Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 22

31 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии, Евхаристии.

Отец Владимир, так уж получилось, что наша программа выходит 31 декабря. Не ошибусь, если скажу, что Новый год был самым любимым праздником советского народа. Думаю, он остается одним из самых любимых праздников граждан России, особенно детей. Вообще, он и считается праздником детским, семейным. И я знаю, что Церковь традиции этой не возбраняет и благословляет собираться за семейным столом, встречать Новый год вместе с детьми, но, естественно, нужно ограничивать себя православным христианам, которые еще и соблюдают пост.

Отец Владимир, тем не менее попрошу Вас сказать нашим телезрителям какие-то напутственные слова на будущий год.

– Во-первых, безусловно, хочу поздравить телезрителей, в общем-то, с замечательным праздником – Новым годом, который действительно запечатлелся в наших душах, наших сердцах и стал традиционным. Если 7 ноября, Первое мая уже не празднуются (и это очень легко переносится народом), то, думаю, если бы отменили Новый год... Я не за отмену Нового года ни в коем случае, но за то, чтобы его встречу перенести по старому стилю. Потому что жалко, что Новый год празднуется в разгар Рождественского поста. Было бы правильнее праздновать его уже после Рождества Христова. Хотя мы можем рассуждать о календаре, Солнце, Луне, о световом дне и так далее, и так далее.

Тем не менее мне бы хотелось поздравить всех, кто нас слышит и видит, с этим замечательным традиционным праздником – Новым годом! И мне кажется, что во всем нужно стараться искать некий духовный смысл. О чем же мы должны рассуждать в преддверии нового года и на Новый год? Прежде всего, должны благодарить Господа за то, что Он дал нам жизнь, за то, что дал нам лета этой жизни, что мы переходим из рубежа в рубеж: из старого в новый год. И с каким состоянием, каким чувством мы должны оказаться в новом году?

Думаю, для христианина очень важно осмыслить прожитый год, очень важно увидеть  недостатки, промахи, страсти и многое, многое другое из «кошелька» нашей отрицательной жизни. И не просто увидеть все это, ибо наверняка каждый из нас принес покаяние в своих грехах, но чтобы с помощью Божией в следующем году не творить того, что мы сотворили в прошедшем, что связано с нарушением заповедей Божиих в том или ином смысле.

Мы помним слова Господа, Который говорит: «Раб, который знал волю господина своего и не исполнил, бит будет больше. А раб, который не знал и не исполнил, бит будет меньше». Но что мне смотреть на раба, не знающего воли господина своего? Мне нужно заботиться о своей жизни, чтобы меня Господь не побил, чтобы я не оказался в местах с точки зрения земной жизни не столь отдаленных, – местах лишения блаженства и Царствия Божия. И вот с этим, мне кажется, состоянием и благодарением Бога за то, что Он продолжает нашу жизнь и дает нам возможность исправить ее, с анализом каких-то отрицательных моментов жизни, мешающих встать на узкий путь, ведущий в Царствие Божие, мы и должны переступить порог старого и нового года.

Поэтому я хочу пожелать всем, кто нас смотрит, во-первых, любви, потому что мы созданы по образу и подобию Божиему. А что такое подобие Божие? Бог есть Любовь, и по этому подобию Он нас сотворил. Как можно больше любви бескорыстной, все покрывающей, которая всего надеется; любви, которая уповает только на Бога, забывает о прошлом, предоставляет будущее в руки Божии. Я желал бы, чтобы это свойство любви постоянно было в каждом христианине и в каждом из нас возрастало. А если оно будет возрастать, то мы станем чадами Божиими, и тогда нам будет невозможно бояться смерти. Как говорит апостол Павел: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». Почему? Потому что он был святым человеком, он был человеком любви. Потому для него смерть была приобретением. Так и для нас смерть может стать приобретением, и будет уже не страшно предать себя в руки Божии и в руки смерти.

Я желаю всем многих лет жизни. Желаю как можно больше благополучия, но не унывать, когда оно отходит, а в наш дом приходят скорби, болезни или печали. Потому что нам надо помнить, что Бог есть Любовь; Господь не может допустить ничего против нашего пути, ведущего к спасению, Он помогает нам спасаться. Еще раз: многие лета всем, в новом году новых успехов в духовной жизни; ну а если Господь благословит, то и в социальной жизни.

– Спасибо большое, отец Владимир. Я знаю, что Вы, тем не менее, будете отмечать Новый год, у вас в храме будет ночная литургия. Телезрители (если кто-то захочет) могут присоединиться к вашему приходу?

– Да, безусловно. У нас будет совершаться богослужение, которое начнется примерно между девятью  и десятью часами вечера, утреня плавно перейдет в Божественную литургию. Мы уже который год празднуем Новый год таким образом, и очень многие прихожане нашего храма причащаются в эту ночь (как и в рождественскую и пасхальную ночь) Святых Христовых Таин.

– Приблизительно во сколько закончится служба? Чтобы люди знали, успеют ли они на метро или на транспорт…

– Мы стараемся закончить службу около часу ночи. Не знаю, успевают ли люди.

– Успевают. Движение транспорта продлено.

– Так что милости просим. Будем очень рады всем, кто придет в наш храм в новогоднюю ночь.

– Спасибо большое, отец Владимир. Что ж, возвращаемся к Божественной литургии, к Евхаристическому канону.

– В прошлой передаче я говорил о том, что буду читать дивные молитвы Евхаристического канона, наполняющие душу и сердце человека, стоящего на Божественной литургии, и совершающие что-то особое. Знаете, я уже тридцать семь лет являюсь священником. И каждый раз, когда служу Божественную литургию, чувствую мурашки, которые бегают по моему телу в это время. Каждый раз чувствую некую силу, извне приходящую; конечно, ее невозможно назвать по-иному, как только Божественной силой, Божественной энергией. Это удивительное состояние! Я благодарю Бога, что Он дает это состояние, возможность ощутить, пережить его. Я все время как будто бы в первый раз служу Божественную литургию, и каждая молитва Евхаристического канона воспринимается мною так же: как новая молитва.

И вот после того, как священник с воздетыми руками произносит «Благодарим Господа!», звучит замечательная молитва, посвященная Богу Отцу:

«Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего. Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь…» Неизреченный по Своей глубине, славе и бесконечности. Недоведом. Даже для самого что ни на есть святого человека, богомысленника, боговдохновенного человека, обладающего Божественной благодатью, а может быть, даже богоносца (а мы все стремимся к этому богоносию, чтобы наши души стали обителью для Бога), даже для людей, в которых начинает присутствовать Господь (выбирает душу для Своего вселения, для Своей обители), Он оказывается недоведом. Его изведать невозможно, измерить невозможно. А раз измерить невозможно, значит, и ведать о Нем невозможно, потому что Господь – это бесконечность, беспредельность. Правда, преподобный Симеон Новый Богослов, говоря о Божественной любви, к которой мы все стремимся, в одном из своих слов называет хулой на Духа Святого то, что некоторые из христиан думают, будто невозможно стяжать в сердце своем совершенную любовь.

– Вот так. Почему?

– Потому что святые могут стяжать. И я видел святых людей, которые источали из себя эту бесконечную любовь...

– Это отец Иоанн (Крестьянкин). Вы его имеете в виду?

– Да, тот же Иоанн (Крестьянкин). И Серафим (Тяпочкин), и схиигумен Савва, и многие другие. Но все равно вряд ли они могли бы сказать, что им ведом Господь. Он всегда оставался и остается для каждого из нас недоведом. Приведу слова пророка Исаии о святости человека: «Любая святость человека, самая что ни на есть великая и высокая, все равно что грязное рубище в очах Господа». Вот так же любое богопознание человеком Бога остается недоведомым.

Дальше идут замечательные слова: «… невидимь, непостижимь…» Апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, лежащий на груди Его, что говорит о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом? Для меня это некоторое время было удивлением, только потом я понял глубокий смысл его слов. Он говорит: «Бога никто никогда не видел». Я думал: вот тебе раз! Лежишь на груди Христа, являешься любимым учеником Христа и заявляешь, что Бога никто никогда не видел.

– Что же имеется в виду?

– Имеется в виду Дух Божий. Плоть человеческая, в которую облекся Господь Иисус Христос, все видели, поэтому Господь Иисус Христос изображается на иконах. Душу человеческую, которую Господь Иисус Христос тоже имел в Себе, уже вряд ли кто-то видел (мы же не видим души друг друга, мы можем заключать о душе друг друга по поступкам человека), а уж тем более Божественный Дух. «Бог есть дух, – говорит тот же евангелист Иоанн Богослов, – Бог есть свет, Бог есть любовь». Поэтому он еще говорит: «Бога никто никогда не видел». Если о душевной субстанции есть мнение, что это тончайшая материя…

– И она что-то даже весит. Ученые говорят.

– Но при этом те отцы, которые говорили о тончайшей материи души, говорили и о том, что никаким инструментом душа не могла бы быть видима, взвешена, пощупана и так далее.

Ну хорошо, современные ученые достигли чего-то вроде бы… Но это гадательно. А Дух Божий – субстанция духовная. Уж если мы души человеческой не видим, то тем более Духа Божьего. Поэтому Господь всегда остается недоведом, непостижим, невидим.

«...присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый (то есть Ты всегда существуешь). Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки…» Отпадшыя от Кого? От Бога. Каким образом отпадшыя возставил еси? Конечно, когда мы с вами совершаем грехи, это является отпадением от Бога. Но здесь имеются в виду не наши с вами личные грехи, а грех Адама и Евы. Ведь в результате этого греха мы оказались отпадшими вместе с Адамом и Евой. Для меня вот эта тайна непостижима: как так, почему мы вместе с ними, мы-то чем виноваты? Мы с вами не вкушали от древа познания добра и зла, вкусили наши прародители. Это для меня является тайной, но, тем не менее, вместе с ними мы отпали от Бога, когда Ева преподнесла плод. Господь призывал их к покаянию и говорил: «Не вкушали ли вы?» И что бы стоило Адаму и Еве упасть на колени…

– И сказать: «Да, ели».

– …или просто сказать: «Господи, ну прости нас. По своему несовершенству, по своей наивности, по своей простоте и гордости в конечном итоге мы захотели стать как Ты».

– Как боги.

– Да. «Мы вкусили, прости нас». И всё. И мы не были бы изгнаны вместе с Адамом и Евой из рая сладости. Вот же какое отпадение: мы вместе, уже во чреве находясь (как апостол Павел говорит о царе Давиде, об Аврааме, что он уже был отцом Господа Иисуса Христа; я не точно говорю, но богословский смысл выражаю), в Адаме и Еве оказались отпадшими. О ком Господь все равно промышлял. Все это время, которое существует и живет человечество, промышлял о том, чтобы снова усыновить человечество Богу. И через Господа Иисуса Христа Он усыновил нас. Поэтому здесь и говорится: отпадшыя возставил еси паки.

«…и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». То есть Он искупил нас, Он не отступил, Он нас возводит к небу и дает нам возможность наслаждаться в будущем Царствием Божиим через Свою смерть, через Свою жизнь, через те уничижения и страдания, которые Он перенес по человечеству Своему ради нас, ради того, чтобы открыть врата в Царствие Божие. Вот в чем подвиг искупления Христа: Он открыл нам врата в Царствие Божие. До тех пор со времени Адама и Евы они были закрыты для нас. И кто бы ни желал войти в Царствие Божие, не мог.  Только после подвига Христа эти врата снова для нас открылись.

– Батюшка, сердечно Вас благодарю. Всегда такая радость – вести с Вами программу. Мне иногда говорят: «Вот, тяжело, у тебя и проблемы, и программ много, ты устаешь». А я говорю, что я счастливый человек, даже несмотря на большую загруженность и усталость, потому что мое внутреннее состояние и моя совесть христианина вполне соответствуют моей работе.

Это редко бывает у журналистов, к сожалению. А у меня такое счастье, что я занимаюсь любимой работой, делаю православные духовные программы, да еще и с отцом Владимиром Волгиным, который многими москвичами (да и не только москвичами) очень почитается. Они Вас очень любят и очень переживали, что долго не было наших программ. И я сейчас передаю Вам от всех поклон, тоже поздравляю Вас с наступающим годом и прошу Вас быть здоровым в следующем году, потому что у нас с Вами впереди много программ. Даже если мы закончим разговор о Божественной литургии, я думаю, естественно найдутся темы и для других разговоров. А для этого Вы должны быть здоровым, и не только для прихожан, но и для зрителей телеканала «Союз».

– Спасибо!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать