Таинства Церкви. Религиозное воспитание детей

27 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове протоиерей Андрей Алексеев.

– Сегодня с настоятелем строящегося храма в честь благоверного князя Димитрия Донского – протоиереем Андреем Алексеевым мы будем отвечать на вопросы телезрителей.

– Я рад Вас видеть и обращаюсь с чувством признательности к Вам, потому что всякий раз эти встречи для меня – большая радость. Уважаемые телезрители, всех вас сердечно приветствую и призываю на вас Божие благословение!

– Я рада, что сегодня Вы с нами. Тем более что вопрос, который мы будем обсуждать, очень важный – о религиозном воспитании детей, и наши зрители тоже спрашивают, с чего начать. И вообще – надо ли начинать воспитывать детей? Имеется в виду не взрослых, уже состоявшихся людей, хотя они для нас и в тридцать лет – тоже дети, а маленьких детей.

– Дорогие друзья, каждый из нас в жизни должен куда-то смотреть – откуда-то брать воду для того, чтобы напиться; брать одежду, чтобы в нее облачиться; а еще принимать решения, имеющие отношение к неким перспективам. И когда мы рассуждаем о воспитании детей, то к вопросу о том, каким это воспитание должно быть и должно ли оно быть религиозным, невозможно не отнестись с большим, глубоким вниманием – настолько естественно он вытекает из понимания духовного существа человека. Потому что если этого не сделать, то что же туда – внутрь человеческого сердца – будет налито?

Давайте вспомним слова замечательного русского святого Димитрия Ростовского. Он писал, что сердце ребенка подобно сосуду – что туда с детства нальешь, то там и будет. Если будет доброе налито, то стенки этого сосуда навсегда сохранят «память» – и запах, и вкус того напитка, которым наполняли этот сосуд в ранние годы жизни.

И когда мы рассуждаем о том, с чего надо начинать, то ответ прост – с готовности родителей войти в понимание таинства этой встречи. Они должны не только сами с Богом встречаться, но и (простите меня, я себе отчет в этом отдаю) должны познакомить ребенка с Богом. Причем не только на уровне формального «ты должен», а на уровне того, что есть иной  мир, в который мы можем войти. Он отличается от мира внешнего, и он предполагает твое движение к Тому, Кто знает тебя, Кто создал тебя  и любит тебя. И ты с Ним должен войти в живой диалог, в то пространство взаимодействия, где будет свершаться чудо – таинство преображения человека.

Как можно духовное существо – человека – лишить возможности вот эту религию, эту  связь, этот союз с Богом, реализовать? Поэтому начинать надо с личной ответственности перед Творцом, Который дал нам жизнь и этих детей, и  с понимания того, как важно подвести своих детей к этой встрече, настроить их и быть их опекунами, находящимися рядом и желающими познакомить их с Богом.

– Кстати, какой возраст Вы относите к детскому?

– Мы должны с Вами понимать, что начало диалога – это вообще весь период созревания жизни в человеке. Когда приходят родители с просьбой благословить их на рождение детей – это уже начало. Они уже с Богом выстраивают отношения, зачиная ребенка. Так было на Руси всегда – так было всегда в традиции людей, которые верят в Бога. И затем, когда посылает Господь милость Свою и женщина зачинает во чреве,– тогда уже родители готовятся к тому таинству встречи, которое должно произойти.

У меня вот в ближайшие дни будет очередная встреча с родителями, которые недавно родили ребеночка. Пришел ко мне папа и говорит: «Батюшка, я знаю, что есть такая традиция – наречение имени на восьмой день». Чаще всего мы, священники, читаем эту молитву о наречении имени, когда крестим младенца. Это, скажем так, бывает в 99%. Но существует один процент знающих людей, и этот мужчина относится к данному проценту – у него уже третий ребенок, и он вошел в церковную жизнь, он знает, что в  восьмой день происходит наречение имени.

И мы рассуждаем: «Так, он хочет принести своего младенца! Его супруга еще в нечистоте, еще только-только начинается жизнь ребенка – восьмой день жизни!» Но наречение имени есть в Требнике! Есть там такое небольшое чинопоследование, которое завершается словами священника, когда он берет младенца на руки, крестит в притворе на образ (у нас крест специально в притворе повешен, чтобы мы совершали благословение, имея в руках этого младенца) и поет песнопение: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Это ли не начало диалога уже в церковной ограде? Это ли не путь жизни человека, который желает воспитать своего ребенка в основах христианской веры? Вот вам пример.

– Замечательно. Но считают, что ребеночек, скажем, в год вроде бы ничего и не воспринимает. Или с этим можно не согласиться?

– Я не соглашусь. Воспринимает.

– Обстановка воспринимается?

– Конечно! Есть ведь исследования ученых в отношении бездушных растений – как они воспринимают плохую и хорошую музыку; или как вода воспринимает хорошую и плохую музыку. Воспринимается даже интонация  человека! Иногда человек просто находится в состоянии раздражения, а это такая, скажем, легкая форма одержимости. Хотя, как сказать – насколько она легкая? Но бывают и такие формы раздражения, которые приводят к страшным последствиям!

Знаю одну историю, когда мужчина, муж, впав в раздражение, стулом разбил в доме почти все! Мне рассказала об этом его супруга (конечно, не скажу, о ком идет речь). Он человек состоятельный, но не церковный. Потом он все восстановил – у него немало средств, но сначала он все разбил! Окна выбил в доме – стулом! Мы рассуждаем о том, каковы бывают последствия раздраженного состояния человека…

– Хорошо, что не близких.

– Вы знаете, да! Ведь она спаслась от него бегством – за границу убежала на время, пока он не успокоился. Заметьте, это ведь тоже о чем-то говорит, в каком состоянии находится человек!  И вот мы с вами должны понимать, что – да, действительно, есть эта темная сила, которая пытается мешать человеку. Но пока он сам не даст ей власти над собой, она этого не может сделать.

И ребенка надо воспитывать в тех правилах, в том числе в той технике духовной безопасности, когда мы учимся владеть собою, учимся находиться в тишине – быть в мире, в мирном духе, в общении с Богом. Мы учимся выстраивать свою жизнь,чтобы ввести и наших детей в то пространство, где они могут от Бога помощь принять, чтобы бороться с разными состояниями, в том числе и с подобными искушениями.

– Вернемся к грудничкам. Как Вы относитесь к их причащению?Есть много «мудрых» людей, которые говорят, что ребенок-то ведь ничего не понимает... А родители просто приходят – «ам» и пошли.  Ведь сами они не готовятся к Причастию ребенка, и некоторые дети кричат, сопротивляются. Какое вообще Ваше мнение о причастии детей?

– Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, всякое участие в таинстве благотворно влияет на человека. Но как сказал еще один Кирилл, святитель Кирилл Иерусалимский, патриарх, очень важно, чтобы человек (в данном случае – это родитель, воспитатель, крестный) осознавал, зачем все это нужно. Безусловно, центр нашей жизни – это Евхаристия. И, участвуя в таинстве Причастия, человек соединяется с Богом – в маленькой частичке, в маленькой капельке Чаши весь Христос. И, соединяясь с Ним, человек получает огромную силу, вот почему важно причащаться часто.

Да, верно, младенцев мы причащаем часто. Но и взрослый человек сам должен регулярно участвовать в таинствах. Это уже вопрос исповеди. Священник помогает настроиться человеку и определяет на начальном этапе, как часто должен причащаться человек. Обычно не реже раза в месяц – начинается с этого. Ну а дальше – уже в зависимости от степени готовности, потому что слишком часто тоже не нужно. Как писал святой Феофан Затворник, чтобы «не оравнодушиться!»

– Не привыкнуть.

– Да, мы должны подойти постепенно к этому… Конечно, мы знаем, что в Древней Церкви причащались на каждой литургии. И это правильно! Но готов ли сегодня человек причащаться так часто? Поэтому здесь, дорогие мои, очень важна позиция духовника и степень подготовки человека. Но взять за основу это первичное «раз в месяц», а дальше в зависимости от ситуации: учащая что-то при совете с духовником, подходить к пониманию того, насколько это есть «Древо Жизни»…

А почему Древо Жизни? Прообразом Причастия в раю для наших прародителей было то самое древо жизни – древо бессмертия, вкушая от которого, не умирали Адам и Ева. И именно это древо является прообразом Причастия. Вкушая в Причастии Тело и Кровь Христа, мы получаем залог спасения в вечности, залог вхождения в Небесный  Рай. Но ведь не просто автоматически причастившись, мы входим туда – мы к этому готовимся, мы идем к изменениям в себе.

И родитель, меняясь, меняет и своего ребенка. А не меняясь, родитель открывает ребенка для больших испытаний, искушений, для больших ударов. Но все равно Господь этого ребенка любит! Каждого из детей Он ведет неким Своим путем. Но как важно, чтобы был такой родитель, который поможет юному человеку встать на ноги примером своей жизни!

– Знаете, в чем, мне кажется, у нас проблема религиозного воспитания детей? В потере доверия! Есть такое очень хорошее слово «доверие».  А дети перестали доверять родителям…

– Любовь Сергеевна, Вы подняли очень большую, важную тему и серьезную проблему. И я хотел бы сейчас вот о чем сказать. Мне приходится общаться с родителями регулярно, потому что в нашем духовно-просветительском центре более семисот детей, приходящих и сюда – на подворье храма святого князя Димитрия Донского. Там предлагаются разные сферы деятельности – это и как таковая воскресная школа, это и дошкольный лицей, и школа искусств, и спортивный комплекс, и гимназия по системе «Русская классическая школа».

Диалог с родителями происходит постоянно. И я всем им задаю один важный вопрос, когда они приходят ко мне для разговора, для духовного диалога: «Скажите, в каком духе вы находитесь, когда общаетесь с вашими детьми? Ведь нередко вы бываете недовольны, потому что ребенок – он ребенок. Он порой шалит, порой врет, ленится…»

– …а мамы и папы порой срывают на ребенке свою несостоятельность и зло, правда? Пришла она с работы!..

– Это верно! Вы абсолютно правы! Вы – человек, уже прошедший большой путь жизни, и понимаете, что это правда. Да, это так – к сожалению, это имеет место. И задача родителя посмотреть на себя: «В каком духе ты находишься? В каком духе ты сейчас будешь соединять этого младенца с Богом?» Как писал святой Филарет Московский: «Раздраженный наставник не научает – он сам раздражает!»

Ты помолился прежде разговора? Ты позвал Бога в помощь в трудной ситуации, когда сегодня ты узнал (или узнала), что твой ребенок что-то сделал? Да просто ты недоволен им! Ты в мирном духе назидаешь? На какой волне ты находишься? Если ты не в мирном духе, то твои слова не будут иметь глубины в его сердце и до совести могут вообще не дойти.

Был такой интересный случай. Некий старец пришел в храм и заметил такое необычное, удивительное для него явление: на амвоне стоял священник и проповедовал. И, незримо для всех прихожан и для священника, но зримо для этого старца, у уха пастыря стоял бес и нашептывал батюшке что-то. Угодник Божий молился и ждал, где же будет несоответствие, где же будет ложь, но все было правильно!

Когда закончилась служба, священник и прихожане ушли из храма. Подошел старец к бесенку, забившемуся в угол, и спросил: «В чем твоя ложь? Все, что ты здесь нашептывал, а батюшка произносил, было правильным». На что лукавый дух усмехнулся и сказал: «Отче! Все очень просто! Никто из людей ничего из сказанного батюшкой делать не будет, потому что он проповедовал с холодным сердцем». Да, он находился в другом духе – он слушал беса, поэтому сказанные им правильные слова не дошли до сердца и никого не вдохновили.

Дорогие родители! В каком состоянии находимся мы с вами, общаясь с нашими детьми? В каком состоянии, милые жены, находитесь вы, общаясь с мужьями? Как часто вы им пишете сообщения и говорите по телефону о вашей любви в течение дня? Посчитайте, пожалуйста! Вы их ожидаете у входа в ваш дом с улыбкой? Вы внутри себя ждете этой встречи с вашим господином?

Я не оговорился! Мы рассуждаем о таинствах Церкви, и таинство Брака включает в себя единство душ и телес – единство и на расстоянии. На работе твой муж или в командировке – как ты молишься о нем? Как ты претерпеваешь какие-то испытания, может, его сложности, его трудности как добытчика семьи, как корня этого дома, как главы этого очага? Насколько ты учишься искусству быть помощницей, а не первенствовать? Потому что дух первенства вошел в Еву после того, как она сорвала этот плод в райском саду – это очень важное обстоятельство! Иначе, если ты находишься в этом духе, как ты воспитаешь в своих детях готовность открываться для иного духа?

Я поделюсь с Вами вот каким обстоятельством.  Когда я поднимаю эту тему, а именно: на какой волне именно ты находишься, в каком духе ты разговариваешь с мужем, детьми, родителями, приходящими людьми и так далее, – то обращаю внимание, с каким интересом немало людей, в том числе и детей, начинают относиться к тому, как бороться с тем неблаговидным и нехорошим состоянием, в котором все мы нередко находимся. И они приходят для того, чтобы посоветоваться.

Недавно ко мне на исповедь пришла девочка лет двенадцати. Привез ее папа. Был довольно поздний вечер – под праздник. Она была в школе, потом у репетитора – и вот поздним вечером он ее привез. Он сам не исповедовался, а привез ее для разговора со священником, чтобы выяснить: как ей правильно поступать в тех ситуациях, когда она не в духе. Я общался с этой двенадцатилетней девочкой и чувствовал уважение к тому, как она была готова говорить на эту тему. Мы с ней беседовали на исповеди больше пятнадцати минут – это был серьезный разговор с думающим человеком.

Если мы не поставим перед собой задачу и ограничим разговор с людьми, приходящими рассуждать о своих прегрешениях, только рассказом о том, что не так, если не покажем механизмов, которые нужно запустить, и рычагов, на которые нужно нажать, чтобы начать действовать; если мы не поговорим о борьбе с помыслами, не поговорим о ежедневном чтении Евангелия родителями и детьми, о важности ежедневного чтения духовной литературы в процессе религиозного воспитания, то толку не будет! Для чего нужно об этом говорить? Чтобы поливать почву сердца! Иначе как там прорастет то, что мы называем верой?

Это ежедневная практика, каждодневная духовная гимнастика – через «не могу», через «не хочу» постепенно практиковать то, что позволит нам иметь живую связь с Небесным Отцом.

– Интересно, а разве можно быть не в духе ребенку в двенадцать лет? Я себя вспоминаю; правда, это было очень давно… Странно!

– Любовь Сергеевна, я скажу Вам вот о чем.  Недавно вот здесь у меня был разговор с людьми, которые привели своего ребенка в наш дошкольный лицей. И мальчик такое выдал, находясь не в духе! Я видел его первый раз в жизни. Мы беседовали с родителями о том, что они хотят отдать его в наш дошкольный лицей. И вдруг поведение этого ребенка, здесь же, у ног наших, стало настолько агрессивным! Он не воспринимал присутствие священника. Было даже очень аккуратное замечание и просьба не портить детский столик, который можно использовать в качестве подсобного пространства, чтобы на нем рисовать, а не что-то на нем царапать… Или, допустим, просьба не ломать шкафчик, который стоит в церковной лавке специально для детей, чтобы можно было взять оттуда листочки, карандашики… Но он  повел себя настолько агрессивно! Он на меня обиделся, вышел из храма и хлопнул дверью.

Вы рассуждаете о том, в каком духе могут  находиться дети... Этот ребенок так и не смог извиниться в этот день! Я его увидел через две недели – он пришел, успокоившись, и попросил прощения. 

– А что же происходит с нашими детьми? Это влияние СМИ, телевидения, радио, Интернета? Или это мы такие?

– Я хочу Вас спросить: разве сам по себе этот ребенок может выйти в это «пространство» без попущения родителей? Когда мы стали общаться с его мамой,то все стало на свои места. Во-первых, ему позволили баловаться! Она призналась сама: «Вы знаете, мы долго ждали ребенка, долго не было его. И потом, когда он родился, мы позволяли ему многое из того, что сейчас, конечно, и нас смущает. И мы извиняемся, что так получилось. Но я понимаю, что это я виновата, мы виноваты! Он распустился!»

Но ведь, дорогие родители, искусству воспитания детей мы должны учиться. И в Писании сказано: «Ненаказанные дети – горе родителей. Не наказывай свое чадо – и возненавидит тебя. Наказывай – и возлюбит тебя!» Да, наказание может быть различным. И давайте будем аккуратными и внимательными! Порой слово «наказание» воспринимается как что-то жестокое, резкое. Невозможное, одним словом, непотребное даже! Нет, нет и нет! Это те разумные ограничения, которые накладывает мудрый родитель.

Родитель принимает традицию, входит в нее (а традиция бережется в Церкви!) и черпает оттуда, из этого источника, тот напиток, которым сам утоляет свою жажду и который дает ребенку – вкусить от этих удивительных щедрот Божьей милости. Но он пропускает это через себя – он является примером! А иногда выясняется, что с тобой беседуют родители, находящиеся в состоянии немирного духа, и дети это замечают.

Нет единства в воспитании! Он говорит: «Вот так!» А она: «Вот так!» И есть некий «раздрай» в семье. И кто-то должен это настроить. Например, вот приходит мастер по настройке стиральной машины… Или приходит кто-то настроить компьютер. Или диагностику автомобиля делает мастер. Вот такую же настройку совершает Господь через священника, который учит родителей входить в пространство общения с Богом и находиться в мирном и добром духе, чтобы воспитывать своих детей.

Вот оно – религиозное воспитание! Религия – связь, союз, соединение, воссоединение того, что прервалось. Воспитание осуществляется примером своей жизни, приведением сюда – в храм, участием в таинствах, введением ребенка в пространство жизни Церкви, где они, родители, изучают Божий Закон и стараются жить по вере, то есть сами учатся исполнять Божьи заповеди!

– Может быть, Вы скажете, что такое ваш дошкольный лицей? Я думаю, что зрителям это очень интересно будет.

Дошкольный лицей – это, по существу, детский сад, но только дети здесь не спят. Они приходят сюда, и здесь есть воспитатели, преподаватели. Я ходил когда-то одиннадцать лет в детский сад – ходил к детям и преподавал у них. Я ходил с лукошком, в котором были игрушки. Я уже был в священном сане, был дьяконом, потом священником, и мне многое дало это пребывание в детском саду – так родился целый цикл стихов «Катехизис в стихах для детей», которые Господь дал мне написать, родились различные сказки.

И у нас сейчас появился лицей. Мы реализовали ту задумку – это Божья идея, я только ее транслировал в этот мир: создать вот такой детский лицей. Сюда приходят дети. Их привозят родители, и мы им помогаем детей воспитывать. Но начинаем с родителей! И здесь есть свои правила – очень интересные, предполагающие, что и папа, и мама участвуют вместе с нами в жизни лицея.

А у нас интересная жизнь! Она связана с тем, чтобы подвести человека от меньшего к большему через участие в богослужении, через участие в тех сферах жизни, где мы со Христом учимся и молиться, и трудиться, и отдыхать, и созидать, и жить по Его законам.

Автор и ведущая Любовь Акелина

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать