Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 37

8 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным мы продолжаем разговор о Божественной литургии.

Отец Владимир, во-первых, я должна передать Вам глубочайшее спасибо от наших зрителей, которые, как выяснилось, смотрят нас и в Грузии, и в Греции. Мне недавно удалось побывать в святых местах этих удивительных стран, и каково было мое удивление, когда ко мне подошли грузинки – не русские, которые живут в Грузии, а именно грузинки, хорошо знающие русский язык, – благодарили и просили передать огромное спасибо за нашу программу, за то, что мы ее ведем. Они с удовольствием ее смотрят и стараются не пропускать ни одного выпуска, а если пропускают, то, как они сказали, заходят на сайт и смотрят то, что было.

Когда смотрят в Грузии – это все-таки как-то понятно, но когда ко мне подошли в Греции и сказали, что не просто смотрят эту программу, а еще и записывают ее, и она им очень нравится и помогает восприятию Божественной литургии, то мне было очень приятно. Не скрою, это, наверное, самые приятные моменты, когда к тебе подходят в других странах и передают поклон. Так что, батюшка, примите низкий поклон и спасибо от наших зрителей не только в России, но и за рубежом.

– А я благодарен тому, что так много благодарных зрителей. Труд-то не очень велик, но, думаю, что, передавая поклон и радость об этих передачах, телезрители авансируют меня своей благодарностью и подстегивают к тому, чтобы эти передачи становились, может быть, еще лучше и толковее.

– Спасибо. Что ж, продолжим.

– Да, мы медленно, но все-таки верно продвигаемся к концу Божественной литургии.

В прошлой программе мы начали разбирать ектению, и я бегло продолжу это после чтения замечательной молитвы. Смотрите, какая замечательная молитва читается перед пением «Отче наш» во время ектении: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небесного, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение».

Какая замечательная молитва, которая, кстати говоря, напоминает нам о том, что мы должны по возможности с чистой совестью подходить к принятию Святых Христовых Таин. Чем бывает омрачена наша совесть? Во-первых, конечно, нашими страстями и нашими грехами. Во-вторых, есть такое выражение – человек без совести, бессовестный человек. То есть это человек, у которого совесть хотя и существует (она не может не существовать, потому что это свойство вложено в человеческую душу), но омрачена, находится в затоптанном состоянии; и когда такой человек грешит, он не чувствует, что грешит, и продолжает грешить без зазрения совести, оправдывая себя в своих грехах. Поэтому наша совесть должна быть очищена от грязи. Совесть должна быть расправлена, как расправлены наши легкие, когда мы дышим полной грудью. С чистой, неомраченной совестью мы должны подходить к принятию Святых Христовых Таин.

Нет человека без греха; это, кстати, в каком-то смысле утешает и меня. Пророк Исаия (может быть, я уже много раз говорил об этом) говорит, что любая святость человеческая в очах Господа все равно что грязное рубище. Человека совсем без греха нет, только один Господь благ и чист. Тем не менее мы можем разгружать совесть. Каким образом? Вот мы подходим к Причастию, а нашу совесть отягощают порой серьезные грехи, – что же нам делать? Для этого существует таинство Исповеди, когда священник не собственной человеческой властью совершает отпущение грехов, а читает замечательную и сильную молитву: «Властию Его, мне данною свыше, прощаю и разрешаю тя от всех грехов...» – то есть властью Божественной, которая через нас, священников, совершается во время таинства Исповеди.

Кстати говоря, Божественная литургия имеет такой возглас, как «Святая святым», к которому мы медленно, но уже подходим. Дары – Тело и Кровь Господни преподаются только святым людям. Но мы никогда не можем быть святыми. Мы можем стать святыми, может быть, на какое-то краткое мгновение, когда над нами произнесена разрешительная молитва, когда мы искренне, невзирая на тяжесть, исповедуем эти грехи Богу через священника и получаем разрешительную молитву, то есть освобождаемся от этих грехов. В этот момент – говорю мечтательно – как хорошо было бы умереть! Почему я так говорю? Потому что тогда душа чистой и белой голубицей отлетит в небо, потому что она без греха. А через пять минут все равно согрешишь: не так посмотришь, не так скажешь, раздражишься...

– Мысль не та влетит...

– Да. А сколько в нас бывает раздражения! Что-то не так стоит в алтаре, алтарники не так ходят... В общем, масса причин, в связи с которыми мы снова погружаемся в страсти и свои грехи. Но мы просим у Господа доброй и чистой совести. И конечно, мы должны так любить Господа, что всю свою душу, все свое сердце отдать Ему.

Ведь неслучайно по заповеди – которую мы тоже мало исполняем – мы должны возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением, всем своим существом и стремиться к Нему. И в этой молитве есть такое ясное выражение – «Тебе предлагаем живот наш весь», то есть всю свою жизнь. Для меня жизнь – Христос, – свидетельствует апостол Павел, – а смерть приобретение. Вот для Павла Христос действительно был жизнью: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Сын Божий действует изнутри, Он охраняет человека. На какого-то человека смотришь и думаешь: Илья Муромец, такой ничего не должен страшиться, нет, все равно и этого человека окружают разного рода страхования.

В свое время преподобный Варсонофий Оптинский, будучи полковником царской армии, совершал Иисусову молитву и стал слышать всякие шумы, звон, визг. Сначала он даже спал при денщике, но эти звуки продолжали преследовать его, тогда он стал спать при свете лампы, а в конечном итоге оставил молитву. Когда он приехал в Оптину пустынь и рассказал преподобному Амвросию Оптинскому о том, что испытал, и о том, что оставил молитву, преподобный сказал: «Не надо было тебе оставлять молитву». Так вот, преподобный Варсонофий, будучи полковником царской армии, вряд ли боялся смерти, как боимся ее мы, но и его одолевали страхования.

И вот я задумывался над словами апостола, евангелиста Иоанна Богослова: совершенная любовь изгоняет страх. Мы, люди, не можем любить совершенной любовью, если в нас нет благодати Духа Святого, если Господь не сотворил в нашей душе для Себя обители. Поэтому, когда в нас нет Господа, нас могут преследовать разного рода страхования, в особенности на духовном поприще нашей жизни.

«Просите Духа Святого, – говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Луки, – у Отца Небесного, и Он даст вам». То есть вы станете стяжателями Духа Святого, если будете просить об этом Бога Отца и если будете вести соответствующий образ жизни, тогда в вас вселится Дух Святой, а значит, Сама Пресвятая Троица. И с Господом, Который живет внутри человека, Который обладает совершенством любви, ничего не страшно. Совершенная любовь, то есть Господь, живущий в вас, изгонит страх. Мы должны полностью предать свою душу Богу с надеждой на то, что Он не оставит нас ни в этой жизни, ни в будущей.

«Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию во оставление грехов». Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, я не нахожу людей, да и о себе могу сказать то же, преисполненных того должного страха перед Телом и Кровью Господними, который должен был бы чувствовать каждый человек. Потому что, когда литургия уже придет к концу, мы будем – вдуматься только! – причащаться самого Тела и Крови Господней! И если мы недостойно причащаемся Святых Христовых Таин, оправдывая себя в наших страстях, то, как пишет в послании апостол Павел: потому-то многие из вас и болеют, потому что недостойно причащаются Тела и Крови Господних. Если в нас будет страх перед животворящими Телом и Кровью Господними, то Тело и Кровь Господни попалят остатки наших страстей, а если нет – будут выжигать нашу душу, и мы будем поражаемы разными болезнями и нестроениями в этой человеческой жизни.

«С чистою совестию во оставление грехов, в прощение согрешений». Преподобный Симеон Новый Богослов, стяжатель благодати Духа Святого, очень подробно описывает, как Дух Святой сходит в его душу и как огонь в виде какого-то шарика начинает блуждать по краям души и выжигать пыль грехов и тернии страстей. Он реально видел и чувствовал это в себе. Конечно, если страсти выжигаются, тогда мы становимся менее грешными и становимся достойными причастниками Святых Христовых Таин.

«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Это прошение всем понятно, но здесь есть маленькая «запятая» – «ангела мирна». Вот мы должны молиться о различении духов – от Бога они, ангелами являются или нет. В свое время Александр Блок, написав поэму «Двенадцать», говорил, что на протяжении многих дней его сопровождал шум, звон и какое-то внутреннее смятение. Один из святых говорил о том, что по таким признакам мы можем понять, что это посещение бывает от дьявола, бесовское посещение. Тогда как ангелы Божии несут в себе мир, тишину, благодать, ощущение блаженства...

– И вызывать страха не могут.

– Да. Ведь духи злобы поднебесной тоже могут являться в виде ангелов света, но тогда души человека касается прелестное состояние, которое смущает душу человеческую. Ангел мирен несет в себе мир, покой, тишину, всегда настраивает на любовь и по Божьему благословению наставляет и хранит нас, если мы ведем соответствующий образ жизни.

Прошение о «прощении и оставлении грехов и прегрешений наших», собственно, должно быть выражением всей нашей жизни. Ведь неслучайно святые отцы учат нас все время произносить Иисусову молитву. В Иисусовой молитве сосредоточены все смыслы нашей жизни: мы просим у Бога милости, а значит, помилования. Если мы просим у Бога помилования, значит, просим чистоты душевной, свободной от всех земных страстей.

Я перехожу от прошения к прошению не по порядку, но останавливаюсь лишь на тех, которые вызывают больше всего вопросов, а понятные прошения сейчас опускаю.

«Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим». Многие люди, когда их близких поражает внезапная смерть, без боли, говорят: «Ой, какая замечательная смерть! Как хорошо, что человек не страдал, а так быстро скончался!» Нет, на самом деле этого нужно бояться, потому что есть опасность того, что ты умрешь в непокаянии. Мы всегда молимся Господу и просим Его, чтобы Он не допустил внезапной кончины. Мы молимся об этом святому мученику Уару, чтобы нам, может быть, побольше поболеть, чтобы подольше и побольше проанализировать свою жизнь и перед концом жизни исповедовать Богу те грехи, в которых мы по забвению своему не принесли покаяния. И тогда у нас будет истинная христианская кончина – мирная. Ведь люди, примиренные с Богом, умирают очень мирно – они выходят в сретение к Господу, и Господь им идет навстречу.

Есть фотография почившего греческого святого Иосифа, который лежит с блаженной улыбкой, его лицо просветилось через час после кончины, и на устах его появилась улыбка. Вот как умирают святые! Вот как они радуются ангелам и Господу с Пресвятой Богородицей, Которые являются им на пути, принимая их души во блаженные и вечные селения.

– О кончине Сисоя Великого рассказывают, что, когда он уходил к Господу, его лицо просто озарилось солнцем, невозможно было смотреть. Во время кончины Игнатия (Брянчанинова) ангелы пели. Такие удивительные истории!

– Вот о такой кончине мы и должны просить у Господа.

«Соединение веры (то есть единство веры) и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». И возглас перед пением «Отче наш» (эту молитву мы постараемся немного разобрать при следующей нашей встрече): «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Я бы хотел спросить неообновленцев, которые хотят перевести литургию на современный русский язык – каким образом возможно перевести этот возглас на современный русский язык?

– Это невозможно.

– И очень многое невозможно перевести. А главное, даже если будет прекрасный перевод, специфичность богослужения заключается в его монотонности. Все равно выйдет чтец (а некоторые не обладают хорошей дикцией), будет бубнить себе под нос русские слова, а другие не будут слышать или понимать это бубнение.

– Спасибо большое, отец Владимир. В оставшуюся минуту прошу Вас обратиться с каким-нибудь пожеланием к нашим зрителям, которые так любят нашу программу и радуются каждому ее выходу.

– Я хотел бы пожелать всем слушающим эту передачу полюбить Божественную литургию, чтобы она стала центром, средоточием нашей христианской, православной жизни.

– Спасибо большое, отец Владимир! Еще раз низкий поклон Вам за то терпение, которое Вы проявляете к нам, к нашему каналу, и за то, что Вы всегда с нами.

– Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 26 января: 03:00
  • Суббота, 26 января: 13:00
  • Суббота, 02 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы