Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 24

8 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– С протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках города Москвы, мы продолжаем разговор о Божественной литургии, а именно о Евхаристическом каноне.

Отец Владимир, очень интересная у нас с Вами была программа в прошлый раз, как и обычно, и я заметила, что время просто прессуется на наших передачах. Знаете, такое ощущение, что сама Божественная литургия как бы даже здесь совершается – вот такое дерзновенное чувство, но оно меня правда не покидает. И у вас в храме когда бываешь, Божественная литургия действительно проходит совершенно незаметно и очень быстро. Продолжим?

– Да. В прошлой передаче мы остановились на первой евхаристической молитве, которую читает священник после слов «благодарим Господа». Окончание этой молитвы звучит так: «...Благодарим Тя и о службе сей (то есть о Божественной литургии), юже от рук наших прияти изволил еси…» От наших греховных рук. Ведь Свят только Господь. И пророк Исаия говорит, что любая святость человеческая, даже самая святая святость, все равно что грязное рубище в очах Господа. То есть мы не можем быть святыми. А тем более сейчас, в это время, которое раздираемо страстями, разными грехами, впечатлениями, безусловно, несмотря на то что мы хотели бы очиститься от всего этого, к сожалению, мы подходим к Божественной литургии с нечистыми руками, нечистой душой, нечистым сердцем.

И вот  мы благодарим Господа: «...Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси (хотя совершает Божественную литургию Сам Господь), аще и предстоят Тебе…» Если вдуматься в это, то представить себе невозможно, и в каком-то смысле страшно, как велико это таинство, во время которого предстоят Ему (Господь присутствует) ...тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии». То есть во время Божественной литургии предстоят все перечисленные ангелы, все чины ангельские. Поэтому, конечно, священник восклицает, произносит удивительные слова о победной песне, которую поют, вопиют, взывают и глаголют: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Из видений пророку Иезекиилю и святому Иоанну Богослову – вокруг Престола Божьего предстоят ангелы в виде четырех животных. Один из них поюще – это орел; второй вопиюще – это вол, телец; третий взывающе – лев; и четвертый глаголюще – в виде человека. По этому видению сокровенного, недоступного для нас Царствия Божьего, а тем более Божественного Престола, по откровению в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ангелы в виде этих четырех животных, каждое из которых олицетворяет царственность (орел является царем птичьего мира, телец – домашнего животного мира, лев – царь зверей, человек – царь этого мира, вселенной), в течение двадцати четырех часов, не умолкая, взывали ко Господу с песнью: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Не случайно здесь трижды повторяется: «Свят, Свят, Свят». Каждое из восклицаний, которые поет хор, относится к каждому Лицу Пресвятой Троицы: Свят Бог Отец, Свят Бог Сын, Свят Дух Святой. С одной стороны, для невнимательного глаза, для человека, не занимающегося глубоким анализом текста Священного Писания, в этом повторении как бы ничего особенного и не содержится. Казалось бы, можно было ограничиться одним разом: «Свят Господь Саваоф» – и всё. А здесь трижды.

С другой стороны, через эту формулировку (формулу) мы видим нераздельность Пресвятой Троицы. Ведь мы веруем в то, что Пресвятая Троица Нераздельна и Единосущна, и это единосущие подчеркивается словом «Свят». Каждое Лицо Пресвятой Троицы Свято, Они связаны между Собой. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». То есть небо и земля преисполнены Его славы.

В одной из молитв мы произносим, что Господь исполняет благодатью все, то есть переполняет все благодатью. Не просто наполняет, а переполняет: все наполнено этой благодатью, этой Божественной славой.

– «Исполнены небо и земля славы Твоея».

– Да. «Осанна в вышних! благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» «Спаси нас, Господи!» – так переводится слово «осанна».

– Завтра как раз Вербное воскресенье, и будут особенно петь: «Осанна в вышних!» Так же встречали Спасителя в Иерусалиме.

– Да. Причем это те слова, которые возмущали иудеев. Конечно, не сами по себе эти слова возмущали их, а то, что они были посвящены Господу Иисусу Христу, Богочеловеку, Который входил как Царь в Иерусалим.

Священник читает молитву, упоминая силы (серафимов, херувимов и так далее, весь ангельский чин): «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят Ты (то есть Бог Отец), и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый (опять прославляется Святая Троица). Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати…» Почему такое благодарение? Потому что Господь Иисус Христос исполнил крестный подвиг вплоть до смерти крестной. И Господь Бог Отец пожертвовал Своим Сыном ради спасения рода человеческого – вот так нас возлюбил Господь, так Господь возлюбил мир. «…да всяк веруяй в Него (то есть в Господа Иисуса Христа) не погибнет, но имать живот вечный (имеет живот вечный). Иже пришед и все еже о нас смотрение исполнив...»

Что Он исполнил? Что такое «смотрение»? Волю Божию, Промысл Божий о человеке, о домостроительстве человеческого спасения. «...в нощь, в нюже предаяшеся (когда исполнил все то, ради чего Он пришел), паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек...»

С одной стороны: в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот. Ведь без воли Божией, без воли Господа Иисуса Христа не произошло бы того, что произошло в этом мире, – это тайна нашего спасения. Несмотря на то что Иуда предал Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, несмотря на то что пришло огромное количество людей и воинов в Гефсиманский сад, без воли Господа Иисуса Христа (а Он молился перед этим Своему Отцу: «чашу эту мимо пронеси», и пот Его был как капли крови, капающие на землю, – так Он страдал, так Он переживал, так Он сотрясался всем Своим человеческим естеством и существом) этого бы не произошло.

Святитель Иоанн Златоуст замечательно повествует о последних днях жизни Иисуса Христа, о Гефсиманском саде. Когда воины пришли брать Иисуса Христа, Христос спросил: «Кого ищете?» Они ответили: «Иисуса Назарянина». Христос ответил: «Это Я», – и все воины, вооруженные до зубов, пали на землю ниц... А во второй раз, когда на этот же вопрос Господь ответил: «Это Я», – они взяли Его и отвели на суд к Понтию Пилату и Синедрионовский суд. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что в первом случае Господь показал Свое Божество, а во втором – человечество.

И когда ученики просили о том, чтобы Он не предавал Себя на смерть, Он говорил: «Разве Я не могу призвать легионы ангелов, которые бы защитили Меня?» То есть по собственной воле Второе Лицо Пресвятой Троицы, воспринявшее на Себя плоть человеческую, естество человека, предает Себя на крестную смерть.

И вот во время Тайной Вечери, в последний день Своей проповеди, Он совершает Божественную Евхаристию в Сионской горнице словами (когда Он показал хлеб): «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы (за вас) ломимое во оставление грехов». Оно будет ломимо: Тело Господа Иисуса Христа было распято во оставление наших грехов. Обращаясь к апостолам, Он обращается ко всему человеческому миру: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Хор поет: Аминь.

Драгоценность, которая превышает все драгоценности во всем мире: золото, бриллианты, хлеб или какую-либо иную пищу, человеческую любовь, – это тот дар, который Господь Иисус Христос оставил в виде Божественной Евхаристии – преложения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни.

И дальше священник опять молится и читает такую замечательную молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь...» Какую спасительную заповедь – здесь, в Евхаристии, этого не говорится. После того как Господь Иисус Христос сказал: «Пийте из нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, за вас изливаемая во оставление грехов», Он заключил это словами: «Сие творите в Мое воспоминание». Это и есть воспоминание этой заповеди. Почему сия заповедь спасительна? Потому что Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна говорит: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне, и того Я воскрешу в последний день». В Причастии Святых Христовых Таин, если мы достойно причащаемся, заключено наше спасение.

– А что значит достойно?

– Достойно – это значит с осознанием своих грехов, своих немощей. Это значит подходить на исповедь и приступать к Чаше Христовой с желанием больше не совершать этих грехов с помощью Божией. Конечно, этого не происходит в нашей жизни...

– Безусловно. Так же и продолжаем жить.

– Тем не менее, если каждый из нас, ведущий более-менее ровный образ жизни, вглядится в свое прошлое, то увидит те перемены, которые произошли; пусть за большой диапазон времени, но они произошли в нас, благодаря исповеди и Причастию – таинствам, которые изменяют душу человека.

– Отец Владимир, прошу прощения. То есть все-таки полезно заглядывать в свое прошлое и понимать, что ты изменился в лучшую сторону? Нет ли в этом какой-то надменности и самовосхваления?

– Вы знаете, я думаю, что иногда полезно. В особенности тогда, когда человек впадает в уныние от сегодняшнего своего дня и своего духовного состояния; когда он забывает, кем он был, когда пришел в Церковь: например, прелюбодеем, вором, лжецом...

– Курил, пил...

– И так далее. Множество можно назвать грехов. А сейчас он уже этого не совершает, а если совершает, то только мысленно.

«Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая (то есть весь тот подвиг Христов, который совершил Христос; и далее здесь перечисляется конец этого подвига): крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение (потому что Второе Лицо Пресвятой Троицы воссело одесную Бога Отца), второе и славное паки пришествие». Опять вспоминаем пришествие, потому что мы все живем в ожидании Второго Пришествия. Даже если оно совершится не через десять, пятьдесят или сто лет, а когда-то намного позже, все равно оно совершится. Это будет последний акт творения Бога, когда праведники отделятся от грешников, когда праведники наследуют землю и будут жить как ангелы на небесах в любви и благодати Божией.

И после этих замечательных, дивных слов священник берет в руки дискос и потир и, сложивши крестообразно руки и вознося возношение, восклицает такие слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Что значит «Твоя от Твоих»? Ведь этот хлеб – по существу дар Божий, поэтому «Твоя». И «от Твоих», то есть от этого хлеба, мы Тебе приносим. «Тебе приносяще о всех и за вся», то есть этот хлеб, который вот уже сейчас станет Телом Христовым. «О всех и за вся», то есть нет и не будет человека, не воспомянутого Господом во время Божественной литургии.

Вот на этом, наверное, мы сегодня остановимся, так как, к сожалению, приблизилось время заключения нашей передачи. Благодарю за внимание!

– Батюшка, если бы Вы знали, как не хочется с Вами расставаться. Мне очень-очень хочется дальше и дальше слушать. Действительно, такое ощущение, что Вы не просто говорите о Божественной литургии, а она просто совершается в этот момент; так все очень хорошо и благоговейно. Сердечно Вас благодарю, спасибо Вам большое! Я надеюсь, мы с Вами расстанемся ненадолго.

– Желательно. Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать