Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

25 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы телезрителей.

Первый вопрос: «Что делать с артосом? Можно ли его давать мусульманам? И можно ли его сразу съесть, как получил?»

Лично я всегда его храню на всякий случай (кладу в холодильник).

– Все, что касается церковной атрибутики и церковных вещей, то некрещеным людям мы не даем ни святую воду, ни крещенскую воду, ни артос, ни просфору. В жизни Церкви участвуют члены Церкви.

Относительно использования артоса... После молитвы на освящение артоса мною читается такая аннотация (из нашего Требника): «келарь (ответственный за питание братии в монастыре) приносит артос в трапезную, раздробляет и дает братии для вкушения». Это свидетельствует о том, что артос употреблялся сразу. Поэтому слишком завышенное отношение к этой святыне неверно. Дело в том, что антидор и просфора даже выше, чем артос. Потому что артос – это часть хлеба, которая выделялась как часть Господня за трапезой. У апостолов был такой обычай: они за трапезой одну часть хлеба символически выделяли для Христа и потом эту часть хлеба распределяли между собой.

В молитве на освящение артоса читается, что этот хлеб будет во здравие души и тела. Потому что артос был в крестных ходах, он лежал перед царскими вратами на солее. Это освященный хлеб, такой же, как мы вкушаем во время литии. А раздаваемый во время литии хлеб мы вкушаем даже не натощак. Поэтому да, это освященный хлеб, который мы принимаем с верой во здравие души и тела, но хранить его целый год как чрезвычайную святыню не совсем верно. Ведь у нас есть и просфоры, и антидор.

– А раздавать мусульманам, естественно, не надо? Какая в этом необходимость – не понимаю. Думаю, они его и сами не примут.

– Конечно. С ними можно по-соседски разделить трапезу, пригласить на обед или ужин, пообщаться.

– Я, как все коренные москвичи, жила в коммуналке, и с нами жили татары. Знаете, они на свои праздники готовили потрясающие беляши, я до сих пор помню этот невероятно вкусный запах, который стоял на общей кухне.

– Угощали?

– Да, угощали. И когда у нас была Пасха, мы красили яйца, пекли куличи и их тоже угощали, а они с радостью это принимали. То есть такая общая трапеза была всегда. И жили мы спокойно, очень мирно и дружно, уважая друг друга.

– Так и надо. Они – наши соседи, и надо поддерживать добрые соседские отношения.

– Никаких обостренных отношений ни у русских, ни у татар не было.

– Мне кажется, сейчас просто накручивается некое противостояние, а в простой жизни его нет, если его не накручивать искусственно.

– Да, мы жили, уважая друг друга, и не было ни малейшего повода друг друга обижать или оскорблять по национальному признаку.

Следующий вопрос: «Расскажите, пожалуйста, о записках в Церкви: чем отличаются простые от заказных? Что такое молебен и панихида и как правильно их заказывать?»

– Святитель Феофан Затворник Вышенский пишет, что когда вы только вознамерились помянуть ваших родных и близких, ваша молитва уже пошла. В храме мы подаем поминальные записки о своих родных и близких, эти имена потом читаются в алтаре священником (если записок слишком много – и диаконами, и алтарниками, и помогающими в храме). Но самое главное, написав свою записку, не надо думать, что дело сделано. Святитель Феофан говорит: «Во время литургии свою молитву соедините с молитвой священника, тогда она будет доходить до Господа». Поэтому не надо формально относиться к этому.

– А сейчас в основном так делают: пишут записки и уходят.

– Да, и сами не принимают участия в литургии. А надо самим молиться.

Заказная записка от простой отличается только мерой вашего участия: заказная записка дороже, ваше пожертвование больше.

– Говорят, что заказные записки читают на проскомидии.

– Если их небольшое количество, то это так. Если количество записок огромное,  есть такая молитва Василия Великого: «Помяни, Господи, ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже, ведый коегождо…» Но если мы и сами помолились, соединив свое участие с молитвой Церкви, – будет огромная польза родным и близким, за которых мы помолились. А заказная записка или простая – это мера вашего участия в жизни Церкви: простая записка дешевле, заказная – чуть дороже.

– В некоторых храмах и, кстати, часто в монастырях, есть специальное поминовение – на проскомидию. Эта записка действительно дороже, но ты уже точно заешь, что во время проскомидии за этого человека вынимают частичку... А отличие панихиды от молебна?

– Панихида – это сугубая молитва об упокоении. Молебны бывают разные: об умножении любви, о путешествующих, о болящих и так далее; это сугубая молитва по конкретным обстоятельствам.

– Когда правильно их заказывать?

– В конце после богослужения может быть отслужена панихида или молебен. Надо смотреть по расписанию в каждом конкретном храме.

– Вопрос: «Чем таинство отличается от обряда?»

– У нас в Церкви есть семь таинств, при совершении которых подается особая благодать Святого Духа. Это таинства: Крещения, Миропомазания, Исповеди (Покаяния),  Причащения, Венчания, Соборования, Священства (рукоположения). А к обрядам относится обряд освящения икон, например; или освящение колодца, самолета, квартиры, машины и так далее, когда освящается какой-то предмет или жилище. Но здесь  тонкая грань, потому что и там, и там происходит освящение благодатью Святого Духа. Но особыми названы конкретные таинства, которые закреплены нашей Церковью.

Всегда была полемика, является ли монашеский постриг таинством. В какие-то времена это считалось таинством, в какие-то времена  не считалось. Мое личное мнение: монашеский постриг – очень серьезное священнодействие; безусловно, его можно назвать таинством, хотя сейчас официально это в таинства не входит. Но я считаю, что это, конечно же, великое священнодействие, великое таинство Церкви, потому что это рождение нового человека.

– Вопрос: «Ответственны ли дети за грехи родителей?»

– Нет. Потому что где нет воли, нет и греха. В грехах родителей участия воли детей не было, поэтому они не ответственны за грехи родителей. Если, конечно, не сам ребенок стал источником их греха. Например, ребенку сказали: «Не бери, не делай», а он получил по голове и ввел их в состояние гнева – тогда он, конечно, ответственен за грехи родителей. А если, например, родители поругались со своими соседями, то ребенок за это, конечно, не отвечает. Опять же если они не поругались из-за ребенка (например, ребенок что-то украл, а родители начали его защищать: «наш сыночек такой хороший», – а он на самом деле проходимец). Поэтому если ребенок не был источником родительских грехов, он не несет ответственности за их грехи.

– Следующий вопрос – призыв о помощи: «Не один год молюсь за сына от алкогольной зависимости. Хожу на молебны. Сын без моего разрешения съездил к бабке-ведунье и закодировался. Что мне делать? Можно ли дальше молиться, если он закодировался?»

– Можно и нужно. Окропите его крещенской водой, перекрестите его материнским благословением. Благодать Божия сильнее всяких наговоров и всякого зла. Да, всякие бабки существуют, но верить в то, что какая-то бабка испортила всю жизнь человеку?..

– А как она вообще могла закодировать? Это же врачи делают.

– Эту глупость надо выбросить из головы и продолжать молиться. Сыну сказать, что бабки только вреда больше делают, чем пользы. Пользы от них никакой нет и быть не может. Поэтому продолжайте молиться.

– Следующий вопрос: «Три моих некрещеных внучки живут очень далеко от меня. Родители говорят, что когда вырастут, сами осознанно покрестятся. Я молюсь за них. Примет ли Бог мои молитвы за некрещеных девочек?»

– Обязательно примет, но надо самой принимать в этом посильное участие. Родителям надо постоянно напоминать об этом, уговаривать их, просвещать, настаивать, чтобы крещение внучек совершилось. Мы же отдаем ребенка в школу в 6-7 лет и не говорим: «Когда сам разберется, сам захочет, тогда и пойдет». В школе мы выбираем за него, какой язык ему изучать: английский или французский. Мы за него выбираем: учиться ему в музыкальной школе или не учиться. Многие дети не хотят туда ходить, но потом только благодарят родителей за то, что они отдали их в спортивную секцию или музыкальную школу. Это всегда труд, усилия, понуждение. Легко с горки катиться, но тяжело на нее подниматься. Это было, есть и будет. Но пускать ситуацию на самотек («сами определятся») – это неправильно; это легкомысленное, безразличное отношение к своим детям и к их дальнейшей судьбе. Бабушка должна не только молиться, но и по возможности со своими детьми (сыном или дочерью, от кого родились эти внуки) проводить просветительскую работу. Если они не слушают, то умолять на коленях Бога в храме и дома, чтобы особый Промысл над ними совершился. Иногда дети дозревают быстрее, чем родители.

– Да, мы помним, в девяностые годы часто дети своих родителей приводили в храм.

– Да, дети в 10-12 лет сами были инициаторами крещения. Но это чудеса, а естественный порядок ­– когда родители приводят своих детей к Богу.

– Следующий вопрос: «Есть мнение, что в записках на проскомидию нельзя писать людей крещеных, но невоцерковленных и атеистов. Так ли это?»

– Если человек явный атеист и говорит: «Я в Бога не верю», – таких практикующих и злостных атеистов мы в записках не пишем. Критерием поминовения на проскомидии является рождение человека для Церкви в таинстве Крещения. И если он сознательно не уклонился от Церкви, то есть не стал принимать участие в какой-то секте (баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и пр.).

– Но молиться за него надо продолжать?

– Кроме проскомидии. Потому что он сам сознательно вышел из Церкви.

– Я была в одном монастыре. Стала подавать записку, так инокиня столько вопросов мне задала! Причащаются они или не причащаются...

– Я считаю, это крайность. Если мы не будем за таких людей молиться, кто тогда будет молиться? Есть только один критерий – крещен человек или нет. А причащаются они или нет, исповедуются или нет – мы не можем разбираться в мере их воцерковленности.

– Если уж так разбираться, кто из нас может назвать себя в полной мере воцерковленным?

– Это милость Божия, что нам дана такая возможность и дано такое право – молиться о мире всего мира, благословении святых Божиих Церквей, о путешествующих, недугующих, страждущих... Вот такие люди как раз недугующие умом, потому что для них Церковь не стала содержанием их жизни.

– У меня был один знакомый – армянин (Царство ему Небесное), который помогал огромному количеству православных храмов. После его кончины семья нашла такое количество благодарных писем! Он занимался производством (достаточно серьезным). Нас связывали теплые, дружеские отношения. В домашней молитве я о его упокоении всегда молюсь. Он же христианин был и помогал православным храмам, несмотря на то, что армянин.

– В храме крещенных в Армянской Церкви мы не поминаем. Домашняя молитва возможна.

– Вопрос: «Как относиться к тому, что в моей семье не верят в Благодатный огонь? Правда ли, что молитва по соглашению творит чудеса, и как правильно молиться этой молитвой?»

– Молитва по соглашению заповедана нам Господом: «Где двое или трое согласятся просить о чем-либо, то чего бы ни попросили, Я то сотворю». Поэтому можно договориться молиться о конкретном деле в определенное время. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

О Благодатном огне... Если не верят – это их воля. Когда-то об этом поговорить, побеседовать надо, но оставить все на волю Божию. Во всяком случае, о Благодатном огне в Символе вере нигде не говорится. Поэтому полемизировать об этом надо, но оставить все на их произволение.

– Но эта полемика ни к чему ведь не приведет. Люди потом еще и поссорятся, как Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Поэтому Вы правильно говорите – никак к этому не относиться.

И, конечно, не обходится без семейных вопросов: «Считаются ли разведенные прелюбодеями и блудниками? Смертный ли это грех? Не все выходят замуж в уверенности, что проживут так всю жизнь».

– Если они просто развелись – это одно. Но как они живут после развода – это другое. Если человек после развода хочет создать семью – пожалуйста, пусть создает. Но если он создает эту семью через поиск, меняя одного, другого, третьего, то, конечно, это прелюбодеяние. Если у тебя была неудачная жизнь в браке и дело дошло до развода, понятно, что потом как-то надо устраивать свою жизнь, но устраивать ее надо по-Божьему и по-человечески, без греха.

– То есть если ты христианин, то и веди себя соответственно.

– Да, иначе будешь прелюбодеем, блудником, и нет разницы, разведен ты или нет. Есть люди, которые не были в браке, а начинают поиск через эксперименты, – они тоже блудники.

– Вопрос: «В наш храм приехал монах, города он не знает. Можно ли замужней женщине пригласить монаха на экскурсию по городу?»

– А какая проблема? Пригласите. Если я приеду в Псков, вы меня встретите, покажете город.

– Завершающий вопрос: «Я работаю в ресторане быстрого обслуживания. Мы кормим людей скоромной, большей частью вредной едой, но вкусной. Наши двери открыты ежедневно, как в пост, так и в другие дни. Грех ли работать в этом заведении православному христианину, продавая такого рода пищу?»

– А чем эта работа отличается от работы кассира, менеджера в других магазинах? Магазины круглый год продают непостные продукты, и сколько среди них всяких вредных добавок! Мы за это ответственности не несем. Поэтому это твоя работа, получай за это копейку. Люди осознанно выбирают фаст-фуд, это их воля.

– Батюшка, Ваше завершающее слово для телезрителей.

– Все хотят, чтобы у них в жизни было все хорошо. Старец Амвросий говорил: «Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову – низко». И гордым людям он советовал: «Сядь пониже, а то угореть можно». Как в бане, садясь наверх, можно угореть, так и по жизни. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Поэтому живите Божьей жизнью, и пусть Бог будет на первом месте, а все остальное – на своем. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

– Спасибо, отец Мелхиседек! Как всегда, было очень интересно и познавательно. Я и для себя получила ответы на многие вопросы. Еще раз хочу выразить надежду, что расстаемся мы ненадолго, а то наш вопросник рискует вырасти до огромного размера.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00
  • Среда, 22 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать