Таинства Церкви. О настроении

28 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня мы продолжаем беседы с архимандритом Мелхиседеком.

Отец Мелхиседек, Вы знаете, какой вопрос часто мучает православных? Какое у них должно быть настроение? Что такое православный человек? Должен ли он быть всегда в размышлениях, или должен быть всегда унылым, или веселым? Какова, вообще, натура православного христианина?

– Христианин должен быть нормальным. Как написано у Антония Сурожского, одна женщина сказала: «Батюшка, хочу быть настоящей христианкой» – и начала перечислять, в чем это состоит и что ей не хватает того-то и того-то. А он ей говорит: «Знаешь, нам всем надо стать просто людьми». Кстати, я замечал, что в духовном плане часто идет взаимное научение, взаимная связь и взаимная польза: священник – чадо, священник – прихожанин, священник – друзья, священник – знакомые, родные, близкие. Мы все, как мудрые пчелы, должны научаться друг от друга, брать духовный нектар из обстоятельств жизни, встреч, взаимного общения. У премудрого Соломона есть такие слова: «Обретший друга нашел сокровище». Очень важно иметь родную душу, человека единомысленного, который идет с тобой в одном направлении.

Когда Вы только задали вопрос, я вспомнил одну ситуацию. Близкий человек спрашивает меня:

– Какое у тебя настроение: хорошее или плохое?

 Я говорю:

– Скорее всего, хорошее.

А должно быть радостное.

Думаю: вот это да! А ведь точно!

– Как у Серафима Саровского.

– Почему-то мы уже довольствуемся просто хорошим настроением. Причем, поскольку на общем фоне бывает оно редко, тогда мы это просто хорошее настроение ценим еще больше. А оно должно быть радостное. Апостол Павел так и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

Непрестанно радоваться. Что для этого надо? Как раз в обратной последовательности – за все благодарить и непрестанно молиться. Человек спрашивает: «Как это понять – за все благодарите?» А поменьше надо ныть по жизни. Кто-то сказал, что все проблемы в нашей жизни происходят от того, что мы не благодарим за то, что имеем, а больше обращаем внимания на то, чего не имеем. То есть надо в жизни сместить акценты.

Однажды подходит женщина и говорит: «Батюшка, я училась на богословских курсах пятнадцать лет назад, и брошенная Вами фраза перевернула мою жизнь». Я ей отвечаю: «Такого не может быть». От одной фразы жизнь не переворачивается. И спросил: «А какая фраза?» Она говорит: «Вы однажды сказали, что мы не можем большей частью изменить обстоятельства нашей жизни, но мы можем и должны изменить наше отношение к ним».

– Очень мудрая фраза.

– Но, конечно, одна фраза еще не все говорит, скорее всего, это был комментарий, и я его тоже вспоминаю. Иоанн Златоуст пишет: «Больной человек – это не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек – это не тот, у кого нет болезней, а тот, кто при болезнях мало ноет. Бедный человек – это не тот, у кого мало денег, это тот, кто не умеет довольствоваться необходимым. Богатый человек – это не тот, у кого много денег или много всего, а тот, кто умеет довольствоваться необходимым». Оказывается, все внутри нас: и рай, и ад, и оценка всего. В одних и тех же условиях для одного нормально, а для другого – ужасно.

Встречаются христианин и безбожник. Атеист, безбожник говорит: «Ужас, ужас! Может ли быть хуже?» Христианин: «Может, может, может». Поэтому очень важно устроение, от которого зависит настроение. Знаете, корабль тонет не тогда, когда он плавает в воде, а когда в него попадает вода. И поэтому гораздо важнее то, что происходит внутри тебя, чем происходящее вокруг тебя. Вот почему всегда должен быть стержень, должна быть вера, должно быть упование.

Мы недавно разговаривали с нашим дорогим владыкой Феофилактом, вспоминали, в какие времена мы вместе с ним пришли в Церковь. А пришли мы в коммунистические времена.

– В тяжелые.

– Да. В те времена, когда даже был выведен специальный сорт яблок, который назывался «андроповка». Есть «антоновка», а есть «андроповка». Почему так назвали этот сорт? Потому что он вяжет не только рот, но и руки.

– Шутка понятна.

– И вот в те времена мы пришли в Церковь, пришли к Богу, поступили в семинарию, монастырь. Владыка Феофилакт рассказал случай, произошедший чуть раньше этого времени, в хрущевские времена, когда определилось, что курс партии – на уничтожение Церкви. И вдруг один мирянин подает прошение архиерею на рукоположение. Даже владыка удивился, испытывая его. Спрашивает его: «А ты хорошо подумал?»

– То есть ты отдаешь себе отчет в том, что может быть?

– И тот человек говорит: «Бог что-нибудь придумает».

– Знаете, какие Ваши слова я очень люблю? Вернее, это слова Алексия Мечева, которые Вы повторили. Он жил в очень тяжелое время, мы же знаем, и сказал: «Будьте друг для друга солнышками». Вы эту фразу произнесли, теперь я ее всем повторяю. Давайте, правда, постараемся быть солнышками.

– Потому что негатива в жизни много...

Так вот, у того человека был внутренний стержень. Какая мысль: Бог что-нибудь придумает! Придумает, как мне помочь, как выйти из этой ситуации, как мне до конца пронести свой священнический и жизненный крест. Потому что Бог Своих не бросает. Кто-то из мудрых людей сказал: кто во всем себя Богу вверяет, того Бог никогда не оставляет. Когда Бог на первом месте, тогда все остальное – на своем. Кто отдал самого себя Богу, того Бог никому и никогда не отдаст. Поэтому то, что внутри нас, что нас наполняет, чрезвычайно важнее того, что у нас есть.

Вспоминается один случай. Кораблекрушение. Люди на корабле успели подать сигнал SOS и знали, что помощь рано или поздно придет. Господь помог выплыть только двум людям – купцу и профессору физики. Вот они сидят на берегу, смотрят на море, на плавающие обломки корабля, и оба плачут. Купец обнимает профессора и говорит: «А ты-то что плачешь? Все, что было у меня, и все, что я имел, утонуло. А все, что имеешь ты (указывает на голову), осталось при тебе».

Поэтому то, что мы имеем веру, надежду, любовь, имеем путь христианской жизни, – это уже очень много в нашей жизни. И очень важно благодарить за это Бога.

Вспоминается также один случай из жизнеописания Иоанна Кронштадтского. Батюшка имел очень много попечений о народе Божьем. В Кронштадте был построен Дом трудолюбия, общество трезвости, то есть он даже в социальном плане перевернул этот город, жизнь в Санкт-Петербурге, перевернул мировоззрение людей. Его жизнь не ограничивалась только храмом. И как-то он посещал дом умалишенных (если перевести на наш язык – «психушку», как, например, Алексеевская психиатрическая больница в Москве). Прошел молебен о здравии, встреча, батюшка причастил находящийся там народ. И вдруг, когда он уезжает, к нему подходит психбольной (умалишенный): «Отец Иоанн, а Вы когда-нибудь благодарили Бога за свой светлый разум?» Он поклонился ему в ноги и сказал: «Брат, я тебя благодарю; я даже никогда об этом не задумывался». Перекрестился и сказал: «Господи, слава Тебе, благодарю за мой разум». То есть мы воспринимаем это как достаточно естественные вещи, а надо очень много размышлять, за что Бога благодарить.

И еще. Мы иногда думаем, что все вокруг должно крутиться вокруг нас, чтобы нам было комфортно, чтобы обстоятельства жизни работали на нас, тогда все будет хорошо и настроение будет хорошее. Оказывается, в духовной жизни обратная связь: чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. И самые последние слова Христа на Тайной Вечере были такие: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ваши ноги, и вы должны умывать ноги друг другу. Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить».

И человек должен таким образом настраивать себя в христианской жизни. Потому что, только отдавая, человек может получать. И когда поймешь, что жизнь – это не наслаждение, а жизнь – это служение, и только от служения ты можешь получить наслаждение, к тебе это обязательно рано или поздно вернется.

– Батюшка, можно я Вас перебью. Есть знаменитые слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Отдай временное и получишь вечное, отдай малое и получишь великое».

– Потрясающие слова. И Паисий Афонский говорит: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Что такое двойное здоровье? Внешнее и внутреннее. Это и есть то самое хорошее настроение, та самая радость, гармония, внутреннее спокойствие, которого всем нам так не хватает. А почему его нет? За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Поэтому сначала должна быть отдача, сначала должна быть любовь, должно быть служение.

Однажды в Оптиной пустыни один престарелый игумен меня спросил: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему люди долго живут?» Это, конечно, загадка, почему люди долго живут, но я пошутил: «Знаю, потому что у них сбалансированное питание и налаженный режим труда и отдыха» (смеется). А этот игумен был участником Великой Отечественной войны. Какое там сбалансированное питание? Он даже шутки не понял, потому что не знает, что это такое, это сейчас везде об этом говорят: в журналах, передачах…

– Да, калории, микроэлементы…

– …витамины. И он говорит: «Нет. Люди живут долго, потому что они кому-то нужны».

– Вот это мудро.

– И когда я работал в институте имени Склифосовского, я видел, что такое уход за тяжелобольным. Когда он нужен, когда родные хотят, чтобы он жил, и сам больной хочет жить, такие люди – после кровоизлияния в мозг, после тяжелейших операций, трепанации черепа – вставали. А тот человек, который был безразличен родным и близким, быстро уходил после операции на тот свет.

А почему родные так ухаживали? Потому что человек был им нужен, потому что он в свое время отдал им свои силы, свою жизнь, свое здоровье, свою любовь и сердце. Потому что это отношение и этот уход он заслужил. Получается, если человек отдает, то за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Поэтому всё внутри нас.

– Отец Мелхиседек, но мы, наверное, не должны ставить знак равенства между радостным настроением, когда благодарим Бога, и тем веселым настроением, которое возникает, когда люди, например, идут развлекаться, слушают пародистов, куплетистов, которых сейчас бесконечное количество. Я их не смотрю, но иногда вижу какую-нибудь рекламу и не понимаю, чему люди смеются: над какими-то странными образами, странными плоскими шутками ухохатываются. У них ведь радостное настроение, им весело, хорошо. Но все-таки есть некое различие между той радостью, о которой мы с Вами говорим, и вот этой искусственной радостью.

– Вы когда говорили, мне вспомнилась такая история. В какой-то город приехал знаменитый пародист. Один сеанс шоу, другой, третий. И потом к врачу-психиатру приходит человек и говорит: «Знаете, у меня нет настроения, у меня какой-то пессимизм, мысли о суициде и вообще какая-то тоска на сердце. Что посоветуете?» Врач начал с ним разбираться: одно, другое, дал какие-то общие направления: сделать то-то и то-то. А еще, говорит он, к нам в город приехал знаменитый пародист, советую сходить, говорят, что очень поднимает настроение. И пациент ему отвечает: «А это я и есть». Поэтому вся эта внешняя смехопанорама – это мишура.

– Очень пошло всё.

– Пусть занимаются, это их уровень, их жизнь. У нас другая жизнь, и наша радость отлична от юмора, отлична от каких-то внешних вещей, это внутреннее настроение. И это настроение зависит от устроения.

Еще вспомнился один сюжет из нашей повседневной жизни. Жили люди в девятиэтажках или в пятиэтажках, хрущевках. И вдруг рядом построили «башню» по программе «Точечная застройка». И вот семья, муж с женой, завтракают. Жена видит в окно, как на балконе начали развешивать белье (обычно это бывает по субботам, хозяйственный день). Она один раз посмотрела, второй, а потом мужу говорит: «Что-то я не пойму, а чего у нее белье-то серое?» Обычно же белье белое или цветное, а тут серое. И так происходило несколько суббот подряд. Жену это как-то заинтересовало, и она говорит мужу: «Слушай, может соседке порошок “Лотос” подарить? Как она стирает, что у нее белье-то серое?» И вдруг через еще одну субботу смотрит и говорит: «Посмотри, наверное, научилась: белье-то у нее теперь белое стало». А муж говорит: «Знаешь, это не она белье научилась стирать, это я наше окно помыл».

– Браво!

– Вот всем нам не мешало бы помыть наше «окно». Потому что то, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Люди приходят ко мне, жалуются: батюшка, жизнь плохая, ужасная. Особенно на исповеди: исповедуются за грехи мужа, за грехи мамы, папы, дочери, внучки: «Вот они такие...» Это большая часть исповеди у начинающих.

Кстати, мы говорили про духовное руководство, когда людей надо немножко направить внутрь самих себя, а то у них поверхностная жизнь. И я им подсказываю:

– Знаете, это все очень легко можно решить, чтобы все стали хорошими.

– Как?

– У нас в магазине за триста девяносто рублей продаются розовые очки, надо их купить и почаще надевать.

Потому что если ты смотришь через розовые очки – увидишь все в розовом цвете, через черные – в черном, через увеличительные – в увеличенном. Надо иметь правильный взгляд на жизнь, на людей, на себя. И по отношению к другим людям должно быть именно правильное устроение. А какой взгляд должен быть на других людей? Взгляд адвоката, а не прокурора. По отношению к себе ты должен быть прокурор, по отношению к другим – адвокат.

– Так ведь Серафим (Тяпочкин) говорил?

– Да. А мы столько оправданий себе найдем, чтобы не испортить отношения с самим собой из-за какого-то гадкого поступка, неловкого слова, гневливого отношения, которое привело к ссоре. Мы обязательно все так построим-перестроим, в уме сообразим, что в конце концов получится, что мы особо-то и не виноваты. И настроение себе этим не испортим, не признаемся в том, какие мы все-таки сами нехорошие люди и бяки. Если у тебя так работает фантазия и мозги по отношению к самому себе, то пусть так же они работают и по отношению к твоему близкому человеку.

Я уже говорил, что считаю хорошими отношения с близкими людьми, когда мы делимся положительными телеграммами...

– Да, полезно.

– Кто что прочитал, услышал, посмотрел на канале «Союз», «Радонеж», в Интернете что-то полезное нашел. И мне пришла потрясающая «телеграмма»: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо». Ну почему мы все время думаем о плохом? Если кто-то что-то сказал или сделал, почему ты думаешь, что это нарочно, ради того, чтобы тебя каким-то образом ущемить? Почему все время мы начинаем с плохих мыслей? Поэтому старец Паисий так и говорил: «Включайте добрый помысл». Обязательно, прежде чем подумать плохо, надо подумать хорошо. Вот это и будет основанием для хорошего настроения, для радостного ощущения жизни, чтобы ничего не выбивало из колеи.

Еще я говорю людям: вы погоду можете переменить? Нет. Что мы делаем, когда холодно, дождь, пасмурно? Мы одеваемся по погоде. Вот так и в духовной жизни. У тебя вот такие обстоятельства – живи согласно этим обстоятельствам и делай противоположное этим обстоятельствам. Если дождик идет, у тебя должен быть зонтик, если холодно, одевайся теплее.

Сейчас в Церкви сложилась такая ситуация, что священников, окончивших семинарию, посылают на два года в те или другие отдаленные епархии. И наш отец Роман связался с епархией и говорит: «У меня есть ботинки для мороза минус двадцать пять градусов. Пойдут?» Ему сказали: «Нет, ищи на минус тридцать пять». Представляете?

– Это валенки.

– Человек заранее готовится к обстоятельствам. Уготовихся и не смутихся. Чтобы не потерять настроение, надо быть ко всему готовым. Как меня учил в свое время наместник: «Будь готов ко всякой скорби – и избежишь всякой скорби». Уготовихся и не смутихся.

Поэтому мы должны быть готовыми к служению, готовыми отдавать, готовыми носить розовые очки. Должны быть готовыми для других быть адвокатами, а для себя – прокурорами. И вот тогда это будет правильным устроением. От этого правильного устроения будет хорошее настроение, и, может быть, в конце концов мы приблизимся к завещанию апостола Павла: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите.

Вот Вам, Любовь Сергеевна, и нашим дорогим телезрителям желаю правильного устроения и хорошего настроения.

– Благодарю Вас сердечно, отец Мелхиседек. Должна сказать, что каждая встреча с Вами лично для меня – это хорошее настроение. Тоже один из рецептов.

– Дай Бог!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать