Таинства Церкви. Религиозное воспитание детей. Продолжение

3 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове протоиерей Андрей Алексеев.

– Сегодня мы продолжаем разговор о религиозном воспитании детей. Очень интересная беседа была в прошлой нашей передаче, хотелось бы ее продолжить.

Отец Андрей, с Вашей точки зрения, религиозное образование и воспитание – синонимы? Или все-таки какая-то разница существует?

– Знаете, замечательно сказал апостол Павел. Он написал, что знание без воспитания в добродетели надмевает человека. Очень важно, чтобы человек воспитывался в добродетели, то есть погружался в понимание механизмов (конечно, начиная с малого) осознания и различения добра и зла. И в этом, постепенно навыкая, он учится тому, что позволяет ему держаться в границах дозволенного. Это общее место у святых отцов, которые рассуждают на подобную тему. Замечательно писал об этом преподобный Паисий Святогорец: не размывать границы, не позволять себе входить в то пространство, которое тебя разрушает. Не думать в ту сторону, которая разрушает, не смотреть это, не разговаривать на эту тему, не погружаться в то, что разрушает твою душу. Вот почему очень важно соблюсти эти границы и не зайти за их пределы, иначе будут неблаговидные последствия для любого человека, в том числе для ребенка.

– Мы с Вами начали говорить о том, что современные дети сейчас могут уже в пять лет и даже раньше быть не в духе. Детский каприз ведь тоже разный бывает.

– Конечно.

– Кстати, мы с Вами как-то начинали на эту тему говорить, и Вы давали, с моей точки зрения, очень мудрые, хорошие советы о поведении детей в храме. С одной стороны, мы понимаем, что дети в храме должны присутствовать и что мы не должны раздражаться, когда их слишком много, но, с другой стороны, очень часто вызывает недоумение их поведение и реакция родителей на их поведение. Например, уже идет «Святая святым», а дети, извините, ноги к потолку задирают...

– Скажу, что у нас в храме традиция присутствия детей изначально была поставлена в важности постепенного прихода детей на те или иные моменты богослужения, которые по силам этим детям. У нас трансляция богослужения идет в разные места подворья: это и церковная лавка, и детская площадка, находящаяся вблизи от храма, и территория на улице, где гуляют мамы с колясками, это и воскресная школа, и спортивный комплекс, где могут находиться малыши, слушающие все это. Приходят они сюда (и мы об этом рассуждаем и беседуем с родителями) тогда, когда мы видим, какова степень их готовности включиться в ту или иную часть богослужения. Есть условные пять ступеней (мы об этом уже говорили), я писал о них статью и на сайте ее периодически возобновляю, чтобы люди могли ее читать.

– Повторенье – мать ученья.

– Родителям нужно выбрать для себя, для своих детей возможную ступень, на которую они должны подняться: сколько минут – 10, 15, полчаса или 40 минут – могут быть на службе их дети. Конечно, для уже отроческого и дальше подросткового, юношеского возраста период их присутствия важен в отношении Евхаристии – это уже более взрослые дети. Но когда младенца или малыша приводят к антифонам, к Евангелию, к проповеди после Евангелия, то, конечно, это невыносимо для младенца, он не в состоянии это слышать...

– Они скучают и начинают шалить.

– Это естественно. Поэтому нужно нам быть рассудительнее. И нельзя эту ситуацию взять и рассмотреть в разрыве, в каком-то фрагменте, который не даст нам полноты. Только в целостности начинается процесс постепенного вхождения человека в таинство богослужения, процесс участия в том, во что нужно ввести человека. Так же, как и в отношении поста, и мы тоже об этом разговаривали.

Всякий раз, когда мы подходим к посту, я общаюсь с родителями и объявляю заранее: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! Очень прошу вас на семейном совете обсудить, как вы предполагаете пост для вашего ребенка. А потом с тем, что вы в итоге будете иметь, приходите – посоветуемся, обсудим и получим благословение на ту меру, которая должна быть в жизни у младенца». Даже у младенца (у отрока – само собой) пусть совсем малое, но воздержание: от чего-то вкусненького или сладенького, а где-то уже и более, когда возрастает человек.

Ведь в Писании сказано, что бесовский род без поста и молитвы невозможно победить. И вот та распущенность, о которой мы с вами рассуждали, – следствие невоздержания родителей и детей и отсутствия мудрости их в отношении участия в богослужении (а пост – это тоже богослужение), а также неусердия в отношении поста. Но, дорогие мои, как утратили рай прародители, нарушив пост, так и вернуться в Царствие Божие невозможно без воздержания, без поста. Конечно, мера его должна быть определена с помощью Божией при участии священника.

– Без церковной литературы, без понятия каких-то церковных терминов не может быть, наверное, религиозного воспитания и образования?

– Безусловно.

– С чего начинать? С чего начинаете вы?

– Мы начинаем с диалога. Мы в прошлой программе коснулись темы дошкольного лицея. Приходят папа и мама и говорят: «Мы хотим отдать нашего ребенка в дошкольный лицей». У нас на сайте информация о лицее есть, и их ко мне направляют в то время, когда я принимаю людей для подобного разговора. Это семейный разговор; они приходят вместе с ребенком, и мы начинаем общаться. У нас есть воскресная школа – для всех. У нас есть школа искусств – для всех. У нас есть спортивный комплекс – для всех. Но вот дошкольный лицей – это уже более основательное образование и воспитание, здесь я не просто общаюсь с родителями, приглашая их: «Приходите, давайте начнем». Нет-нет. К моменту зачисления ребенка в дошкольный лицей папа и мама должны сознательно взять курс на свое религиозное воспитание и образование. Если они не имеют готовности, я ребенка не беру в дошкольный лицей. Поскольку у нас там интересно, поскольку он хороший, поскольку там столько всего – и свой профессиональный концертный зал со сценой, с софитами, с микрофонами, с объемным звуком, несколько спортивных залов, куда можно прийти и заниматься. У нас дошкольный спортивный клуб «Рекордик», где дети занимаются с 4-летнего возраста с преподавателями; там есть чемпионы Европы, чемпионы мира, участники Олимпийских игр, мастер-классы, прекрасная одежда, инвентарь замечательный. Конечно, хочется! Но если человек не начнет над собою вести работу, тогда о каком диалоге может идти речь?

И родители мотивированы, им хочется, они спрашивают: «А что нужно делать?» Отвечаю: давайте начнем с вас, поговорим о том, как вы живете, какое место в вашей жизни занимает Господь, как вы с Ним отношения выстраиваете? И вот это начало диалога. Знаете, это потрясающая возможность.

У меня был случай. Пришел папа, сел нога на ногу и говорит: «Я хочу отдать ребенка». Я вначале попросил, чтобы для него провели экскурсию по подворью и показали ему, что здесь есть. Он вернулся и сел уже иначе. Спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы мой ребенок учился у вас? Я готов заплатить». Я говорю: «Послушайте, давайте остановимся. Если Вы решили купить – Вы не сюда пришли. Мне нужны Вы, лично Вы, папа, глава семьи».

Я не общаюсь только с одной мамой. Если приходят по поводу записи – только полная семья. Пришли – будем разговаривать. Сначала посмотрели, чтобы увидеть. Говорят: «Хочу! Столько секций, кружков! Хочу! Можно?» – «Можно. И это можно, и это можно. Но! С себя нужно начать. Если я вас не буду видеть за воскресным богослужением, дорогие родители, если мы с вами не начнем открывать Евангелие... Будут вопросы – замечательно, у нас есть специальные семинары, преподаватели, которые приезжают сюда заниматься. Есть то, что лично я сам веду. Если мы не начнем диалога о вашей жизни, мы не сможем тогда помочь вашему ребенку полноценно. Как он сможет, придя сюда, получить что-то, а дома не продолжить? Он там (в семье) основы получает. А мы помогаем вам. Если вы не готовы, тогда простите...»

В другие секции – пожалуйста, можно прийти. Мы, конечно, понимаем, что вы в пути, мы не ставим жестких правил, но есть несколько различных подразделений, и дошкольный лицей – одно из таких подразделений, а уж тем более гимназия, где это уже должно быть естественным. Не я не принимаю. Дорогие мои, давайте честно. Воскресные службы, постные дни, ежедневное чтение Евангелия, каждодневное чтение духовной литературы. Не просто чтение о чем-то Божественном, нет-нет; литература, которая имеет непосредственное отношение к чтению о возрастании в добродетели и в борьбе со страстями, конкретное святоотеческое наследие. Вот давайте начинать потихонечку в это входить. Естественно, христианский брак, готовность жить по Божьему закону, пусть в малой степени начиная. Если готовности нет – это не я не пускаю вас сюда, вы не хотите сами, вы не готовы. Все остальные направления, секции – пожалуйста, но вот сюда вы не сможете прийти. А так хочется!

Признаюсь вам честно, что в этом году в нашей гимназии на каком-то этапе, ближе к концу, был конкурс в классе девочек (у нас отдельно мальчики, отдельно девочки) – 15 девочек на место!

– Ого!

– Мальчиков – поменьше, а девочек – 15 человек на место! Желающих много, но мы смотрим, насколько готовы люди войти в то, что должно постепенно стать приходской семьей, частью жизни общины; насколько родители не только приводят сюда детей, но начинают включаться (еще одно из важных условий!) в жизнь этого места. Конечно, у них свои заботы, дела. Никто им не говорит: «Ты должен завтра...»  Нет, просто это естественно складывается. У нас есть череда по уборке храма, по приготовлению пищи, по дежурству в гардеробе, по уборке школы, спортивного комплекса. И я тоже принимаю участие в этой череде, я тоже убираю, мою и делаю это с радостью и, скажу честно, с вдохновением. Это настолько интересно, когда с тобой рядышком трудится человек, который подъехал на дорогой машине и просит: «Батюшка, не лишайте меня возможности Вам помочь. Можно я тоже это буду делать? Но я могу делать не только это, я могу еще делать вот это, вот это и вот это. Можно? Пожалуйста, я хочу быть полезным». Вы знаете, в очереди стоят!

– Замечательно!

– И я дорожу этими отношениями, которые складываются здесь в течение этих шести лет. Это концепция, это некая модель. Есть духовная сфера, душевная сфера и сфера спорта, физкультуры, где тоже важно быть с людьми вместе. И молиться вместе, и трудиться, и отдыхать, но в постоянном взаимодействии.

А чего стоит наш приходской хор! Пятьдесят женщин, которые бегут на спевки как девчонки. И детский хор тридцать человек! И хор мальчиков. И младший хор. И концертный хор. Это такая терапия! Это потрясающие возможности! А наш оркестр профессиональный!.. Когда люди приходят, вначале это небольшой шок: «А разве это все может быть в Церкви?» Да, это все со Христом. Просто мы вот так живем. Если вы готовы начать вместе с нами – пожалуйста, посмотрите, пусть пройдет какой-то испытательный срок. Но я подчеркиваю: школа, спорткомплекс – пожалуйста, для всех. Но когда люди готовы войти в дошкольный лицей (куда очень хотят; а уж тем более в гимназию), я ставлю условие: если я как директор, как священник, настоятель не буду видеть вашей готовности работать над собой, я за собой оставляю право завершить взаимодействие с вами и, естественно, с вашим ребенком. Потому что мы тогда идем на конфликт – вы так не живете, а мы пытаемся так жить и ребенка так воспитывать. И ребенок спросит: «А кто не прав: мой самый лучший на свете папа или вот этот батюшка?»

Если вы не готовы так жить, лучше не приходить в эту сферу, в эту систему, в это подразделение. Возьмите что-то попроще: вот это или вот это. Мы ни с кем не расстаемся, но мы предлагаем человеку определиться: на какую ступень он готов подняться. И скажу, люди имеют желание: начинается серьезная работа в семьях.

У меня был случай. Я улетаю, у меня в четыре утра самолет. Человек приходил на собеседование по поводу дошкольного лицея, знал, что я улетаю, звонит и говорит: «Я знаю, что у Вас самолет. Можно мне на 20 минут Вас увидеть? Вы улетаете, Вас не будет две недели. Я хочу отдать сына. Я решил, что я хочу!..» Папа вернулся из Америки (он два с половиной года работал в США), пришел со своей супругой, посмотрел и сказал: «Хочу отдать...» Но этого мало, ты же должен сам как-то потрудиться. «Я готов начать», – сказал он на нашей встрече и стал делиться моментами из своей жизни (я о них промолчу) очень сокровенными. В его жизни были травмы, шрамы, нанесенные в Церкви в том числе, кем-то из тех, кто был невнимателен. Не будем об этом, все мы несовершенны. Но важно принять и такого человека, подумать вместе с ним, пообщаться и привлечь его начать этот путь работы над собою. У него хорошая мотивация – он хочет отдать ребенка в то место, где профессионалы качественно делают свое дело.

Знаете, это милость Божия. Я Господа благодарю за ту честь, которую Он мне оказал, потому что здесь работают люди, состоявшиеся в жизни в разных направлениях деятельности, профессионалы, помогающие мне в процессе воспитания и образования. И я им благодарен за это и вместе с ними иду по жизни. Мы этим живем с утра и до позднего вечера. И чем дольше мы здесь, тем больше идей, возможностей, мыслей, а еще поддержки. Поддержки не только духовной, но и финансовой. Господь не оставляет этих проектов без внимания только тогда, когда мы доказываем, что мы готовы идти. Ты получаешь столько, сколько надо всегда! Это удивительно! Столько идей! Но все, что тебе будет нужно, ты получишь, если Богу покажешь, что ты этого хочешь, и докажешь, что ты готов двигаться независимо от того, какие будут трудности. И это вдохновляет!

Люди это видят и готовы вкладываться. Вопрос «Чем помочь?» звучит здесь каждый день. «Я готов помочь. Можно мне помочь?» Подождите, нет. Как вы живете? Давайте поговорим. Вначале решим ваши нравственные вопросы, ваши религиозные задачи рассмотрим, а потом помолимся и посмотрим, в чем Господь вам покажет вашу готовность помогать. И тогда совершается чудо – встречи, когда человек понимает, что он хочет, готов, он идет и вкладывается в то, что для него близко, и реально ощущает, как все это воплощается. Он – соучастник этого процесса, в котором живут и он, и его дети, его внуки. У нас вот такая семья!

– А часто бывает, что люди сами уходят, не выдерживают этого духовного темпа, который Вы задаете? Я понимаю, что требования у вас все-таки высокие, наверное, к родителям и к детям. Ведь у всех разное дыхание...

– Я скажу вот о чем. Вы человек опытный, я в прошлой передаче это говорил. И это не мой комплимент Вам, мы с Вами знакомы уже много лет...

– Десятилетий, я бы сказала.

– Десятилетий. Я Вас знаю очень давно, и Вы знаете церковные проблемы. Да, есть люди, которые уходят. Но они уходят потому, что они не готовы. Ведь мы не ставим перед ними задач неудобных в плане того, что возложил – и как хочешь, так и решай. Нет-нет. Конечно, будут некоторые неудобства, но мы предлагаем взойти на ту ступенечку, которую ты сегодня готов занять. Но мы не позволим человеку ничего не делать, потому что так нельзя: пользоваться всем и не вкладываться. Пусть это будут муравьиные усилия, но они должны быть, иначе нечестно. Более того, мы предлагаем помощь человеку: «Давай мы включимся с тобою вместе».

У меня был случай, я расскажу его. Пришел один семинарист сюда, очень интересный человек, уже не мальчишка. Мы общались с ним, он замечательный человек. Через месяц он пришел ко мне и сказал: «Я ухожу». – «Почему?» – «Вы знаете, здесь планка так высоко поднята, что я не готов». Я сказал ему: «Послушай, мне кажется, когда ты пришел в семинарию, ты чего-то хотел достичь. Ведь ты читал в этих книжках: радуйтесь, когда впадаете в искушения. Нужно потерпеть и преодолеть их. У тебя сложности? Опиши мне их». Он проговаривает. «Хорошо, я готов с тобой вместе встать к твоему станку и начать помогать тебе, не как настоятель, а как твой напарник, преодолевать вот это, вот это, вот это и вот это. Я готов. С чего начнем? Вместе». – «Батюшка, я не готов». – «Знаешь, тогда подумай, зачем ты пришел вообще в церковную жизнь...»

Ведь как писал святой жизни митрополит Вениамин (Федченков)? Он не прославлен как святой, но это святой жизни митрополит; о таких писал владыка Тихон в книге «Несвятые святые». Вениамин (Федченков) писал: «Мы в вере не горели на рубеже эпох, мы не могли никого зажечь. Поэтому Господь закрыл наши храмы и наши школы». Мы учимся этому искусству, мы тоже, конечно, слабенькие в отношении горения, но мы пытаемся.

Знаете, я, конечно, расстроился. Я побеседовал с ним, но он отказался, ушел. Таких немного, но они есть. Более того, я всегда даю этим людям возможность как-то проявить себя, даю им еще время, еще и еще. Если не хотят и не готовы, мы очень хорошо расстаемся. Но быть вне деятельности невозможно. Иначе получается, ты пришел туда, где есть столько всего: ты можешь брать и вот это, и вот это... «Батюшка, а в тренажерный зал могу?» – «Да». – «А в бильярд могу?» – «Да». – «А в теннис могу? А в футбол?» – «Да». – «А могу пойти на концерт?»  Можешь. В какой театр ты хочешь пойти? Тебе нужны билеты?.. У тебя случилось что-то?.. У тебя с женой проблемы?.. В роддом?.. Квартира нужна? Давай сейчас тебе ее снимем, найдем. Мебели не хватает?..

Знаете, не успел попросить: «Давайте поможем человеку, который пришел к нам. Нет мебели. Снял квартиру». Мы собрали всё: холодильник, стиральную машинку, мебель, большой диван, стеллажи, комод. Причем пришел еще человек и сказал: «А я машину дам до 10 часов».

– Замечательно!

– Но ты же взял все это! Ну тогда ты должен включаться...

Я пришел домой после разговора с семинаристом и открыл книгу, в которой были письма отца Иоанна (Крестьянкина). Он пишет своему духовному чаду: «Ты просишь благословения на хиротонию, на рукоположение в священный сан. Знаешь, сынок, ты не положил своей целью добровольное мученичество у престола. Не надо. Не ходи туда, живи в миру. Не занимайся этим». Что касается семьи, там ведь тоже глава семьи – священник, а жена несет диаконское служение, а дети – пономари... Они тоже что-то должны делать.

– Это очень серьезная тема – потребительского отношения в Церкви. К сожалению, такое присутствует.

– Знаете, я сегодня позвонил одному алтарнику. Я пришел сегодня и обратил внимание, что не поменяли икону на центральном аналое к завтрашнему дню. Я позвонил ему и спросил: «Скажи, пожалуйста,  когда сегодня ты пришел после службы в трапезную, там была еда?» – «Батюшка, сегодня было очень здорово!» – «А что там было?» Он стал перечислять, что было. Говорит: «Еще был торт – такой вкусный». Говорю: «Слушай, тебе не стыдно, а? Ты все получил там, а здесь не отдал. Вернись сейчас. Мне несложно эту икону поменять, но я этого делать не буду ради тебя». – «Батюшка, я понял, я вернусь». – «Вот вернись и поменяй». Сейчас закончится наша передача, и он будет ее менять. А по-другому нельзя. И он это понимает. Я его не унизил, не оскорбил, я не накричал на него, я просто к совести его воззвал. Если я этого не сделаю, я буду отвечать – за молчание.

Мы просто решили для себя здесь, на этом поле, что мы хотим попробовать, хоть в малой степени попытаться быть этой самой христианской общиной. Иначе наши разговоры о христианстве, о Евангелии и о попытке жить по этим правилам – пустая болтовня, потому что ты говоришь, а не пытаешься это делать. А когда хоть чуть-чуть начинаешь, потихонечку, чувствуешь, что Господь рядом, и ты понимаешь, что тебе оказана великая честь. Ты слабый, маленький, несовершенный, но Он-то велик, Он готов. И, вступая с Ним в реальный диалог, ты ощущаешь радость от встречи и вдохновляешься этой возможностью.

– Буквально минута осталась до конца нашей программы. Я не буду уже задавать вопросы, оставлю их до следующей передачи. Просто благословите наших телезрителей и пожелайте им что-нибудь хорошее.

– Дорогие братья и сестры! Призывая на вас Божие благословение, я хочу попросить ваших святых молитв обо мне, грешном, и о тех людях, которые здесь пытаются трудиться. А вместе с тем желаю вам не останавливаться в вашем поиске Бога, потому что за каждым поворотом дороги жизни Он ожидает нас, чтобы, испытывая нашу веру, нам помочь. И сегодня, всматриваясь в глаза каждого из нас и в сердце каждого, Он ждет и зовет: как ты живешь? Что сделал ты, чтобы было лучше в этом мире? Ты попытался? Ты поискал? Ты постучал, попросил?.. Поэтому дай нам, Господи, учиться стучать, искать и просить. Спаси Господи!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать