Таинства Церкви. Таинство Брака на примере святых

14 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Отец Клавдиан, в прошлой программе мы начали разговор о супружеских парах, которые являются для христиан образцами супружества: Мария Ясыня Владимирская и Всеволод Большое Гнездо; преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, и Дмитрий Донской; Петр и Феврония. Такие пары есть. Все-таки этот вопрос сегодня очень актуален, и мы завершили прошлую программу, сказав о том, что очень много проблем сейчас в семьях, к сожалению: поздние браки, многочисленные разводы, так называемые гражданские браки, которые нельзя назвать гражданскими, потому что это элементарное сожительство. В советское время гражданским браком был брак юридически зарегистрированный, который Церковь, безусловно, признает. И мы говорили о том, что образ христианских пар значим и сейчас.

В связи с этим я вспомнила одну забавную историю, когда была с экскурсией на Санторини. Наверное, многие знают этот греческий остров, куда греки активно заманивают путешественников. Жарища была невероятная – очень жаркий остров. Вдруг вижу: идут китайцы – она в белом подвенечном платье, он во фраке. Спрашиваю: «Что ж такое? Откуда тут у вас китайцы?» Они, правда, сейчас всюду, куда ни поедешь. Экскурсовод мне отвечает, что правительство Греции провело какую-то активную пиар-кампанию в Китае и провозгласило, что те пары, которые поженятся на Санторини, будут счастливо жить всю оставшуюся жизнь. И, представляете, китайцы помчались на Санторини и действительно начали расписываться и отмечать свадьбы на этом очень жарком острове. Думаю,  скоро и наши туда поедут (у кого есть такие финансовые возможности), прослышав, что если там поженишься, то счастья будет сверх меры.

Мы, православные люди, наверное, все-таки не можем принять такую версию, что если брак будет заключен на Санторини, то он обязательно будет удачным. Батюшка, знаю, что в вашем храме тоже разрабатывается проект (не могу назвать его пиар-проектом, но что-то, может быть, сродни) – пары, которые расписываются в загсах, приглашать потом в храм Евфросинии Московской. Кто-то, может быть, захочет повенчаться, кто-то – просто прийти в храм попросить благословения или же возложить цветы к памятнику, что есть возле храма. Потому что пары иногда едут вообще не поймешь куда, где-то на Новодевичьем мосту какие-то замки сплетают, ключи куда-то бросают, а потом все равно разводятся. Скажите несколько слов о вашем проекте.

– Мне и духовенству нашего храма показалось, что это было бы логично. Потому что храм, посвященный этой чете, преподобной Евфросинии Московской и Дмитрию Донскому (у нас есть престол и Дмитрию Донскому), очень хорошо укладывается в понимание брака, образца христианского брака. Тем более на нашей территории есть замечательный памятник, посвященный этой чете. Хотелось бы традиции, если они имеют какие-то языческие корни или не совсем, может быть, христианские смыслы, перенаправить к более глубокому и правильному пониманию и как-то зацепить людей на том, чтобы не было оккультного отношения к обрядам, а все имело глубочайший смысл (в частности, хотя бы исторический). Потому что пример этой четы неоспорим. Более того, храм прекрасный, большой. Сейчас в современной церковной жизни наблюдается рост количества людей, которые хотят венчаться. Приезжают венчаться даже престарелые люди уже в преклонном возрасте.

– Церковь венчает их, кстати?

– Конечно. А почему нет?

– Без чина о детях, наверное?

– Есть разновидности чинов: чин для пар, которые уже долго живут в браке; чин для первобрачующихся или второбрачных. То есть Церковь старается, чтобы само таинство и молитвы, которые употребляются при венчании, все-таки совпадали с образом жизни этих пар.

– Конечно. Странно было бы людям, которым за шестьдесят, читать молитвы о чадородии.

– Церковь учитывает все эти нюансы и старается, чтобы тексты и молитвы соответствовали ситуации. Мы видим, что в храм приходят люди, и это прекрасно. У нас много и маленьких храмов, где люди венчаются. Люди любят приходы, когда они, может быть, рядом с ними живут, или приходы, связанные с началом их духовной жизни (может быть, с крещением). Конечно, мы не стараемся наш храм выставлять вперед и говорить о том, чтобы приходили именно к нам. Нет. Просто мы видим, что в нашем храме могло бы быть еще и какое-то внутреннее содержание, чтобы брак запомнился. Чтобы возложение цветов перед памятником Евфросинии Московской и Дмитрию Донскому послужило тоже неким символом благодарности, принятия благословения. Мы планируем поговорить с префектурой, с руководством города Москвы, обратиться с просьбой разрешить нам приглашать людей для регистрации брака здесь, на территории, чтобы упростить мероприятие. Потому что брачующимся, бывает, приходится решать проблему росписи в загсе и потом организацию самого венчания...

– Сейчас ведь это возможно.

– Мы учитываем, что такие примеры уже есть, и будем над этим работать. Просто хотелось бы, чтобы наш храм был, может быть, колыбелью многих браков, началом добродетельной христианской жизни.

Браки распадаются, много разводов. Люди видят это, понимают, что в обществе происходит определенная нехорошая тенденция. И для того чтобы попытаться скрепить брак, идут и в церковь, даже, может быть, не понимая, что христианский брак как таковой – это очень серьезное решение. Конечно, священники проводят беседы, настраивают молодых (и пожилых) людей на этот шаг. Церковь нисколько не смущается, что люди пришли к этому уже в середине жизни, в преклонных годах, потому что до этого надо вырасти; чтобы не попирать святыню, надо понимать, что ты перед святыней находишься, что ты участвуешь в таинстве, испрашиваешь благословение Божие. И, конечно, когда молодые люди на это решаются, мы это приветствуем, пытаемся им рассказать о значении христианского брака, об ответственности, которую они на себя берут. Это позволяет молодоженам впоследствии, при столкновении с определенными трудностями, понимать более глубоко их отношения и видеть в этом волю Божию (как дар). Потому что, как правило, мы в жизни вообще теряем понимание, что многое – это дар Божий, и если это разрушить, то потом очень трудно построить что-то новое. Из-за этого происходят очень большие перипетии в жизни у людей, ломаются судьбы, люди получают душевные и духовные раны, и требуется еще больше усилий, чтобы их залечить и построить что-то другое. Поэтому молодым людям внушается уже правильное понимание христианского брака.

Храм у нас молодой, у нас очень много молодежи. Много уже и многодетных семей приходят в храм, и молодым, наверное, будет интересно, полезно и радостно видеть уже состоявшиеся христианские браки и задуматься о том, что, оказывается, в таком агрессивном обществе можно построить христианскую семью, можно воспитать детей (причем многих детей) и выжить. Мы стараемся помогать многодетным семьям, занимаемся их окормлением, помогаем им и материально, и с воспитанием детей, с их образованием. Поэтому считаем, что эта площадка, если так можно назвать (сам храм, приход), могла бы быть очень хорошим подспорьем в построении семьи.

– То есть это может быть некий маршрут. Сейчас же составляются маршруты для новобрачных, которые расписываются и едут в том числе замочек какой-то повесить, как я уже говорила. Даже для людей невоцерковленных, светских лучше, может быть, поехать к памятнику Евдокии и Дмитрию, которые действительно показали пример, чем к Вечному огню. Может быть, почитать их житие о том, что им довелось пережить в то время.

Дмитрий и Евдокия жили в конце XIV века, времена были крайне тяжелые. И посмотрите, с какой нежностью, уважением они относились друг к другу! Все историки говорят, что это была очень искренняя и нежная любовь, привязанность друг к другу. Хотя брак был династический. Мы знаем, что святитель Алексий Московский составил этот брак. Княжества Нижегородское и Московское воевали друг с другом, не очень было все хорошо, а брак должен был примирить враждующих князей. И посмотрите, из брака по расчету, как бы сейчас сказали, он становится браком по любви. Отмечу, что это даже все светские историки говорят, нецерковные люди. Это действительно пример, как можно жить двадцать два года в тяжелейших, сложных исторических обстоятельствах.

– Будучи насельником Троице-Сергиевой лавры, я узнал, что у нас был один духовник – отец Селафиил. Я его уже не застал, мне отцы, братья лаврские рассказывали о том, что он так же прожил счастливым браком более тридцати лет, потом еще сорок лет был монахом, стал духовником. Он рассказывал, что отец и мать просто выбрали ему невесту, и они жили потому, что их благословили родители, доверяя родительскому взору, опыту. И чем дальше они жили, тем ближе становились духовно; что хотел муж, того хотела и жена, что хотела жена, того хотел муж; они действительно стали двумя половинками одного целого и постепенно пришли к такому совершенству, что их брак стал счастливым. Подлинная любовь вытеснила какую-то расчетливость или какую-то страстность, пристрастие к человеку.

Как правило, люди увлекаются друг другом, не понимая, что выстраивание отношений – это целое искусство. Надо понимать, что люди меняются, влияют друг на друга. Обстановка, которая нас окружает, тоже меняется, она тоже может быть не совсем благополучной, и в жизни Господь может давать определенные экзамены, задачи для решения. Поэтому люди, которые от брака ждут определенных комфортных условий, какого-то утешения, могут ошибиться; тот плод, который надо взрастить годами, они хотят сразу сорвать, хотят его сразу съесть, что, конечно, является неправильным. И сама позиция – взять счастье от другого человека – неправильная, потому что брак – это взаимное служение, люди отрекаются от личных пристрастий, забав, интересов ради семьи, ради того, чтобы послужить друг другу. Поэтому когда человек определяет для себя установку, цель – послужить, за счет себя осчастливить других людей, тогда все получается; люди начинают друг другу служить и осчастливливают друг друга, потому что они полностью отдаются, забывая себя. Тогда идет полное доверие, полное взаимное согласие, взаимное служение. А когда люди сразу настраиваются немножко на другое, ищут сразу определенных плодов, тогда, к сожалению, теряются все ориентиры: люди начинают предъявлять взаимные претензии друг к другу; получается конфликт, непонимание. В этом отношении преподобная Евфросиния Московская и Дмитрий Донской своей жизнью показали, что в окружении разных скорбей, несчастий, гонений, войн можно, оказывается, и рожать детей, и воспитывать их, и вместе преодолевать все невзгоды. Поэтому этот образ должен быть очень полезным для многих семей.

И потом, ландшафт нашего храма...

– ...великолепный. Здесь очень красиво.

– И цветы, и пространство около храма, и пруд, который есть, просто создадут хорошее, доброе, радостное настроение. Мы, конечно, находимся не в центре Москвы, но все-таки рядом с Третьим кольцом...

– Недалеко от Кремля тем не менее, в десяти километрах всего лишь.

– Прекрасна архитектура храма. За это храм в свое время удостоился даже грамоты, подтверждающей, что это наиболее прекрасное архитектурное решение города Москвы. Поэтому мы, конечно же,  ждем, что кто-то откликнется и захочет повенчаться в нашем храме.

– И не забудем о том, что с Дмитрием и Евдокией рядом был сначала святитель Алексий, удивительный святой, чудотворец, тоже покровитель Москвы. Мне кажется, иногда его незаслуженно забывают, потому что этот святой сыграл колоссальную роль в истории нашего Отечества. И он был рядом с Дмитрием и Евдокией. Очень радостно, что у вас нижний храм посвящен этому святому. То есть у вас такая троица: Дмитрий, Евдокия, святитель Алексий, который сложил их брак. И память святителя Алексия даже рядом: 30 мая – день памяти Евдокии, 1 июня – день памяти Дмитрия Донского, 2 июня – день памяти святителя Алексия.  Это что-то удивительное!

Еще один святой – Сергий Радонежский. Феодор Симоновский, племянник Сергия Радонежского, после кончины святителя Алексия был их духовником. То есть эта пара – Дмитрий и Евдокия – духовно серьезно окормлялась святыми людьми.

– Мы специально нижний храм посвятили памяти святителя Алексия, митрополита Московского. Это тоже как образ домостроительства: что духовник, митрополит, послужил началу этой семьи. Это как некая основа, как фундамент. Поэтому молодым семьям, конечно, хорошо было бы иметь духовного руководителя, наставника, который будет молиться за них, помогать им строить семью. Это тоже небольшой образ построения христианской семьи, домостроительства.

О преподобном Сергии Радонежском можно много говорить; это великий святой, хоть и монашествующий, но он родил очень много детей духовных. Он был участником крещения детей Евдокии и Дмитрия.

– Да, он крестил двух детей.

– Поэтому здесь все складывается исторически и духовно в единую картину, образ, который, как мне кажется, послужил бы очень хорошим примером для построения семьи.

– Есть еще одна супружеская пара, немножко позабытая, но мне кажется, она в образ покровителей семьи и брака могла бы вполне вписаться: преподобная, благоверная Анна Кашинская и ее супруг Михаил Тверской, мученик. Мы с Вами, батюшка, недавно были в Кашине, когда отмечалось 650 лет со дня блаженной кончины Анны Кашинской. Тоже образ страдалицы. Она поздно скончалась, пережила, по-моему, всех своих близких, только правнуки оставались. Михаил Тверской рано погиб в Орде...

– Кашинцы и жители Твери почитают эту святую именно за подвиг христианской супруги. Анна Кашинская действительно пережила страшные скорби...

– И после кончины ей тоже, что называется, досталось.

– Да, при канонизации. Но все равно память праведного с похвалами, и в памяти вечной будет праведник. Как бы жизнь или человеческая воля ни пытались закрыть этот светильник – не выходит. Ежегодно 25 июня совершается крестный ход с ее мощами, в котором участвует весь город.

– Удивительный крестный ход (в котором мы с Вами шли), когда ее мощи несут из одного храма в другой.

– В этот день собралось множество духовенства Тверской епархии, архиереи, был митрополит Виктор, были игуменьи, сестры, а также прихожане, паломники, гости. Анну Кашинскую прежде всего прославляют как покровительницу города Кашина и образец супруги христианской семьи. Не случайно именно в этот день награждают семейные пары. Днем любви и верности у них называется этот день.

– Они тоже хотят, чтобы у них был совместный день памяти Анны Кашинской и Михаила Тверского как покровителей Тверской земли. Как у нас совместный день памяти Евдокии и Дмитрия.

– Вообще в жизни Анны Кашинской много трагических событий, связанных с кончиной ее детей, мужа; она их на верную смерть благословляла, напутственные слова им говорила... Как она переживала вместе со своим народом разорение города!.. Потом практически с нуля они восстанавливали сожженный, разоренный город. И уже после ее кончины продолжались скорби, связанные с ее почитанием, с церковным расколом...

– Напомним телезрителям, что она была деканонизирована во время раскола, потому что когда нашли ее мощи, показалось, что ее рука сложена двумя благословляющими перстами. Конечно, немножко странно, что это могло как-то повлиять, но тем не менее... Горячие головы, наверное, и тогда были, да?

– Да. Для того чтобы сгладить конфликт старообрядцев с православными, решили ее не почитать, запретили даже петь тропарь этой святой. Мотивировали это как бы уврачеванием раскола, хотя он, по сути, был уврачеван только в начале XX века.

– Но она была второй раз прославлена.

– Да, второй раз она прославлена в 1908 году по воле императора Николая II. Елизавета Федоровна участвовала во втором прославлении, приезжала в город Кашин, сохранились фотографии этого великого торжества. И с того времени возобновилось почитание этой святой. Потом, как мы знаем, были трагические события. Но, слава Богу, мощи были сохранены, они находились в музее, и зафиксировано множество чудес даже в XX веке от мощей Анны Кашинской, ее участие в жизни горожан, защите города. Поэтому сейчас почитание этой святой не то что возобновилось, а с той же силой продолжается, просто уже обрело более общественную форму. Сейчас Воскресенский собор города Кашино, где ранее хранились ее мощи, планируют восстановить.

– Разорен он был, конечно, основательно; кощунство было просто невероятное. Огромный красивый собор!.. Небольшой город Кашин, видимо, богатый был до революции, потому что построить такой огромный собор и тогда стоило немалых денег. И как он был красив!

– Храмов и монастырей в городе Кашино немало. Несмотря на то, что часть из них разрушены и до сих пор находятся в попранном состоянии, видно их величие даже сейчас. И видна к ним любовь кашинцев.

– Батюшка, сердечно благодарю Вас. Мы сегодня поговорили об очень серьезном таинстве – о таинстве Брака, поговорили о наших святых. Думаю, что молитвами наших святых окрепнет и наша страна, и наши православные семьи; и семья как основа государства, как малая церковь будет и в дальнейшем укрепляться. Еще раз приглашаем наших зрителей в храм 20 июля на день памяти великой княгини Евдокии, преподобной Евфросинии Московской.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать