Таинства Церкви. О семье. Часть 1

3 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Андреем Алексеевым.

– Сегодня мы с вами находимся в храме в честь благоверного князя Димитрия Донского, что в Бутове, и я вам с удовольствием представляю протоиерея Андрея Алексеева, настоятеля строящегося храма. Я очень рада, что мы сегодня у Вас, рада по нескольким причинам. Первая причина, что мы давно знакомы и у нас с Вами это не первая программа, мы с Вами много программ в свое время делали на окружном телевидении Юго-Западного округа, и я всегда с теплотой вспоминаю эти беседы. А во-вторых, я рада быть в строящемся храме Димитрия Донского, потому что этот святой мне очень близок – супруг, наверное, моей самой почитаемой святой Ефросинии Московской. Примите мое восхищение, дивный храм! Маленький, уютный, с прекрасными иконами и очень редкими, дивными. У Вас всегда была, батюшка, такая склонность к эстетизму, но в хорошем смысле этого слова. В храме должно быть все красиво. И в-третьих, тема, которую мы с Вами определили, мне кажется очень важной сейчас. Это тема семьи.

Если мы говорим, что церковный брак, венчание – это таинства, да?

– Безусловно.

– В таком случае, хотя бы гипотетически, семья – это тоже своего рода таинство?

– Во-первых, позвольте вначале сказать, что я тоже рад Вас видеть. И годы нашего общения – это не только передачи, в которых мы участвовали и куда Вы приглашали меня, это (не скрою, дорогие друзья) время и моей учебы, потому что передо мною удивительный человек, женщина, которая столько в жизни успела сделать. Более того, в том направлении искусства, которым является телевидение, профессионалы, работая, должны усваивать те нормы жизни церковной, если они общаются с церковно- и священнослужителями, которые необходимо верно донести до зрителя, которые важно правильно представить, а еще важнее мудро приготовить.

И я вспоминаю, как мы в течение этих лет, на начальном этапе взаимодействия, затем продолжая наши труды, возделывали эту ниву общения и совместных программ, где я (подчеркиваю, нисколько не преувеличивая) учился у тех, с кем во взаимодействии навыкал в вопросах умения вести общение, беседу с теми, кто будет потом смотреть тебя на большом экране. И, неоднократно об этом вспоминая, студентам в Духовной семинарии, где преподаю, рассказывал о важности овладеть и этим мастерством, постепенно оттачивая то, что связано с умением верно преподнести какую-то мысль. И когда перед нами есть достойные преподаватели и наставники, давайте будем, как сказано в Писании, их поминать, давайте будем им воздавать должное не ради их тщеславия, а ради того, чтобы поблагодарить. Иначе, когда мы усваиваем что-то, себе приписываем какие-то достижения, пусть даже маленькие, в этом отношении – это было бы несправедливым, потому что по Евангелию иначе. Поэтому я пользуюсь возможностью и Вас благодарю за Ваше внимание и за то терпение и мудрые советы, которые Вы всегда умели тактично преподнести для того, чтобы какие-то особенности, связанные с навыками в данной теме, предложить не только мне, а всем тем, с кем я общался в течение этих лет и кому Вы, пересекаясь с ними, помогали в этом деле, навыкнув, сделать какие-то верные шаги.

Возвращаюсь к нашему вопросу в отношении семьи. Вы знаете, ведь это только принято так рассуждать о каких-то особенностях, имеющих отношение к количеству таинств. Это отдельная большая тема. Тех основных, главных – их семь. Но ведь разве общение с Богом в молитве – это не таинство? Разве рождение, зачатие человека – это не таинство? А уж семья как малая церковь и вся жизнь в этом пространстве – это, безусловно, то, что связано с пониманием глубокого внутреннего смысла значения этого слова. Ведь посмотрите, когда мы говорим о семье как о малой церкви, ведь Церковь та, о которой сказано в Писании: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ея», это та, которая есть Тело и Кровь Христа, она свята и непорочна, но вот малая церковь (семья) может быть разрушаема, если люди, живя в семье, не имеют возможности, не имеют готовности при наличии возможности, не трудятся, не соделывают ниву своего сердца в общении с Богом. И здесь прямая связь с тем, что помогает им войти в это пространство, – чувство любви.

Многие сегодня, о любви рассуждая, что только ни говорят. А ведь если мы с вами коснемся темы, имеющей отношение к этому чувству, ведь это то, что является результатом огромного труда, где есть тайна общения двух людей, есть симпатия, влюбленность. Но сама любовь – это результат огромного труда людей, которые живут в совместном браке, общаются со Христом и учатся в церкви, навыкая в тех правилах жизни, в том укладе – и семейном, и глубоком духовном, – который здесь применим, и постепенно они идут к тому, чтобы обрести это чувство через заботу друг о друге.

И вот здесь важно и современному человеку найти для себя верное соотношение иерархичности, потому что, если у нас с вами нет послушания, родители Бога не слушают, дети не слушают родителей; родители, не слушая Бога, не научаясь в его законе, не учатся жить по Евангелию, которое они не читают каждый день (а Евангелие важно читать каждый день), не участвуют в богослужении… А преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Как распознать, авва, душа растет или оскудевает?» – «Братия, если не участвует в богослужении человек, душа его не может расти правильно, развиваться». Так вот и здесь: нарушается живая связь. Тогда это таинство настолько начинает впускать в себя, в это «святая святых», иную силу, которая разрушает и сакральное пространство семьи как малой церкви, и отношения между людьми здесь. То есть начинается разрушение того, что изначально связано, как мы читаем в Священном Писании и в Предании Церкви научаемся, – это то таинственное соединение людей во единое целое со Христом.

– Вы знаете, какой сейчас вопрос самый распространенный, который мучает, наверное, каждую семью? Кто должен быть главой семьи в современном обществе? Женщины зарабатывают больше мужа, женщины порой на трех работах. Это правда. Я говорю это не потому, что хочу осудить кого-то, тем более мужчин, я понимаю, им чаще бывает даже тяжелее, чем женщинам. Зарплаты маленькие, устроился где-то чиновником, ну не хочет он воровать, и вот он смирился, а жена ему: «Вот что же ты, такой-сякой? Я больше тебя зарабатываю». Хотим мы или не хотим, но это уже превращается в проблему.

– Я согласен с Вами, и тем не менее Божье Слово гласит: «Муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела». И вот здесь мы должны понимать с вами, что, независимо от всего, как бы ни складывалась ситуация (а я таких случаев знаю немало, и в нашем храме они тоже есть, на каждом приходе есть эти семьи, где вот так, как Вы описали), это современные особенности нашей жизни, но тем не менее это Богом установленное священное неравенство, и попытка внести сюда изменения (я сейчас скажу страшные слова, но это правда) – это ересь. То есть это искажение истины. И я знаю достойные примеры. Как пишет святой Иоанн Златоуст: «Посмотри вокруг себя, ты найдешь тех людей, которые, пытаясь жить по Евангелию, показывают, как это получается у них, и они могут быть примером для других людей».

– То есть это возможно, да?

– Я отправляю порой в такие семьи, где очень талантливая жена, имеющая…не будем перечислять всего, и она служит своему мужу, который безусловный авторитет в семье, который, может быть, менее талантлив и не столь многого достиг в этой жизни, но она умеет так поставить себя в семье, что дети уважают и отца, и маму, но папа у них стоит на той высоте лестницы иерархической, которую Господь поставил…

– …и на которой он должен стоять.

– Да. Это трудно.

– Это очень трудно.

– Это сложно, но это путь в Небесное Царство. И когда бывают такие встречи, экскурсии в такие семьи, тогда есть чему поучиться.

Был такой интересный пример, когда в одной семье было немало разладов, было столько разного такого, что мешало, как казалось людям со стороны, им быть в мире, единомыслии. И тогда духовник отправляет главу семьи пообщаться в другую семью. И вот приезжает этот глава семьи в это место и наблюдает такую картинку, которую потом описывает своей супруге. Зашел муж в комнату, поставил вазу не очень аккуратно на столе, и супруга пробегала, случайно локтем задела ее, ваза упала и разбилась. И что было дальше? Каждый из них стал извиняться перед другим, что это он был неловок: «Это я поставил (поставила), я задел (задела), прости меня». Тогда наш путешественник вернулся домой и на вопрос супруги «Как там?» ответил: «Ты знаешь, все как у нас, только они каждый себя осуждает, а мы – друг друга».

– Я вспомнила пример Макария Великого. Помните, когда его послали научиться любви в две семьи, к двум женщинам, и когда он спросил: «Как вам эту любовь удается сохранять?», они говорят: «Мы никогда не ссоримся».

– Но ведь чтобы прийти к этому состоянию, нужно к нему идти. И что еще очень интересно? Когда человек находится в начале пути, с него не требует никто сейчас конечного результата, он должен двигаться в эту сторону. И более того, те, кто с ним вместе находятся, должны быть его помощниками, сотрудниками.

Мы о таинстве заговорили. Ведь в этом таинстве семьи есть удивительная составляющая. Посмотрите, муж, как священник, жена, как дьякон, и дети, как те пономари, алтарники, церковнослужители, чтецы – как в великой Церкви.

– То есть иерархия такая, да?

– Совершенно верно. Это лестница, которая и там выстроена. И здесь каждый должен на своем месте нести эту нагрузку, им ведь нужно объяснить все это. И как важно, чтобы родители имели готовность обрести духовную мудрость, чтобы они обрели понимание значимости не только их личного участия, а еще передачи тем, которые идут за ними, опыта в этом служении. И конечно, когда перед нами еще люди незрелые, юные, они не понимают каких-то ситуаций, не вмещают глубины чего-то, но в этот колодец начинает потихонечку капать водичка и, постепенно наполняя сердце, к известному возрасту и ситуации дает ту влагу, в которую потом можно будет опустить уже ведро и напиться самому, накормить, напоить тех, кто придут к тебе. Накормить, напоить духовно, дать пищу уже тому сознанию, тому сердцу, которое, обратившись к тебе, будет искать возможности. Вот так же, как в этих семьях, поучиться: «А вот как у вас здесь?» Оно ведь работает? Работает.

– А с другой стороны, посмотрите, глава Церкви – Христос, муж – глава семьи, но ведь это не просто звание какое-то, как дали звание заслуженного артиста или народного или генерала, и вот могу почивать и ничего не делать. По всей видимости, звание главы ко многому обязывает.

– Безусловно.

– С Вашей точки зрения, мы говорим действительно о православной все-таки семье, нас слушает православная аудитория или, во всяком случае, считающая себя таковой. Поэтому православным мужчинам, мужьям, главам семей что бы Вы посоветовали? Какими они должны быть? Мы очень много говорим о женщинах, какими они должны быть сейчас. А вот какими должны быть мужчины?

– Вы поднимаете главнейший вопрос, потому что мужчина – это корень. И как важно, чтобы этот человек, независимо от того, сколько у него талантов, если он уже глава семьи, значит, все, что надо получить ему, он получит от Господа, но он должен протянуть руку к Богу. Если он этого не сделает, Господь насильно ему не втолкнет в его руку, не положит ему килограмм, два, не нальет полтора-три литра чего-то. Он должен быть готовым воспринимать, он должен иметь стремление сам. Это, конечно, мы рассуждаем, как положено, а если нет, начинается процесс, когда Господь его всякий раз, как писал святой Николай Сербский, ставит на некоем повороте дороги, где Господь ждет этой встречи с ним, чтобы он проснулся, по слову святителя Феофана Затворника, чтобы он осознал значимость двигаться в ту сторону, где он должен обрести духовные правильные ориентиры, как пишет еще один русский святой Игнатий (Брянчанинов). Он должен быть готовым воспринимать и учиться. А это, конечно, сопряжено с тем, что очень неудобно всем нам, – с готовностью смиряться перед Богом.

И давайте будем с вами откровенны: ведь где и когда совершается передача того самого главного, что затем нужно приумножать в течение всей недели? В воскресенье. Есть замечательное поучение у преподобного аввы Дорофея, как пришел некий старец и узрел чудо. Незримо для всех вышел из алтаря ангел и пришедшим в храм по заповеди «Шесть дней трудись, седьмой – Господу Богу твоему» стал помазывать на челе освященным маслом. Никто этого не видел, кроме святого старца. Подошел старец к ангелу (старец имел духовное зрение) и вопросил: «Что делаешь ты?»

– А я, – говорит, – благословение Божие преподаю.

– А на что?

– На все добрые дела, на всю неделю пришедшим в храм по заповеди.

– А на какие добрые дела?

– На семейную жизнь, на борьбу со страстями, на прощение обид, на познание Бога, мира, себя – на все добрые дела.

– А тот, кто не пришел? – спросил старец.

– Я готов дать ему все это, но его нет.

И дальше, получив это, человек, руководствуясь Божественным откровением, учится это сохранить, передать, приумножить и потом восполнить, придя вновь в воскресенье. Как он этому учится? Тот самый глава семьи, который получил благословение в воскресенье, приходит домой и, продолжая иметь эту связь с Богом, укрепляет ее. Он обращается к Богу и молится, и просит, он с Ним входит в соединение, он с Ним разговаривает. И здесь начинается всё, как святые отцы учат, на уровне помыслов, той борьбы с помыслами, которую должен вести каждый христианин.

Как глава семьи общается со своей женой? Как он общается со своими детьми? Он молится при этом или он этого не делает? В каком духе пребывает глава семьи: в Святом Духе или нет? И чтобы пополнить этот запас полученного, он понуждает себя открывать Евангелие.

Давайте вспомним снова апостола Павла. Что он пишет о ежедневном чтении Божественного Слова? «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4, 12–13). И вот в этом наполнении своего сердца Божьим словом ежедневным черпает силы глава семьи. Мы как-то привыкли ежедневно смотреть новости, даже по чуть-чуть, понемножку. Глава семьи ежедневно понуждает себя заглядывать в поучения святоотеческие, не в информационные справочники (подчеркиваю), а в святоотеческие источники, где написано, как бороться со страстями, как взращивать добродетели ежедневно, хоть чуть-чуть, хоть самую маленькую толику. И тогда, когда он это делает, он, пребывая в этом духе, начинает научаться искусству… Ну, простите меня, кто-то скажет: «Зачем Вы так, батюшка, высоко?» Нет, я скажу правду, но от апостола. Это были простые люди, их позвал Господь, влил в их сердца, вложил в их умы – и они пошли. И с этой правдой пошли в мир и наполнили его глубоким содержанием, духовным, важным, значимым.

Независимо от своего материального состояния, независимо от количества своих талантов и высоты интеллектуального развития, всякий глава семьи, открывая перед Богом сердце, может получить все, что ему нужно, от Бога, ибо Господь всемогущ, нужно только руку протянуть, захотеть и начать это делать регулярно, понуждая себя это делать. Иначе, как сказано в Писании: «Кто хочет идти за Мною, тот отвергнись себя, возьми крест и иди». Ты должен свое отложить, ты должен взять Божие и понуждать себя двигаться. Как преподобный Серафим пишет? «От нас решимость и усилие, от Бога – сила и результат».

– Спасибо большое. Для начала, наши мужчины (опять-таки не хочу никого обидеть) даже не понуждают себя ходить в храм по воскресеньям. Я недавно снимала очередной фильм, он был посвящен Сербскому подворью, это храм апостолов Петра и Павла в Центре, на Яузе. Вот там я увидела мужчин. Я владыке потом сказала за трапезой: «Вы знаете, я потрясена, я еще не встречала ни одного храма, особенно в центре, где было бы такое количество мужчин и молодых мужчин». Потому что, если прийти в наши храмы, если мы по каноническим правилам женщин поставим слева, а мужчин справа, мы с Вами увидим то, что увидим. Это вот сербы, которые живут в Москве, они все в воскресный день в храме.

– Я скажу вот о чем, Вы правы, но прошу понять и меня верно. С такими вещами я стараюсь быть аккуратным, потому что все мы боримы тщеславием, гордыней и самолюбием, но я скажу, что в нашем храме есть тенденция к тому, чтобы…Конечно, женщин больше, но все равно у нас много мужчин, и молодых семей много, и мужчин состоявшихся немало, и молодых людей.

– Слава Богу.

– Но в этом храме специфика служения такая, что здесь есть направления деятельности и спортивный комплекс, где 23 вида спорта уже, где много разных секций, кружков, где творческая составляющая, где мужчины заняты в организации, в помощи мне как настоятелю уже в течение ряда лет, еще и до моего настоятельства в организации мероприятий, куда они приходят послужить Отечеству, Церкви и своей семье. Отдавая силы, они получают значительно больше.

Вместе с тем я хочу поделиться тем, чему я тоже учусь. Мы каждую неделю служим молебен (каждую субботу в 11.30 в нашем храме) об укреплении семьи, о зачатии, рождении и воспитании детей, о том, чтобы найти благочестивых супругов, дети молятся о том, чтобы мудрость даровать своим родителям. Каждый за каждого, и храм наполнен людьми, каждую субботу в 11.30 мы служим у иконы Матери Божией Донская, нашей чтимой иконы, которая была с Димитрием на Куликовом поле…

– …и которая была написана по заказу Ефросинии Московской.

– Верно. И молимся коленопреклоненно покровителям семьи Димитрию и Ефросинии, родившим двенадцать детей. Вот пытаемся учиться, пытаемся идти.

– Замечательно. Мне хотелось бы прокомментировать еще одну вещь. Мы с Вами записываем программу в день после ужасной трагедии, которая произошла в новгородском селе с двумя подростками. И сейчас говорят, что вроде бы родители виноваты, то ли били, то ли что-то. Но такие страшные вещи, увы, не первые. Может, мы в следующей программе продолжим. Это вот как раз разговор о таинствах, о семье, о том, как обращаться с детьми и имеют ли родители право заниматься вот таким рукоприкладством, что может спровоцировать такой жуткий суицид.

– Эта тема, безусловно, для глубокого рассмотрения.

– Ее надо осмыслить.

– Безусловно. Для правильного осмысления уродливых проявлений, а вместе с тем того доброго наказания, о котором сказано и в молитве, о важности этого искусства любви. Сказано в Писании: «Кого люблю, того наказываю», но как наказываю? С любовью, с рассуждением, с пониманием значимости этой связи с Богом и родителей, и детей. Когда это есть, тогда мир, радость и свет. И когда этого нет, тогда горе и печаль. Постараемся быть внимательными ко всему этому и учиться искусству любви в таинстве семьи.

– Я хотела Вам задать вопросы и об искусственном развале семьи, особенно сейчас, о появлении каких-то новомодных течений под названием «свингеры», ассоциации даже возникают с некими словами, не совсем приятными. Много что сейчас происходит в отношении семьи, но я думаю, что мы вернемся к этому вопросу в следующих наших программах. Благодарю Вас за участие.

– Спасибо. До свидания. Всего доброго!

Ведущая Любовь Акелина
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 28 апреля: 03:00
  • Суббота, 29 апреля: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы