Таинства Церкви. Благоверная княгиня Мария Ясыня Владимирская

7 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Тема нашей сегодняшней программы – круглый стол, прошедший 22 июня в храме Евфросинии Московской и посвященный интересной святой, которая пока, наверное, еще мало известна нашим зрителям; может быть, мало известна и москвичам. Тем не менее потихонечку узнавание есть о благоверной княгине Марии Ясыне Владимирской, супруге Всеволода Большое Гнездо.

Батюшка, скажите, чем обусловлен интерес к этой святой именно со стороны вашего храма?

– Преподобная Мария Ясыня, конечно, непосредственно связана со святой Евфросинией, великой княгиней Московской, поскольку она была праматерью великого княжеского рода, и в шестом поколении преподобная Евфросиния Московская и князь Дмитрий Донской, ее супруг, были ее потомками. Поэтому так сложилось, что в храме преподобной Евфросинии Московской почитают память пока еще местночтимой во Владимирской епархии великой княгини Марии Ясыни. Традиционно прихожане празднуют память, совершают богослужение, паломничают, ездят в Княгинин монастырь, где сохранились мощи преподобной Марии Ясыни. Фонд имени великой княгини Евдокии Московской, работающий при нашем храме, регулярно проводит конференции. Конференция, которая прошла, – это, так сказать, некое продолжение популяризации и освещение подвига этой святой уже в общественном пространстве. Конференция была очень интересной; по масштабам не очень большой, в рамках круглого стола...

– Уникальные были люди, докладчики.

– Действительно, нам удалось пригласить очень значимых людей, историков, которые занимаются этой проблемой, занимаются Древней Русью, скрупулезно изучают все летописи, источники. Мы попросили сделать краткие доклады, посвященные той или иной теме, связанной с памятью Марии Ясыни, ее потомков – князя Александра Невского, Даниила Московского, и обсудили дальнейшие, уже более широкие конференции, посвященные памяти этой святой. Конечно, нам это очень приятно, потому что интерес к этой святой возрастает, и мы хотели бы продолжать такие встречи. Обязательно выпустим сборник со статьями историков Института российской истории, которые выступали, и археологов Кремля, которые тоже присутствовали на круглом столе. Поэтому мы продолжаем традицию почитания этой святой в нашем храме.

– Директор Института российской истории был, наверно, гвоздем программы этого круглого стола. Все-таки интерес такого уровня ученого и администратора говорит о многом; о том, что действительно эта святая начала вызывать более широкий интерес, чем это было раньше.

Мария Ясыня была матерью двенадцати человек; у них со Всеволодом было двенадцать детей, за что, собственно, его и прозвали Большое Гнездо. Она приехала, как полагают историки, из Алании – это территория современного Кавказа, ближе к Северной Осетии. Сейчас есть некоторые недоумения, и они почему-то бывают даже неким камнем преткновения, относительно ее национальности: она была аланкой или чешкой. Ваше отношение к ее национальности и к тому, что происходит?

– Да, историки изучают и иногда поднимают вопрос ее происхождения. Конечно, для Церкви и для церковного почитания это не так важно, потому что христианство – это все-таки то, что нас объединяет во Иисусе Христе, Господе нашем. Национальность является просто некой особенностью личности человека, его корней, его культуры. В свое время был затронут вопрос изучения останков Марии Ясыни, ученые на очень высоком уровне провели экспертизы, сейчас результаты этих экспертиз еще изучаются. Есть материалы, посвященные анализу останков и сравнению их с останками людей Древней Руси и других регионов Европы и как раз Алании. С точки зрения обыденного человеческого интереса, конечно, интересно уточнить ее происхождение, но это не так важно. Мы, конечно, рады, когда ученые высказывают свои предположения, версии, но ни в коем разе мы не хотим настаивать на какой-то одной из них, мы просто руководствуемся докладами и работой ученых.

Сейчас на уровне правительства города Москвы подготавливаются празднования 1100-летия со дня крещения Алании, и эта конференция как бы включена в подготовку к празднованию, но мы не заостряем внимание на том, чтобы обязательно сейчас какую-то версию утвердить. Поэтому не нужно думать, что национальный вопрос мы поднимаем сейчас так остро и что это является важной частью докладов, – нет, мы просто констатируем факт из выводов, анализов, которые привели ученые, и стараемся избегать каких-то напряженностей. Тем более что регион действительно напряженный. Мы общаемся с представителями осетинской диаспоры и в Москве, и в Осетии и знаем, что есть среди осетин очень горячие почитатели этой святой. Заложен храм в честь Александра Невского и Марии Ясыни, и мы считаем, что было бы правильно просто поддерживать дружеские связи, тем более если есть такая версия, что нас объединяет память и история этой святой.

– Александр Невский был ее внуком, соответственно – Даниил Московский, хозяин Москвы, ее правнуком. То есть самое прямое потомство; от нее пошла московская ветвь, что называется.

– Когда мы говорим о наших святых, правителях Москвы великокняжеского рода, мы просто тем самым повышаем интерес к нашей истории, к нашим предкам. Причем примеры их жизни являются образцом и христианской жизни, и супружеских отношений, и служения Отечеству, и перенесения различных невзгод, тревог, скорбей (татарского ига и разных междоусобиц среди князей, которые были в то время). То есть это люди, которые обладали большим ресурсом веры, нравственности, ответственности перед Родиной, перед страной, перед территориями, которые они получили в наследство. Поэтому, изучая все это, мы соприкасаемся с великой русской культурой, с великим путем истории Российского государства. Мне кажется, это полезно для всех современников, кто соприкасается с этими материалами.

 

– Вообще женщинам в русской истории не очень-то повезло в том смысле, что в летописях о них мало что говорится; это правда. То есть буквально по крупицам приходится собирать сведения о той или иной представительнице великокняжеского или княжеского рода. И даже о святых. Приходится копаться во всевозможных источниках, чтобы хоть что-то найти.

Марии Ясыне в этом смысле больше повезло – о ней писали летописи, о ней писали и Карамзин, и Татищев, и более поздние историки. Евдокия Московская (Евфросиния) принесла почитание ее в Москву. Рассуждая сейчас, в XXI веке, об этой женщине, которая жила в XIII веке, мы себе представляем образ хорошей, доброй христианки, благотворительницы, устроительницы храмов, Княгининого монастыря. А в чем же все-таки заключается суть ее святости? Скажут: мук-то не понесла... В общем-то, время было тяжелое, но еще не было татаро-монгольского нашествия. Была междоусобица XV века между князьями, потомками Дмитрия Донского, но это не гражданская война… Да, воевали, но еще ожесточения, наверное, не было. И все-таки она практически тогда же была внесена в святцы владимирских святых...

– Прежде всего это ее преданность воле Божией и несение того креста, который ей Господь давал в жизни, с полной уверенностью в том, что это есть путь к спасению. Плоды этих страданий, этого пути вроде бы невзрачны, как кажется, но плоды являются именно в свойствах души человека, в стяжании качеств божественной любви, терпения, смирения, веры. Ее отношение к тому, что происходило вокруг, ее образ служения, преданности мужу, преданности тем идеалам, на которых она была воспитана, наверно, послужили тому, чтобы она стяжала именно благодать Святого Духа. Ее праведная кончина убедила многих в том, что она поистине святой человек, и впоследствии не случайно народ стал ее почитать как святую сразу после кончины, зная о ее добродетельной жизни, несмотря на то, что она претерпела очень много скорбей.

Свидетельства о святости складываются постепенно. Конечно, народ почитает ее как святую, помня о христианских свойствах ее души. Это именно та цель, о которой говорил преподобный Серафим Саровский, что совершенство в духовной жизни, или святость, заключается в обильном стяжании благодати Святого Духа. И чудотворения после кончины подтверждают, что этот святой (или святая) был сосудом благодати Святого Духа: Дух Святой действует и в останках этого человека, который стяжал эту благодать. Поэтому почитание ее сразу после кончины свидетельствует о том, что народ подтверждает образ ее добродетельной жизни.

– Семнадцать святых в потомках Марии Ясыни!  В том числе и основательница Вознесенского монастыря в Московском Кремле – благоверная княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния Московская, прославленная московская, русская, общероссийская святая. С Вашей точки зрения, чем был вызван такой интерес у Евдокии к Марии Ясыне? Многие историки, в частности Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории, прямо утверждают, что именно Евдокия Московская принесла в Москву почитание, интерес к этой святой, ее прапрабабке.

– Прежде всего, она сама происходила из Суздаля, поэтому, несомненно, была и в Княгинином монастыре и, скорее всего, не могла не знать о своей прапрабабке. Более того, мы видим некую параллель в подражании Марии Ясыне со стороны Евдокии: она тоже была матерью двенадцати детей, тоже мечтала о том, чтобы закончить свою жизнь в святой обители, что и сделала.

– И незадолго до смерти обе – и Мария Ясыня, и Евдокия – приняли постриг. То есть они в миру все время оставались, это удивительно.

– Также она заложила Вознесенскую обитель в Кремле, тоже как усыпальницу великокняжеской четы. В подражание своей прапрабабке она и сама явила образ добродетельной христианки, матери, супруги и правительницы, патриота Москвы. Поэтому тут, несомненно, прослеживается взаимное проникновение судеб этих личностей. И, наверное, такая версия правильная, именно так и было.

– Отец Клавдиан, мне еще хотелось бы расспросить Вас о том празднике, который проходил в начале июня. Мы, к сожалению, встретились поздновато, тем не менее телеканал показывал этот праздник и праздничное богослужение 1 и 2 июня. Пожалуйста, расскажите об этом нашим телезрителям. Кто захочет узнать более подробно, зайдет на сайт и посмотрит, что это было. Но, с моей точки зрения, это было очень интересно.

– Да, мы благодарим всех участников и организаторов этого праздника. Мы традиционно стараемся проводить 1 июня, в день памяти преподобной Евфросинии Московской и Дмитрия Донского, торжественные богослужения и народные гулянья. В этом году мы разделили этот праздник на два дня; в связи с тем, что народные гулянья целесообразнее было провести в выходные дни, чтобы дать возможность прийти на них детворе вместе с родителями. Мы хотели, чтобы это был и семейный праздник, потому что образ Евфросинии и Дмитрия является образцом христианской семьи. Традиционно мы проводим награждение орденом Евдокии Московской матушек, священнослужителей и жителей нашего района, города, для того чтобы поощрить их труды по воспитанию детей. У нас есть супруги священнослужителей, которые, будучи еще молодыми, воспитывают уже и по пять, и по шесть детей, причем с очень большими успехами – дети получают различные награды, участвуют в фестивалях. Поэтому мы стараемся заложить эту традицию: ежегодно показывать примеры современных семей для всех жителей Москвы, чтобы все тоже имели направленное стремление к воплощению этого образа в своей семье.

Служил службу наш викарный архиерей, епископ Дмитровский Феофилакт с духовенством. Затем была концертная программа, выступал замечательный коллектив – ансамбль народных инструментов имени Людмилы Зыкиной. Прекрасная музыка, живое исполнение, были и солисты. Затем выступили воспитанники музыкальной школы 626-й имени Н.И. Сац, которая находится рядом с храмом; были танцевальные номера. Мы провели целый ряд мастер-классов для детишек, древнерусские забавы. Постарались накормить всех вкусными пирожками и кашей. Совместно и с руководством города, и с нашими попечителями провели вот такое торжество. Мы хотели бы, чтобы наши телезрители знали о том, что мы ежегодно проводим такой праздник и всегда рады всем гостям, всем участникам, поэтому милости просим в нем поучаствовать.

Хотя память Евдокии Московской совершается несколько раз в году, просто 1 июня – это День защиты детей. И родительского счастья. Поэтому мы хотели бы именно этот праздник сделать общественным, широкого масштаба. А на день памяти Евдокии Московской мы уже совершаем более келейное приходское богослужение, тоже приглашаем архиерея.

– Это 30 мая?

– Да, 30 мая, в день пострига Евфросинии Московской. И еще 20 июля день ее памяти, в собор радонежских святых.

– Получается, что у нашей святой вообще очень много дней памяти, но они все приходятся на лето. Можно ведь сюда присовокупить еще и 28 мая – этот день пока никак не обозначен в календаре, тем не менее это день, когда были обретены ее мощи и перенесены в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.

– Но это уже наши дни.

– Да, это день памяти царевича Димитрия. В общем-то, я знаю, что у многих святых отмечается день перенесения мощей. Так что если брать 28 мая и собор радонежских святых, то получится, по-моему, пять праздников у Евдокии Московской.

– Да. Мы, конечно, стараемся праздновать и на приходе, и решаемся, просим (и нам дают такую возможность) приехать в Кремль, чтобы поклониться мощам преподобной Евфросинии Московской в день ее памяти 20 июля. В этот день будет архиерейская служба в Кремле, и мы хотели бы поучаствовать в ней. Уже традиционно, ежегодно вместе с приходом, с попечительским советом и фондом мы приезжаем, чтобы поклониться и помолиться непосредственно у мощей преподобной Евфросинии Московской.

– Сейчас и Святейший Патриарх очень много говорит, и власти наши, слава Богу, начинают больше думать о семье. Потому что, увы, велико количество разводов в России, статистика просто безжалостна, совершенно ужасающие цифры: чуть ли не 7-8 разводов из 10 браков. С Вашей точки зрения, сейчас, может быть, устарел образ Евдокии и Дмитрия?

Я недавно снимала фильм в Коломне об Успенском соборе, который построил Дмитрий Донской, о храме Воскресения Словущего, где они венчались. Они венчались в Коломне, Дмитрию было 16 лет, Евдокии –12 (некоторые говорят – 13) лет. С нашей точки зрения – совсем маленькие, по тем меркам – уже взрослые... Они венчались в 1366 или 1367 году, это XIV век. Иногда мне говорят: «Слушайте, в XIV веке по-другому и быть не могло! Тогда разводов практически не было, все было очень жестко со стороны Церкви, попробуй разведись! А вы нам предлагаете Дмитрия, Евдокию, Марию Ясыню, Всеволода Большое Гнездо, Петра и Февронию... Что вы все вспоминаете какие-то глухие времена?..»

С Вашей точки зрения, устарели эти образы? Может быть, уже надо что-то другое молодежи предъявлять? Или как?

– Смотря о чем мы говорим. Возможно, устарел исторический контекст или обстановка, в которой они жили. Может быть, нам трудно понять напряженность общества, их нравы. Но мы же рассматриваем именно образ христианина, христианки, мы понимаем, что путь христианина заключается в подражании Спасителю и шествии по Его крестному пути. Поэтому христианство никогда не устаревает. Мы говорим именно о том, что душа, которая приобретает свойства Христовы, уже находится вне какой-то обстановки, даже вне исторических срезов жизни, и она может быть выше всех невзгод, испытаний, которые даются нам в нашем историческом контексте. Поэтому мы как раз не копаемся в каких-то тонкостях Древней Руси, взаимоотношений в обществе. Конечно, бывает, удивляешься, что внутри каких-то малых городов строили огромные монастырские стены, целые крепости; кажется – ради чего? Конечно, были междоусобицы, были какие-то непримиримые войны даже среди братьев, но мы рассматриваем образ христианской души, добродетели людей, которые несли свет Христов. Поэтому они актуальны всегда.

– Спасибо большое. Я попросила бы Вас в оставшееся малое время рассказать более подробно о том, что будет 20 июля, во сколько начнется служба, и пригласить телезрителей в храм.

– Служба будет проходить у нас в храме по расписанию в 9:00 часов; мы будем служить соборно в этот праздник. Храм преподобной Евфросинии Московской находится на Нахимовском проспекте, дом 8. Но часть духовенства будет участвовать в архиерейском богослужении в Кремле.

– Тем не менее служба 20 июля в храме будет. Потому что многие прихожане любят приезжать именно в день ее памяти. Крестный ход, наверное, будет?

– Да, конечно. Поэтому мы всех ждем, приглашаем. Память преподобной Евфросинии Московской чтится, и мы надеемся, что ее образ станет еще более известным и всем нашим горожанам, и по всему миру.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать