покоя (семь седмиц (седмица – семь годов)) Святая Церковь дает нам возможность проникнуться тайной нового бытия, которое Церковь несет для людей. Господь через Церковь спасает человека, приобщая его к вечности. Не случайно календарь церковного года сориентирован и на Пятидесятницу тоже. Мы смотрим: неделя по Пятидесятнице такая-то. Это очень важная веха, очень символичный тайный образ нового бытия в Церкви, новой жизни, которую принес Господь. Поэтому прежде всего мы называем этот праздник Пятидесятницей.

Во времена золотого века русской духовности (XIV век, время преподобного Сергия), когда появилась знаменитая икона Андрея Рублева, на Руси этот праздник стали именовать днем Святой Троицы. Это тоже не случайно. И во многих значимых городах нашей Родины строились Троицкие соборы как центральные соборы. Конечно, явление Святого Духа дополнило учение о Троице для апостолов и для нас. То есть мы не просто узнали о том, что Святой Дух есть, но он проявился в своем действии через озарение апостолов. И мы приобщаемся к этому апостольскому дару Святого Духа через таинства.

Соответственно, учение о Троице здесь тоже является центральным. Икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, символизирует осознание нашей веры и вообще жизни Бога, Его действия в мире, Его замысел о спасении (Предвечный Совет) и совершение этого замысла, создание Церкви на земле и действие Бога в мире через Церковь, через благодатные таинства, через молитвенное обращение к Богу. Все это символизирует образ Святой Троицы, который написал Андрей Рублев. И он так закрепился в сознании русских людей, что центральной иконой этого праздника стала икона «Троица».

Важность приобщения к Святому Духу даже понудила наших гимнотворцев и святых отцов, кто созидал богослужебный строй Церкви, следующий день (понедельник) назвать Духовым днем, когда мы вспоминаем «виновника» этого праздника.

– А вот храмов, посвященных этому празднику, очень мало. Я знаю только в селе Шкинь Коломенского уезда Московской губернии.

– Нет, почему? Храмы называют в честь сошествия Святого Духа на апостолов.

– Да. Или кратко: Духовской.

– В Троице-Сергиевой лавре есть Духовской храм, который был построен сразу после Троицкого собора.

– Их единицы.

– Может быть, не так много, как Успенских, но они есть.

– Просто, наверное, действие Святого Духа очень сложно для понимания.

– Серафим Саровский сформулировал самый важный в спасении человека и человечества аспект духовной жизни – приобщение к Святому Духу. Нужно не просто знание о Боге; ведь и бесы знают, веруют и трепещут, потому что они наблюдают духовный мир. Но важно приобщение к Богу, к Святой Живоначальной Троице – к этой жизни, к этой силе, обновляющей, освящающей человека, преображающей его в нового человека с новыми свойствами, которых ожидает от нас Бог. Он вложил в нас залоги любви, милосердия, жертвенности, служения, сострадания и много других совершенно высочайших свойств, которые свойственны Богу; Господь ожидает и в нас рождения, укрепления и развития этих свойств.

Приобщение к Святому Духу – это важнейший аспект духовной жизни. Поэтому Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни – стяжание благодати Святого Духа. И каждый человек в своей жизни должен очень внимательно наблюдать, какими поступками, какими добрыми делами он привлекает благодать Святого Духа и от каких дел, мыслей и поступков эта благодать отходит от человека. Причем мы физически это ощущаем. Хотя человеку, который еще только на пути становления духовной жизни, не совсем правильно было бы ориентироваться на ощущения.

Замечу интересную деталь. Когда апостолов видели говорящими на разных языках, кто-то высказывался, что они пьяны. Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, ибо сейчас третий час дня, но исполняется пророчество пророка Иоиля об излиянии Духа Святого». Такая интересная деталь: апостолы говорили на языках, но каждый из них ожидал, пока скажет другой. Один из толковников говорит, что это не какое-то хаотичное действие людей, не управляемых ситуацией. То есть они не были в каком-то экстазе, беспорядочном крике или говорении, но с вниманием и почтением относились к слову ближнего; у них было не просто какое-то восторженное чувственное состояние, но это было действие Святого Духа, которое позволило им сократить расстояние между собой как личностью и Богом. То есть они пребывали в молитве, причем в совершенной молитве. Господь дал им почувствовать и понять, что Он близок, Он их понимает и слышит. И Он дал им дар, который разрушил все языковые, понятийные препятствия.

Действие Святого Духа в Церкви – такое: оно приобщает человека к Богу. Вспомним Марию Египетскую, которая ушла в безжизненную пустыню умирать.

– Удивительная святая!

– Ведь она не приготовилась, не взяла с собой палатку, например, или еще что-то. Девушка покаялась, поняла весь трагизм своей жизни и ушла умирать, надеясь на Бога. Она не знала ни Евангелия, ни молитв. И в этом подвиге плача и покаянного предстояния перед Богом она удостоилась благодати Святого Духа, Который научил ее всему. Старец Зосима, когда посещал ее, был убежден, что она все знает: и как его зовут, и что происходит в монастыре. Она знала слово Божие, цитировала Евангелие.

Больше скажу. Иоанн Златоуст, когда пишет предисловие к толкованию Евангелия, говорит, что Евангелие – это вспомогательное средство для спасения. То есть Господь вынужден был дать нам Евангелие, и, слава Богу, мы приобщаемся к слову Божьему, начинаем понимать учение Христово. Но на самом деле в Духе Святом каждый из нас должен познать истину – тогда мы действительно поймем волю Божию.

А поскольку мы немощны, наша природа испорчена грехом, мы не должны доверять себе, понимая свою испорченность. Через призму покаяния, через призму надежды и веры в Бога мы приобщаемся к Его слову. Мы идем в церковь, каемся и через таинства обретаем силу, чтобы созидать, обновлять себя. Вот тогда идет духовное возрождение, наша слепота упраздняется, и мы начинаем зреть истину, начинаем понимать многие вещи, которые имеют глубочайший смысл, замысел, нам открываются тайны веры. Но это путь. И начало пути – этот праздник рождения Церкви.

Каждый из нас, подражая апостолам, тоже может приобщиться к Святому Духу через таинства, которые преподаются в Церкви (таинство Крещения, таинство Соборования, которое помогает нам очиститься от забытых грехов). То есть Церковь все делает для того, чтобы обновить нас и чтобы никакой малейший или забытый грех нас каким-то образом не отдалил от Бога.

Поэтому начало жизни Церкви, ее миссии – в этом празднике. И Дух Святой вспоминается на следующий день, в понедельник, именно для того, чтобы мы запомнили, что является целью христианской жизни.

– Скоро начнется пост. Пост – это таинство?

– Пост – это не таинство, конечно.

– Как правильно относиться к посту?

– Архимандрит Павел (Груздев) говорил так: «Можно есть все, только людей не ешь». Пост напоминает человеку о том, что у него должна быть способность к воздержанию от греха. Если у тебя есть такая способность – не грешить, когда перед тобой какое-то искушение или соблазн, тогда пост для тебя является подспорьем, упражнением, чтобы твоя воля всегда выбирала лучшее, добро, волю Божию. Конечно, пост для каждого христианина индивидуален, но есть устав для общего потребления. Потому что Церковь изучила человеческую природу, прекрасно знает силы человека: сколько мы можем выдержать в посте, сколько не можем. Всё святые отцы предусмотрели.

В идеале, согласно уставу, мы должны воздерживаться от молочного, мясного. Но есть более строгие посты, как Великий пост, а есть более щадящие, как апостольский (или Петров) пост, в который мы сейчас вступаем, когда можно есть рыбу для укрепления своих сил.

Думаю, все связано с воспоминанием апостольского поста. Апостолы после получения Святого Духа разошлись по всему миру для проповеди. Так и мы, приобщаясь к таинствам Святого Духа, не должны сразу, радуясь, вдаваться во все тяжкие. Мы должны, радуясь, концентрироваться и быть более внимательными, чтобы не потерять благодать Святого Духа. Потому что, бывает, мы порой исповедуемся, причастимся, выходим из храма, расслабляемся – и благодать Святого Духа отходит; нам сразу печально, радость уходит, и появляется какая-то пустота и темнота в душе. Опять плачем, опять страдаем.

Вот чтобы мы не страдали и не плакали, Святая Церковь помогает нам научиться максимально удерживать плоды Святого Духа, удерживать благодать, которая приходит в наши души, в наши сердца. И пост этому подспорье – пост помогает нам не загружать свой желудок, не помрачать свой ум испарениями от желудка, не отягощать свое тело. Молитва становится более легкой, когда человек не отягощен едой. Пост – это замечательное подспорье к тому, чтобы мы сохраняли благодать Святого Духа, которая дается нам в Церкви.

Сейчас появилось много новаторских идей; мол, слишком много постов в Церкви, наша человеческая природа хилеет, мы становимся немощными. Но, поверьте, если мы эту планку духовного совершенства, которую поставил нам Господь, будем снижать, мы ее снизим до совершенно ужасных уровней. Поэтому те, кто не может поститься так, как положено уставом, может покаяться и сказать: «Господи, прости меня за немощь». И каждый раз нужно говорить об этом на исповеди. Но нужно найти свою меру поста, чтобы пост был на пользу духовную. А если мы научимся постоянно себя оправдывать и извинять, то наша воля станет очень слабенькой, и дальше мы будем во всем себя извинять. Ведь все из мелочей складывается. Будь верен в малом – будешь верен во многом. Можно в чем-то воздерживаться; например, телевизор меньше смотреть, освободить свой мозг от бесконечной ненужной информации.

– От мяса можно воздержаться. Это будет даже полезно.

– Сейчас врачи говорят, что после тридцати лет вообще мясо не очень полезно. В любом случае у каждого своя мера, здоровье и возможности. Святая Церковь дает высшую планку и стремится, чтобы мы были совершенны, чтобы мы, как спортсмены, могли сразу достигнуть серьезных результатов. Но кто-то не может быть профессиональным спортсменом в силу своей конституции, например. Поэтому людей не ешь. А если немощный – подкрепляй себя пищей.

Игнатий (Брянчанинов) писал в своих письмах, что чрезмерный пост хуже, чем объедение, потому что человек чрезмерным воздержанием лишает себя силы молитвы. Ум все-таки требует определенного питания, чтобы мы внимательно молились, разговаривали с Богом и делали добрые дела.

Поэтому мера все красит. А исключения обсуждаются со священником, духовником, и находится такое решение, которое будет компромиссным: с одной стороны, не будет ослаблять нашу волю, с другой стороны, не будет ввергать нас в немощь телесную, когда мы не сможем работать, исполнять свои обязанности перед родственниками, перед государством и обществом. Поэтому пусть восторжествует рассудительность в посте, и пусть плоды поста приведут к духовным результатам.

– Это очень важно, потому что, как ни странно, разговоры о посте обычно сводятся к продуктам. Хотя уже множество раз говорилось, как поститься больным, младенцам, военным, людям, исполняющим какие-то тяжелые физические обязанности. И за этим забывается, что надо поменьше смотреть телевизор, поменьше бывать на каких-то увеселительных мероприятиях, побольше себя сдерживать. Священники говорят, что самый распространенный грех в наше время – раздражительность. Люди раздражены транспортом, невниманием близких, жарой, заботой о завтрашнем дне. Проблем действительно много, и люди раздражаются.

– Иоанн Лествичник называет раздражительность безобразием души.

– Безобразие души у нас происходит каждый день.

– Потеря образа в душе. Безобразие, беспорядок. Изнеможение души, которая не может сконцентрировать свое внимание на случившемся событии.

– Батюшка, дайте, пожалуйста, совет, как не выпасть из образа? Как постараться погасить в себе раздражительность? Что монахи советуют?

– Мы должны снисходительно относиться к своей природе и понимать ее испорченность. Нужно потерпеть и постараться приложить максимальные усилия к тому, чтобы эту раздражительность не выплескивать, а сохранять внутри. И уже с этой своей внутренней болячкой бороться правильными «лекарствами», то есть помыслами, оправдывающими событие, которое тебя раздражает, отстранением от участия в этом событии молитвой, чтобы дальше не раскрутиться на эмоции.

Вообще пост – это целожизненное во многих аспектах упражнение к обновлению мироощущения. Мы воздерживаемся и от информации в этот период. На Афоне, например, братия в монастырях практически не разговаривает несколько дней во время поста; только по существу. Это освобождает мысли, сердце человека от ненужной информации и помогает сосредоточиться на главном (или переосознать себя, всмотреться в себя). В молчании человек приобщается к созерцанию: он созерцает свои мысли, свое духовное состояние, он более чувствует радость или скорбь. Все требует некого обновления. Потому что наша природа, будучи поражена грехом, искажает правильное мироощущение.

Поэтому Вы совершенно правильно говорите, что пост объемлет многие аспекты, и он поможет каждому из нас не только бороться с раздражительностью, но и обновить радость, обновить молитву, обновить все жизненные рецепторы, которые нас связывают с этим миром, с этой жизнью.

– Батюшка, сердечно благодарю Вас за очень интересную и содержательную беседу. Прошу Вас дать некие наставления на пост нашим зрителям.

– Мне хотелось бы, чтобы каждый из нас, живя в Церкви, не думал о том, что мы просто слушаем какую-то лекцию. Мы – участники жизни Церкви, и каждый из нас может приобщиться к великой миссии служения Богу посредством служения ближним в Церкви. Апостолы, перед тем как выйти на проповедь, постились. Давайте постараемся время поста провести благочестиво, с максимальной пользой, чтобы потом, при наступлении обычных дней, мы могли воспользоваться этой силой, которой укрепимся. И так же, как апостолы, нести в мир радость, спасение, помощь, любовь, подражая Богу. Пусть этот пост поможет раскрыться нашей личности и понять, что Господь от нас хочет, как мы можем послужить Богу и людям на том месте, на котором мы поставлены Богом в этой короткой жизни, что очень быстро проходит. Поэтому желаю всем нам с пользой провести эти дни.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00
  • Среда, 22 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать