Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 39

8 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– В нашей сегодняшней передаче протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках, продолжает размышлять о Божественной литургии.

Отец Владимир, я рада Вас приветствовать в обновленном храме, мы давно здесь не были. Многие наши программы мы снимали в Архангельском, тоже замечательном храме в честь Трех святителей, с совершенно бесподобной мозаикой. А здесь мы в древнем московском храме, очень известном, с колокольней, не менее замечательной. Когда мы были здесь в последний раз, росписи только просматривались, здесь стояли леса. Сегодня лесов нет, но есть замечательные росписи.

Первый вопрос не относится к нашей программе, но он сам собой напрашивается. Отец Владимир, Вы довольны росписями? Кто их делал? Может быть, Вы немного скажете об этом? И что будет дальше в таком древнем, очень известном храме Москвы?

– Конечно, я удовлетворен росписями. Безусловно, это не Андрей Рублев, не Даниил Черный, не Дионисий, те известные иконописцы, которые расписывали храмы. Тем не менее это в духе росписей графа Владимира Комаровского. Он был самым выдающимся художником станковой живописи, церковной живописи. Я его (может быть, не по праву, но для себя) называю Андреем Рублевым XX века. Он был тоже расстрелян. Я думаю, что в ближайшем будущем мы подадим документы в Синодальную комиссию о причислении графа Комаровского к лику святых.

– Расстрелян в Бутове на полигоне, по всей видимости...

– Да. Эти росписи в храме продолжались примерно в течение года. Главная из них, безусловно, – центральная роспись на куполе храма «О Тебе радуется...» Это расписано рукой графа Комаровского, сейчас эта роспись реставрирована. Храм претерпел очень много всяких несчастий, нестроений. Сюда во время войны даже бомба залетала, здесь были и общежитие, и лаборатория по испытанию каких-то сверхмощных электрических станков. Не могу сказать, что была разруха, когда мы вошли в этот храм, но мы были на площади храма и удивлялись тому, что от полов ничего не сохранилось – была земля, а храм перекроен на какие-то разные кабинеты и так далее.

– Сохранились кадры этой разрухи, я их как-то видела, кстати, на канале «Союз»...

– И постепенно, постепенно милостью Божией храм пришел в удовлетворительное состояние силами многих людей, жертвователей, силами и молитвами тех художников, архитекторов, которые потрудились над этим храмом. Проблем было очень много!.. Не случайно один из священников конца XIX века сказал, что храм «сам себя строит». Я, во-первых, не умею просить деньги ни у кого, даже у людей состоятельных – для меня это нож острый, это наступить себе на горло. А вот каким-то удивительным образом все складывается.

Эти росписи в храме сделаны на пожертвования. Гранитное мощение двора вокруг храма – тоже за счет благотворительной организации, которая сама взяла на себя эти труды и замостила весь наш двор гранитными плитами. Подсветка храма – тоже за счет организации, которая осуществляет эту художественную подсветку. Подсветка изумительная, очень красиво все смотрится. Трапезная храма тоже будет расписана центральными художественными мастерскими. И тоже за счет благотворителей, мне отчасти известных; во всяком случае, для храма это обойдется бесплатно.

– Очень хорошо.

– Здесь площади для росписи большие, это стоило бы очень дорого. Байпасы, которые просто уродовали наш двор, убрали тоже за счет города. Ну и так далее. Каким-то чудесным образом все происходит!

И я вполне удовлетворен этими росписями в стиле графа Владимира Комаровского. Роспись графа Владимира Комаровского, безусловно, одна из самых значительных, глубоких, несущих в себе некую внутреннюю мощную духовность. Беда сейчас заключается в том, что хотя много замечательных художников-иконописцев есть на нашей земле Русской, да и в Москве их можно найти достаточно легко, но... то, что они дорогие, – этого вопроса я не касаюсь. То, что эти образы бывают эстетически очень красивыми – безусловно. А внутренней энергетики в этих образах нет.

Когда мы строили храм в Архангельском, где тоже часто проходят наши съемки, и когда некие художники предложили мне расписать тот храм, я попросил предоставить мне эскизный проект росписи. Когда увидел, понял (может быть, есть более значительные художники, чем эта бригада; они, кстати, очень хорошие храмы реставрировали и расписывали, достаточно известная группа), что за этой красотой мертвечина – красиво, но это не несет в себе ничего. И я очень переживал.

Приехала одна моя духовная дочь с Кипра (она вышла замуж за киприота), она искусствовед, и сказала: «Батюшка, не переживайте. Я Вас познакомлю с одним художником, он Вам наверняка понравится». Самое интересное, что его мастерская недалеко от нас, на Пятницкой улице. Когда я пришел в его мастерскую, в буквальном смысле обомлел. Я понял, что именно этот художник должен украсить мозаикой тот храм. И храм просто изумительный, это шедевр мирового уровня!

– Это правда!

– Ну, здесь не мирового уровня...

– Но достойно!

– Качественный уровень...

– Мне нравится и приглушенность тонов. И чувствуется внутренняя молитва автора. Как Вы говорите, мертвечины нет.

– И главное, здесь ведь совершается Божественная литургия. Тот же художник украсил мозаикой наш пол, бордюрчики устроил. И вот этот круг, который очень многих удивляет и завораживает, украшен мозаикой.

– Да. Круг вечности, круг вечной жизни.

Батюшка, я Вас сердечно поздравляю с тем, что все действительно продвигается. Мы снимали фильм об этом храме и помним старые кадры, помним, что было. И помним, что этот старинный храм, что называется, намоленный. Храм великокняжеский, затем царский. Здесь жили великокняжеские и царские садовники, здесь бывали наши русские цари. Так что, конечно, этот храм достоин того, чтобы быть полностью восстановленным; это украшение Москвы.

Спасибо большое за Вашу подвижническую деятельность и за то, что Вы не забываете телеканал «Союз», наших зрителей, которые ждут продолжения разговора о Божественной литургии...

– ...которая совершается также в этом храме. Каждый день мы служим здесь Божественную литургию вместе с утреней.

Как мне помнится, мы закончили предыдущую нашу беседу возгласом: «Святая святым». То есть Святые Дары – Тело и Кровь Господни – преподаются святым людям, очищенным от греха. В прошлой беседе я упоминал, как мы можем быть святыми. Любая святость человеческая является как бы грязным рубищем в очах Господа. Но тем не менее эта святость может быть в нас. Пусть она живет в нас короткое время, но она есть и может быть в нашей душе тогда, когда мы откровенно исповедовались священнику во всех тех грехах и страстях, которыми обременены, и получили разрешительную молитву. Причем я хочу еще раз акцентировать: священник не своею властью прощает и разрешает грехи, он читает молитву: «...властию Его (то есть Господа), данною мне свыше, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». То есть Сам Господь через священника прощает и разрешает от грехов. Каждая душа человеческая после исповеди ощущает некую легкость, освобождение от тех грехов, которые, как гири какие-то, до исповеди висят на нашей душе.

«Святая святым». И хор поет: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Святым является только Господь. А мы можем быть подражателями святости, но вполне, будучи людьми, мы никогда не станем святыми в полном смысле этого слова. То есть святость – это понятие относительное. Да, безусловно, о людях праведной и святой жизни мы говорим: «Это человек святой жизни, это праведник». Тем не менее и эти праведники отягчены какими-то грехами. Не такими, как мы, но они тоже отягчены. Иногда и они раздражаются. Я видел. Может быть, это раздражение носило более бесстрастный характер, чем, допустим, у меня или у других людей, но все равно я помню, что старец, чудотворец, молитвенник, прозорливец с раздражением отвечал какой-то посетительнице на какой-то ее неуместный вопрос. Так что Свят только один Господь. И мы повторяем вместе с хором, что только один Господь Свят.

После этого возгласа Тело Христово, Агнец, дробится на четыре части. И одна из частей (где написано «Иисус») погружается в Кровь Господню. Другой частью Тела Господня, где написано «Христос», причащаются священнослужители в алтаре. Хотя все равно, какой частью можно причащаться, но традиционно происходит вот таким образом.

Диакон после «Святая святым» говорит замечательные слова: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Священник, разрывая Агнец на четыре части, говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освещаяй». Видите, какие замечательные слова произносятся священником.

– Как жалко, что мы этого не видим. Иногда очень хочется проникнуть в алтарь и увидеть, что же там происходит.

– Когда мы с вами снова будем повторять цикл этих передач, нужно будет обязательно снять, что происходит во время Божественной литургии.

Когда священник раздробляет и погружает в Кровь Господню частицу со словами «Иисус», он говорит: «Исполнение Духа Святаго». То есть и Кровь, и Тело насыщены (я очень примитивно, конечно, говорю) преизобильно полнотой Духа Святого. Этот возглас говорит о том, что в этом таинстве участвует вся Пресвятая Троица: и Господь Иисус Христос, Который ради нас распинается каждый день во время Божественной литургии, и Бог Отец, пославший Своего Сына на эти страдания, для того чтобы Он искупил первородный грех человеческий, и Дух Святой, благодатью Которого животворятся эти Таины и благодатью Которого хлеб становится Телом Господним, а вино Кровью Господней.

Погружается эта частица, и потом в Чашу вливается теплота. Потому что, во-первых, Кровь, безусловно, имеет не низкую температуру. С другой стороны, это говорит нам о том, что человек состоит (как и тело Иисуса состояло) не только из крови, но и из воды тоже. После того как дробятся эти четыре части, одна из частей становится меньше, потому что верхняя часть Агнца со словом «Иисус», как я уже сказал, погружается в Кровь Господню. Дробится в первую очередь та часть, где написано «Христос», которая преподносится всем священнослужителям, причащающимся в алтаре. Я вообще счастлив, что имею эту возможность, когда бываю на Божественной литургии, – причащаться Святых Христовых Таин. Все священники, служащие у нас, тоже стараются всегда, даже если не служат Божественную литургию, но бывают на ней, обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Причащаемся Святых Христовых Таин. И читается та молитва, которую слышат все верующие люди перед Причастием, когда священник выходит с Чашей (Телом и Кровью Господними) для того, чтобы причащать народ Божий. Это молитва святителя Иоанна Златоуста. Замечательная, очень глубокая молитва по своему содержанию. Я хочу ее повторить:

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти...» В нескольких словах говорится о сути подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел спасти мир, пришел искупить первородный грех человеческий. И не только! Он сказал, что Он есть путь, истина и жизнь и что только через Него мы можем стяжать Царствие Божие.

«...от них же первый есмь аз». То есть каждый человек должен смотреть на себя, а не на другого человека, страстного, ведущего, может быть, не совсем христианский образ жизни. И не осуждать этого человека, которого видит в грехах. Вообще мы можем понять и увидеть только частично грех человеческий. Поэтому Господь Иисус Христос и говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в своем не видишь?» То есть мы можем увидеть какие-то страсти человеческие как бы в раздробленном, так скажем, виде, частично, а полноту тех страстей, которыми человек обладает, мы не можем познать и увидеть. Мы можем только в себе это увидеть. И каждый внимательный человек, ведущий внимательный образ жизни, погружая свои очи внутрь своей души, видит, насколько он греховен. Это как раз осознание – «от них же первый есмь аз» (что я первый грешник). Если это не связано с оголтелым самоуничижением, а связано с видением того, что происходит в нашей жизни, то мы должны преисполняться вот этими чувствами: «я самый грешный человек». А когда я буду говорить и свидетельствовать о себе, что я самый грешный человек, тогда, безусловно, не буду уже обращать внимания ни на кого другого – я буду озабочен только тем, как бы мне избавиться от страстей. Только с помощью Божией, только с молитвенным обращением к Нему...

Воля человеческая настолько слаба, что не может преодолеть многие страсти в человеке. Мы иногда говорим: «О, этот человек обладает силой воли!» А смотришь – он курит и не может бросить курить; пьет и не может оторваться от пьянства. Он блудит и не может оторваться от блуда; это самая острая страсть, в человеческом теле и в человеческой жизни присутствующая. И многое другое. А в себе мы можем этот грех во всей полноте познать.

– Спасибо, отец Владимир! Время программы всегда летит так быстро…Программа, конечно, очень интересная! Спасибо Вам большое! До следующей встречи!

– Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 26 января: 03:00
  • Суббота, 26 января: 13:00
  • Суббота, 02 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы