Таинства Церкви. Храм св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского в Северном Бутове

9 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Андреем Алексеевым, настоятелем храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове (г. Москва).

– Сегодня мы с вами находимся в строящемся храме в честь благоверного князя Димитрия Донского и ведем беседу с его настоятелем протоиереем Андреем Алексеевым. Батюшка, здравствуйте!

– Дорогая Любовь Сергеевна, сердечно приветствую Вас! Дорогие друзья, рад нашей очередной встрече.

– Долгожданной.

– Наверное, так и есть.

– Спасибо, что нашли время. Я знаю, что Вы очень заняты, и мы планировали с Вами поговорить о семье в прошлой программе, но, обсудив сегодняшнее течение нашей беседы, мы с Вами решили, что вернемся к очень приятным событиям, событиям пасхальным, особо значимым для Вас, – визиту Святейшего Патриарха в Ваш строящийся храм. Он строящийся, но те, кто бывают в нем, говорят: «Казалось бы, вагончик, а входишь – какая же благодать, как все красиво, как здесь все благопристойно, как удивительно, уже намолено». Такие вот замечательные отзывы о вашем храме. Наверное, Святейший это тоже заметил.

– Вы знаете, для нас посещение Патриархом этого храма – огромное событие. Конечно, впереди большая стройка, впереди то, о чем советник мэра Владимир Иосифович Ресин говорит: «Уникальный проект, проект будущего». Действительно, храм будет частью большого комплекса, включающего в себя много того, что связано с воспитанием и образованием. Безусловно, доминанта – это собор, но в то же время есть те направления работы, о которых мы со Святейшим Патриархом говорили.

И проходя по этим залам, рассуждая о работе, концепции формирования личности человека, Святейший обратил внимание на то, как мы саму эту концепцию уже реализуем, создавая творческие площадки, связанные с физкультурой, чтобы через это вести человека к Богу, воцерковлять его. И финал нашего общения, сказанного слова – это его первосвятительская радость и пожелание, чтобы будущее поколение москвичей было более религиозным, чем нынешнее. « Вот, – сказал Святейший, – наша задача». Поэтому, конечно, для нас это руководство к действию.

– Что еще Святейший отметил? Что ему особенно понравилось? Каждый храм в Москве по-своему удивителен, но у Вас он просто потрясающий, другого слова не найду (оно не совсем, может быть, литературное). Потрясающая ваша школа искусств. Вы говорили об этом Патриарху?

– Конечно. Святейший интересовался количеством детей, около 700 человек посещает школу, и число растет. Есть подразделения воскресной школы, и есть воскресная спортивная школа (26 видов спорта), но школа искусств занимает особое место. И, рассуждая об этом, Патриарх посетил наш театральный концертный зал (пока малый, а в перспективе он будет больше, когда будет большая стройка), со вниманием смотрел на афиши, на различные направления работы. А их много: это и изостудия «Лествица», и иконопись, и несколько хоров, и хореография, и дошкольный лицей, и свой оркестр, и сольфеджио, и вокал, и классы по разным музыкальным инструментам, и производное от этого – большой коллектив.

В нашем вокально-хореографическом ансамбле много людей разного возраста, и только в младшем хоре 60 человек. А если взять все подразделения, открытые для прихожан, то, конечно, это привлекает человека войти в то творчество, которое тоже может быть инструментом для проповеди. Ведь со сцены театра можно сказать доброе слово, это слово может прозвучать в песне.

Работает театральная студия, и есть профессионалы, которые занимаются вопросами нравственного воспитания молодежи. Я скажу, что, конечно, для нас это большая ответственность – приходящие сюда профессионалы с просьбой: «Чем я могу помочь?» Люди, состоявшиеся в мире искусства, театра...

– То есть актеры, режиссеры?

– Да. И такое происходит регулярно. Это взаимодействие предполагает и духовную работу, потому что приходящие люди продолжают свое воцерковление и своих близких приглашают. Начинается творческий союз, но в этом взаимодействии есть та духовная содержательная сторона, которая показывает, насколько открывается перед Богом сам человек – взрослый, ведущий своих близких ко Христу с помощью Божией и этих детей призывающий к Церкви через участие в этой жизни.

– Театр всегда пугал и пугает православных, особенно сейчас. Хотя если мы обратимся к классическому русскому театру, то это, конечно, мораль, высокая нравственность, просто гениальные актеры, которые были людьми верующими. Я слышала, что Стрепетова чуть ли не тайной монахиней была, о ней так говорили. Мы точно знаем, что великая Ермолова была глубоко верующей женщиной, и многие актеры тоже. Например, Шаляпин пел в церковном хоре. Как мы сейчас должны относиться к театру? Мы с Вами начинали об этом говорить и Димитрия Ростовского вспомнили.

– Да, действительно, когда святитель Димитрий устраивал семинарию в Ростове, он при ней открыл и театр для того, чтобы ставить спектакли на библейские и нравственные темы, и использовал этот инструмент в деле проповеди Божьего слова. Ну а рассуждения о театре святителя Иоанна Златоуста известны; вселенский учитель осуждает те пороки и проблемы общества, которые выносились на сцену и, к сожалению, смущая людей, призывали их к не нравственному, а иному образу жизни. Вот с этим театром в те века раннего христианства и сейчас разве можно дружить, разве можно проводить параллели? Конечно, нет.

Нас интересует возможность через театральное творчество поднимать темы нравственные, связанные с воспитанием человека. Ведь долго находиться в храме трудно, а для юного человека очень сложно. Вот почему важно создать те площадки, через которые словесное «молоко», пока еще не «твердая пища», проникает в сердце человека, в его ум и постепенно формирует его мировоззрение, понимание значимости того центра жизни – Бога, – к которому еще нужно направить ребенка, воспитывая его. Это, конечно, большой инструмент, и мы его используем, безусловно.

Я сейчас работаю с режиссерами, у нас несколько сценариев, которые я просматриваю, вношу в них правки, ремарки, обсуждаю, и потом мы ставим спектакли и показываем их зрителям. Не так давно был случай. Пришла женщина на исповедь, основательную, серьезную, причем она пришла ко мне с просьбой уделить ей особое внимание, она хотела пообщаться, поговорить, и это было не быстро. Мы нашли время, и передо мной открылся очень богатый внутренний мир интеллигентного человека, матери нескольких детей, которая вот так осознанно и глубоко пришла к исповеди – через что? Я был под впечатлением. После посещения ею детского спектакля о Незнайке.

– Ничего себе…

– Это был детский спектакль с известными героями, но он был приправлен духовной солью. И вот сердце женщины открылось, и когда она стала рассуждать об этом, к словам, сказанным ею о себе, и к вопросам, которые она обращала к священнику в отношении духовной жизни, она присоединяла определенные цитаты из детского спектакля, именно те, которые были сдобрены духовной солью. Женщина рассуждала на языке этого маленького творческого представления, где ей что-то Господь вложил в душу.

– Вот уж и правда, неисповедимы пути Господни.

– Я был под впечатлением. Уж казалось бы, просто Незнайка. Поэтому, конечно, мы используем образцы достойного творчества, возможно, внося небольшие дополнения, потому что все равно ведь действие совершается не в обычном театре. А всякая площадка, находящаяся в пределах храма, – это место, где звучит Божье слово. И вот присутствие здесь – это уже возможность для человека над чем-то задуматься, положить в ум и душу рассуждения, которые постепенно, подобно зерну, взращивают потребность богообщения, встречи со Христом, что и произошло на этом представлении. Это не единственный случай. Я привел один из самых для меня необычных – после детского спектакля.

– Но даже внутри церковной ограды дети не могут избежать искушений. Театр, равно как и спорт, – это овации, рукоплескания, это где-то гордость, может быть, переходящая в гордыню, это тщеславие.

– Безусловно.

– Как мы с этим поступаем? Я-то знаю по нашей профессии.

– А с этим нужно вести борьбу каждому человеку: и взрослому и юному. При этом речь идет не только о детях, но и о тех профессионалах, которые с ними работают и входят в церковную ограду для того, чтобы Господь врачевал их недуги. Важно, чтобы кто-то обратил внимание на такие вещи. Ведь заниматься творчеством или спортом люди будут и без нас. А вот кто им объяснит, что есть что, и куда нужно идти, и как обратить внимание на этот фактор в себе, и как с этой страстью вести борьбу, и кто является источником добра, правды и творчества, и в какое русло нужно свой талант направлять?

Вот наша задача: находиться возле детей и педагогов и помогать им сформировать тот вкус к красоте, то представление о высоте и нравственных идеалах, которые Господь вкладывает через людей, через диалог, который, в том числе, может происходить и на театральных подмостках. Важно направить творческую силу в нужное русло для того, чтобы можно было собрать добрые плоды.

– То есть Вы с детьми об этом говорите?

– Безусловно.

– А с родителями?

– И с режиссерами, обязательно, непременно. Это очень важное условие, потому что ведь кто работает с детьми? Приходящие педагоги. А в нашей школе более ста преподавателей и тренеров, и сейчас, за этот летний период, увеличилось их число. Я попрошу даже собрать для меня данные, потому что если раньше я мог точно назвать эту цифру, то сейчас пришли еще более десяти человек. Мне нужно посмотреть, сколько теперь всего преподавателей и тренеров к началу учебного года трудятся в нашем центре.

Живой интерес предусматривает работу над собой и самих педагогов, ведь начало их деятельности предполагает не только рекомендацию со стороны тех, кто уже здесь трудится или об этом месте знает, но и собеседование с настоятелем, директором. А послушание здесь, на этом поприще, несу я, грешный. И вот в разговоре с педагогами мы поднимаем вопросы их жизни, их семейной жизни, их осознания и понимания значимости ответственности за воспитание ребенка.

И мы не всех преподавателей принимаем, потому что есть определенные моменты, имеющие отношение к укладу жизни, к готовности человека идти к свету. Да, степень воцерковленности людей может быть различной. И то, что в ближайшее время педагог обязан воцерковиться, не является жестким условием – это постепенный процесс. Но вот определенные моменты, связанные с образом жизни, изначально являются важными, и без соблюдения определенных норм, в том числе нравственных, невозможно прийти в аудиторию в нашей школе.

– Замечательно. Чему самому главному Вы хотели бы научить детей, которые, может быть, со временем выберут для себя как раз такую стезю – искусство, которые, может быть, станут журналистами, режиссерами, актерами?

– Я вспоминаю совсем недавний приезд на наше подворье девушек-волейболисток. Это юношеская сборная по волейболу, чемпионы Европы, бронзовые призеры Европейского юношеского олимпийского фестиваля в Дьере, который проходил минувшим летом. И когда гости посещали наше подворье, здесь для них пели и дети, и уже более старшие юноши, девушки из нашего хора.

Я попросил участников этого концерта, который был дан в честь приезда сборной с желанием как-то ее порадовать, сказать пожелание спортсменам. И одна из сверстниц этих девушек, ей 16 лет, сказала: « Вы знаете, наверное, самое главное, чтобы мы понимали, Кто является центром нашей жизни. Ведь Бог должен стоять для нас – нет, не на первом месте, а выше: Он над всем этим должен стоять, над всяким первым или каким-то другим местом. Тот Господь, к Которому важно направить человека, чтобы он стал искать Его, чтобы начал движение к этой встрече с Богом. И если она состоится, тогда постепенно переменяется человек, и эта встреча здесь, в этом мире, в Церкви, продолжается и там, по окончании пути земного. Важно попытаться помочь человеку организовать эту встречу, чтобы он захотел идти ко Христу и ко спасению».

– Я оканчивала университет в советское время, у нас были очень серьезные преподаватели на факультете журналистики, многие, конечно, уже ушли в лучший мир, но их до сих пор вспоминают как образцы педагогики. И нас учили, с нами говорили об ответственности. Я просто очень хорошо запомнила. При каждом удобном случае нам напоминали: учтите, вы несете ответственность за то, что вы говорите, что вы написали. Подчас вы обращаетесь к судьбам человеческим, и от вашей реакции, вашей статьи может очень много зависеть.

– Совершенно верно.

– С возрастом мы все становимся такими немного ворчливыми, понятно, что и снег был белее, и мороженое вкуснее, и вообще все было, конечно же, лучше. (Смеется.)

– И солнце – более ярким, и деревья были большими. (Смеется.)

– И даже вода была более мокрой. Естественно, остались знакомые на факультете, и то, что они говорят, меня подталкивает к мысли, что сейчас об этом уже забыли, что сейчас со студентами, будущими журналистами, никто не говорит о том, что они несут ответственность.

– Если это так, то это, конечно, очень печально.

– А мы с Вами это видим. За примерами далеко ходить не надо, мы можем телевизор включить и увидеть, что человек говорит просто потому, что ему так хочется или это красиво, или он упивается тем, что его слушают. Такое ощущение, что все забыли об ответственности: мне написали текст – и я его произнес.

– Если мы открываем Священное Писание, мы находим слова, связанные с ответственностью за то, что мы делаем. Причем это обращение ко всякому человеку, который выходит в такое плавание: «Соблазнам в мире быть надлежит, но горе тем, через кого они приходят в этот мир». Если творческий человек выносит на сцену, предлагает на телевидении то, что связано с безнравственностью, то он должен понимать, что будет отвечать за это.

Ко мне обратилась одна известная телеведущая (она приходит в наш храм, исповедуется, причащается) с просьбой посмотреть проект, который она готовила на известном телеканале. Я просмотрел его (дело было глубокой ночью), и там было то, что я попросил ее убрать из этого сценария. Она в силу того, что только начинает свой путь в Церкви, не может еще распознать всего и пропустила это, но она имеет пытливый ум и готовность исправляться. В передаче в отношении определенного вопроса ведущая имела нейтральную позицию, но она поднимает ту тему, которую важно не просто осветить, а дать ей оценку.

И позиция ведущей, связанная с тем поступком, который в сценарии был рассмотрен, была главной. Я сказал ведущей: ты не можешь быть в стороне, ты должна дать определенную оценку, и свою личную оценку. Если ты это вот так представляешь, как в сценарии, – ты согласна с этим. Речь шла об определенном безнравственном действии. И позиция ведущей была лояльной, она была не нейтральной. Но раз ты эту тему поднимаешь и ее обсуждаешь, ты, по существу, не предлагаешь задуматься о том, что это опасно для того, кто будет передачу смотреть. Пока кто-то дойдет до сути, он так испачкается в грязи... Действительно, это так: ответственность за то, что ты делаешь.

Вспомните эту историю про то, как некий литератор, писатель издает книгу и одновременно некий человек совершает в этом мире преступление, которое все видят. Книгу никто не заметил вначале, а преступление стало предметом обсуждения. Проходит время, и оба человека из жизни уходят. И вот суд, и вот наказание за преступления.

Они находятся не с Богом, проходит время, и тот пламень, который мучит душегубца, начинает угасать, а пламень, который истязает литератора, разгорается от того, что его произведение получило признание, и неопытные умы соблазнились словесами, изложенными в произведении. Эта книга смутила многие души и привела к бездне дьявольской многих людей. Конечно, здесь нужно серьезно задуматься о значимости нашей ответственности.

– Не могу не задать этот вопрос по поводу фильма « Матильда», потому как телезрители с ним часто обращаются. Спрашивают, как реагировать, как относиться. Никто его действительно не смотрел, но рекламу, я думаю, многие видели, она достаточно активно появлялась на экранах и весной, и летом. Мы с Вами тоже его не видели, но знаем суть.

– Речь идет о русском царе, об отце. Есть хороший пример в Священном Писании. Три сына было у Ноя: Сим, Иафет и Хам, и после поступка третьего слово «хамство» очень живо и ярко вошло в нашу постоянную речь. Что происходило тогда с людьми, являющимися главными героями этого фильма, мы не знаем, но домысливать и осквернять образ того, кто финалом своей жизни запечатлел подвиг страстотерпчества, – это грех.

И эти проявления хамства, которые, к сожалению, являются для кого-то нормой в жизни, печальны. Мы прощаем грешника, но греховные действия мы осуждаем. И конечно, подобная тема недопустима для того, кто мыслит о вечности и понимает степень своей ответственности за то, скольких людей можно соблазнить неверным размышлением и скверной позицией, тем более на большом экране. А еще более, когда речь идет об отце, родителе, русском государе, святом муже, в жизни которого было разное…

– …но финал был определенным.

– И были исповеди, мы не знаем всего, но финал жизни – это святость, это высота подвига. И вот здесь давайте будем внимательны и в отношении к самим себе: что мы говорим, о ком говорим и перед Кем мы в итоге будем нести ответственность за каждое слово, за каждое действие в этом мире.

– Спасибо большое. Почему я этот вопрос задаю? Он иногда просто в воздухе висит: никто не видел, но мы знаем, о чем идет речь. Признаться, я боюсь, что те огромные, колоссальные общественные дебаты, которые сейчас происходят вокруг этого фильма, могут спровоцировать нездоровый интерес. И люди, которые не пошли бы на этот фильм, а может быть, даже и вовсе не заметили, могут купить билет просто из любопытства или из-за того, что реклама такая бурная.

Я надеюсь, что нашим лучшим ответом будет просто невнимание и нехождение на этот фильм. Просто мы проголосуем отсутствием своих денег. Если люди не будут ходить на этот фильм (а православных все-таки много), он провалится в прокате, и это будет, наверное, достойный ответ православных такому фильму.

– Я полагаю, что эта тема – для каждого предмет разговора со своей совестью, и прошу вас, дорогие друзья: давайте будем внимательными не только к тому, что мы сами производим нечистого своими поступками, но и к нечистоте других людей. Не стоит оскверняться, и всегда можно найти для себя альтернативный вариант в отношении того, во что погружается наше сердце, наш ум и наша совесть.

– Спасибо Вам огромное. Я очень рада, что мы наконец-то с Вами встретились. О чем мы будем говорить в следующий раз?

– Наверное, об учебе, потому что учебный год – это хорошая тема. Поэтому радуюсь возможности встречаться с Вами вновь и не скрываю этой радости и от вас, дорогие телезрители.

– Благодарю Вас.

– Всего доброго, до свидания.

Ведущая Любовь Акелина

Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать