Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

12 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – С архимандритом Мелхиседеком мы продолжаем отвечать на вопросы телезрителей.

Очень интересный вопрос поступил к нам от телезрительницы: «Обязательно ли иметь духовного отца?» Женщине 63 года. Пришла к вере, как она пишет, пять лет назад. Часто бывает в паломничествах, даже ходит на курсы богословия. Замужем. Исповедуется, два раза в месяц причащается, старается делать добрые дела. Надо ли ей иметь духовного отца? Или достаточно иметь священника, который принимает у нее исповедь?

– Это вопрос от частного лица, но мы распространим его на всех. Есть такое правило у отцов, такой девиз, вектор, направление: кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Авва Дорофей говорил, что спасение во многом совете. «Спроси отца твоего – и возвестит тебе». Премудрый Соломон говорит: «Пути глупого в очах его кажутся прямыми…» «Золото и серебро укрепляют стопы человека, но лучше того и другого (то есть золота и серебра) добрый совет вовремя». Потому что кто сам себе советчик, тот сам себе враг. В любом деле невозможно без советчика. Вот у вас, Любовь Сергеевна, есть водительские права?

– Да, есть.

– Я не думаю, что можно научиться водить машину просто за компьютером или на каком-то тренажере; это невозможно. Английский язык, пианино, фигурное катание, резьба, пение – обязательно рядом должен быть наставник. Я не думаю, что какому-то искусству, ремеслу, делу можно научиться самому, а тем более искусству жить христианской жизнью.

Телезрительница спрашивает, где взять духовника. Духовник вымаливается. Святитель Феофан Затворник сказал: «Пусть у вас сложатся отношения с вашим приходским священником, который через частую, периодическую исповедь будет знать вас, обстоятельства вашей жизни, семью. Так сложатся отношения, когда не надо будет объяснять по нескольку раз, кто вы, что вы. Придерживайтесь его совета, его рекомендации, доверяйте ему; и по вере вашей да будет вам». Иметь духовника – человека, который за нас молится, который испрашивает благословение у Господа в каких-то тяжелых обстоятельствах жизни, дает духовные советы, – великая милость Божья.

– У Вас просят духовного совета: «Как часто собороваться и вообще можно ли? Просто у многих разные мнения». Кстати, я хотела бы прокомментировать. Алексей Ильич Осипов, которого мы все знаем и уважаем, категорически резко относится к соборованию просто так, что называется. Он считает, что когда человек уже в очень тяжелом состоянии находится, тогда надо собороваться. Кстати, у мужа моей приятельницы случился инсульт. Я ей сказала: «Позови священника пособороваться». Причем муж и не очень верующий был. Она сказала, что позовет. И, знаете, он поднялся после инсульта. Врачи не рассчитывали...

– После соборования?

– Да, священник его пособоровал. Врачи говорили, что он очень тяжелый, а он поднялся. Это было такое чудо!.. Моя подруга была, конечно, просто ошеломлена.

– Для этого как раз телезрители и смотрят передачу «Таинства Церкви», где мы говорим, что в Церкви все не просто так, все со смыслом, все ради спасения человека. Мы что-то видим, а что-то не видим. Невидимое тоже действует, благодать Божия действует в нашей жизни. Вы напомнили про супруга подруги, который соборовался. Я сразу вспоминаю слова преподобного Амвросия Оптинского. В его времена считали, что соборование – это таинство к смерти и перед смертью, что надо дойти до такого состояния, когда это уже напутствие перед смертью. Амвросий Оптинский говорит: нет, таинство Соборования не к смерти, а к жизни.

Поэтому мы соборуемся Великим постом один раз в год, поскольку если кто и не имеет болезней физических, имеет болезни духовные. И мы с верою и любовью приступаем к этому таинству во исцеление души и тела и в подкрепление сил душевных и телесных.

Когда я был в Лавре (я принял постриг в 1986 году в Троице-Сергиевой лавре), там существовало и до сих пор существует такое правило, обычай: на Страстной седмице в Великую Среду перед Чистым Четвергом вся братия Лавры соборуется. А поскольку я испортил желудок в армии, Великий пост мне всегда очень сложно давался, особенно последние две-три недели желудок так болел, что было сложно. И вдруг после соборования я почувствовал какое-то облегчение. Потом я спросил духовника: «Батюшка, а если болит, надо ли дожидаться конца поста для подкрепления и исцеления?» Он говорит: «А ты пособоруйся на первой неделе поста». И я пособоровался на первой неделе поста...

– А соборуют на первой неделе?

– В Лавре – конечно. И в московских храмах соборуют начиная с первой недели поста. И тогда тот пост у меня пролетел совершенно незаметно; во всяком случае, в физическом плане. Я подумал, что это реальное подкрепление нам в болезни, в немощи телесной. Это совершенно реально действует, ощутимо чисто физически! Поэтому я многим людям советую не дожидаться этого подкрепления в конце; сделайте это в самом начале.

И еще. Когда я учился в семинарии, по таинству Соборования писал реферат. Вот Вы сейчас задали вопрос, а я неожиданно вспомнил такое мнение Церкви, что в одной болезни не соборуются дважды. То есть, например, у человека инсульт или инфаркт. Призвали благодать Божию, и все. Не надо, как Моисей: один раз ударил в скалу, потом усомнился – подействует или нет, и второй раз ударил. И есть толкование Священного Писания: за то, что усомнились, не войдете в землю обетованную. Он не поверил, что достаточно один раз ударить в скалу, чтобы по молитве потекла вода, и ударил дважды.

Так и здесь: попросили благодать Божию и оставили на Его волю. Если есть воля Божия – человек исцелится, нет воли Божией – значит, нет, но мы один раз о человеке помолились. Поэтому старец Амвросий благословляет собороваться один раз Великим постом. А не так: давление – соборуемся, сахарный диабет – соборуемся… И так каждым постом.

– Когда соборовался муж моей приятельницы, не было Великого поста.

– У него конкретная болезнь, тяжелая. В любой болезни в любое время соборуют.

– Если болеешь тяжело, то можно не ждать Великого поста?

– Тяжелобольного в любое время соборуют.

– Следующий вопрос тоже о тяжелой болезни: «Как помочь отцу избавиться от мата?»

– Это, конечно, огромное неуважение к своей семье. Мало того что это невоспитанность. Это безобразие. Тем более при детях. У апостола Павла есть такие слова: «Вы, сильные, должны сносить немощи слабых и не себе угождать». Апостол говорит: «Пусть даст Господь силы заграждать уста невежественных людей». То есть нам дано это право, и апостол нас, как христиан, к этому призывает – заграждать уста невежеству. Чем заграждать? Аргументами, просьбами, беседой. Если это пишет дочка, то она может прибегнуть к выражению своего недовольства. Каким образом? Например, когда услышит эти слова, можно сразу сказать: «Ой!» Чтобы он понимал, что что-то происходит. Или хвататься за голову, закрывать руками глаза, уходить из комнаты, чтобы он понимал, что что-то происходит. Нужно демонстрировать свое неприятие этой ситуации.

– Это слабые люди, мне кажется, которые матом ругаются.

– Если это подростки, то у них это некое самоутверждение: начать курить, блатные выражения, мат…

– Чтобы казаться взрослым.

– Хотят чуть-чуть стать выше на голову. Но это чушь! Если ты ничего из себя не представляешь, то это тебе не добавит ничего. Как я иногда, бывая в школе, говорю: «Важно не иметь, важно уметь. Важно встроиться, а не пристроиться. Надо не называться, а быть; и хуже называться и не быть». Поэтому если хотите взрослости, пусть это прибавится умом, широтой сердца, благородством, ответственностью. Вот что делает тебя взрослым человеком? Обещал – сделай, постороннему и слабому помоги, поддержи. Брать ответственность и отвечать за свои слова – вот в чем взрослость... Поэтому за отца надо молиться. И надо, конечно, говорить...

– А в школах нужны другие примеры, конечно. Нам, к сожалению, с телевидением здесь не совладать, когда детям показывают совершенно другие примеры «взрослости»...

Следующий вопрос странный: «Что делать, если батюшка сказал, что я взяла грехи всех усопших сродников по плоти?»

– Никто ничего не знает. Дело в том, что такого понятия нет.

– Мы же не несем ответственности за грехи чужие?

– Дай Бог с самими собой разобраться, свои грехи оплакать, исправить.

– В сердцах, наверное, батюшка произнес. Бывает иногда. Мне кажется, не надо на это обращать внимание и думать об этом.

Следующий вопрос: «Если отпевания не было, можно ли заказывать сорокоусты?»

– Можно и нужно. Если по Вашему упущению не отпевали, тогда исправьте это. Если это родственники, родные и близкие не отпели, на что Вы не можете повлиять, тогда Вы можете сделать то, что Вы можете, – закажите сорокоуст, поминайте дома по Псалтири, в утренних, вечерних молитвах. А родным и близким подсказать, чтобы все-таки они этот обряд отпевания совершили.

– Заочно можно? Она может заказать или нет?

– Сначала она должна сказать об этом родным и близким, их попросить, их к этому сподвигнуть. Если для них это будет неважно, безразлично и они на это махнут рукой, тогда уже самой заказать.

– Но предупредить их обязательно: я заказываю обряд отпевания. Чтобы они были в курсе.

– Да.

– То есть можно заказывать сорокоусты?

– Можно и нужно.

– Вопрос: «Как быть, если смертных грехов не совершаешь, а ежедневное объедение, празднословие, осуждение повторяются во время исповеди? Эти грехи просто перечисляешь, а покаяния как такового нет».

Батюшка, Вы, наверное, с этим сталкиваетесь ежедневно.

– Один из святых сказал: не обольщайтесь, что нет смертных грехов. Почему? Он говорит, что камень, повешенный на шею, и мешок с песком сделают одно и то же дело – пойдешь ко дну. Смертные грехи – как камень. Повседневные грехи – как песок. Поэтому не надо думать, что это мелочь, то мелочь… От этой мелочи тоже надо избавляться. А не думать: «Языком болтаю, сплетничаю, завидую, нечистые мысли – пришли и ушли. Ну и что? Возраст такой. Да и все так живут...»

Недавно (это было Рождественским постом) мне пришла в голову мысль. Я спросил у людей: «Как вы думаете, что самое страшное в духовной жизни?» Вот у Вас даже спрошу: что самое страшное?

– Ой, батюшка, я начну философствовать...

– Правильно, надо начать, но после нашей программы. Мне пришла мысль, что самое страшное – начать говорить: «ничего страшного».

– Мы это часто говорим.

– Не прочитал правило – ничего страшного. Пост не соблюдал – ничего страшного. Посмотрел не туда – ничего страшного. Сказал не то – ничего страшного. Опоздал на службу – ничего страшного. Не причащаюсь – ничего страшного. В телевизоре завис – ничего страшного... Мы все время находим себе оправдание. Мы никак не можем согласиться, что мы все-таки грешные. Но Господь кого пришел спасти? Грешников кающихся. Вот когда уходит покаяние даже по таким мелочам, тогда туши свет. Поэтому, получается, лучше грешник кающийся, чем праведник, не имеющий нужды в покаянии. Очень страшно попасть в их число...

Еще я часто людям говорю так: мы моем руки каждый день, даже по нескольку раз в день. Это вообще рекомендовано для поддержания чистоты, нашей гигиены, чтобы не заболеть и прочее. Мы же это делаем. То же самое с душой. Хорошо, ты не был на каких-то черновых работах, в шахте или в забое, не был в поле, то есть нет откровенной грязи. Но руки же мы моем! И никто из нас не говорит: «Я не имею в этом нужды». Также нет человека, который может сказать, что у него нет нужды в покаянии, если он внимательно ведет духовную жизнь. Поэтому исповедуйтесь, называйте грехи, но чувство покаяния все-таки должно быть.

– Раз человек их называет, значит, все равно ощущает. То есть понимание-то есть, что это грех.

– И до тех пор, пока человек не стал их оправдывать, есть шанс от них избавиться. А когда человек сам себя оправдал – это трагедия.

– Да, батюшка, Вы меня, конечно, озадачили. Самое страшное – говорить: «ничего страшного». Мы очень часто это повторяем.

– А Вы на холодильнике это напишите, и месяц пусть повисит.

– Напишу. Я это сделаю.

– Всё из мелочей. Я вспоминаю слова блаженного Августина. Кстати, одна из самых потрясающих его книг (всем советую почитать) – «Исповедь».

– Где купить?

– В любом книжном; думаю, даже уже и электронная версия есть. Он говорил: «Я однажды взмолился (у него была непростая жизнь): “Господи, сделай меня чистым и целомудренным”. А потом добавил: но не сейчас».

– Почему?

– Понимание есть, что надо с грехом расставаться...

– ... а не хочется.

– Значит, было оправдание этого состояния. Вот когда человек перестает оправдываться, есть шанс исцелиться. Кто-то из мудрых людей сказал: «Завтра – враг сегодня». Покаюсь завтра. Помолюсь завтра. Навещу завтра. Отдам завтра. Всё завтра.

– «Я подумаю об этом завтра», – говорила Скарлетт в «Унесенных ветром».

– А почему завтра? Потому что опять: «ничего страшного». Ничего страшного, если не сегодня. А то, что ты отложил на завтра, ты и завтра не сделаешь, у тебя будет бесконечная череда: завтра, завтра, завтра... Вот об этом надо подумать. Кстати, архиепископ Иоанн (Шаховской) сказал, что добродетель должна быть мгновенной, покаяние должно быть мгновенное, доброделание должно быть мгновенным. Пришел добрый помысел – осуществи его сейчас, потому что неизвестно, что будет завтра. Мы быстро загораемся, но еще быстрее остываем.

– Следующий вопрос спорный: «Можно ли заказать заочное отпевание, если уверены, что покойный – убиенный, а не самоубийца? С бюрократической машиной сложно тягаться, а она и в полиции, и в Церкви...»

Я бы тут за Церковь заступилась: Церковь же не может механически подойти к этому вопросу. Видимо, полиция посчитала, что это самоубийство, а родственники считают, что было убийство. Они приходят в церковь, а там разбираются. И правильно разбираются! То есть можно ли заказать заочное отпевание, если есть бумага, что это самоубийство, а родственники уверены, что убийство?

– Дело в том, что надо немножко потерпеть и дождаться разбирательства. Если есть какие-то весомые аргументы, что это все-таки убийство, то священнику можно это объяснить. Потому что мы знаем такие случаи, что проще дело закрыть, чем разбираться. Чего греха таить, масса таких случаев. Поэтому, думаю, можно подойти к священнику, когда более-менее будет вынесен окончательный вердикт, и объяснить ситуацию.

– Но не надо требовать от Церкви сразу – Церковь тоже должна в этом разобраться, должны быть какие-то аргументы. Это же не механика – пришли и отпели...

– Про самоубийство: есть же состояние аффекта, есть психическое заболевание. Поэтому в церкви тоже спрашивают, был ли он здоровым, не состоял ли на учете. Если он состоял на учете – это уже момент, смягчающий трагедию, эту чрезвычайную ситуацию. А когда человек в здравом уме, в светлой памяти написал записку, что он сделал это по таким-то причинам, то здесь человек добровольно все это сделал. Поэтому, конечно, Церковь предлагает в ситуацию вникнуть, и никакой спешки здесь быть не должно.

– Цветаеву через десятилетия только разрешили отпевать.

– Всегда во все надо вникать. Дайте Церкви возможность вникнуть в происходящие события.

– Я тоже призываю с плеча не рубить и не обвинять Церковь...

Вопрос: «Моя дочь венчана десять лет назад. Недавно развелась с мужем по причине его измены, пьянства, наркотиков. Как правильно ей дальше поступать? И куда деть венчальные свечи?»

Знаете, тут, наверно, даже не в свечах дело. Меня тоже иногда спрашивают: было одно венчание, второе, развелись. Надо ли брать разводную грамоту? Что людям делать в этой ситуации?

– Надо, конечно, сугубо молиться, потому что произошла трагедия. И не бывает так, что стопроцентно виновата только одна сторона, а вторая – стопроцентно права; в этой трагедии двое принимали участие. Поэтому ей надо с покаянием отнестись к ситуации, что произошел этот развод, терпеливо нести свой крест по воспитанию детей, если дети есть. Если нет детей, то нести крест одиночества, потому что в этой ситуации была и ее вина тоже. И молиться так: сложатся обстоятельства жизни и пошлет Господь другого спутника – слава Богу. А скорее всего надо рассчитывать на то, что так спокойно и жить. Почему? Потому что когда человек недоволен своим положением, он недоволен до конца жизни. И лучше сказать: «Это моя жизнь, так сложились обстоятельства. Сложится по-другому – будет праздник, а сейчас просто нормальная жизнь». И не надо делать из этого трагедии, душу травить не надо. У тебя есть Церковь, есть родные и близкие, мама и папа – есть о ком заботиться. Если есть дети, постарайся, чтобы они таким путем не прошли, постарайся учить их терпению, снисходительности и прочее.

Повод здесь, конечно, был дан: измена. И Евангелие говорит о том, что это причина для развода. И она имеет возможность вступления во второй брак. Заранее разводная грамота, о которой Вы спросили, не дается. Когда человек приходит в епархию (или Патриархию), он спрашивает благословение на вступление во второй брак, и это благословение на вступление во второй брак является автоматическим упразднением первого венчания. То есть сначала гражданский развод, потом церковное благословение на вступление во второй брак, и тогда первое венчание становится недействительным.

– А свечи венчальные куда? Отдать на переплавку?

– Пусть зажигает от этих свечей лампадки, и потихонечку они будут употреблены по своему назначению. А свечи от следующего венчания надо будет сохранить как напоминание своим детям; пусть будет доброе воспоминание о повторном (и дай Бог сложившемся благополучно) браке. Поэтому желаем мудрости, терпения. Живите с Богом. Если все останется в этом состоянии – слава Богу, а если все устроится – Богу трижды слава.

– Батюшка, спасибо Вам огромное за замечательные ответы. И я, и телезрители, конечно, будем ждать встречи с Вами.

– До свидания! И всем благословение Божие!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать