Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 28

29 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

 

– Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным мы продолжим беседовать о таинствах Православной Церкви, а именно о таинстве Божественной литургии. В прошлый раз мы сказали о том, что, быть может, эти программы с разговором о Божественной литургии будут последними. Посмотрим, насколько это верно. Мы с Вами уже очень много лет разбираем Божественную литургию и всегда получаем прекрасные отзывы; последний раз я получила их от жителей Иркутска, которых встретила в Калининградской области и которые просили поблагодарить Вас за очень интересные передачи.

– Спасибо, очень приятно слышать.

– Что ж, приступим.

– Всегда, когда мы с вами заканчиваем передачу, думается, что следующую начнем с того места, на котором закончили. Но когда обращаешься к богослужебным текстам и к текстам Божественной Евхаристии, то хочется снова вернуться и подчеркнуть очень важные моменты Божественной Евхаристии.

Мы помним возгласы священника: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. После того как хор возгласил: Аминь, священник говорит второе слово, которое произносится в Евангелии Господом Иисусом Христом. Священник сначала читает молитву: Подобне и чашу по вечери, глаголя... – и потом, указывая своей рукой на Чашу с вином, говорит: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже  за   вы  и за многия  изливаемая   во оставление   грехов.

У католиков в Западной Церкви этими формулами как бы заканчивается преложение Святых Даров. Ведь Господь Иисус Христос, совершивший Тайную Вечерю, никаких других молитв не произносил. В Православной Церкви есть эпиклеза, то есть призывание Духа Святого на Дары. Кстати говоря, в Древней Церкви эта молитва читалась как в Восточной, так и в Западной Церкви. Но постепенно, со временем она растворилась в литургических богослужебных текстах, и в Католической Церкви самой молитвы призывания Духа Святого уже нет. Почему? Потому что Западная Церковь считает, что священник, совершающий Божественную литургию, – это наместник Бога на земле, тем более иерархи, архиепископы Католической Церкви, и тем более понтифик. Поэтому, с точки зрения Западной Церкви, здесь литургия закончилась, и не только перед священством, предстоятелями Церкви, но и перед всем народом это уже Тело и Кровь Господни.

Мы же по традиции нашей Православной Церкви читаем молитву. Безусловно, мы не будем углубляться и исследовать, насколько это древняя молитва, не будем ссылаться на источники, достаточно сказать, что о молитве эпиклезы (призывании) говорят древние отцы начиная с III века, она существует в Предании и у апостолов. Об этой молитве говорят и святитель Василий Великий, и святитель Иоанн Златоуст, все литургисты и многие другие святые отцы. У нас Евхаристия продолжается и после того, как священник указал на хлеб и на вино, которые еще не стали Телом Господним и Кровью Господней.

Хотел бы сделать еще одно маленькое уточнение, достаточно любопытное и очень важное. Когда мы повторяем слова Господа Сие есть Тело Мое Новаго Завета, за вас ломимое во оставление грехов, мы более ничего не говорим, только хор или народ отвечает: Аминь. А здесь мы сразу же вспоминаем о словах, которые указываются только у евангелиста Луки, когда евангелист повествует о Тайной Вечере. Слова Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, за вас изливаемая во оставление грехов немножко изменены у евангелиста Луки. Он говорит с таким смыслом: сия есть Кровь, Новый Завет в этой крови, за вас изливаемой. То есть Кровь по существу является заменой жертвенной крови тельцов, козлов и разных животных, которые приносились в жертву Господу. Здесь Кровь Христова (поэтому Новый Завет в Крови Христовой) нас очищает и нас соединяет, безусловно и через Тело, но главное здесь – Кровь Господня, которая изливается во оставление грехов. Если Христос говорит: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», то о Крови сказано как бы еще более акцентированно: изливаемая во оставление грехов. Кровь смывает наши грехи, конечно, тогда, когда мы правильно исповедовались священнику во всех своих прегрешениях.

И дальше идет молитва призывания. Это замечательная молитва. Она возносится и читается предстоятелем (вне зависимости от сана, будь то архиерей или священник) с воздетыми к небу руками, как бы вторя одному из первых возгласов Божественной Евхаристии: «Горе имеим сердца!» То есть наша душа должна быть там, должна оторваться от земного, оказаться на небе, быть сопричастной Богу и тому таинству, которое совершается через священнослужителя здесь, на земле, в Церкви.

Смотрите, какая дивная молитва читается священником. Вообще, мне кажется, эти молитвы надо читать громко, и я противоречу таким литургистам, как отец Киприан (Керн), отец Александр Шмеман и другим, которые говорят о том, что эти молитвы нужно читать очень тихо, почти про себя, так, чтобы народ их не слышал. На самом деле практика Древней Церкви была связана с громким чтением молитв, для того чтобы не только священник, как некий демиург, совершал богослужение, но чтобы весь приход участвовал в общей молитве, в таинстве Божественной литургии – этом таинстве сопричастности со всей Пресвятой Троицей: Богом Отцом, Богом Сыном и Духом Святым, и в пребывании сердца нашего, ума нашего, души нашей в Царствии Божием.

Священник читает молитву: Поминающе убо спасительную сию заповедь... Какую заповедь? «Это творите в Мое воспоминание», – сказал Господь Иисус Христос на Тайной Вечере, после того как совершил первую Божественную Евхаристию перед Своими учениками.

...и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение (это еще не молитва эпиклезы), одесную седение, второе и славное паки пришествие. Вообще, эта часть Божественной литургии отцом Александром Шмеманом и другими литургистами именуется таинством Возношения, потому что в этот момент возносятся Святые Дары. Священник (или диакон) крестообразно складывает руки, правая рука оказывается на левой, дискос – в правой руке, Чаша – в левой, и они возносятся предстоятелем Церкви со словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. То есть все – Твое, от Тебя все приносится за всех и за вся. И Дары Твои – Ты произрастил хлеб и вырастил виноград, Ты претерпел те страсти, о которых только что было заявлено в священнической молитве: вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие. Это все Его от Него. Ради кого? Ради человеческого мира, ради его спасения, ради его усыновления Богу, ради того, чтобы человек снова стал другом Божиим.

Хор поет: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. То есть: Тебя, Пресвятая Троица, воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим. Вместе с хором мысленно поем и мы, участвуя в Божественной литургии. Ведь хор, как я уже говорил (и все это понимают), – это образ прихожан, образ Церкви. Мы должны постоянно находиться в молитве, во всяком случае стремиться к этому. Мы живем в таком мире, который вносит в наши души раздрай, неспокойствие, большую смуту. Мы постоянно находимся в каких-то попечениях, желаниях, мечтах, несбыточных мыслях и так далее, и так далее. Постоянные разговоры, беседы, компьютер, телевизор и многое другое действительно отвлекают от молитвы. Хотя апостол Павел говорит (в нашем мире это, конечно, почти невозможно): «Молитесь непрестанно и благодарите Господа за все».

И вот после этого священником произносится молитва эпиклезы, и опять с воздетыми руками. Кстати, говоря о таинстве Возношения, я хочу провести некую параллель, но уже другого порядка. Если здесь возносятся Дары, которые как бы показуются Богу, – это то, что сейчас должно преложиться и стать Телом и Кровью Господними, и возносятся они руками священнослужителя, то в конце, когда все уже причастились и Божественная литургия уже заканчивается, священнослужитель уносит Чашу с престола на жертвенник со словами: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. И здесь возношение Чаши священником имеет уже совершенно иной смысл. Какой? Господь Иисус Христос после крестных страданий, после воскресения, то есть после совершения Божественной литургии, вознесся в сороковой день на небо. И вот этот образ (ведь в Чаше уже находятся Тело и Кровь Господни, они уже не по отдельности, а соединены в Чаше) символизирует вознесение Господа Иисуса Христа на небо, если хотите, Его прощание со Своими учениками. Больше Он уже не являлся так, как являлся в течение сорока дней Своим ученикам, открывая им ум к разумению Священного Писания. В этом, с одной стороны, есть некая грусть, а с другой – торжество Церкви, торжествующей и побеждающей, потому что через это вознесение, через Свое воскресение и через Свою смерть Господь снова открыл нам врата в Царствие Небесное. И там, и там происходит возношение, можно сказать, литургических приборов: дискоса и Чаши, но во втором случае это уже Чаша с Телом и Кровью Господними.

И вот молитва эпиклезы, призывания:

Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (то есть с умилением в сердце): ниспосли Духа Твоего Святаго на ны (на нас) и на предлежащия Дары сия (которые стоят на престоле).

Такая любопытная подробность. Я повторяю как бы научный ряд, не хотелось бы углубляться, потому что это тема совершенно другая, но тем не менее после этого призывания Духа Святого священник (предстоятель) читает тропарь третьего часа и произносит слова: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся. И вот здесь любопытная подробность: этот тропарь трижды читают только в славянских Церквах. Только в XVI веке он утвердился во время Евхаристического богослужения в славянской Церкви, в Русской Православной Церкви. В греческой традиции этого нет, а у нас есть. Когда я служу Божественную Евхаристию и произношу трижды этот тропарь, то чувствую, что нечто такое происходит во мне, со мной, с прихожанами, если хотите, с Дарами.

Не помню (не хочу сейчас обманываться сам и обманывать телезрителей), какого века был этот святой, назовем его N, простой священник, служивший Божественную литургию, которого вдруг обвинили в ереси. Его вызвали на суд епископа и сказали: «Ты неправильно служишь Божественную литургию. Ты много больше, чем три раза, читаешь тропарь третьего часа. Покажи нам, как ты служишь Божественную литургию». Ему дали возглавить Божественную литургию, совершать Евхаристию, он стал читать тропарь третьего часа: один раз, второй, третий, четвертый раз и вдруг остановился. Уже после Божественной литургии епископ спросил: «Почему ты читал четыре раза, когда положено три раза?» На что этот святой ответил: «А я только после четвертого раза увидел схождение Святого Духа на Дары».

– Удивительно!

– Вот так святые служат Божественную литургию и Божественную Евхаристию.

Итак, трижды читается этот замечательный тропарь. Я читаю его обычно вслух и громко.

– Да, я могу это засвидетельствовать.

– Это оказывает какое-то удивительное воздействие на прихожан нашего храма. В то время, когда предстоятель в первый раз читает этот тропарь: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся, диакон говорит: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», это слова из 50-го псалма. Предстоятель опять читает: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся, и диакон, преисполнившись духа покаяния (а мы все должны пребывать в этом духе покаяния, потому что мы недостойны пребывать в Царствии Божием и недостойны вообще этой Божественной литургии, которая оставлена нам по милости Божией), произносит слова из 50-го псалма: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». И потом священник в третий раз читает этот тропарь.

Но, так как время программы подошло к концу, на этом мы закончим.

– Очень быстро пролетела эта программа. Удивительно! Отец Владимир, все-таки мы с Вами не завершили разговор о Евхаристии, но я думаю, что Вы тем самым обрадовали наших телезрителей, потому что им очень нравятся эти программы и они говорят, что всегда с нетерпением ждут Вашего рассказа, Ваших размышлений о Божественной литургии. Так что обрадуем наших телезрителей и продолжим разговор в следующей программе. Спасибо Вам, батюшка!

– Бог да сохранит нас всех!

 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать