Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 40

15 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– В сегодняшней передаче протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма в честь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы, продолжает говорить о Божественной литургии.

Батюшка, прежде чем начать, я хотела бы задать вопрос одного из наших телезрителей. Даже не вопрос, а недоумение. Зритель написал о том, что в их храме священник выносит Чашу, но не читает молитву, о которой мы с вами как раз сейчас говорим. Он не понимает, почему, и просит объяснить, как к этому относиться. Также он пишет, что священник всех благословляет перед причастием поститься семь дней. Он пишет, что они и в среду постятся, и в пятницу, но семь дней – это как-то тяжеловато. Батюшка, разрешите недоумение наших зрителей.

– Во-первых, этого священника нужно было бы спросить: а он постится семь дней? То есть он круглый год находится в посте? Как-то в одном из храмов Абхазии я увидел, что некий священник на праздник разделил людей на правых и на левых. Я спросил: «Кто слева?» – «Это те, кто не будет причащаться». Я спросил: «А что, они что-то серьезное совершили? Нарушили какую-то заповедь?» – «Нет, они не постились три дня». Тогда я спрашиваю этого священника: «Батюшка, а как часто Вы совершаете богослужение в храме?» Он мне перечисляет дни, предположим, вторник, четверг, суббота. Я говорю: «Так Вы все время в посте находитесь?» Он говорит: «Почему?» Я не стал ему говорить почему, было ясно, что этот священник накладывал на людей бремена неудобоносимые.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) перед причастием советовал поститься три дня и говорил, какие три дня: среда, пятница, четверг исключается. Если причастие в воскресенье, а пост три дня, то получается и в четверг пост, то есть четыре дня поста, по-строгому. Он говорил, что четверг исключается из поста, в субботу мясное не употребляем, едим только молочное и яйца, а с шести часов вечера постимся, вкушаем постную пищу. Это совершенно другое. Вот взгляд, можно сказать, человека святого, старца, водимого Духом Святым.

Я даже не удивляюсь таким священникам. Был еще один эпизод. Отец Иоанн (Крестьянкин) тогда был еще в силах, моложе. Помню, он взволнованно бежит по коридору и обращается ко мне: «Вы знаете, отец Владимир, что произошло? Что с этим делать, я не знаю». Я говорю: «Что такое, батюшка?» Он рассказал, что одна женщина приехала в Печерский монастырь, она искала священника, который наложил бы на нее какую-нибудь епитимью. Она долгое время искала и наконец нашла – священник отлучил ее от причастия на всю оставшуюся жизнь, до смерти.

– О Боже!

– И эту епитимью, говорит он, никто не может снять, даже Патриарх. Только сам священник может снять. Вот такое несчастье.

Я помню, на последнем приходе, где я служил, в Курской области, с нами жила одна девушка лет тридцати, полуазербайджанка, очень интересный человек. После Пасхи мы все разговляемся, уже вкушаем скоромную пищу, радуемся, и чрево наше радуется, а она, смотрю, постится. Первый день постится. Думаю: «Ну, может, она что-то замыслила». Второй день постится, неделю, вторую. Я говорю: «Настя, что такое? Ты что, взяла на себя такой добровольный подвиг?» Она говорит: «Нет, меня один из священников благословил всю оставшуюся жизнь проводить в посте». Я спрашиваю: «Что же ты такого совершила?» Она была девственная особа и очень доброй души человек.

Говорю ей: «Наверное, священник что-то не понял и поэтому наложил на тебя епитимью. Давай поищем этого священника». Это оказался тот самый священник, который наложил епитимью всю жизнь не причащаться. Он из Абхазии, после военных событий там переехал в Сочи и служил в сочинском храме. Я нашел его номер телефона, позвонил ему и говорю: «Батюшка, Вы, наверное, не так поняли эту девицу Анастасию, которая исповедовалась у Вас и которая сейчас постится по Вашему благословению все время. Она ничего практически не совершала, только если что-то в помыслах, в сердце своем совершала». Он говорит: «Значит, я не понял. Пускай как все остальные». И таким хвастливым голосом говорит: «У меня вся сочинская элита стоит за стенами храма, в покаяние за те грехи, которые она совершила». В Древней Церкви люди разделялись на кающихся, припадающих и так далее...

– На паперти стояли.

– Да. Вот такие строгие священники. Конечно, этот батюшка, который предлагает поститься семь дней в неделю, может быть, и уважаемый священник. Я не хочу его осуждать, это его дело, но это бремена неудобоносимые. Это практически, можно сказать, отлучать человека от причастия.

– В общем-то, да. Телезритель и пишет, что в результате они просто не причащаются.

– Мы, православные христиане, и так больше полугода проводим в посте. А здесь еще на нас накладывают такие бремена. И совсем непонятно, почему священник не читает эту дивную молитву святителя Иоанна Златоуста, которая должна преподаваться всем.

– То есть она обязательна к прочтению.

– Обязательна. Это Устав Церкви, этот Устав может отменить только Вселенский Собор. Поместная Церковь может сама предложить, но законодательно отменить эту молитву она не имеет сил и прав.

Отец Иоанн (Крестьянкин), которого я уже упомянул, очень трепетно относился к этой молитве. Он рассказывал, как один болящий человек, уходящий из этого мира, первый раз причащаясь Святых Христовых Таин (он был крупным партийным работником и по молитвам жены пришел к вере), попросил батюшку прочитать эту молитву святителя Иоанна Златоуста перед причастием, которую вышеупомянутый священник почему-то опускает во время Божественной литургии. Батюшка рассказывает, что он насторожился и подумал: «Это такая страшная молитва – нельзя ни одного слова исказить в ней». На свой страх и риск он сказал ему: «Читайте», а сам подумал: «В случае чего я его поправлю». Видите, как старец относился к этой молитве! Это особая молитва, которую все мы должны обязательно слышать перед принятием Святых Христовых Таин.

Возвращаемся к этой молитве. В прошлый раз мы начали ее разбирать: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос (то есть Спаситель, Помазанник), Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия самая есть Честная Кровь Твоя».

То есть не хлеб и вино, а Тело и Кровь Господни. Я думаю, что душа каждого человека должна испытывать в этот момент священный трепет. К сожалению, держа Чашу в руке и читая эту молитву, мы (в первую очередь я) этого священного трепета часто не испытываем. Ведь мы Тело и Кровь Господа держим в Чаше! Держим – как мать или отец держат своего младенца на руках. Когда они держат младенца, они трепещут рядом с ним, боясь его уронить, испытывают какие-то особые чувства, которые мы должны бы испытывать к Телу и Крови Господним.

«Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением». Грехи есть ведомые и неведомые нам. Вроде бы ты не делаешь ничего плохого, а по воле Божией не поступаешь. Допустим (я образно сейчас говорю), выходишь на улицу и думаешь пойти в какое-то место. Можно повернуть налево, можно – направо. Допустим, налево – это не по воле Божией, а направо – по воле Божией. Идешь налево, не по воле Божией. Вот это неведомый грех.

Можно перечислить много неведомых грехов, которые мы совершаем, допустим, настаивая на своем мнении, навязывая свою волю детям, или друзьям, или родным. Или, допустим, не вовремя приносим больному лекарства, которые он должен принимать в определенные часы. И так далее, можно увидеть много неведомых грехов, которые мы совершаем. А ведомые – это те грехи, которые противоречат заповедям Божиим.

«[…] и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную». Что значит «неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств»? Неосужденно – это тогда, когда мы, исповедуя грехи, стараемся, намерены их больше не повторять. А в суд мы можем причащаться, когда думаем, что после причастия пойдем и совершим то же самое, что мы принесли на исповедь.

– Пойду и еще раз покаюсь. Подумаешь...

– Да. Это причастие в осуждение. Еще причастие бывает в осуждение тогда, когда человек, причащаясь Тела и Крови Господних, причащается как бы хлеба и вина, не веря в то, что это Кровь и Тело Господни. Когда не верит в животворящую силу Причастия, не верит в то, что, когда он причащается Святых Христовых Таин, в него входит Христос Господь и он оказывается в Господе. Ведь «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Смотрите, какое потрясающее соитие, сорастворение причащающегося человека с Богом, со Христом! Когда вдумываешься в эти слова, конечно, преисполняешься действительно священным трепетом.

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий...» Что это такое? Мы вспоминаем последнюю Вечерю Господа Иисуса Христа в Сионской горнице. Тайная Вечеря – это тогда, когда Господь Иисус Христос совершил Своими Божественными руками это таинство и преподнес Своим ученикам: «Ешьте, это есть Тело Мое; пейте, это есть Кровь Моя». Он первый совершил и установил Божественную литургию: «Сие творите в Мое воспоминание». Днесь, то есть сегодня, потому что эта вечеря совершается за каждой Божественной литургией, мы вспоминаем эту вечерю.

«...причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Почему здесь вспоминается Иуда? Да потому, что он тоже был первым причастником Святых Христовых Таин. Вместе с двенадцатью учениками он тоже причастился Тела и Крови Господних и сразу же после этого пошел и предал Господа Иисуса Христа.

– Это есть в суд и во осуждение.

– Конечно. Это какое предательство! Вообще, я ни в коем случае не осуждаю. Я себя осуждаю, грешащего человека, который своими грехами все время распинает Господа Иисуса Христа. Мы Его распинаем все время своими грехами и отказываемся от Него, совершая грехи: «Ты не наш. Ты не Господь. Я Тебя не люблю».

«Если любите Меня, то заповеди Мои соблюдете», – говорит Господь Иисус Христос. И нам нужно быть не как Иуда, а как разбойник, исповедавший, вися на кресте, Христа Богом.

– То, что он объявил Христа Богом, – это, наверное, самое главное. Понять это сложно, ведь Он был распят на кресте, страдал...

– Да. Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Свое.

– То есть Он страдает на кресте, как человек, и вдруг: «Господи...»

– Ведь мы можем себе представить, кто такой разбойник. Это человек, который убивал, грабил, может быть, насиловал других людей и так далее. И он это увидел, осознал... Мы должны видеть в себе грехи, как разбойник на кресте, который даже не посмел попросить Господа о том, чтобы Он его простил, уж не говоря о Царствии Божием. Он только говорит: «Помяни меня, Господи». Не «прости», не «введи», а только: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

«Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». Мы уже ранее пояснили, когда мы причащаемся в суд себе и во осуждение. «Не в суд» – это когда, повторюсь, мы имеем намерение стать истинными христианами и отженить от себя все те страсти, все те грехи, которые присутствуют в нашей жизни и сопутствуют нашей жизни.

На словах «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит» священник целует Чашу, в которой Кровь и Тело Господни. Очевидцы свидетельствуют, что когда святой праведный отец Иоанн Кронштадтский причащался (а мы тоже причащаемся, как и он), то он целовал Чашу, обнимал Чашу, преисполнялся восторгом при каждом прикосновении к этой Чаше и долгое время не мог оторваться от нее. Вот истинное восприятие этого таинства и такой священный трепет, который должен испытывать каждый христианин.

Потом в алтаре причащаются священнослужители, диаконы. Вообще, была такая традиция (сейчас она потеряна; я не могу сказать, хорошо это или плохо, – не знаю): во время причащения священнослужителей все алтарники, все помогающие на службе выходили из алтаря. Я никогда не размышлял об этой практике и духовное значение  не совсем понимаю. Но сейчас у нас не так: присутствуют алтарники, даже миряне, которые приходят в алтарь в силу каких-то причин, а главное, они изнутри видят то таинство, которое совершается на их глазах.

– Счастливые люди.

– И священники причащаются при всех, даже мирянах, любящих Божественную литургию, которые в силу каких-то обстоятельств находятся внутри алтаря. После причащения Святых Христовых Таин произносится благодарственная молитва. Она обычно читается диаконом (если он есть в служении), если нет диакона, то священником.

«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших (благодеяние совершил Господь Иисус Христос), яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств. (Небесных – то есть и на небе, видно, это таинство совершается.) Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот (то есть жизнь), утверди наша стопы, молитвами и моленьми славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих». Утверди стопы. Какие стопы? Ноги. В чем утверди? В исполнении заповедей Божиих, в пути, истине, жизни.

– «Аз есмь путь и истина и жизнь».

– Да. Потом читается молитва, которая поется на всенощном богослужении в воскресный день, – «Воскресение Христово видевше». К этой молитве мы обязательно вернемся, а сейчас, как я понимаю, время программы истекло.

– Увы, увы, увы, с одной стороны. С другой стороны, нас греет надежда на нашу скорую встречу с Вами и с нашими зрителями, которые всегда с нетерпением ждут программу с Вашим участием и всегда неизменно благодарят и говорят о том, что для них это очень серьезно; многим наша программа помогла осмыслить Божественную литургию совершенно по-другому. Я рада этому.

О себе, батюшка, должна совершенно искренне сказать, что наши программы и меня сподвигли совершенно другими глазами посмотреть на Божественную литургию. Спасибо Вам и телеканалу «Союз».

– Всем благословение Божие! Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 26 января: 03:00
  • Суббота, 26 января: 13:00
  • Суббота, 02 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы