Таинства Церкви. О празднике Сретения Господня, о свободной воле человека

9 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Наша сегодняшняя программа будет посвящена Сретению, удивительному празднику, когда весна встречается с зимой, как говорят у нас в народе, и когда уже даже пахнет весной. Удивительно хороший, красивый и светлый праздник! И поговорим немного о свободной воле человека; в прошлый раз обещали это нашим зрителям.

Отец Клавдиан, смысл праздника Сретения, конечно, не в том, что весна встречается с зимой. Хотя, может быть, и в этом тоже...

– Символически именно так. Но сам праздник имеет глубинный смысл, связанный прежде всего с Библейской историей. Его основное наполнение, конечно, распространяется  на новозаветный период истории Церкви, на духовную жизнь в том числе. Потому что встреча – вообще тема очень важная: встреча Богомладенца Христа как Мессии, Который пришел, чтобы спасти мир, встреча Ветхого Завета с Новым Заветом. И старец Симеон, который взял на руки Богомладенца и дождался этого обетованного момента, оказался именно олицетворением ветхозаветного человечества, которое встретило Спасителя. Так и человек, который, можно сказать, в своей жизни переживал зиму, встречает весну – новую жизнь во Христе.

На сороковой день Пресвятая Дева принесла по закону Моисееву Богомладенца в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву как благодарение за первенца. Все это было связано с историей избавления израильского народа от египетского рабства и путешествием в землю обетованную, когда Господь навел страшную казнь на египтян и израильский народ был избавлен от этого плена. В воспоминание этого праздника при рождении первенца иудеи приносили жертвы разного характера: ягненка, голубей (горлицу).

И вот Пресвятая Дева Мария с Иосифом Обручником посетили Иерусалимский храм, принеся Богомладенца. Встретил их замечательный человек, старец Симеон, который был уже в очень преклонном возрасте (ему было за триста лет). Он находился в ожидании этого события всю жизнь. Он был одним из семидесяти двух толковников, которые были собраны для перевода Священного Писания. Когда Симеон переводил слова пророка Исаии, он столкнулся с недоумением, потому что пришлось переводить такие слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил». Он подумал, что здесь у пророка произошла ошибка, что неправильно перевели, написали, и он решил слово «Дева» заменить, хотел написать: «молодая женщина». Ему явился Ангел Господень, остановив его и предупредив о том, что это подлинные слова пророка, и возвестил ему волю Божию – он не умрет, пока не увидит этого события.

В ожидании этого события, в томлении, уже в глубокой старости он принимает на руки Богомладенца и произносит знаменитую молитву, которую каждый вечер в храме  произносим и мы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему».

– Удивительное и очень красивое песнопение!

– Старец Симеон и пророчица Анна (вдова), которая присутствовала при этом, озаряясь Духом Святым, предрекли Божией Матери страдания и крестный путь, по которому пройдет Спаситель. Что Ей понадобится много усилий, труда, скорби и слез, для того чтобы быть свидетельницей того разделения, которое привнесет Спаситель в общество. «Лежит Сей на падение и на восстание многих». Потому что пришла истина, и люди перед ее лицом должны были сделать выбор. Этот выбор делают и сейчас, и в будущих временах до Пришествия Спасителя каждый человек будет в этой встрече участником пути, то есть он должен выбрать этот путь – идти во спасение со Христом Спасителем, воспринять подвиг Спасителя или отказаться от Него.

Поэтому праздник, в преддверии которого мы находимся, мы осознаем очень широко и с исторической точки зрения, и с духовной точки зрения: как символ встречи души человека с Богом.

– Праздник двунадесятый. Праздник действительно очень светлый. Иногда в этот день или накануне действительно пахнет весной – это просто что-то невероятное! Один благочестивый человек мне рассказывал, что в этот день даже верба распускается буквально на какие-то несколько часов, знаменуя такой торжественный, красивый, светлый праздник. А вот храмов, посвященных этому празднику, очень мало. У нас в Москве Сретенский монастырь, но этот монастырь посвящен событию, случившемуся 8 сентября, – это встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которая из Владимира по просьбе Евфросинии Московской была перенесена в Москву. В Донском монастыре есть придел – нижний храм Сретенский, где погребены грузинские князья. Почему в честь такого праздника мало храмов и приделов? Мы не можем до конца осознать это событие, эту встречу?..

– Я думаю, здесь какие-то закономерности искать неправильно; не в честь всех двунадесятых праздников существуют храмы. Потому что наши предки, в силу разных обстоятельств, ставили храмы, посвященные и святым в том числе, и Господу, и Божией Матери. Этот праздник связан все-таки с началом пути Спасителя, со встречей Ветхого и Нового Заветов; он довольно емкий и сложный и даже имеет некий окрас и Богородичного праздника, и праздника Спасителя. Трудно сказать... Я думаю, здесь нет прямой причины, что стараются не называть храмы в честь Сретения. Думаю, мы просто сталкиваемся с чисто историческим контекстом в жизни нашего народа. Такие храмы все-таки существуют на Руси, их немало. Ну а в Москве так исторически сложилось.

– Интересно, что нижний храм Донского монастыря, в котором погребены цари, грузинские князья, царь Арчил посвятил Сретению (он его, собственно, и построил) и там упокоил своего сына Александра (видимо, в надежде на его встречу с Богом). Потому что, наверное, есть некая символика, что грузинский царь, построив эту церковь, посвятил ее Сретению Господню, этой ожидаемой встрече с Господом Спасителем. А вообще вот эти встречи со Спасителем бывают, наверное, у каждого из нас? И самый яркий тому пример – наверное, встреча с Богом апостола Павла, когда он был Савлом. Это же тоже сретение?

– Человек, который сталкивается с чудом, когда Господь приходит в его жизнь, по-разному это ощущает, по-разному переживает. У апостола Павла это было очень эмоциональным переживанием, связанным даже с его слепотой. Видимо, его энергия, его характер, его ревность, которой он был охвачен, требовали того, чтобы это было очень ярко для него и убедительно. И Господь путем чудесных событий  обратил его на служение Себе. У других людей это может быть несколько по-другому, более тонко, глубинно, сокровенно. Но тема такой встречи, конечно, очень важна.

В свое время владыка Антоний Сурожский говорил много о теме встречи с Богом. Потому что если человек не встречает Бога, то какие-то внешние проявления религиозности, к сожалению, носят формальный, мертвый характер – люди не ищут встречи с Богом, а просто пытаются с Ним договориться посредством, может быть, жертв, каких-то обрядов. Но должна быть все-таки живая вера, которой мы жаждем и ждем и в которой нуждаемся. Каждая душа человека нуждается в богообщении, в нас это заложено. И Господь, конечно, каждого человека хочет спасти. И либо обстоятельствами, либо чудесами, либо особыми благами, радостями, иногда скорбями Он человека ведет к спасению, к познанию истины. Здесь как раз мы затрагиваем аспект сегодняшней темы о свободе воли человека. Встречаясь с Богом, человек делает выбор, и конечно, Господь ждет усилий души, сердца, ума человека к тому, чтобы эту истину познать. Поэтому тема встречи, с одной стороны, радостная, с другой стороны, очень ответственная...

– Да, потому что человек  может же пройти мимо. Тот же апостол Павел мог пройти и не придать этому значения: ну, было что-то такое, а может, это солнечный удар?.. Ведь и каждый из нас может пропустить эту встречу...

– Господь действует во всем мире посредством различных лиц, предметов, каких-то Своих дел, действий, в том числе и посредством людей, человека. Так и происходит, когда мы в жизни встречаемся, может быть, совершенно кратковременно с каким-то явлением, чудом, человеком, который является носителем благодати. И мы это чувствуем, потому что сердце не обманешь. Апостол Павел хоть и был умнейшим, образованнейшим человеком, но его сердце загорелось, он почувствовал сердцем, как Бог говорит ему: «Почему ты Меня гонишь?» И каждый человек также в своем сердце копит эти сугубые моменты, минуты, секунды переживаний, когда он соприкасается с истиной, соприкасается с силой благодати Святого Духа и в конце концов принимает решение. Потому что идти по пути спасения, идти по пути встречи с Богом требует усилий, требует работы над собой, познания многих процессов жизни, самого себя прежде всего, посредством познания своей природы, замысла о себе (воли Божией, как мы называем).

К сожалению, после отпадения Адама и Евы от послушания Богу мы (все человечество) потеряли эти ориентиры, сбился духовный инструмент, компас в нашей душе, нашей природе, по которому мы могли точно определить, что совершаем волю Божию. Ангелы на небе настолько утвердились в совершении воли Божией, что, можно сказать, они всецело ее исполняют и являются вестниками воли Божией. Но природа человека, испорченная грехом, подвержена изменениям и различным влияниям тех или иных процессов. Поэтому для того чтобы утвердиться в воле Божией, чтобы свою свободу выбора сделать в пользу исполнения воли Божией, мы вынуждены изучать Священное Писание, изучать заповеди Божии, приучать свою волю к исполнению заповедей Божиих.

Поэтому в аскетике или в традиции духовного воспитания существуют приемы, чтобы свою волю обучить в исполнении воли Божией. Прежде всего надо читать Священное Писание, знать, чего хочет Бог, о чем нам говорят пророки, о чем говорят апостолы, о чем говорил Сам Христос. Понять это можно посредством святых отцов, которые, очистив свои сердца, правильно понимали Священное Писание. И, уже правильно понимая Священное Писание, делать усилия к тому, чтобы исполнить волю Божию в своей жизни, исполнить заповеди. А это заставляет человека максимально мобилизовать свои силы, чтобы вступить в брань, в некое противоречие с законами мира, с законами зла, которые собирает человечество в себе; сопротивляться дьяволу, который (как существо реальное) тоже сопротивляется этому пути, этой встрече с Богом, пытается затмить какими-то эффектами, соблазнами ум и сердце человека.

Человек должен и ум, и сердце, и все свои чувства, как музыкальный инструмент, настроить, чтобы, как говорил преподобный Серафим Саровский, так навыкнуть к чтению слова Божия, так понимать Евангелие, так жить Евангелием, чтобы ум как бы плавал в его словах. Чтобы каждое событие жизни мы могли обязательно пронизывать духом Евангелия, чтобы поступать и жить по Евангелию, жить так, как хотел Господь, – в духе Евангелия. Тогда наша свобода будет действительно широкой и не приведет нас к порабощению. Мы будем действительно единым целым с Церковью, с Господом, со Христом, объединяясь с Ним в одной воле, воле Божией.

Поэтому эта встреча и выбор – совершенно неразрывные явления в жизни человека. Потому что перед лицом истины все меняется: мы начинаем по-другому на все смотреть, на самих себя и делать выбор к тому, чтобы исполнить эту истину.

– Знаете, некоторым людям очень тяжело сейчас прийти к этой встрече; не оправдываю, но отдаю дань объективным процессам. Восемьдесят лет нам говорили, что Бога нет, атеизм был возведен в абсолют, и он был порой даже воинствующий. Все помнят Хрущева, который обещал даже показать последнего попа, и просто безжалостно сносил все, что могло быть снесено.

Я недавно узнала (и для меня это было громом среди ясного неба), что солдатское кладбище, которое было в Москве с 1812 года, где были похоронены величайшие герои всех войн Отечества, сносили после войны. Страна пережила четыре года страшных потерь, проявив невероятный героизм, и вдруг после войны сносят это кладбище! Мне рассказывали люди, которые занимаются историей, что просто бульдозер подходил и вырывал могилы. Там были военные формы, медали, награды... Это как? Люди воевали не только за Родину, они еще и за веру воевали. Мы знаем, что это были глубоко верующие люди. Кстати, кто-то из наших святых говорил, что на войне неверующих не бывает. Сложно понять... Это же было направлено против героических побед, против веры?..

А сейчас вообще тяжело об этом говорить:  телевидение, средства массовой информации, Интернет – все это настолько обволакивает человека, обрушивается на неокрепшие души! Как сейчас современному человеку (молодому, старому, пожилому – не важно, встреча же может в любом возрасте произойти) не пропустить встречу с Богом? Как помочь нам друг другу эту встречу не пропустить?

– Встреча с Богом – это все-таки сугубо внутреннее, сокровенное явление в душе человека, это невозможно внешне как-то проявить. Поэтому прежде всего нужно молиться Богу, чтобы Господь открыл Себя человеку. Просто порой человек, который обременен определенными заботами, работой или наукой, какими-то знаниями, мешающими ему эту встречу осуществить и понять, находится в состоянии недостаточного духовного зрения и не видит, что Господь участвует в его жизни, что Он рядом. И всю жизнь Господь, оберегая личность человека, невзирая даже на то, что человек Его не ищет или отрицает Его бытие, все равно участвует в жизни каждого. Просто надо это увидеть. А когда человек начинает молиться, Богу это приятно, и любая молитва бывает услышана Богом. Безусловно, Господь откликнется. Безусловно, Он даст определенное знание, понимание и откроет глаза на то, что есть участие Его в жизни каждого человека.

Мы стремимся к возрождению Церкви (это прекрасно), осуществляем какие-то научные богословские конференции, у нас много духовных школ, много книг появилось, но эта встреча с Богом должна быть личной, она не может быть на каком-то общественном уровне, на уровне конференций или каких-то познаний, чтения. Нужно больше доверять молитве, нужно заниматься общением с Богом посредством молитвы, учиться молиться, обращаться к Нему в сердечной, внимательной молитве. «Просите, и дастся вам», –  говорит Господь. И сейчас это самое действенное средство для того, чтобы встретить Бога, чтобы Господь услышал твое желание. Пусть мы как лепечущие младенцы, пусть мы не умеем молиться, не знаем, какими словами молиться, но нужно открыть свое сердце перед Богом, попросить у Бога в сокровенной клети своей души этого дара: «Укажи мне, Господи, путь. Дай мне духовное зрение, чтобы я увидел Тебя, увидел Твой Промысл, действие Твоей любви к нам – тем, кого Ты создал и кому дал дар жизни и свободы».

– Батюшка, сердечно Вас благодарю. В завершение нашей программы я хотела бы попросить наших зрителей не забывать о материальной помощи телеканалу «Союз». Мы понимаем, что, к сожалению, финансовая ситуация у всех не так уж хороша, как хотелось бы, но тем не менее… Знаете, иногда люди сомневаются: что там мои десять рублей? Я думаю, любые деньги – и рубль, и пять рублей, и десять рублей – все равно это ручеек, и в результате получится так, что канал сможет дальше существовать.

Хочу привести такой пример. Был в Коломне блаженный Данилушка (это XIX век), он собирал деньги на внутреннее убранство огромнейшего храма в селе Шкинь, который в свое время был построен Бибиковым. Сейчас этот храм, к счастью, восстановлен. Просто огромнейший храм (как Храм Христа Спасителя) в маленьком селе. Что удивительно, этот блаженный собирал по пятаку, больше пятака не брал. И собрал. Богатые купцы хотели дать больше, но он брал только по пятаку.

Вот этот блаженный Данилушка – напоминание нам, что даже если мы по пятаку сбросимся, то вместе поможем существованию канала. Много людей смотрят и любят телеканал. И действительно, телеканал помогает встретиться со Христом.

Так что я сердечно прошу всех помогать телеканалу, даже если это пять или десять рублей. Будем, как Данилушка, собирать по таким крохам и вместе соберем на одно большое, благое и общее дело, которое помогает всем нам найти Бога.

– Да, современные средства информации позволяют нам объединиться даже на площадке телевидения. Поэтому благодарим руководство канала, которое, преодолевая все невзгоды и трудности, дает нам возможность этой встречи.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать