Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 36

28 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня протоиерей Владимир Волгин, скорее всего, будет завершать разговор о Божественной литургии. 

– Это очень оптимистичное заявление. 

– Батюшка, до начала программы мы с Вами начали вспоминать, сколько же лет ее ведем. Наверное, года три, а то и четыре, если не больше, – вот сколько лет мы говорили о Божественной литургии! И можно говорить еще и еще, правда, батюшка? 

– Да, конечно. И главное, несмотря на то, что действительно осталось совсем немного, говорить об этом можно много. Потерпите меня... 

– Батюшка, да что Вы! Я благодарю, что Вы нас терпите. Это мы должны Вас благодарить и не перестаем это делать. Я хочу повториться, и телезрителям нашим сказать, что и канал, и священники, которые принимают участие в программах, работают во славу Божью, то есть находят время, участвуют, помогают, хотя это, конечно, бывает очень тяжело. Мы благодарны всем священникам, которые таким образом поддерживают телеканал «Союз», существующий исключительно на пожертвования наших зрителей. 

– А я, Любовь Сергеевна, благодарен Вам и телезрителям за то, что вы пригласили меня в этот проект, ибо благодаря этому проекту я сам очень многое узнал о таинствах, которые мы, священники, совершаем в церкви, и в частности о Божественной литургии, о которой мы так много говорим. 

С Вашего позволения, продолжим. 

– Конечно, с радостью. 

– В прошлой передаче мы подошли к ектении, совершаемой диаконом уже после Евхаристии: «Вся святые помянувше, паки и паки (то есть всегда) миром Господу помолимся». Всегда, всегда Господу помолимся. Ведь Церковь нас призывает, нас призывает Господь, нас призывают апостолы к непрестанной молитве. И Церковь как бы через повторение «паки и паки» напоминает нам о том, что самым основным и важным деланием нашей жизни является молитва. Помните, апостол говорит: «Непрестанно молитесь и благодарите Господа за все». Вот этими апостольскими словами я обращаюсь ко всем нашим добрым православным христианам: молитесь непрестанно. 

Мы вспомнили всех святых во время Божественной Евхаристии и во время Божественной литургии. Этим обусловлен возглас «Вся святые помянувше». Дальше диакон произносит: «О принесенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся». Дары принесены, уже освящены, поэтому – «о принесенных и освященных». Сначала принесли просфоры (будущего Агнца), священник совершил проскомидию, а сейчас этот агнец уже стал Агнцем Божьим, Телом Божьим, Он уже освящен, и Дары освящены. 

Диакон продолжает ектению: «Яко да Человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник...» Он принял эти Дары в этот пренебесный (то есть превыше всех небес, туда, где Престол Господень) Престол, который мы с вами физически не можем увидеть, осязать, потрогать. Мы можем только попытаться проникнуть мыслью в это Царство Духа, Царство Божие, поэтому и сказано «пренебесный и мысленный Свой жертвенник». Потому что иначе нам никак невозможно будет вообразить, представить и понять, что таинство Божественной литургии начинается именно там, и там принимаются и освящаются благодатью Духа Святого Дары. Это тот жертвенник, на котором духовно распялся Господь Иисус Христос ради нужд и неправд человеческих, чтобы снова оправдать их Честною Своею Кровью. 

«...В воню благоухания духовного, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся». То есть это благоухание, источение запаха, безусловно, не сравнится ни с какими самыми тонкими цветочными запахами, ни со смолой, из которой изготавливается ладан, который иногда бывает настолько, я бы сказал, красив по ощущениям при вдыхании этого запаха. И с этими самыми тончайшими запахами, которые разлиты на земле, благоухание, о котором говорится в этой ектении, в этом прошении, несравнимо, его более нигде нет. «...Возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа». Божественная благодать приходит вместе с даром Святого Духа, и, конечно, мы способны ее прочувствовать после принятия Святых Христовых Таин. Я все время напоминал, напоминаю и буду напоминать слова Господа: «Кто будет причащаться Тела и Крови Моей, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне». 

Следующее прошение – «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». Это прошение всем понятно, его не надо переводить. Во время этой ектении, этих прошений, священник читает молитву. У некоторых толковников Божественной литургии начала этого века читаешь, что священник тайно произносит молитву. Происходит это в силу объективных причин: из-за того, что хор не останавливается в своем пении, из-за того, что мы, священники, не дерзаем просить регентов, чтобы они приостановились и дали выслушать эти молитвы. Они наполнены таким широченным смыслом и такой глубиной! – жалко, что их не слышит церковный народ. В связи с этим я могу дать совет – приобрести служебник и читать вместе со священником молитву, когда мы не имеем возможности читать эти молитвы велегласно. 

Какую же молитву читает священник? «Тебе предлагаем живот наш весь – то есть всю нашу жизнь Тебе отдаем, Господи, – и надежду, Владыко Человеколюбче…» А на что мы надеемся? На Его милосердие, на Его любовь, на Его всепрощение. Надеемся, что, несмотря на то что мы ведем неподобающий образ жизни, Он смилостивится над нами и введет нас в Царствие Божие, и мы надеемся стать сонаследниками Царствия Божия. Чтобы не превозноситься своим духом, душой тогда, когда мы в большей или меньшей степени исполняем заповеди Божии, нам надо помнить слова пророка Исаии: «Любая святость человеческая все равно что грязное рубище в очах Господа». То есть какой бы святой образ жизни ни вел человек, все равно по сравнению с Господом он будет в пятнах, в черноте греховной. Может быть, не в такой, как мы, но в мысленной. Может быть, не чернота, а серость: цвета бывают разные, ближе к белому цвету и свету. Но тем не менее, если судить род человеческий по большому счету, то, конечно, в той или иной степени каждый из нас окажется не способным выдержать Суда Божьего. 

«...И просим, и молим, сподоби ны причаститися Небесных Твоих и страшных Таин...» Почему же мы не преисполняемся тем благоговением и тем страхом? Он должен был бы присутствовать в нашей душе. Потому что, несмотря на то что мы заставляем свой ум и разум верить в то, что это Тело и Кровь Господни, но чувственно это как-то не совсем воспринимаем. В чувственном свете эти Дары порой остаются для нас хлебом и вином, может быть, освященными, но не Телом и Кровью Господними. «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин» – вот этого мы не понимаем. Мы не можем осознать, что эти Дары как огонь, который может испепелить тернии наших грехов и страстей либо испепелить нашу душу, если мы будем недостойно причащаться Христовых Таин, он может выжечь в нас что-то, что дает нам жизнь, что размягчает наши души и делает их подвижными, если они направляют свои «стопы» к Богу, ко Христу. Если мы будем понимать, что это действительно Тело и Кровь Господни, то у нас будет другое отношение, и душа наша преисполнится благоговейным страхом перед этими Дарами. 

«...Сия священныя и духовныя Трапезы...» – для нас, христиан, это истинное брашно и питие. Она может завершаться агапой – вечерей или обедом любви, когда мы собираемся после Божественной литургии и как бы празднуем, это есть продолжение праздника Божественной литургии. Но это Таинство таинств называется духовной Трапезой, оживотворяющей и преисполняющей нас великим благоговением и любовью к Богу. «...С чистою совестию...» А когда чистая совесть? Тогда, когда мне не стыдно за свою жизнь. Когда все наши дела направлены на исполнение заповедей, когда нас не в чем укорить перед Богом, тогда у нас чистая совесть. Мы исполнили все, поэтому что же нам совеститься? Мы спешили и спешим делать добро – чего же нам стыдиться? 

«...С чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго...» Можете себе представить: вступить в общение со Святым Духом! Это то, к чему мы стремимся, то, в чем заключается цель христианской жизни, – стяжание Духа Святого. И вот Он, этот Дух Святой, может быть дарован тебе по твоей жизни, стремящейся к святости, и по той Божественной благодати, которая находится в Теле и Крови Господней. И тогда, если мы действительно являемся предостойными в очах Господа, мы можем вступить в общение со Святым Духом, который, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, выжигает все остатки страстей в человеческой душе. 

«...В наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение». В дерзновение: мы дерзаем – Господь нас прощает. Если бы Адам и Ева дерзнули попросить прощения за то, что нарушили заповедь Божию, то не оказались бы в аду. И хотя они извлечены из ада при славном воскресении Христовом, но мы не оказались бы в столь плачевном состоянии, в котором ныне все пребываем в той или иной степени. 

Дальше диакон продолжает ектению: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Помним, что только благодать Божия может нас спасти, защитить и сохранить. «Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим» – это прошение понятно. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» – опять понятно прошение. «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим, и мира мирови у Господа просим. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Как бы хорошо умереть, исповедовавшись перед смертью во всех своих согрешениях, которые мы не успели еще исповедовать Богу перед священником! И дальше прошение – то, к чему мы стремимся: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим». 

Нам не надо забывать, дорогие православные христиане, что даже Пресвятая Богородица, извещенная о Своем успении от Господа и вознесенная в теле, молится Своему Сыну, чтобы Господь избавил Ее от мытарств, от духов злобы поднебесной. Они будут предстоять и предстоят каждой душе, разлученной с телом, и каждая душа перед этими мытарями не то чтобы отчитывается, но обличается (и может быть обличена) мытарями в связи со своими грехами. Мы можем забыть эти грехи, но они-то нам, к сожалению, их всегда напомнят в день перехода из этой жизни в иную, загробную жизнь. Поэтому мы и просим «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове». Я пропускаю еще диаконский возглас; кто желает посмотреть, увидит его в служебнике. 

Далее возглас... Раньше, а может быть, и сейчас неообновленцы хотят перевести на русский современный язык Божественную литургию, богослужение и многое другое. Но, скажите, как возможно перевести вот этот возглас – «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца, и глаголати». 

– Это Пушкин нужен как минимум. 

– Причем святой жизни. 

– Да, Пушкин святой жизни. 

– Невозможно перевести. Киреевский говорил о том, что потому-то и назван язык славянский церковным, что на нем не было написано ни одной книги безнравственного содержания. С другой стороны, этот язык имеет такую глубину, такую нюансировку смыслов, какой, к сожалению, в той степени не встречается в современном русском языке. 

– Батюшка, к сожалению, осталось буквально две минуты до окончания программы. В таком случае, я думаю, наши зрители будут иметь возможность еще насладиться беседой о Божественной литургии. 

Развивая Вашу мысль о церковнославянском языке, дерзну добавить, что люди православные, которые ходят в церковь, даже и не захотят этого перевода, он им не нужен, они и без перевода прекрасно понимают. В конце концов, люди учат китайский язык, английский в совершенстве. Мне кажется, если кто-то не понимает, можно потрудиться и выучить церковнославянский. 

– Конечно. 

– Отец Владимир, значит, в следующей программе мы продолжим беседу о Божественной литургии? 

– Да, осталось немного. 

– Я сердечно Вас благодарю еще раз от имени наших зрителей и прошу не оставлять нас, не оставлять нашу программу. Я надеюсь, что мы еще долго будем получать такое удовольствие – находиться в этом храме в Архангельском. Это что-то невероятное! Благодать этого святого места, мне кажется, даже через экран должна передаваться. Спасибо, отец Владимир, за Ваше ревностное служение Церкви и православным людям! 

– А я с любовью призываю на Вас и на всех слушающих Божие благословение! 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина 

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать