Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

1 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Начнем с вопроса легкого, детского, взбадривающего: «Моей дочери одиннадцать лет. У нее есть к Вам вопрос: давать списывать в школе – это грех?»

Слушайте, какая молодец, умничка – задумывается. Я давала.

– Если человек, которому она собирается дать списать, накануне был на всенощном бдении в честь, например Собора Архистратига Михаила или другого большого праздника и не смог в силу обстоятельств совместить и посещение храма и уроки, в таких случаях дать списать можно. Но нельзя это превращать в систему. То есть выручить человека можно, но учиться за него нельзя, иначе это будет немножко развращение, потому что мы отучим подругу или друга от самостоятельной работы, и это будет уже не помощь, не благо, а зло. Но иногда выручить надо, если человек объяснит причину – что у него было. А если просто не захотел делать уроки по лени, тогда пусть сам несет за это ответственность.

– В систему не должно входить.

– Да. Выручить можно.

– Тяжелый вопрос. «Как быть, если жизнь ставит перед выбором: досматривать пожилую, овдовевшую недавно больную маму или же больного мужа? Они живут в разных городах и странах, и в любой момент одного из них может не стать». Очень тяжелый выбор. Маму, может, перевезти?

– Посмотреть – насколько это возможно, чтобы они были вместе. Или мужа перевезти, или маму. Я тоже затрудняюсь ответить. Легко сказать: перевезти. А если это невозможно, тогда что? Во-первых, ведь есть заповедь: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. То есть муж и жена все-таки дороже друг другу.

– С другой стороны, чти отца и мать – и будешь долголетен на земле, и благо тебе будет.

– Поэтому мать надо обеспечить, насколько возможно, сиделками, потратить все деньги, чтобы облегчить как-то ее жизнь. С другой стороны, надо потерпеть и постараться все-таки перевезти...

– А может быть, посоветоваться с врачом о том, кто больше нуждается сейчас в помощи? Точнее, кто более беспомощен. Может быть, за мужем есть кому ухаживать. Или за мамой есть кому ухаживать.

– Нет, давайте предположим так, что некому. Предположим, что она живет с мужем, а мама одна. Поэтому, может быть, надо потратить деньги не на сиделок, а на переезд? Вплоть до того, что кому нужна эта квартира, и, может, лучше потратить эти деньги на переезд, на лекарства, на уход?.. Но можно предположить ситуацию еще более драматичную: а если нельзя перевезти ни одного, ни другого? Тогда что делать?

– Тогда нужно решать вопрос с врачом, кто больше нуждается в опеке. Наверное, так.

– Наверняка в семье есть дети. Пусть тогда дети помогают отцу, то есть ее мужу. А она пусть досматривает мать, потому что матери, наверное, меньше осталось, чем мужу... Я бы так сделал: сначала мама, потом муж. Потому что должны быть дети, пусть они ухаживают за отцом. Все-таки возраст мужа в два раза меньше. Маме, может, немного осталось. И глядишь, за исполненный долг по отношению к маме проживет дольше муж.

– У одной моей знакомой игуменьи тоже была практически неразрешимая ситуация. Она не знала, как ее можно было разрешить, и молилась Иустину Челийскому. Говорит: «Он мне так все по полочкам разложил»...

– С другой стороны, мы хотим такой тонкий частный вопрос решить заочно.

– Может быть, пусть эта раба Божия напишет Вам? Попросим ее, пусть она напишет более развернуто, а может быть, даже приедет к Вам, посоветуется. Такие вопросы разрешать на расстоянии тяжело. Обращаюсь к автору вопроса: если Вы нас слышите и если у Вас есть такая возможность, можете приехать к отцу Мелхиседеку, батюшка готов Вас принять...

– Перед этим написать. Потому что это важно. Не то что мы просто взяли и ответили. Кто-то из московских профессоров говорил: «Все знает только невежда». Вопрос-то был задан для того, чтобы получился конечный результат. Мы предлагаем все-таки встречу, чтобы лично в этой ситуации с Божьей помощью разобраться. Ждем Вас!

– Вопрос следующий: «Как правильно понимать смысл фразы: научи меня оправданием Твоим?»

– Это стих из 17-й кафизмы, из 118-го псалма. Святитель Феофан Затворник, Вышенский, толкует: оправданием – значит, заповедям. То есть мы вникаем в смысл тех принципов, которые оправдают нас перед Богом. А оправдают нас перед Богом заповеди Господни. Господь говорит: «Перед тобой жизнь и смерть. Избери жизнь». Вот избрание жизни – это и есть, что мы нашли оправдание Господне.

«Научи меня оправданием Твоим». То есть Господь нам многие вещи открыл, но мы же не хотим их слышать, не хотим их слушаться. Отец Кирилл Павлов, всероссийский духовник XX века, в своих последних ответах на письма говорил следующее: «Читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание». «Научи меня оправданием Твоим» – это не значит, что мы их не знаем, но надо, чтобы они дошли до глубины души и сердца, чтобы мы поняли, что на самом деле только так и надо поступать.

Помните, в прошлой программе был вопрос по поводу гражданского брака, блудного сожительства? Если бы заповедь была на первом месте, тогда все остальное было бы на своем и вопроса не возникало бы. Кто тебя просил «влипать» в эту историю? Кто тебя просил делать этот первый шаг? Кто тебя просил вступать в это блудное сожительство, в результате которого, как снежный ком, наросли проблемы?

Кстати, о первом падении. Один из мудрых людей сказал: «Девушка в самый ответственный момент (грехопадения) ни о чем не думает. Потом приходит такое время, когда она начинает думать. А почему она не думала, когда надо было думать? Надо же сначала думать, потом действовать». Я все время цитирую Льва Николаевича Толстого, потому что он эту яркую фразу произнес. И кстати, в нашем храме Петра и Павла в Ясеневе венчались родители Льва Николаевича Толстого. Так вот, он говорил, что люди во всем мире принципиально делятся (их можно разделить) на две категории: одни сначала делают, а потом думают, а другие сначала думают, а потом делают.

Так вот, нам надо приучиться сначала думать: соответствует ли это Евангелию, жизни Господа? Соответствует ли это христианскому образу жизни? Или это от ветра головы своея? Тогда бы не было проблем. «Научи меня оправданием Твоим». Что значит «научи»? Чтобы дошло! Вроде бы мы знаем, вроде бы читаем, но не доходит. Одни живут так, не зная, а другие, зная, не живут, – значит, не научились оправданиям Господним, то есть заповедям.

– Вопрос: «Как растолковать наставления святого Гавриила (Ургебадзе): “Не исполняя заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами”?»

– Все правильно он сказал. Вот человек – безбожник, и молится: «Господи, сделай так, чтобы все у меня было». Ну как у тебя все будет? Мне вспоминается в этом случае один анекдот: один дяденька своим друзьям говорит: «Слушайте, меня ДПС достала! Ну пьяный, ну на красный, ну по встречной, ну задом... Достала!!!»

Вот так порой и люди: приходят, называют такие грехи, а потом говорят: «Почему мне в жизни не везет? А что у меня жизнь такая несчастливая?» Дорогой, ты похож на этого дяденьку из анекдота и хочешь, чтобы у тебя все было благополучно. Ты сначала со встречной полосы съезжай, двигайся не задом, а передом – и бросай пить, когда садишься за руль! А еще при всем при этом хотят, чтобы езда была благополучной, чтобы никто не остановил, и хотят добраться из пункта А в пункт В.

– И желательно вовремя.

– Да. Поэтому не надо строить иллюзий. Если живем безбожно, если переступаем через закон Божий... Мы человеческие законы переступить не можем. В каком смысле? Потому что рано или поздно...

– ДПС оштрафует.

– Если ты один раз пренебрег красным светом светофора, другой раз, то на третий раз ты поймаешь такого же, который тоже пренебрег, и вы встретитесь на перекрестке.

– Да, и страшная авария потом происходит.

– Вот и по жизни такие же аварии бывают.

– Серьезный, тяжелый вопрос: «Я постоянно ссорюсь с мамой. Изо дня в день ничего не меняется. Дело доходило до рукоприкладства. Я исповедала этот грех, а в день исповеди и причастия опять поссорилась с ней. Ничего не меняется, снова слезы и боль, снова нужно каяться, снова епитимья, и так по кругу. Что мне делать? Как преодолеть этот грех?» Ой-ой-ой! Тяжело на такие вопросы отвечать, не зная ситуации. Рукоприкладство, конечно, надо категорически прекращать в любом случае.

– Если мы не знаем подробностей... Поднять руку на мать... Очень страшные слова однажды сказал Федор Михайлович Достоевский: «В любом деле и в любом вопросе есть такая черта, переступив через которую невозможно возвратиться назад». Вот она один раз подняла руку, она переступила через закон, переступила через совесть, растоптала свою душу и свою совесть. Теперь надо молиться именно об этом. И дело не в маме; у мамы тоже свои проблемы. Но дело, безусловно, в этом человеке.

У греков есть очень мудрое выражение: «Куда бы ты ни пошел, ты везде найдешь то, что принес с собой». Все дело в ней самой, в этом человеке. Мама имеет право быть неправой, имеет право на такое, может быть, не совсем адекватное и правильное поведение. Возможно, это чрезмерная строгость, жестокость.

– Может, мама неверующая.

– Разные могут быть ситуации. Но первое, в чем надо остановиться, – рукоприкладство. И зажать свой язык, потому что из-за этого поганца у нас все проблемы. Тебя могут облить грязью сколько угодно – зло вокруг нас, но оно не должно исходить из нас. Недаром есть русская пословица: ешь кашу с грибами, держи язык за зубами. Кто-то из святых сказал, что у нас язык находится за двумя преградами: за зубами и за губами. У нас один язык, а уха два, значит, мы должны больше слушать и меньше говорить. Все из-за языка, из-за эгоизма, из-за потери терпения. А потеряли терпение из-за эгоизма.

И еще надо перестать просить у Бога изменения и перемены жизни мамы. Мол, Господи, ей дай мудрости, ее успокой, ее угомони, и так далее. Себе надо просить и мудрости, и такта, и терпения. Конечно же, какие-то поводы дочь дает. Тем более что мама, наверное, уже в возрасте, поэтому дочери такие вещи неизвинительны и непростительны. Себе надо просить долготерпения, мудрости, такта, обходительности, молчаливости и не давать повода ищущим повода.

– Вопрос: «Каким святым молятся о людях, страдающих психическими расстройствами?»

– Великомученику Пантелеимону, Косме и Дамиану, всем тем святым, которые были врачевателями. Но вообще-то они слуги и друзья Божии, поэтому начинаем мы со Спасителя и Божией Матери. У нас нет квалификации, кто за что конкретно отвечает. Поэтому сначала молимся Спасителю, Божией Матери и вслед за Ними уже молимся всем святым, которых мы знаем, которых мы чтим. Строгой такой градации нет и быть не может. Все в руках Божиих. Самое главное – в такой ситуации мы просим мудрости и долготерпения себе, чтобы нести крест служения и ухода за психически больными людьми, потому что для этого надо иметь огромное терпение.

– Интересный вопрос. У меня, кстати, на этот счет тоже есть некоторые соображения. «Правильно ли один и тот же вопрос адресовать разным батюшкам, чтобы быть более уверенным в правильности совета?» Знаете, мы, православные, очень часто грешим тем, что задаем вопрос батюшке (или матушке, игуменье), чтобы с себя ответственность снять.

– Такое тоже бывает.

– Я наблюдала. Бывает, по прямой связи задают вопрос, и ты понимаешь, что человек просто хочет снять с себя ответственность: если что-то не получилось, то ты виноват. Ты мне, батюшка, посоветовал, я последовал совету, а вот... Такое очень часто случается, к сожалению.

– Еще чаще вообще никто ничего не спрашивает. Вообще ничего не хотят слушать, считая себя семи пядей во лбу. Вот такая ситуация по жизни, мне кажется, еще хуже. О таких людях, которые никого не слушают, старец Амвросий говорил: «У них обычай бычий, а ум телячий». Что реку человеку-чудаку или что возглаголю творящему свою волю? Своя воля и учит и мучит: сначала помучит, потом чему-нибудь научит.

Поэтому лучше всего, конечно, спрашивать совета у своего приходского священника, который нас знает и которого знаем мы. Если мы имеем духовника в своей жизни, то это огромное счастье. Не имеем – есть приходской священник. Для детей советчики – родители, для семейных людей – это муж, жена, потому что жизнь должна быть по совету. Кто-то из святых отцов сказал: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг».

– Замечательно!

– У святых отцов и у аввы Дорофея было такое выражение: «Спасение – во многом совете». У премудрого Соломона есть такие слова: «Пути глупого в глазах его кажутся прямыми, но конец их – погибель», «Золото и серебро укрепляют стопы человека, но лучше того и другого мудрый совет вовремя». А если мы не спрашиваем, какой же будет совет? Никто не стучится в закрытую дверь. Не надо отвечать на незаданный вопрос. Поэтому, если тебя не спрашивают, со своими советами лезть не надо, потому что это будет метание бисера. Но если есть навык советования, тогда такой человек все-таки будет ходить прямыми путями и не заблудится. Спасение – во многом совете.

– Ну, я-то имела в виду бытовые советы. Очень часто бегут с бытовыми вопросами, пристают с бытовыми вопросами больше, чем с духовными...

– Любовь Сергеевна, никто не пристает, никто ничего не спрашивает. Все живут так, как хотят.

– Следующий вопрос: «В храме, куда я хожу, никто не причащается, кроме младенцев и детей; очень редко, малое число и на большие праздники. Священник наложил неудобоносимые бремена: разрешение к причастию только после семидневного поста. И неважно, что соблюдены все посты, среда и пятница. Также не произносится молитва перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос…» Я в смущении, так как знаю о документе «Об участии верных в Евхаристии». Что делать?»

– Это какая-то чрезмерная строгость, и это не в традиции Церкви. Это какое-то церковное своеволие. Для нас есть руководство, которое нам рекомендовано Церковью, – документ «Об участии верных в Евхаристии», где расписаны все возможные нюансы и случаи. Семидневного поста перед Святым Причастием там нет (если это только не Великий или Рождественский пост), если это обычное время вне постов. Я думаю, что это уже устоявшаяся позиция священника, непонятно откуда взятая, поэтому никакие увещания не помогут. Надо с этим вопросом обратиться к правящему архиерею, а не на телеканал «Союз». Потому что этот священник вышел за рамки допустимой строгости. Это уже какое-то самочиние. А мне кажется, что это просто обыкновенная лень: проще причащать одних младенцев, а потом заниматься своей жизнью. Мне кажется, что батюшка сильно попутал в своей жизни...

– А по поводу «Верую, Господи, и исповедую...»?

– Это вообще неотъемлемая часть богослужения. Зачем ее убирать – непонятно. Это крайность. Из-за этого страдают люди. Пусть архиерей батюшке подскажет, мирян он слушать не будет. Задать такой вопрос ему можно, пусть он объяснит; начать надо с этого. Если есть возможность – надо посещать другой храм, где таких крайностей нет, и причащаться. Но боюсь предположить, что это единственный храм в селе или райцентре, и нет такой возможности. Тогда ради других братьев и сестер надо, чтобы батюшке подсказал правящий архиерей.

– Детский вопрос: «Ребенку семь с половиной лет. Какие каноны ребенок сам должен читать ко Святому Причастию?»

– Не накладывайте бремена неудобоносимые. Все должно делаться постепенно и поэтапно. Нельзя неподготовленному человеку сразу брать штангу весом 60-80 килограммов – он ее не поднимет. Так и здесь: пусть это будут какие-то краткие молитвы, пока без канонов ко Святому Причащению. Две-три краткие молитвы. Это должны быть просительные молитвы, где говорится о пользе и о том, что дает Святое Причастие.

Например, есть четвертая молитва, она самая длинная и не во всех молитвословах печатается. Если ребенок начнет читать эту четвертую молитву ко Святому Причащению, то ему будет инструкция к грехам, о которых он еще не знает, но в этой молитве они есть. Поэтому надо немножко головой своей думать.

Поэтому две-три молитвы пусть родители сами выберут и сначала читают с ним, потом он сам. А так – что ему доступно. Может быть, он пятьдесят-сто раз молитву Иисусову почитает, пусть будет кратко, но от души, чем читать то, что ему вообще непонятно.

– И завершающий вопрос: «Дочка твердо намерена поступать в театральное училище и связать свою жизнь со сценой. Я, как христианка, всеми силами души сопротивляюсь. Как мне поступить?»

– Ну, будет «мать плохая», «мать остановила», «мать не дала» и так далее. Сложно. Это вопрос индивидуальный, поэтому пусть она обратится к своему приходскому священнику.

– Он, наверное, знает семью, девочку знает.

– Потому что подробности важны, они у всех индивидуальны.

– Согласна. Потому что можно стать актером и исполнять хорошие роли. Читать прекрасные стихи, например духовные. Есть духовный театр «Глас», который все любят и все с удовольствием туда ходят; ничего плохого там не увидишь. То есть уже есть такие хорошие нравственные театры и примеры.

– Но и другие есть. Поэтому надо понимать ее наклонности. Если она ведущая и за собой поведет – дай Бог. А если она ведомая и попадет в разные неприглядные истории и случаи, то...

– Да, Ваш совет очень хороший – пойти к приходскому священнику, который знает семью, и подробно с ним побеседовать.

Батюшка, сердечно Вас благодарю. Очень рада, что Вы были с нами две программы. Вопросы продолжают поступать самые разные: и богословские, и духовные, и бытовые, и детские, что не может не радовать.

– Для этого телеканал «Союз» и существует. Поэтому давайте ему тоже помогать, братья и сестры, потому что это наш с вами и долг, и радость. Чем больше будет помощи, тем больше будет и качества, и возможности радовать своей пользой, духовными назиданиями и наставлениями православных христиан и тех, кто в этом нуждается. Мир всем, дорогие братья и сестры!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 26 января: 03:00
  • Суббота, 26 января: 13:00
  • Суббота, 02 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы