Таинства Церкви. Рождество Христово

30 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом, настоятелем храма в Котловке  в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, мы будем говорить о приближающемся празднике Рождества Христова.

Отец Клавдиан, рядом с Вами елочка, символ Нового года, символ Рождества.  Прежде чем говорить о Рождестве Христовом, давайте вспомним такой праздник, как Новый год. Он наступает уже буквально завтра – 31 декабря; очень многие сядут за праздничные столы, под елкой, и у православных каждый год возникает один и тот же вопрос: отмечать или не отмечать?  Как вообще относиться к Новому году?

– Конечно, праздник Нового года уже так укоренился в семейных традициях, в традиции праздников и государственных, и семейных, и общественных, что и прихожане, и простые люди (может быть, не совсем воцерковленные), конечно, будут отмечать этот праздник. В советское время это был, наверное, единственный праздник, который был сугубо семейным  и который отмечали в кругу всей семьи, стараясь друг другу дарить подарки; дети сценки ставили, стихи читали, играли музыкальные пьесы. И, конечно, думаю, правильным было бы эту традицию сохранять, просто наполнять ее другим смыслом. В советское время старались искоренять вообще что-то религиозное в этом празднике.

Сейчас, конечно, воцерковленных людей стало больше. И Рождество прежде всего – это христианский великий праздник, связанный с рождением Господа нашего Иисуса Христа. И, конечно, мы как христиане ожидаем все-таки Рождества Христова. Но новолетие – это как некая веха: человек не может не отмечать  определенные периоды в жизни, через которые мы переступаем, при этом анализируя свой путь, какие-то радостные и печальные события, происходившие и  связанные с нашей жизнью; делаем выводы, молимся о том, чтобы Господь нам благословил дальнейшие годы. Поэтому Новый год никак ничему не противоречит. Гражданский праздник не противоречит христианскому празднику Рождества Христова. Хотя, конечно, для нас Рождество Христово является особо радостным праздником, как и Пасха. И значение этого праздника очень глубокое и важное для каждого христианина.

– Вообще русские люди до 1702 года в Новый год спали весьма мирно. Праздник, по идее, не очень старый – он, в общем-то, новый. В 1702 году Петр I  вводит обычай встречать Новый год  так, как встречали его в Европе. До этого времени мы даже не знали, что такой праздник есть, что надо его отмечать. Еще раз повторю, что все мирно и спокойно спали, ждали праздника Рождества Христова, но замечу, что в 1702 году сначала встречали Рождество, а потом встречали Новый год, потому что было другое летоисчисление, другой календарь. Постепенно это входило в сознание людей…

А в советское время праздник был, согласитесь, неполитизированный. Пожалуй, он единственный не носил никакого идеологического характера –  по телевизору звучали радостные, веселые песни, были эстрадные, цирковые какие-то представления. И все садились, как правило, перед телевизором; действительно, беседовали, отмечали, что-то вкусное доставали к столу. Но ведь встреча Нового года также в советское время была отменена. Это было до 1936 года, елка вообще была запрещена. Ее, вот эту елочку, без которой мы сейчас не мыслим себе ни  Новый год, ни  Рождество, как таковую запретили, как символ Рождества. Может быть, как символ вечной жизни, как Вы думаете?

– С елкой, конечно, связана  древняя история. Нельзя так сразу саму елку ассоциировать именно с христианской традицией, с христианским праздником Рождества. Это потом уже какие-то смыслы добавили. Так сказать, праздник еще дополнился таким нюансом, как украшением елки. Хотя в некоторых регионах елки не растут, там используют пальмы и другие деревья. Но, конечно, почитание праздника первично, а елка украшалась и языческими народами: в Древней Греции почитался как раз день 25 декабря как день обновления солнца, нового солнца, когда день уже идет к возрастанию, когда рождается новое солнце, все идет к весне. Елка уже была атрибутом праздника. Затем,  ближе к VIII или IX веку, празднование Рождества сопровождалось украшением елки; в дальнейшем это пришло на Русь благодаря Петру I.

Но мы любые традиции языческого плана, конечно,  трансформировали в более глубокое понимание, потому что Господа тоже называли Солнцем правды. И в этом смысле елка, наверное,  символ жизни, потому что вся природа мертва, когда снег,  а елка вечнозеленая. Так можно интерпретировать применение елки. Некоторые, может, это связывают с вертепом – с пещерой, где родился Богомладенец Христос, когда в Вифлееме не нашлось места в гостинице для Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии и Ей пришлось рожать Богомладенца в пещере, а пещера была закрыта ветками деревьев. Вот такие традиции понимания. Но я думаю, что сама елка является просто, наверное, символом  праздника и поводом для него: мы ее наряжаем, украшаем. Особенно в XIX веке, когда еще не было игрушек, да и на Руси тоже в царское время с конца XVIII – начала XIX века, елка наряжалась разными сладостями, свечками, фруктами; для детей это был настоящий праздник.  Сейчас мы наряжаем елку потому, что эта традиция, может быть, утончает праздник, становится приятной, что вот есть такая красота.

– Сейчас начнется самая строгая неделя перед Рождеством, когда даже те, кто не постился в Рождественский пост по разным причинам,  стараются воздерживаться от скоромной пищи, чаще, наверное, ходят в храм, больше молятся.  И мне хотелось бы спросить Вас: с Вашей точки зрения, как православному мирянину, особенно когда у детей идут рождественские каникулы (вообще у всей страны),  вести себя в эту неделю?

– Конечно, пост является неотъемлемой частью духовной жизни, и я знаю многие семьи, которые детей приобщают к посту, но мера все красит, как говорится, и нужно исходить из пользы, которую пост может принести. Детям, школьникам, которые занимаются познанием наук, трудятся, требуется энергия, конечно; им пост может быть ослаблен. И, может быть, они в своем сознании еще до конца не могут понять глубину праздника, но подготовить их было бы хорошо. Потому что сама радость ожидания приятного стола, вкусных яств, сладостей тоже заставляет человека как-то готовиться, дожидаться этого праздника, поэтому даже с педагогической точки зрения для детей это тоже полезно.

Что касается взрослых, нынешнее поколение, к сожалению, не похвастается здоровьем, многие люди просто спотыкаются о проблему поста. Иной раз для некоторых людей, особенно для пожилых, пища является лекарством, а не наслаждением, и они просто вынуждены употреблять молоко или рыбу для того, чтобы жить, действовать, поддерживать свое здоровье. Поэтому самое важное именно в духовном плане – понимать значение поста как инструмента к воспитанию воли, как некий знак и символ нашей веры с сочувствием, сопереживанием Спасителю. В этом отношении сейчас, накануне праздника Рождества Христова, мы можем вспомнить о тех печалях и трудностях, которые испытала Пресвятая Дева Мария с Иосифом, путешествуя из Назарета в Вифлеем и не найдя места в гостинице, когда им пришлось ночевать в пещере среди животных. Поэтому в солидарность этому пути, этому событию мы тоже готовимся строгим постом для того, чтобы встретить этот праздник с чистым сердцем, с тонким сознанием, с глубокой, искренней молитвой.

– Мне посчастливилось в этом месяце снять несколько фильмов о домовых храмах. Это храм при больнице святителя Алексия, всем известный; там два храма самого святителя Алексия и Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. И вот недавно буквально сняла фильм о сиротском приюте купцов Бахрушиных. При этом приюте был построен храм Живоначальной Троицы. И с такими потрясающими личностями столкнулись мы во время подготовки фильма! Это те, которые строили  больницу, богадельню и храмы: Медведниковы, Рахмановы,  Бахрушины. Естественно, я знала о них, что-то читала, но, наверное, не так глубоко. И когда начали снимать, начали читать, я  была не то что поражена, а просто потрясена благородством этих людей, их щедростью, их милосердием:  они тратили практически все свое состояние на то, чтобы помочь ближнему. И они писали, говорили окружающим детям, учили их, что пост – это особое время милосердия, когда надо проявить себя как можно более милосердным к тем, кто тебя окружает: к больным, немощным и даже близким.

Может быть, и нам тоже (понятно, что мы не такие богатые, как купцы XIX – начала XX столетия)  по-разному можно проявить это милосердие к своим ближним: может быть, кого-то навестить. Люди, почитав об этом или посмотрев фильм, могут сказать: «Да, действительно, надо быть милосердным, а у нас вот не так много денег». Что можно, с Вашей точки зрения, сделать сейчас человеку в нашем мире, чтобы это милосердие проявить?

– Христиане должны являть, так сказать, полное знание и понимание Евангелия: как Христос поступал в том или ином случае. А мы, христиане, подражаем Спасителю. И мы не видим, что Господь раздавал деньги. Он проявлял милосердие прежде всего как сострадание и помощь теми дарами или талантами, той силой, которой Он обладал. И теми дарами и талантами, которые человеку даны, он и может послужить ближнему. Более того, пост, конечно, утончает наши чувства (вообще любое воздержание как-то несколько сжимает сердце), и мы действительно уже не так грубы, мы уже можем на окружающий мир немножко другими глазами посмотреть. Как бы страдающее сердце всегда милующее сердце, и плачущий человек, как говорил Иоанн Лествичник, не может гневаться, раздражаться. Истинно плачущий. Потому что плач духовный изменяет сердце человека.

Так же и здесь: начатки поста, этот путь, конечно, заставляют нас более внимательно отнестись к беде, к ближнему, как-то словом поддержать; может быть, каким-то делом, пусть мало-мальски, но более, чем в обыденной жизни... Этого будет достаточно, потому что человеку нужно в основном внимание. Не хватает внимания, мы все разрозненные,  даже в семейном кругу, бывает, настолько заняты своими делами, проблемами, что просто не замечаем того, что человека нужно просто поддержать как-то, может быть, сказать правильное слово. Потом, милосердие может проявляться просто в понимании, терпении и прощении.

– Это тоже милосердие – терпение?

– Конечно, если мы видим какой-то негатив,  злобу, какие-то неправильные поступки ближних в отношении самих себя или других людей, то, конечно, не можем быть безучастны. Но иногда требуется очень много мужества и терпения, чтобы ситуацию переломить, дать время ей уврачеваться. То есть можно, конечно, реагировать как христиане, мы должны реагировать на  добро, на зло, мы должны понимать, что это такое. Но, с другой стороны, есть процесс, есть вещи в духовной жизни, которые постепенно происходят. Поэтому нужно терпение немощи ближних, надежда на то, что человек станет завтра лучше. Ведь Господь милосерден, Он нас любит и  не отнимает у нас жизнь сегодня, потому что надеется, что завтра мы принесем большие плоды, станем лучше. Так и к каждому человеку надо относиться, понимая, что мы все, бывает, связаны определенными пороками, страстями, немощами, болезнями. И требовать от ближнего бескомпромиссно каких-то своих целей, представлений о жизни неправильно. Милосердие проявляется прежде всего в духовном плане, в любви, долготерпении; как сказано у апостола Павла: любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не раздражается, не ищет своего, всему верит. Поэтому именно свойство любви прежде всего в милосердии.

– Отец Клавдиан, Вы насельник Троице-Сергиевой лавры. Насколько я знаю, были учеником, если так можно выразиться, очень опытных духовных монахов. Сознательно не употребляю слово «старцы», потому что сейчас к нему  отношение  двоякое; уже не знаем, кого старцами называть. Будем так говорить: просто опытных монахов, духовных людей… И дайте тогда совет. Сейчас самый распространенный, частый грех  (бытовой, что ли; священники об этом постоянно даже на проповедях говорят, когда люди исповедуются) – грех раздражения. Мы так раздражены друг на друга! Раздражаемся в общественном транспорте, в магазине, в местах отдыха. На улице кто-то заденет, просто вспыхивают – как спички буквально.

Когда наблюдаешь, как люди друг другу отвечают, диву даешься. Наверняка, думаю, Вы говорили об этом со своими наставниками. Что они советовали, в чем видели причину этого раздражения? Сейчас вот эта неделя начнется, и это раздражение мы должны, скажем так, совсем глубоко где-то запрятать и постараться, как Вы говорили, быть терпимыми. В чем они видели причину этого раздражения? И вообще как побороть этот грех, который нам, в общем-то, кажется иногда пустяком? Ну, подумаешь, мне на ногу наступили, а я не смолчала,  обругала человека.  Мне легче стало, да и он вроде как не обиделся. Как побороть в себе эту страсть, этот грех?

– Да, Вы правы. Конечно, сейчас довольно много причин, чтобы быть немирным и реагировать, может быть, как-то по-человечески с гневом, раздражительностью, но понятно, что в нас заложены, коренятся бренные страсти, следствием которых является раздражительность. Прежде всего раздражение является симптомом самолюбия и гордости. Человеку, который свою позицию, самого себя воспринимает как некий  стержень жизни и всех меряет под себя, кажется, что обстановка вокруг него должна быть в соответствии с его ожиданиями.

В Троице-Сергиевой лавре, конечно, есть старцы и были. И традиция духовничества продолжается. Мы видели это своими глазами. Назвать себя их учеником я стесняюсь, но мне посчастливилось просто жить несколько лет (с 1996 года) рядом со старцами, видеть их нрав, видеть их поведение, видеть их молитву, участвовать в молитве с ними, в общей монастырской службе, исповедоваться у них. И, конечно, вот эта мирность их духа, кротость, снисхождение к нам, молодым и неопытным монахам, были видны и созидали нас. Мы могли почувствовать этот дух смирения, кротости, который они стяжали, который обитал в их душах.

Поэтому нам надо прежде всего, конечно, начать с укорения самих себя, не думать о себе высоко. Как говорит апостол Павел: горе вам, если о вас люди говорят высоко. Надо понимать свою немощь, и я думаю, что это может быть началом. Но ожидать от себя сразу исправления трудно, здесь нужно помимо самоукорения заниматься внимательной молитвой, разговором с Богом, и стараться стяжать мир сердечный, потому что молитва, конечно, настраивает струны нашей души на правильную тональность, на покаянный, смиренный дух, на благодарение Бога, благодарение ближних за то, что они нам делают. И постепенно сердце изменяет свой тон, свой дух, мы уже можем быть более терпеливыми к тем или иным ситуациям. А иной раз, когда в духовном уже аспекте мы смотрим на события, то можем увидеть руку Божию, Промысл Божий даже в неприятностях. Поэтому все отцы говорят, что даже ближний является зачастую орудием в руках Божиих. Поэтому мы должны постараться увидеть этот  Промысл Божий, благодарить Бога и стараться стяжать мир духа.

– Спасибо. Еще вопрос, который касается и нашего поведения в храме. То есть мы, люди православные, должны быть неким примером, особенно в храмах. Недавно была свидетелем такой сцены. Шли часы (а во время часов еще все-таки разрешается поставить свечку, передать), храм был полон народу, был престольный праздник. Одна женщина пыталась  передать свечку (повторюсь, еще часы шли, не литургия), и с огромным раздражением к ней повернулся мужчина: «Что Вы ко мне пристали? Тут вообще все молятся, отойдите со своей свечой». Это правильно? Или все-таки надо потерпеть человека,  передать свечу и промолчать? Или сделать укор, что, мол, я вот на часах  даже молюсь, а ты мне мешаешь? Это ведь распространенное явление, поэтому я такой вопрос и задаю.

–  Конечно, христианин, призван к тому, чтобы любую ситуацию изменить к лучшему. Он должен этот мир преображать в гармонию: как Бог это делал, так Ему в этом подражать. Поэтому  на разные ситуации – по-разному реагировать. Конечно, прежде всего надо поступить по любви, со снисхождением. Может быть, человек только пришел в храм, еще не понимает смысла, глубины и ценности молитвы, не ценит эту минуту общения с Богом. Поэтому здесь, снизойдя к  немощным, можно было и потерпеть и передать свечку. Конечно, хотелось бы, чтобы в храме люди были все-таки мирны и старались поступать по любви друг к другу.

– Батюшка, огромное спасибо. Наша программа  подошла к концу, но я надеюсь на следующую встречу,  и мы с Вами более подробно поговорим о празднике Рождества и о праздниках, которые нам предстоит еще встречать после Рождества. Спасибо Вам!

– Спасибо огромное, до свидания.

                                                                            Ведущая и автор программы Любовь Акелина

                                                                                                                   Записала Елена Чурина 

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 января: 03:00
  • Суббота, 20 января: 13:00
  • Суббота, 27 января: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы