Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Мелхиседек, Вы знаете, какой вопрос часто мучает православных? Какое у них должно быть настроение? Что такое православный человек? Должен ли он быть всегда в размышлениях, или должен быть всегда унылым, или веселым? Какова, вообще, натура православного христианина?
– Христианин должен быть нормальным. Как написано у Антония Сурожского, одна женщина сказала: «Батюшка, хочу быть настоящей христианкой» – и начала перечислять, в чем это состоит и что ей не хватает того-то и того-то. А он ей говорит: «Знаешь, нам всем надо стать просто людьми». Кстати, я замечал, что в духовном плане часто идет взаимное научение, взаимная связь и взаимная польза: священник – чадо, священник – прихожанин, священник – друзья, священник – знакомые, родные, близкие. Мы все, как мудрые пчелы, должны научаться друг от друга, брать духовный нектар из обстоятельств жизни, встреч, взаимного общения. У премудрого Соломона есть такие слова: «Обретший друга нашел сокровище». Очень важно иметь родную душу, человека единомысленного, который идет с тобой в одном направлении.
Когда Вы только задали вопрос, я вспомнил одну ситуацию. Близкий человек спрашивает меня:
– Какое у тебя настроение: хорошее или плохое?
Я говорю:
– Скорее всего, хорошее.
– А должно быть радостное.
Думаю: вот это да! А ведь точно!
– Как у Серафима Саровского.
– Почему-то мы уже довольствуемся просто хорошим настроением. Причем, поскольку на общем фоне бывает оно редко, тогда мы это просто хорошее настроение ценим еще больше. А оно должно быть радостное. Апостол Павел так и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».
Непрестанно радоваться. Что для этого надо? Как раз в обратной последовательности – за все благодарить и непрестанно молиться. Человек спрашивает: «Как это понять – за все благодарите?» А поменьше надо ныть по жизни. Кто-то сказал, что все проблемы в нашей жизни происходят от того, что мы не благодарим за то, что имеем, а больше обращаем внимания на то, чего не имеем. То есть надо в жизни сместить акценты.
Однажды подходит женщина и говорит: «Батюшка, я училась на богословских курсах пятнадцать лет назад, и брошенная Вами фраза перевернула мою жизнь». Я ей отвечаю: «Такого не может быть». От одной фразы жизнь не переворачивается. И спросил: «А какая фраза?» Она говорит: «Вы однажды сказали, что мы не можем большей частью изменить обстоятельства нашей жизни, но мы можем и должны изменить наше отношение к ним».
– Очень мудрая фраза.
– Но, конечно, одна фраза еще не все говорит, скорее всего, это был комментарий, и я его тоже вспоминаю. Иоанн Златоуст пишет: «Больной человек – это не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек – это не тот, у кого нет болезней, а тот, кто при болезнях мало ноет. Бедный человек – это не тот, у кого мало денег, это тот, кто не умеет довольствоваться необходимым. Богатый человек – это не тот, у кого много денег или много всего, а тот, кто умеет довольствоваться необходимым». Оказывается, все внутри нас: и рай, и ад, и оценка всего. В одних и тех же условиях для одного нормально, а для другого – ужасно.
Встречаются христианин и безбожник. Атеист, безбожник говорит: «Ужас, ужас! Может ли быть хуже?» Христианин: «Может, может, может». Поэтому очень важно устроение, от которого зависит настроение. Знаете, корабль тонет не тогда, когда он плавает в воде, а когда в него попадает вода. И поэтому гораздо важнее то, что происходит внутри тебя, чем происходящее вокруг тебя. Вот почему всегда должен быть стержень, должна быть вера, должно быть упование.
Мы недавно разговаривали с нашим дорогим владыкой Феофилактом, вспоминали, в какие времена мы вместе с ним пришли в Церковь. А пришли мы в коммунистические времена.
– В тяжелые.
– Да. В те времена, когда даже был выведен специальный сорт яблок, который назывался «андроповка». Есть «антоновка», а есть «андроповка». Почему так назвали этот сорт? Потому что он вяжет не только рот, но и руки.
– Шутка понятна.
– И вот в те времена мы пришли в Церковь, пришли к Богу, поступили в семинарию, монастырь. Владыка Феофилакт рассказал случай, произошедший чуть раньше этого времени, в хрущевские времена, когда определилось, что курс партии – на уничтожение Церкви. И вдруг один мирянин подает прошение архиерею на рукоположение. Даже владыка удивился, испытывая его. Спрашивает его: «А ты хорошо подумал?»
– То есть ты отдаешь себе отчет в том, что может быть?
– И тот человек говорит: «Бог что-нибудь придумает».
– Знаете, какие Ваши слова я очень люблю? Вернее, это слова Алексия Мечева, которые Вы повторили. Он жил в очень тяжелое время, мы же знаем, и сказал: «Будьте друг для друга солнышками». Вы эту фразу произнесли, теперь я ее всем повторяю. Давайте, правда, постараемся быть солнышками.
– Потому что негатива в жизни много...
Так вот, у того человека был внутренний стержень. Какая мысль: Бог что-нибудь придумает! Придумает, как мне помочь, как выйти из этой ситуации, как мне до конца пронести свой священнический и жизненный крест. Потому что Бог Своих не бросает. Кто-то из мудрых людей сказал: кто во всем себя Богу вверяет, того Бог никогда не оставляет. Когда Бог на первом месте, тогда все остальное – на своем. Кто отдал самого себя Богу, того Бог никому и никогда не отдаст. Поэтому то, что внутри нас, что нас наполняет, чрезвычайно важнее того, что у нас есть.
Вспоминается один случай. Кораблекрушение. Люди на корабле успели подать сигнал SOS и знали, что помощь рано или поздно придет. Господь помог выплыть только двум людям – купцу и профессору физики. Вот они сидят на берегу, смотрят на море, на плавающие обломки корабля, и оба плачут. Купец обнимает профессора и говорит: «А ты-то что плачешь? Все, что было у меня, и все, что я имел, утонуло. А все, что имеешь ты (указывает на голову), осталось при тебе».
Поэтому то, что мы имеем веру, надежду, любовь, имеем путь христианской жизни, – это уже очень много в нашей жизни. И очень важно благодарить за это Бога.
Вспоминается также один случай из жизнеописания Иоанна Кронштадтского. Батюшка имел очень много попечений о народе Божьем. В Кронштадте был построен Дом трудолюбия, общество трезвости, то есть он даже в социальном плане перевернул этот город, жизнь в Санкт-Петербурге, перевернул мировоззрение людей. Его жизнь не ограничивалась только храмом. И как-то он посещал дом умалишенных (если перевести на наш язык – «психушку», как, например, Алексеевская психиатрическая больница в Москве). Прошел молебен о здравии, встреча, батюшка причастил находящийся там народ. И вдруг, когда он уезжает, к нему подходит психбольной (умалишенный): «Отец Иоанн, а Вы когда-нибудь благодарили Бога за свой светлый разум?» Он поклонился ему в ноги и сказал: «Брат, я тебя благодарю; я даже никогда об этом не задумывался». Перекрестился и сказал: «Господи, слава Тебе, благодарю за мой разум». То есть мы воспринимаем это как достаточно естественные вещи, а надо очень много размышлять, за что Бога благодарить.
И еще. Мы иногда думаем, что все вокруг должно крутиться вокруг нас, чтобы нам было комфортно, чтобы обстоятельства жизни работали на нас, тогда все будет хорошо и настроение будет хорошее. Оказывается, в духовной жизни обратная связь: чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. И самые последние слова Христа на Тайной Вечере были такие: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ваши ноги, и вы должны умывать ноги друг другу. Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить».
И человек должен таким образом настраивать себя в христианской жизни. Потому что, только отдавая, человек может получать. И когда поймешь, что жизнь – это не наслаждение, а жизнь – это служение, и только от служения ты можешь получить наслаждение, к тебе это обязательно рано или поздно вернется.
– Батюшка, можно я Вас перебью. Есть знаменитые слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Отдай временное и получишь вечное, отдай малое и получишь великое».
– Потрясающие слова. И Паисий Афонский говорит: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Что такое двойное здоровье? Внешнее и внутреннее. Это и есть то самое хорошее настроение, та самая радость, гармония, внутреннее спокойствие, которого всем нам так не хватает. А почему его нет? За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Поэтому сначала должна быть отдача, сначала должна быть любовь, должно быть служение.
Однажды в Оптиной пустыни один престарелый игумен меня спросил: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему люди долго живут?» Это, конечно, загадка, почему люди долго живут, но я пошутил: «Знаю, потому что у них сбалансированное питание и налаженный режим труда и отдыха» (смеется). А этот игумен был участником Великой Отечественной войны. Какое там сбалансированное питание? Он даже шутки не понял, потому что не знает, что это такое, это сейчас везде об этом говорят: в журналах, передачах…
– Да, калории, микроэлементы…
– …витамины. И он говорит: «Нет. Люди живут долго, потому что они кому-то нужны».
– Вот это мудро.
– И когда я работал в институте имени Склифосовского, я видел, что такое уход за тяжелобольным. Когда он нужен, когда родные хотят, чтобы он жил, и сам больной хочет жить, такие люди – после кровоизлияния в мозг, после тяжелейших операций, трепанации черепа – вставали. А тот человек, который был безразличен родным и близким, быстро уходил после операции на тот свет.
А почему родные так ухаживали? Потому что человек был им нужен, потому что он в свое время отдал им свои силы, свою жизнь, свое здоровье, свою любовь и сердце. Потому что это отношение и этот уход он заслужил. Получается, если человек отдает, то за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Поэтому всё внутри нас.
– Отец Мелхиседек, но мы, наверное, не должны ставить знак равенства между радостным настроением, когда благодарим Бога, и тем веселым настроением, которое возникает, когда люди, например, идут развлекаться, слушают пародистов, куплетистов, которых сейчас бесконечное количество. Я их не смотрю, но иногда вижу какую-нибудь рекламу и не понимаю, чему люди смеются: над какими-то странными образами, странными плоскими шутками ухохатываются. У них ведь радостное настроение, им весело, хорошо. Но все-таки есть некое различие между той радостью, о которой мы с Вами говорим, и вот этой искусственной радостью.
– Вы когда говорили, мне вспомнилась такая история. В какой-то город приехал знаменитый пародист. Один сеанс шоу, другой, третий. И потом к врачу-психиатру приходит человек и говорит: «Знаете, у меня нет настроения, у меня какой-то пессимизм, мысли о суициде и вообще какая-то тоска на сердце. Что посоветуете?» Врач начал с ним разбираться: одно, другое, дал какие-то общие направления: сделать то-то и то-то. А еще, говорит он, к нам в город приехал знаменитый пародист, советую сходить, говорят, что очень поднимает настроение. И пациент ему отвечает: «А это я и есть». Поэтому вся эта внешняя смехопанорама – это мишура.
– Очень пошло всё.
– Пусть занимаются, это их уровень, их жизнь. У нас другая жизнь, и наша радость отлична от юмора, отлична от каких-то внешних вещей, это внутреннее настроение. И это настроение зависит от устроения.
Еще вспомнился один сюжет из нашей повседневной жизни. Жили люди в девятиэтажках или в пятиэтажках, хрущевках. И вдруг рядом построили «башню» по программе «Точечная застройка». И вот семья, муж с женой, завтракают. Жена видит в окно, как на балконе начали развешивать белье (обычно это бывает по субботам, хозяйственный день). Она один раз посмотрела, второй, а потом мужу говорит: «Что-то я не пойму, а чего у нее белье-то серое?» Обычно же белье белое или цветное, а тут серое. И так происходило несколько суббот подряд. Жену это как-то заинтересовало, и она говорит мужу: «Слушай, может соседке порошок “Лотос” подарить? Как она стирает, что у нее белье-то серое?» И вдруг через еще одну субботу смотрит и говорит: «Посмотри, наверное, научилась: белье-то у нее теперь белое стало». А муж говорит: «Знаешь, это не она белье научилась стирать, это я наше окно помыл».
– Браво!
– Вот всем нам не мешало бы помыть наше «окно». Потому что то, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Люди приходят ко мне, жалуются: батюшка, жизнь плохая, ужасная. Особенно на исповеди: исповедуются за грехи мужа, за грехи мамы, папы, дочери, внучки: «Вот они такие...» Это большая часть исповеди у начинающих.
Кстати, мы говорили про духовное руководство, когда людей надо немножко направить внутрь самих себя, а то у них поверхностная жизнь. И я им подсказываю:
– Знаете, это все очень легко можно решить, чтобы все стали хорошими.
– Как?
– У нас в магазине за триста девяносто рублей продаются розовые очки, надо их купить и почаще надевать.
Потому что если ты смотришь через розовые очки – увидишь все в розовом цвете, через черные – в черном, через увеличительные – в увеличенном. Надо иметь правильный взгляд на жизнь, на людей, на себя. И по отношению к другим людям должно быть именно правильное устроение. А какой взгляд должен быть на других людей? Взгляд адвоката, а не прокурора. По отношению к себе ты должен быть прокурор, по отношению к другим – адвокат.
– Так ведь Серафим (Тяпочкин) говорил?
– Да. А мы столько оправданий себе найдем, чтобы не испортить отношения с самим собой из-за какого-то гадкого поступка, неловкого слова, гневливого отношения, которое привело к ссоре. Мы обязательно все так построим-перестроим, в уме сообразим, что в конце концов получится, что мы особо-то и не виноваты. И настроение себе этим не испортим, не признаемся в том, какие мы все-таки сами нехорошие люди и бяки. Если у тебя так работает фантазия и мозги по отношению к самому себе, то пусть так же они работают и по отношению к твоему близкому человеку.
Я уже говорил, что считаю хорошими отношения с близкими людьми, когда мы делимся положительными телеграммами...
– Да, полезно.
– Кто что прочитал, услышал, посмотрел на канале «Союз», «Радонеж», в Интернете что-то полезное нашел. И мне пришла потрясающая «телеграмма»: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо». Ну почему мы все время думаем о плохом? Если кто-то что-то сказал или сделал, почему ты думаешь, что это нарочно, ради того, чтобы тебя каким-то образом ущемить? Почему все время мы начинаем с плохих мыслей? Поэтому старец Паисий так и говорил: «Включайте добрый помысл». Обязательно, прежде чем подумать плохо, надо подумать хорошо. Вот это и будет основанием для хорошего настроения, для радостного ощущения жизни, чтобы ничего не выбивало из колеи.
Еще я говорю людям: вы погоду можете переменить? Нет. Что мы делаем, когда холодно, дождь, пасмурно? Мы одеваемся по погоде. Вот так и в духовной жизни. У тебя вот такие обстоятельства – живи согласно этим обстоятельствам и делай противоположное этим обстоятельствам. Если дождик идет, у тебя должен быть зонтик, если холодно, одевайся теплее.
Сейчас в Церкви сложилась такая ситуация, что священников, окончивших семинарию, посылают на два года в те или другие отдаленные епархии. И наш отец Роман связался с епархией и говорит: «У меня есть ботинки для мороза минус двадцать пять градусов. Пойдут?» Ему сказали: «Нет, ищи на минус тридцать пять». Представляете?
– Это валенки.
– Человек заранее готовится к обстоятельствам. Уготовихся и не смутихся. Чтобы не потерять настроение, надо быть ко всему готовым. Как меня учил в свое время наместник: «Будь готов ко всякой скорби – и избежишь всякой скорби». Уготовихся и не смутихся.
Поэтому мы должны быть готовыми к служению, готовыми отдавать, готовыми носить розовые очки. Должны быть готовыми для других быть адвокатами, а для себя – прокурорами. И вот тогда это будет правильным устроением. От этого правильного устроения будет хорошее настроение, и, может быть, в конце концов мы приблизимся к завещанию апостола Павла: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите.
Вот Вам, Любовь Сергеевна, и нашим дорогим телезрителям желаю правильного устроения и хорошего настроения.
– Благодарю Вас сердечно, отец Мелхиседек. Должна сказать, что каждая встреча с Вами лично для меня – это хорошее настроение. Тоже один из рецептов.
– Дай Бог!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!