Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Благодарю Вас от лица всех тех, кто принимал участие в строительстве этого храма.
– Вы упомянули об одном обычае, который есть в Греческой Церкви. Вы знаете, как-то так неожиданно получилось, что, собираясь к Вам на литургию в Архангельское на великое освящение храма, я неожиданно прочитала, что в Румынии есть совершенно необыкновенный обычай, крайне он меня удивил: в день освящения храма пускают всех в алтарь приложиться – всех, независимо от возраста, пола, и старых, и молодых, и мужчин, и женщин. Единственный день, когда могут попасть все, кто так или иначе принимали участие в строительстве этого храма.
– Да, удивительная традиция.
– И я стояла на Литургии и думала: «Ну надо же, как интересно: к Вам собралась – и неожиданно вдруг вот такая информация приходит». Вот такие вот счастливые румыны. Я думала, как бы люди были счастливы, если бы их сейчас пустили в этот замечательный алтарь, который украшен такими дивными мозаиками. Еще раз, батюшка, поздравляю.
– Спасибо.
– А мы продолжаем разговор о Божественной Евхаристии.
– Да, мы остановились на Дарах, которые преложены благодатью Духа Святого, которые уже стали Телом и Кровью Господней. И на молитве священника о всех святых, которые почили, и на их жизнях, на их костях, как я сказал, основывается Православная Церковь, вообще Церковь земная и Небесная. Конечно, Небесная Церковь основана на Пресвятой Троице и Пресвятой Троицей.
Как же после этого не вспомнить о Пресвятой Богородице, можно сказать, виновнице этого торжества Божественной Евхаристии? Ведь если бы Она не зачала, если бы Она не родила Сына Божия, Сына Человеческого, не воспитала бы...Ведь сколько разных невзгод и трудов испытывает любая мать. Кроме рождения, которое, мы веруем, было у Нее безболезненно. И Пресвятая Богородица осталась Девой и после Рождества, но, тем не менее, на Ее долю выпали все те женские дела и попечения о Богомладенце Иисусе Христе.
И мы вспоминаем о том, как Она забеспокоилась, когда Христу было 12 лет и когда Он остался в Иерусалиме после праздника, и как они стали искать Его, и как Пресвятая Богородица с укором, но со смирением спросила: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя... И в этом тоже выразилась Ее женственная, чуткая, материнская душа и беспокойство за Своего Сына. И как же не восхвалить Пресвятую Богородицу? И поэтому Церковь во время Божественной литургии восхваляет Пресвятую Богородицу, священник произносит: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», то есть Ей сейчас будет посвящен хвалебный гимн и благодарение за то, что она родила Иисуса Христа, искупившего первородный грех и открывшего для всех нас врата в Царствие Божие.
Я хотел бы на этом моменте остановиться. Это восхваление Пресвятой Богородицы – это почитание Пресвятой Богородицы по Ее словам: Отныне будут ублажать Меня все роды. Некоторые женщины в своих семьях, и среди мужского состава нашего населения, и общественной жизни как-то очень возмущены якобы своей дискриминацией – что их не так почитают, как должно, что женщины всегда находятся в каком-то униженном положении и так далее. Но не надо забывать, что единственная Дева, родившая Христа, ублажается и прославляется так, как никто на свете – ни апостолы, ни пророки, ни святители, ни юродивые, ни отшельники, ни пустынножители, ни монахи – никто, и только Пресвятая Богородица.
– Даже Иоанн Креститель.
– Да. Выше по жизни Пресвятой Богородицы никого в мире не было и нет из человеческого мира. Поэтому обращаюсь к вам, дорогие женщины, дорогие прихожанки наших храмов: не сетуйте на свою жизнь, на то, что вы родились женщинами, вы можете так же прославить Господа своей жизнью, как и Пресвятая Богородица, безусловно (исключая подвиг Богорождения и такого зачатия), и быть носительницами благодати Духа Святого, как, впрочем, многие женщины, угодившие Богу.
И хор (это значит, что мы) прославляет Пресвятую Богородицу словами: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», то есть честнее и славнее херувимов и серафимов. На какую высоту Пресвятая Богородица поднялась Своей жизнью не потому, что Она стала Богоматерью, а потому, что Она изначально была таковой: молитвенной, смиренной, имеющей в Своем сердце и Своей душе безмерную любовь по отношению ко всем людям, которые встречались Ей на пути и среди которых Она жила.
«... без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Что такое «без истления Бога Слова рождшую»? То есть Она как была Девой, так и осталась Ею, то есть Она не была, как обычная женщина... Вот этим словом обозначается: «тление, истление», то есть потеря девства. Каким-то чудесным образом девство Ей было оставлено, и поэтому Она величается Приснодевой, то есть всегда Девой пребывающей.
И как здесь Церкви не помянуть и сотрудника Господа Иисуса Христа, и святых, славных, всехвальных апостолов, и святых, которые поминаются в этот день, и вообще святых, прославляемых Церковью? Опять священник также молится о святем Иоанне Пророце. Во многих церквах так священники молятся про себя, не велегласно, – но замечательные слова мы бы слышали, если бы священник велегласно продолжал бы молиться: «О святем Иоанне Пророце, Предтече и Крестителе, и святых, славных и всехвальных Апостолех, и святителе Иоанне Златоустом (или Василия Великого, или Григория Двоеслова, Литургия которого ныне совершается), и всех святых твоих, ихже молитвами посети нас, Боже», ведь святые молятся за мир, несмотря на то, что они не с нами, но они молятся в Царствии Божием о нас: прошедшие человеческий путь от рождения до святости, они знают, как трудно идти по этому узкому пути. И их любовь выражается по отношению к нам, которых они не знали, и мы их тоже не знаем, только слышим о них и читаем их жития, но они молятся за весь человеческий род. Ихже молитвами посети нас, Боже.
Как хочется познать Господа всеми фибрами своей души, как святые (Уже не я живу, – говорит апостол Павел, – а живет во мне Христос), как Симеон Новый Богослов, который явно был носителем Духа Святого, и многие другие святые. Ведь цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого, и человек, стяжавший Духа Святого, становится здесь, при жизни, святым и носителем Бога, а раз носителем Бога, значит и Божественной любви.
«И помяни всех усопших о надежди восресения жизни вечныя», то есть все, кто усоп, надеялись на воскресение в вечной жизни. Оно настанет, когда совершится Второе страшное пришествие Господа Иисуса Христа, Который придет судить живых и мертвых. Живые праведники облекутся в нетленные тела, а, по учению Христа, грешники будут ввержены в вечное мучение. Хотя некоторые из святых с этим мнением не согласны и считают, что человеческие грехи после какого-то определенного периода нахождения грешников в состоянии мучения будут прощены. Некоторые из них говорят: «Как можно думать о бесконечной Божественной любви, как она может не помрачиться от сознания того, что кто-то из Его творения находится в аду?».
– К тому есть основания, мы же молимся за наших усопших, а иначе зачем наши молитвы, да? О чем мы тогда молимся? Мы же молимся об упокоении, о прощении грехов, и мы надеемся, что Господь нас услышит и простит грехи наших родных, вольные и невольные, и дарует им Царствие Небесное.
– Да, да, да, конечно. Но умолчим об этом для того чтобы не впасть нам в ересь.
– Нет, мы же рассуждаем. Батюшка, это обычный вопрос, который и Вам часто задают телезрители о вечности мук, о тщетности наших молитв, об их необходимости тогда. Это, я считаю, нормально. Обычные человеческие рассуждения.
– Уже если в человеческом мире родители очень переживают и скорбят о своих детях, попавших в тюрьму за какие-то свои неправедные деяния и как они желают их освобождения, их прощения.
– И, в конце концов, государство их прощает, их выпускают на свободу после определенного времени, то есть после определенного покаяния, так можно сказать. Какие-то годы за решеткой – это действительно покаяние.
– Да, а образ жизни человеческой есть образ жизни небесной. Продолжим: «И помяни всех усопших о надежди восресения..., и упокой, идеже присещает свет Лица Твоего. Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, и всякий священнический чин...». Это уже нас Церковь поминает. Без епископа Церковь не существует, епископ – это князь Церкви, князь своей епархии, только ему дано право рукополагать в священники ставленников на это великое священнослужение, также, как и в дьяконский сан. И без епископов не было бы Церкви.
И дальше продолжает предстоятель молиться: «Еще приносим Ти словесную сию службу». Смотрите, вселенскость Церкви и вселенскость, если можно так выразиться, Божественной литургии: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей Соборной и Апостольской Церкви, о еже в чистоте и честнем жительстве пребывающих (то есть о людях, которые в чистоте и честном жительстве пребывающих, которые стараются не нарушать заповеди Божии), о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея...».
Дорогие наши слушатели и телезрители, надо сказать, что во все времена Церковь молилась о властех и воинстве. Несмотря на то, что переживала состояние гонения, как, допустим, в советское время, а Церковь все равно молилась за обидчиков своих в лице власти страны и государства нашего. Или же в языческие времена апостолы говорят о том, чтобы мы поминали царей языческих. Они были гонителями Церкви христианской, а все равно христиане поминали их, надеясь на то, что Господь рано или поздно может и этих людей с черствыми сердцами в конечном итоге привести к Себе.
«О властех и воинстве ея». Есть некоторые люди, которые не признают, хулят, критикуют власти свои. Это нам, христианам, ни в коем случае нельзя делать – это шаг к революции, переустройству миропорядка, что воцарился у нас, в нашем государстве. А сейчас нам нужно всегда и все время благодарить Бога за то, что у нас такая православная власть, которая дает возможность развиваться и расцветать Православной Церкви.
«Даждь им мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Что значит «мирное правление»? Чтобы народ не потрясал свою власть, чтобы не изгонял их, не уничтожал их и чтобы во время их правления существовал мир, чтобы не было никакой войны с другими странами и государствами. И мы тогда будем вместе с ними находиться в благодатной тишине, в тихом и безмолвном житии жить и во всяком благочестии и чистоте. Наверное, легче нам будет всегда молиться, когда вокруг нас нет и не происходит потрясений.
И потом предстоятель возглашает о Святейшем Патриархе, молится о Предстоятеле Церкви: «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Кирилла».Сейчас у нас Патриарх Кирилл, поэтому произносится его имя, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Если предстоятель молится в иной епархии, где есть свой глава этой епархии, то он поминает вместе с патриархом и правящего архиерея своей епархии. И этот возглас заканчивается такими словами: «...ихже даруй святым Твоим церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». И хор поет, напоминает нам об этом. Мы молимся не только за Предстоятеля Русской Православной Церкви и предстоятелей епархий, но хор нам напоминает, и мы молимся: «И всех, и вся» – за всех, и за вся.
Вот, наверное, этими словами мы и заключим размышление о Божественной литургии и о том, что совершается, какие молитвы совершаются во время Божественной литургии.
– Многие наши зрители видели прямую трансляцию великого освящения храма в Архангельском в честь Трех Святителей и уже даже ко мне просто подходили и просили, чтобы одну из программ (естественно, на Ваше усмотрение) Вы посвятили бы этим трем святителям. Потому что спрашивали, ведь это такое редкое посвящение: в честь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Почему в честь них? Их называют столпами Православной Церкви. Может быть, Вы удовлетворите просьбу наших телезрителей и расскажете, почему Ваш выбор пал именно на этих святых?
– С пребольшим удовольствием.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!